ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СПЛОЧЁННОСТИ КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СПЛОЧЁННОСТИ
КОЛЛЕКТИВА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Сущность понятий «общение», «взаимоотношение», «коллектив»,
«сплоченность коллектива» в отечественной и зарубежной литературе 6
1.2. Особенности сплочённости в классном коллективе младшего
школьника 18
1.3. Способы формирования сплоченности коллектива младших
школьников 25
Выводы по главе 1 38
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
2.1. Выявление уровня сформированности сплоченности коллектива младших
школьников 40
2.2. Методические рекомендации по формированию сплоченности коллектива
младших школьников 51
Выводы по главе 2 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СПЛОЧЁННОСТИ
КОЛЛЕКТИВА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Сущность понятий «общение», «взаимоотношение», «коллектив»,
«сплоченность коллектива» в отечественной и зарубежной литературе 6
1.2. Особенности сплочённости в классном коллективе младшего
школьника 18
1.3. Способы формирования сплоченности коллектива младших
школьников 25
Выводы по главе 1 38
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
2.1. Выявление уровня сформированности сплоченности коллектива младших
школьников 40
2.2. Методические рекомендации по формированию сплоченности коллектива
младших школьников 51
Выводы по главе 2 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ
На отношение школьника к обществу, самому себе, труду во многом влияет коллектив. Если сравнивать нравственное сознание человека в коллективе и отдельного от коллектива, то несложно заметить существенные отличия. Поступки становятся обдуманными и ответственными, переживания острее и ярче. Появляется большая заинтересованность в различных делах. В то же время можно увидеть нравственные и волевые качества, индивидуальная яркость и одаренность каждого человека, входящего в тот или иной коллектив, оказывает непосредственное влияние на красоту и силу коллектива, как единого целого.
Если каждый человек обособится и будет существовать вне коллектива, то никакой речи о коллективе не может и быть. Но и сам человек не может обойтись без коллектива, так как коллектив оказывает непосредственное влияние на становление личности. Такую точку зрения имеет В.А Сухомлинский. Он утверждал, что благодаря взаимному влиянию формируется как духовный мир личности, так и всего коллектива [46, с. 112].
Вопрос о групповой сплоченности возникает в любом коллективе. Рассмотрение его важно, так как эффективность работы группы и психологический комфорт каждого ее члена зависит от уровня развития коллектива, от того, насколько он является сплоченным.
Центральной задачей школа ставит создание самодеятельного сплоченного коллектива учащихся. Многообразие отношений в школьном коллективе благодаря общей деятельности ведут к всестороннему развитию личности. Немаловажное значение уделяется созданию благоприятных условий для подготовки детей к активному участию в общественной жизни. В этом заключается актуальность данной темы. Благоприятные условия в школе необходимы для того, чтобы ребенок чувствовал себя спокойно и мог активно принимать участие в жизни класса и школы.
А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский занимают особое место в становлении теории детского коллектива. Ими были предложены основы методики сплочения и воспитания детского коллектива.
В последние десятилетия было проделано много педагогических исследований на выявление наиболее эффективных форм организации, методов сплочения и формирования воспитательных коллективов. Авторами этих исследований являются: Т.Е. Конникова, М.Д. Виноградова, Л.И. Новикова, А.В. Мудрик, И.Б. Первин, О.С. Богданова и др. Принципы и методы стимулирования коллективной деятельности разработали Л.Ю. Гордин, М.П. Шульц и др. В.М. Коротов предложил ряд воспитательных функций коллектива и самоуправления в нем. Вне коллектива не может формироваться поколение всесторонне развитых людей. Это доказывают теории Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, И.П. Иванова, В.А. Сухомлинского, А.В. Луначарского и других современных педагогов.
В школьном возрасте у ребенка происходит становление личности, формируются базисные качества. Развитие личности ребенка во многом зависит от социальной атмосферы, в которой он находится. Дети младшего школьного возраста больше поддаются влиянию, поэтому проблема формирования коллектива в начальных классах актуальна.
Учитель начальных классов ставит перед собой задачу организовать такую творческую деятельность учеников, которая предоставит возможность каждому ребенку получить верные знания о самом себе, о законах общения, о правилах жизни.
Цель исследования: выявить актуальный уровень сплоченности коллектива младших школьников и разработать методические рекомендации по формированию сплоченности.
Объект исследования: процесс формирования сплоченности коллектива младших школьников.
