ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ РОДНОГО КРАЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
|
Введение 5
1 Теоретические основы использования музейной педагогики на уроках окружающего мира при изучении младшими школьниками родного края... 8
1. 1 Ресурс музейной педагогики при изучении родного края младшими школьниками на уроках окружающего мира 8
1. 2 Особенности реализации музейной педагогики на уроках окружающего мира при изучении родного края младшими школьниками 17
2 Опытно-экспериментальная работа по использованию музейной педагогики как средства изучения родного края младшими школьниками на уроках окружающего мира 21
2. 1 Диагностика образовательных результатов при изучении родного края младшими школьниками на уроках окружающего мира 21
2. 2 Методические рекомендации для педагогов по использованию музейной педагогики как средства изучения родного края младшими школьниками на уроках окружающего мира 34
Заключение 40
Список использованных источников 43
Приложение А Результаты методики Цветик - семицветик 49
Приложение Б Технологическая карта урока окружающего мира 1 51
Приложение В Конспект экскурсии в школьный музей 63
Приложение Г Технологическая карта урока окружающего мира 2 66
Приложение Д Технологическая карта урока окружающего мира 3 83
Приложение Е Технологическая карта урока окружающего мира 4 95
1 Теоретические основы использования музейной педагогики на уроках окружающего мира при изучении младшими школьниками родного края... 8
1. 1 Ресурс музейной педагогики при изучении родного края младшими школьниками на уроках окружающего мира 8
1. 2 Особенности реализации музейной педагогики на уроках окружающего мира при изучении родного края младшими школьниками 17
2 Опытно-экспериментальная работа по использованию музейной педагогики как средства изучения родного края младшими школьниками на уроках окружающего мира 21
2. 1 Диагностика образовательных результатов при изучении родного края младшими школьниками на уроках окружающего мира 21
2. 2 Методические рекомендации для педагогов по использованию музейной педагогики как средства изучения родного края младшими школьниками на уроках окружающего мира 34
Заключение 40
Список использованных источников 43
Приложение А Результаты методики Цветик - семицветик 49
Приложение Б Технологическая карта урока окружающего мира 1 51
Приложение В Конспект экскурсии в школьный музей 63
Приложение Г Технологическая карта урока окружающего мира 2 66
Приложение Д Технологическая карта урока окружающего мира 3 83
Приложение Е Технологическая карта урока окружающего мира 4 95
Образование - динамическая система, находящаяся в постоянном развитии. В ее основе лежат гуманистические идеи воспитания, направленные на формирование и развитие целостной, социально адаптированной, владеющей функциональной грамотностью личности. Особое внимание в российском образовании уделяется формированию уважительного отношения к малой родине. Так, ФГОС НОО ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»): любящий свой народ, свой край и свою Родину. А к результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования, относятся: ценностные ориентации обучающегося (патриотизм, толерантность, гуманизм), что составляет основу любви к родному краю [22].
Поиск наиболее эффективных методов и средств воспитания в вопросах связанных с изучением родного края указывает на то, что музейная педагогика позволяет добиться оптимальных результатов. Она благотворно влияет на разные сферы человеческой жизни: общественную, материальную, духовную [11].
Изучением способов формирования любви к родному краю младших школьников через использование музейной педагогики занимались Н. Д. Наумова, Б. А. Столяров, Я. В. Макарчук, О. Л. Князева, М. Л. Мальчевская и др.
Музейная педагогика является средством формирования знаний о малой родине и наиболее эффективным направлением изучения родного края. Вышесказанное указывает на актуальность использования средств музейной педагогики при изучении младшими школьниками родного края на уроках предмета «Окружающий мир».
Цель исследования: раскрыть возможности музейной педагогики при изучении младшими школьниками родного края на уроках окружающего мира.
Объект исследования: музейная педагогика как средство изучения младшими школьниками родного края.
Предмет исследования: музейная педагогика как средство изучения младшими школьниками родного края на уроках окружающего мира.
В соответствии с поставленной целью нами были сформулированы следующие задачи:
1. Раскрыть ресурс использования средств музейной педагогики в реализации УМК по окружающему миру при изучении родного края младшими школьниками;
2. Изучить особенности реализации музейной педагогики на уроках окружающего мира при изучении родного края младшими школьниками;
3. Провести диагностику образовательных результатов при изучении родного края младшими школьниками на уроках окружающего мира;
4. Разработать методические рекомендации для педагогов по использованию музейной педагогики как средства изучения родного края младшими школьниками на уроках окружающего мира.
