Введение 5
1 Теоретические основы использования музейной педагогики на уроках окружающего мира при изучении младшими школьниками родного края... 8
1. 1 Ресурс музейной педагогики при изучении родного края младшими школьниками на уроках окружающего мира 8
1. 2 Особенности реализации музейной педагогики на уроках окружающего мира при изучении родного края младшими школьниками 17
2 Опытно-экспериментальная работа по использованию музейной педагогики как средства изучения родного края младшими школьниками на уроках окружающего мира 21
2. 1 Диагностика образовательных результатов при изучении родного края младшими школьниками на уроках окружающего мира 21
2. 2 Методические рекомендации для педагогов по использованию музейной педагогики как средства изучения родного края младшими школьниками на уроках окружающего мира 34
Заключение 40
Список использованных источников 43
Приложение А Результаты методики Цветик - семицветик 49
Приложение Б Технологическая карта урока окружающего мира 1 51
Приложение В Конспект экскурсии в школьный музей 63
Приложение Г Технологическая карта урока окружающего мира 2 66
Приложение Д Технологическая карта урока окружающего мира 3 83
Приложение Е Технологическая карта урока окружающего мира 4 95
Образование - динамическая система, находящаяся в постоянном развитии. В ее основе лежат гуманистические идеи воспитания, направленные на формирование и развитие целостной, социально адаптированной, владеющей функциональной грамотностью личности. Особое внимание в российском образовании уделяется формированию уважительного отношения к малой родине. Так, ФГОС НОО ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»): любящий свой народ, свой край и свою Родину. А к результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования, относятся: ценностные ориентации обучающегося (патриотизм, толерантность, гуманизм), что составляет основу любви к родному краю [22].
Поиск наиболее эффективных методов и средств воспитания в вопросах связанных с изучением родного края указывает на то, что музейная педагогика позволяет добиться оптимальных результатов. Она благотворно влияет на разные сферы человеческой жизни: общественную, материальную, духовную [11].
Изучением способов формирования любви к родному краю младших школьников через использование музейной педагогики занимались Н. Д. Наумова, Б. А. Столяров, Я. В. Макарчук, О. Л. Князева, М. Л. Мальчевская и др.
Музейная педагогика является средством формирования знаний о малой родине и наиболее эффективным направлением изучения родного края. Вышесказанное указывает на актуальность использования средств музейной педагогики при изучении младшими школьниками родного края на уроках предмета «Окружающий мир».
Цель исследования: раскрыть возможности музейной педагогики при изучении младшими школьниками родного края на уроках окружающего мира.
Объект исследования: музейная педагогика как средство изучения младшими школьниками родного края.
Предмет исследования: музейная педагогика как средство изучения младшими школьниками родного края на уроках окружающего мира.
В соответствии с поставленной целью нами были сформулированы следующие задачи:
1. Раскрыть ресурс использования средств музейной педагогики в реализации УМК по окружающему миру при изучении родного края младшими школьниками;
2. Изучить особенности реализации музейной педагогики на уроках окружающего мира при изучении родного края младшими школьниками;
3. Провести диагностику образовательных результатов при изучении родного края младшими школьниками на уроках окружающего мира;
4. Разработать методические рекомендации для педагогов по использованию музейной педагогики как средства изучения родного края младшими школьниками на уроках окружающего мира.
Методы исследования: анализ теоретической базы по заданной проблеме, анализ УМК по учебному предмету «Окружающий мир», экспериментальный метод, включающий проведение констатирующего эксперимента, анализ и обобщение полученных данных.
Практическая значимость исследования заключается в том, что данная работа содержит в себе теоретический и практический аспекты использования музейной работы для изучения родного края младшими школьниками на уроках окружающего мира, что может быть полезно педагогам начальных классов при создании и реализации музейных проектов на данную тематику, внеклассных мероприятий, а так же студентам, при подготовке рефератов и курсовых работ....
Школа ставит одной из важнейших целей воспитания формирование достойного гражданина и патриота России. Для достижения этих целей ставятся задачи прививания обучающимся патриотических ценностей, уважения к истории Отечества, а также изучению родного края, малой родины. Средства музейной педагогики способствуют эффективному результату в изучении родного края и формирования уважительного отношения к малой Родине.
Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования показывает ресурсность использования средств музейной педагогики при изучении родного края младшими школьниками. На основе анализа научной литературы мы уточнили содержание понятия «музейная педагогика» и сделали выводы о том, что с целью повышения эффективности образовательного процесса необходимо систематически и комплексно использовать технологии музейной педагогики для изучения родного края младшими школьниками. Использование средств музейной педагогики положительно влияет на воспитание патриотизма и ценностного отношения к окружающей действительности, позволяет не только разнообразить среду, но и приобщать детей к музейной культуре, искусству, повысить уровень художественно-эстетического развития школьников. Посещение музеев особенно полезно детям, поскольку помогает пробудить в них чувство прекрасного и бережное отношение к своей истории.
Проанализированные нами УМК предусматривают реализацию изучения своей малой Родины через применение средств музейной педагогики и, следовательно, способствуют формированию базовых человеческих ценностей у ребенка. А ресурс музейной педагогики при освоении тем на уроках окружающего мира, направленных на изучение родного края, прежде всего заключается в наглядности экспонатов и экспозиций, деятельностном компоненте, который позволяет детям быть самостоятельными участниками процесса и его создателями, а так же в неразрывной связи прошлого с настоящим и будущим временем, в активном вовлечении школьников в исследовательскую деятельность для изучения своей малой Родины и сохранении природного и историко-культурного наследия, формирования патриотических чувств, гражданского самосознания, трудолюбия и ответственности.