Предмет исследования: актуальный уровень развития сплоченности коллектива младших школьников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у младших школьников средний уровень сплочённости коллектива, который характеризуется наличием положительно-эмоциональных связей с отдельными участниками коллектива, совпадением у большинства членов системы основных ценностей и отсутствием чувства коллективизма.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования;
2. Рассмотреть особенности сплоченности в классном коллективе младшего школьника;
3. Определить критерии сплочённости коллектива младших школьников;
4. Подобрать диагностический инструментарий для выявления актуального уровня сплочённости коллектива младших школьников;
5. Провести констатирующий эксперимент и описать его результаты;
6. Составить методические рекомендации для учителя по формированию сплоченности коллектива младших школьников.
Реализация поставленной цели и задач осуществлялась с использованием следующих методов: анализ психолого-педагогической литературы, опросные методы, тестирование, социометрия.
База исследования: Муниципальное автономное образовательное учреждение Лицей №6 «Перспектива» г. Красноярска. В эксперименте приняли участие 25 человек 3 «Б» класса.
Если каждый человек обособится и будет существовать вне коллектива, то никакой речи о коллективе не может и быть. Но и сам человек не может обойтись без коллектива, так как коллектив оказывает непосредственное влияние на становление личности. Такую точку зрения имеет В.А Сухомлинский. Он утверждал, что благодаря взаимному влиянию формируется как духовный мир личности, так и всего коллектива [46, с. 112].
Вопрос о групповой сплоченности возникает в любом коллективе. Рассмотрение его важно, так как эффективность работы группы и психологический комфорт каждого ее члена зависит от уровня развития коллектива, от того, насколько он является сплоченным.
Центральной задачей школа ставит создание самодеятельного сплоченного коллектива учащихся. Многообразие отношений в школьном коллективе благодаря общей деятельности ведут к всестороннему развитию личности. Немаловажное значение уделяется созданию благоприятных условий для подготовки детей к активному участию в общественной жизни. В этом заключается актуальность данной темы. Благоприятные условия в школе необходимы для того, чтобы ребенок чувствовал себя спокойно и мог активно принимать участие в жизни класса и школы.
А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский занимают особое место в становлении теории детского коллектива. Ими были предложены основы методики сплочения и воспитания детского коллектива.
В последние десятилетия было проделано много педагогических исследований на выявление наиболее эффективных форм организации, методов сплочения и формирования воспитательных коллективов. Авторами этих исследований являются: Т.Е. Конникова, М.Д. Виноградова, Л.И. Новикова, А.В. Мудрик, И.Б. Первин, О.С. Богданова и др. Принципы и методы стимулирования коллективной деятельности разработали Л.Ю. Гордин, М.П. Шульц и др. В.М. Коротов предложил ряд воспитательных функций коллектива и самоуправления в нем. Вне коллектива не может формироваться поколение всесторонне развитых людей. Это доказывают теории Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, И.П. Иванова, В.А. Сухомлинского, А.В. Луначарского и других современных педагогов.
В школьном возрасте у ребенка происходит становление личности, формируются базисные качества. Развитие личности ребенка во многом зависит от социальной атмосферы, в которой он находится. Дети младшего школьного возраста больше поддаются влиянию, поэтому проблема формирования коллектива в начальных классах актуальна.
Учитель начальных классов ставит перед собой задачу организовать такую творческую деятельность учеников, которая предоставит возможность каждому ребенку получить верные знания о самом себе, о законах общения, о правилах жизни.
Цель исследования: выявить актуальный уровень сплоченности коллектива младших школьников и разработать методические рекомендации по формированию сплоченности.
Объект исследования: процесс формирования сплоченности коллектива младших школьников.
Предмет исследования: актуальный уровень развития сплоченности коллектива младших школьников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у младших школьников средний уровень сплочённости коллектива, который характеризуется наличием положительно-эмоциональных связей с отдельными участниками коллектива, совпадением у большинства членов системы основных ценностей и отсутствием чувства коллективизма.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования;
2. Рассмотреть особенности сплоченности в классном коллективе младшего школьника;
3. Определить критерии сплочённости коллектива младших школьников;
4. Подобрать диагностический инструментарий для выявления актуального уровня сплочённости коллектива младших школьников;
5. Провести констатирующий эксперимент и описать его результаты;
6. Составить методические рекомендации для учителя по формированию сплоченности коллектива младших школьников.
Реализация поставленной цели и задач осуществлялась с использованием следующих методов: анализ психолого-педагогической литературы, опросные методы, тестирование, социометрия.
База исследования: Муниципальное автономное образовательное учреждение Лицей №6 «Перспектива» г. Красноярска. В эксперименте приняли участие 25 человек 3 «Б» класса.