Методы исследования: анализ теоретической базы по заданной проблеме, анализ УМК по учебному предмету «Окружающий мир», экспериментальный метод, включающий проведение констатирующего эксперимента, анализ и обобщение полученных данных.
Практическая значимость исследования заключается в том, что данная работа содержит в себе теоретический и практический аспекты использования музейной работы для изучения родного края младшими школьниками на уроках окружающего мира, что может быть полезно педагогам начальных классов при создании и реализации музейных проектов на данную тематику, внеклассных мероприятий, а так же студентам, при подготовке рефератов и курсовых работ....
Поиск наиболее эффективных методов и средств воспитания в вопросах связанных с изучением родного края указывает на то, что музейная педагогика позволяет добиться оптимальных результатов. Она благотворно влияет на разные сферы человеческой жизни: общественную, материальную, духовную [11].
Изучением способов формирования любви к родному краю младших школьников через использование музейной педагогики занимались Н. Д. Наумова, Б. А. Столяров, Я. В. Макарчук, О. Л. Князева, М. Л. Мальчевская и др.
Музейная педагогика является средством формирования знаний о малой родине и наиболее эффективным направлением изучения родного края. Вышесказанное указывает на актуальность использования средств музейной педагогики при изучении младшими школьниками родного края на уроках предмета «Окружающий мир».
Цель исследования: раскрыть возможности музейной педагогики при изучении младшими школьниками родного края на уроках окружающего мира.
Объект исследования: музейная педагогика как средство изучения младшими школьниками родного края.
Предмет исследования: музейная педагогика как средство изучения младшими школьниками родного края на уроках окружающего мира.
В соответствии с поставленной целью нами были сформулированы следующие задачи:
1. Раскрыть ресурс использования средств музейной педагогики в реализации УМК по окружающему миру при изучении родного края младшими школьниками;
2. Изучить особенности реализации музейной педагогики на уроках окружающего мира при изучении родного края младшими школьниками;
3. Провести диагностику образовательных результатов при изучении родного края младшими школьниками на уроках окружающего мира;
4. Разработать методические рекомендации для педагогов по использованию музейной педагогики как средства изучения родного края младшими школьниками на уроках окружающего мира.
Методы исследования: анализ теоретической базы по заданной проблеме, анализ УМК по учебному предмету «Окружающий мир», экспериментальный метод, включающий проведение констатирующего эксперимента, анализ и обобщение полученных данных.
Практическая значимость исследования заключается в том, что данная работа содержит в себе теоретический и практический аспекты использования музейной работы для изучения родного края младшими школьниками на уроках окружающего мира, что может быть полезно педагогам начальных классов при создании и реализации музейных проектов на данную тематику, внеклассных мероприятий, а так же студентам, при подготовке рефератов и курсовых работ....
Школа ставит одной из важнейших целей воспитания формирование достойного гражданина и патриота России. Для достижения этих целей ставятся задачи прививания обучающимся патриотических ценностей, уважения к истории Отечества, а также изучению родного края, малой родины. Средства музейной педагогики способствуют эффективному результату в изучении родного края и формирования уважительного отношения к малой Родине.
Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования показывает ресурсность использования средств музейной педагогики при изучении родного края младшими школьниками. На основе анализа научной литературы мы уточнили содержание понятия «музейная педагогика» и сделали выводы о том, что с целью повышения эффективности образовательного процесса необходимо систематически и комплексно использовать технологии музейной педагогики для изучения родного края младшими школьниками. Использование средств музейной педагогики положительно влияет на воспитание патриотизма и ценностного отношения к окружающей действительности, позволяет не только разнообразить среду, но и приобщать детей к музейной культуре, искусству, повысить уровень художественно-эстетического развития школьников. Посещение музеев особенно полезно детям, поскольку помогает пробудить в них чувство прекрасного и бережное отношение к своей истории.
Проанализированные нами УМК предусматривают реализацию изучения своей малой Родины через применение средств музейной педагогики и, следовательно, способствуют формированию базовых человеческих ценностей у ребенка. А ресурс музейной педагогики при освоении тем на уроках окружающего мира, направленных на изучение родного края, прежде всего заключается в наглядности экспонатов и экспозиций, деятельностном компоненте, который позволяет детям быть самостоятельными участниками процесса и его создателями, а так же в неразрывной связи прошлого с настоящим и будущим временем, в активном вовлечении школьников в исследовательскую деятельность для изучения своей малой Родины и сохранении природного и историко-культурного наследия, формирования патриотических чувств, гражданского самосознания, трудолюбия и ответственности.
