ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Определение понятия «исследовательские умения младших
школьников» 6
1.2. Особенности формирования исследовательских умений младших
школьников с учетом возрастных особенностей 10
1.3. Способы определения уровня сформированности исследовательских
умений младшего школьника 14
Выводы по первой главе 29
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА СФОРМИРОВАННОСТИ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ ВТОРЫХ КЛАССОВ 30
2.1. Выявление актуального уровня сформированности исследовательских
умений у учащихся вторых классов 30
2.2. Анализ результатов констатирующего среза 32
2.3. Программа формирования исследовательских умений у учащихся вторых
классов 37
Выводы по второй главе 41
Заключение 44
Список используемой литературы 47
Приложения
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования говорится, что учебное исследование и проектирование в начальной школе из экспериментальных педагогических технологий переходят в общепринятые и общеобразовательные.
Исследовательские методы в деятельности многих педагогов начальной школы уже нашли свое место, как в преподавании основных школьных курсов, так и в сфере внеклассной и внешкольной работы [36].
Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно этот период жизни младших школьников характеризуется большой тягой к творчеству, знаниям, деятельности. Не секрет, что потребность детей в исследованиях определяется биологически. Каждый здоровый ребенок рождается исследователем.
Постоянная исследовательская деятельность - это нормальное, естественное состояние ребенка. Он полон решимости на познание мира и хочет познать его. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения [14].
Поэтому образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточным для самостоятельного творческого решения идеологических задач теоретического или прикладного характера. Достижение этой цели связано с организацией образовательной деятельности с научно-исследовательской направленностью.
Основной целью исследовательской подготовки является формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Однако школа в течение многих лет продолжала выступать против традиционного и исследовательского образования. И все же традиционное образование, особенно в нашей стране, основано не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение готовых, кем-то добытых истин. Благодаря такому обучению у ребенка в значительной степени утрачивается главная особенность исследовательского поведения - поисковая активность. В результате теряется любознательность, способность к самостоятельному мышлению, что делает практически невозможным самообучение, самовоспитание, а следовательно, и саморазвитие.
Все вышесказанное говорит об актуальности выбранной нами темы исследования « Особенности формирования исследовательских умений младших школьников на уроках окружающего мира».
Цель исследования: разработать диагностическую программу по выявлению уровня сформированности исследовательских умений и способов их изменений у младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования исследовательских умений.
Предмет исследования: актуальное состояние сформированности исследовательских умений и способы его изменений у младших школьников.
Гипотеза исследования: исследовательские умения у младших школьников характеризуются: умение задавать вопросы, выдвигать гипотезы, выделять признаки предметов и классифицировать. И находятся на средних и низких уровнях развития.
В исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ учебной и методической литературы по теме исследования.
2. Выделить критерии формирования исследовательских умений младших школьников.
3. Подобрать методики для определения актуального уровня формирования исследовательских умений младших школьников.
4. Выявить актуальный уровень формирования исследовательских умений младших школьников.
5. Разработать программу по формированию исследовательских умений.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, тестирование.
База исследования: учащиеся вторых классов в количестве 24 человек г. Красноярск МАОУ Лицей №7.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования говорится, что учебное исследование и проектирование в начальной школе из экспериментальных педагогических технологий переходят в общепринятые и общеобразовательные.
Исследовательские методы в деятельности многих педагогов начальной школы уже нашли свое место, как в преподавании основных школьных курсов, так и в сфере внеклассной и внешкольной работы [36].
Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно этот период жизни младших школьников характеризуется большой тягой к творчеству, знаниям, деятельности. Не секрет, что потребность детей в исследованиях определяется биологически. Каждый здоровый ребенок рождается исследователем.
Постоянная исследовательская деятельность - это нормальное, естественное состояние ребенка. Он полон решимости на познание мира и хочет познать его. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения [14].