Изучив особенности использования технологии музейной педагогики на уроках окружающего мира, можно отметить, что они заключаются в возможности реализовать идею межпредметных связей, органично связывать урок с факультативными занятиями и внеурочной деятельностью, организовывать взаимодействие ребят с музейной экспозицией, которая обеспечивает раскрытие эмоционально-ценностного компонента, что способствует пробуждению чувства гордости и бережного отношения к своей малой Родине, а так же деятельностного компонента, который дает возможность детям быть не только слушателями, но и полноправными субъектами процесса и его создателями. Использование музейного материала на уроках в значительной мере облегчает усвоение программы, усиливает конкретность и наглядность обучения, повышает мотивацию учащихся к предмету.
Наша опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ СОШ № 2 города Лесосибирска в 3 классе. Работа проводилась в 2 этапа: констатирующий этап, формирующий этап. В исследовании приняли участие 32 обучающихся. Нами был разработан диагностический инструментарий, который включал в себя 3 компонента: когнитивный, эмоционально-ценностный, деятельностный. Проанализировав результаты всех методик по трем компонентам, мы выявили следующие результаты: высокий уровень преобладает у 24 обучающихся (75%), средний уровень наблюдается у 6 обучающихся (18%), 2 обучающихся находятся на низком уровне, что составляет 7%....
1. Аминева, Г. 3. Музейно-образовательная среда как педагогическое условие воспитания гражданственности учащихся / Г. 3. Аминева // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2019. - № 11-1. - С. 21-31.
2. Андреева, А. В. Изучение младшими школьниками истории и природы родного края в курсе окружающего мира средствами музейной педагогики / А. В. Андреева // Начальная школа: проблемы и перспективы, ценности и инновации : Сборник статей по материалам XI Всероссийской научно-практической конференции, Йошкар-Ола, 18 ноября 2019 года. - Йошкар-Ола : Марийский государственный университет, 2019. - С. 20 - 24.
3. Асташкин, С. В. Музейная педагогика в патриотическом воспитании учащихся школы [Электронный ресурс] / С. В. Асташкин // Дискуссия. 2017. - №3 (77). - Режим доступа: https: //cyberleninka.ru/article/n/muzeynaya-pedagogika-v-patrioticheskom-vospitanii-uchaschihsya-shkoly(дата обращения: 22.02.2022).
4. Ахунов, В. М. Музейная педагогика как научная дисциплина: к истории становления / В. М. Ахунов // Вестник Московского университета. - 2019. - № 4. - С. 45 - 57.
5. Бакирова, А. Д. Анализ влияния музейного пространства на воспитание духовно-нравственных качеств личности обучающегося начальной школы / А. Д. Бакирова, О. Б. Широких // Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы : Сборник научных статей и материалов VII международной научно-практической конференции, Коломна, 29-30 октября 2020 года. - Коломна : Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области "Государственный социально-гуманитарный университет", 2020. - С. 159 - 161.
6. Бекиш, О. С. Изучение родного края как фундамент формирования исследовательских умений младших школьников / О. С. Бекиш, С. Л. Патрикеева // Педагогическое взаимодействие: возможности и перспективы : Материалы II международной научно-практической конференции, Саратов, 25¬28 ноября 2020 года. - Саратов : Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского, 2020. - С. 463 - 467.
7. Белякова, Л. М. Музейная педагогика: новый взгляд на образование / Л.М. Белякова // Начальное образование и воспитание. - 2019. - № 5. - С. 44 - 51.
8. Быкова, А. П. Воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста в музейном пространстве [Электронный ресурс] / А. П. Быкова // Баландинские чтения. - 2014. - №2. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-detey-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrasta-v-muzeynom-prostranstve(дата обращения : 20.02.2022).
9. Васильева, Н. В. Возможности музейной педагогики для формирования навыков учебно-исследовательской деятельности школьников / Н. В. Васильева // Научный электронный журнал Меридиан. - 2020. - № 17(51). - С. 60 - 62.
10. Вахрушев А. А. Окружающий мир, 4 кл. : учебник для организаций, осуществляющий образовательную деятельность. В 2 ч. Ч. 1 / А. А.Вахрушев, Д. Д. Данилов, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. - Издание 4-е, перераб. - Москва : Баласс, 2015. - 144 с.
11. Воронович, В. М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики / В. М. Воронович // Научный электронный журнал Меридиан - 2020. - № 17 (51). - С. 33 - 35.
12. Гетманская, Е. В. Воспитательный потенциал музейной педагогики / Е. В. Гетманская // Внешкольник. - 2017. - № 1. - С. 34 - 41.
13. Лаврентьева, И. Б. Патриотическая культура детей младшего школьного возраста / И. Б. Лаврентьева - Санкт - Петербург : Дельта, 2010. - 125 с.
14. Лебедева, Н. А. Использование средств музея при обучении курса «Мы и окружающий мир» / Н. А. Лебедева // Начальная школа. - 2019. № 2. - С. 110 - 113.
15. Макарчук, Я. В., Мальчевская, М. Л. Использование средств музейной педагогики в патриотическом воспитании младших школьников [Электронный ресурс] / Л. М. Мальчевская, Я. В. Макарчук // Вестник ЮУрГГПУ. - 2020. - №9. - Режим доступа :https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/ispolzovanie-sredstv-muzeynoy-pedagogiki-v-patrioticheskom-vospitanii-mladshih-shkolnikov(дата обращения : 20.02.2022)....(41)