Изучив особенности использования технологии музейной педагогики на уроках окружающего мира, можно отметить, что они заключаются в возможности реализовать идею межпредметных связей, органично связывать урок с факультативными занятиями и внеурочной деятельностью, организовывать взаимодействие ребят с музейной экспозицией, которая обеспечивает раскрытие эмоционально-ценностного компонента, что способствует пробуждению чувства гордости и бережного отношения к своей малой Родине, а так же деятельностного компонента, который дает возможность детям быть не только слушателями, но и полноправными субъектами процесса и его создателями. Использование музейного материала на уроках в значительной мере облегчает усвоение программы, усиливает конкретность и наглядность обучения, повышает мотивацию учащихся к предмету.
Наша опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ СОШ № 2 города Лесосибирска в 3 классе. Работа проводилась в 2 этапа: констатирующий этап, формирующий этап. В исследовании приняли участие 32 обучающихся. Нами был разработан диагностический инструментарий, который включал в себя 3 компонента: когнитивный, эмоционально-ценностный, деятельностный. Проанализировав результаты всех методик по трем компонентам, мы выявили следующие результаты: высокий уровень преобладает у 24 обучающихся (75%), средний уровень наблюдается у 6 обучающихся (18%), 2 обучающихся находятся на низком уровне, что составляет 7%....
Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования показывает ресурсность использования средств музейной педагогики при изучении родного края младшими школьниками. На основе анализа научной литературы мы уточнили содержание понятия «музейная педагогика» и сделали выводы о том, что с целью повышения эффективности образовательного процесса необходимо систематически и комплексно использовать технологии музейной педагогики для изучения родного края младшими школьниками. Использование средств музейной педагогики положительно влияет на воспитание патриотизма и ценностного отношения к окружающей действительности, позволяет не только разнообразить среду, но и приобщать детей к музейной культуре, искусству, повысить уровень художественно-эстетического развития школьников. Посещение музеев особенно полезно детям, поскольку помогает пробудить в них чувство прекрасного и бережное отношение к своей истории.
Проанализированные нами УМК предусматривают реализацию изучения своей малой Родины через применение средств музейной педагогики и, следовательно, способствуют формированию базовых человеческих ценностей у ребенка. А ресурс музейной педагогики при освоении тем на уроках окружающего мира, направленных на изучение родного края, прежде всего заключается в наглядности экспонатов и экспозиций, деятельностном компоненте, который позволяет детям быть самостоятельными участниками процесса и его создателями, а так же в неразрывной связи прошлого с настоящим и будущим временем, в активном вовлечении школьников в исследовательскую деятельность для изучения своей малой Родины и сохранении природного и историко-культурного наследия, формирования патриотических чувств, гражданского самосознания, трудолюбия и ответственности.
Изучив особенности использования технологии музейной педагогики на уроках окружающего мира, можно отметить, что они заключаются в возможности реализовать идею межпредметных связей, органично связывать урок с факультативными занятиями и внеурочной деятельностью, организовывать взаимодействие ребят с музейной экспозицией, которая обеспечивает раскрытие эмоционально-ценностного компонента, что способствует пробуждению чувства гордости и бережного отношения к своей малой Родине, а так же деятельностного компонента, который дает возможность детям быть не только слушателями, но и полноправными субъектами процесса и его создателями. Использование музейного материала на уроках в значительной мере облегчает усвоение программы, усиливает конкретность и наглядность обучения, повышает мотивацию учащихся к предмету.
Наша опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ СОШ № 2 города Лесосибирска в 3 классе. Работа проводилась в 2 этапа: констатирующий этап, формирующий этап. В исследовании приняли участие 32 обучающихся. Нами был разработан диагностический инструментарий, который включал в себя 3 компонента: когнитивный, эмоционально-ценностный, деятельностный. Проанализировав результаты всех методик по трем компонентам, мы выявили следующие результаты: высокий уровень преобладает у 24 обучающихся (75%), средний уровень наблюдается у 6 обучающихся (18%), 2 обучающихся находятся на низком уровне, что составляет 7%....
Подобные работы
- Педагогические условия формирования краеведческих знаний младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Музейная педагогика как средство формирования уважительного отношения у младших школьников к малой родине в условиях дополнительного образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НАСЕКОМЫХ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - ДИНАМИКА СФОРМИРОВАННОСТИ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИМЯ К РОДНОМУ КРАЮ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ 8-Х КЛАССОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ 8-Х КЛАССОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - МУЗЕЙНЫЕ ПРОЕКТЫ В КИСЛОВСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2023 - СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ, В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018