Поэтому образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточным для самостоятельного творческого решения идеологических задач теоретического или прикладного характера. Достижение этой цели связано с организацией образовательной деятельности с научно-исследовательской направленностью.
Основной целью исследовательской подготовки является формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
На основе анализа психолого-педагогической литературы нами установлено следующее.
Исследовательская деятельность - это деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
К исследовательским умениям относятся следующие умения: видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определения понятиям; классифицировать; сравнивать; наблюдать; проводить эксперименты; делать выводы и умозаключения; устанавливать причинно - следственные связи; структурировать материал; работать с текстом; доказывать и защищать свои идеи.
Проанализировав литературу по формированию исследовательских умений, выявлены параметры исследовательских умений младших школьников.
Общие критерии были представлены Савенковым. Мы выбрали 3 критерия, по которым будем работать.
- умение задавать вопросы;
-умение выдвигать гипотезы;
-умение классифицировать;
Мы исследовали актуальный уровень развития исследовательских умений у младших школьников. Мы использовали следующие задания и методики: «Узнать новое о предмете», «Из-за чего это случилось», «Четвертый лишний». По результатам проведения методики «Узнать новое о предмете» мы выявили, что большинство детей имеют средний уровень. По результатам проведения методики «Из -за чего это случилось» мы определили, что около половины класса имеют средний уровень, а другая половина низкий уровень. По результатам задания «Четвертый лишний» мы узнали, что большинство детей имеют средний уровень.
По итогам исследования мы выяснили, что 46% то есть около половины детей имеют средний уровень сформированности исследовательских умений, 38% - низкий, а у 17% учеников исследовательские умения находятся на высоком уровне развития. Из этого следует, что в данном классе необходима работа по формированию исследовательских умений.
Нами была разработана программа для формирования исследовательских умений. Составлена на основе методических рекомендаций Савенкова А. И. «Методика исследовательского обучения младших школьников».
Цель программы - формирование и развитие исследовательских умений у учащихся вторых классов.
Задачи программы:
• Формирование и развитие исследовательских умений младших школьников.
• Формирование таких исследовательских умений, как: задавать вопросы, выдвигать гипотезы, выделять признаки предметов и классифицировать.
Программа состоит из упражнений, которые будут проводиться на уроках окружающего мира по разным темам.
1. Аркадьева А.В. Исследовательская деятельность младших школьников.// Начальная школа плюс До и После. - 2005. - № 2.
2. Алексеев, Н. Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / Н. Г. Алексеев, А.В. Леонтович, А.В. Обухов, Л.Ф. Фомина // Исследовательская работа школьников. - 2001. - №. 1. - С. 24-34.
3. Бабкина Н. В.. Познавательная деятельность младших школьников - Москва: издательство «Аркти» 2002г
4. Брыкова, Е. Самостоятельная исследовательская деятельность школьников / Е. Брыкова // Народное образование. — 2000. № 9. - с. 190
5. Вахрушев А.А., Бурский О.В.,Раутиан А.С. Наша планета Земля. 2 класс. Методические рекомендации для учителя по курсу окружающего мира «Мир и человек». - М.: «Баласс», 2006. 71
6. Господникова М. К, Полянина Н. Б, Самохвалова Е И. Проектно- исследовательская деятельность в начальной школе. - Волгоград.2009г
7. Гайдина Л.И., Кочергина А.В. Изучаем «Окружающий мир» с увлечением: 1 - 4 классы. - М. : 5 за знания, 2007.
8. Ивашова О.А. Развитие исследовательских умений у младших школьников: методический аспект / О.А. Ивашова. - СПб.: Культ- Информ-Пресс, 2008. - 385с.
9. Кривобок Е. В.,. Саранюк О. Ю.Исследовательская деятельность младших школьников. -. Волгоград: Учитель, 2010
10. Леонтович А. В. Учащиеся как исследователи (как эффективно руководить самостоятельной исследовательской работой школьников?) // Методическое пособие для преподавателей (тренеров) системы РКЦ- ММЦ проекта ИСО. М., 2007. 97 с.
11. Леонтович А.В. Организационно-содержательные проблемы развития исследовательской деятельности учащихся / А.В. Леонтович // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве / Под общей редакцией А.С. Обухова. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - С. 112-116.
12. Мошер. Ф.А. Исследование развития познавательной деятельности / Ф.А. Мошер, Д.Р. Хорнсби. - М.: Педагогика, 1971. - 193 с.
13. Мухина, В. С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности / В. С. Мухина // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / под редакцией А. С. Обухова. - М.: НИИ школьных технологий, 2006.
14. Макаренко, A.C. О воспитании / A.C. Макаренко сост. Д.И. Латышина. М.: Школьная Пресса, 2003. 192 с.
15. Мижериков В.А. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений.Ростов н/Д.: Феникс,
1998. 544 с.
16. Обухов А.С. Исследовательская позиция по отношению к миру, другим, себе / А.С. Обухов // Исследовательская деятельность в современном образовательном пространстве: сб. статей - М., 2006. - С. 66-77.
17. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения / А.С. Обухов // Народное образование. - №10.С.158.
18. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся в образовательном учреждении. / Сост. И.В.Зверева. - Волгоград: ИТД «Корифей».
19. Поддъяков А.И. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. - М., 2000.
20. Поддъяков А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: Дис-я д-ра психолог. наук. - Москва, 2001. - С. 35.
21. Поддьяков А.Н. Дети как исследователи / А.Н. Поддьяков // Магистр. -
1999. - №1. - С. 85 - 95.
22. Примерные программы начального общего образования: в 2 ч. Ч. 1. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 317 с. - (Стандарты второго поколения).
23. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник / Под ред. А.С. Обухова. - М.: Народное образование, 2001. - 272 с.
24. Савенков А.И. Учебное исследование в начальной школе./ А.И.Савенков //Начальная школа.- 2000.- № 12.
25. Савенков А. И. Об организации учебно - исследовательской деятельности в современном образовании // Химия в школе. - 2008. - №8. - С. 2 - 7.
26. Савенков И. А. Методика исследовательского обучения младших школьников //4 изд. Испр. и доп. - Самара : Издательский дом «Федоров» 2011- с. 219.
27. Савенков А.И. Путь к одаренности. Психология исследовательского поведения дошкольника. - СПб., 2004
28. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания. - Ярославль: Академия развития, 2002. -С.208.
29. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А.И. Савенков. - М.: «Ось-89», 2006. - 164 с.
30. Семенова Н.А. Организация исследовательской деятельности младших школьников: Методическое пособие. - Томск: Издательство ФГУ «Томский ЦНТИ», 2007.
31. Семенова Н. А. Исследовательская деятельность учащихся. //
Начальная школа, №2
32. Семёнова, Н.А. Формирование исследовательских умений младших школьников : дисс. канд. пед. наук / Н.А. Семёнова. - Томск, 2007. - 203
33. Середенко, П. В. Формирование исследовательских умений у младших школьников / П. В. Середенко // Педагогическая наука. - 2007. - № 3. - С. 210-213
34. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, E.H. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2003. 576 с.;
35. Фомина Л. Развиваем интерес к исследованиям // Учитель. - 2005. - № 5.- С. 50 - 52.
36. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / МО и Н РФ. - М. : Просвещение, 2010. - 31 с. (Стандарты второго поколения).
37. Хилько М. Е. Возрастная психология. Конспект лекций / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. М.: Юрайт, 2010. 194 с.
38. Чебыкина Л.Г. Готовность младшего школьника к исследовательской работе./ Начальная школа 2010. - №6
39. Щербакова С. Г. и др. Организация проектной деятельности в школе: система работы. - Волгоград: Учитель, 2008
40.Эльконин Б.Д. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. 4-е изд. М.: Академия, 2007. 384 с.