В ходе теоретического анализа психолого-педагогической литературы, нам удалось определить особенности формирования сплочённости коллектива младших школьников. Исходя из анализа, мы выяснили, что для нормального формирования личности необходима благоприятная атмосфера в коллективе. Тогда коллектив может влиять на индивидуальное развитие личности. В противоположном случае формирование личности ребенка в коллективе затруднено.
Основное влияние на формирование коллектива оказывает учитель. Ему необходимо каждого ученика ввести в систему коллективных отношений. Иногда это достаточно трудоемкий процесс, который требует от учителя немалых усилий. Ситуации, происходящие в коллективе, каждый ребенок воспринимает по-своему, тем самым оказывают различное влияние на коллектив. При создании классного коллектива учитель должен обратить особое внимание на формирование сплоченности ребят.
Ученые педагоги и психологи указывают на необходимость формирования и накапливания в коллективах обычаев, традиций, развития детского самоуправления и использование арт-терапии, что ведет к усилению позитивного настроя в коллективе и повышению уровня сплоченности.
В процессе изучения научной литературы мы смогли определить критерии, позволяющие выявить уровень сплочённости младших школьников. К таким критериям относятся: удовлетворённость принадлежностью к группе, сходство ценностных ориентаций и взглядов, благоприятный психологический климат, эмоциональная привлекательность членов группы. Далее на основании этих критериев мы подобрали диагностический комплекс, включающий следующие методики: «Какой у нас коллектив?» (А.Н. Лутошкин), «Определение сплочённости группы с помощью индекса групповой сплочённости Сишора», «Исследование ценностно-ориентационного единства как показателя сплочённости группы», социометрия.
Проведенный в ходе нашей работы эксперимент позволил нам определить уровень сплочённости коллектива младших школьников. По результатам эксперимента выявлено, что сплочённость классного коллектива развита на среднем уровне. Многие не соотносят себя с группой, и показывают в результате только положительно - эмоциональные связи с отдельными участниками коллектива. Большинство учащихся считают класс формальным объединением.
Нами были разработаны программа и методические рекомендации по формированию сплоченности детского коллектива младших школьников.
Таким образом, гипотеза подтвердилась, цель исследования достигнута.
Основное влияние на формирование коллектива оказывает учитель. Ему необходимо каждого ученика ввести в систему коллективных отношений. Иногда это достаточно трудоемкий процесс, который требует от учителя немалых усилий. Ситуации, происходящие в коллективе, каждый ребенок воспринимает по-своему, тем самым оказывают различное влияние на коллектив. При создании классного коллектива учитель должен обратить особое внимание на формирование сплоченности ребят.
Ученые педагоги и психологи указывают на необходимость формирования и накапливания в коллективах обычаев, традиций, развития детского самоуправления и использование арт-терапии, что ведет к усилению позитивного настроя в коллективе и повышению уровня сплоченности.
В процессе изучения научной литературы мы смогли определить критерии, позволяющие выявить уровень сплочённости младших школьников. К таким критериям относятся: удовлетворённость принадлежностью к группе, сходство ценностных ориентаций и взглядов, благоприятный психологический климат, эмоциональная привлекательность членов группы. Далее на основании этих критериев мы подобрали диагностический комплекс, включающий следующие методики: «Какой у нас коллектив?» (А.Н. Лутошкин), «Определение сплочённости группы с помощью индекса групповой сплочённости Сишора», «Исследование ценностно-ориентационного единства как показателя сплочённости группы», социометрия.
Проведенный в ходе нашей работы эксперимент позволил нам определить уровень сплочённости коллектива младших школьников. По результатам эксперимента выявлено, что сплочённость классного коллектива развита на среднем уровне. Многие не соотносят себя с группой, и показывают в результате только положительно - эмоциональные связи с отдельными участниками коллектива. Большинство учащихся считают класс формальным объединением.
Нами были разработаны программа и методические рекомендации по формированию сплоченности детского коллектива младших школьников.
Таким образом, гипотеза подтвердилась, цель исследования достигнута.
Подобные работы
- Развитие сплочённости коллектива младших школьников средствами игровых технологий
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - Формирование коллектива младших школьников в образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СПЛОЧЕННОСТИ В ГРУППЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (ПОДРОСТКОВ) ПОСРЕДСТВОМ СПОРТИВНЫХ ИГР
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ СПЛОЧЕНИЯ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПУТЕМ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАЗДНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2020 - Формирование
сплоченности коллектива в младшем школьном возрасте
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Сплочение коллектива младших школьников с нарушениями слуха
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ
ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Формирование у младших школьников умения управлять коммуникацией во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



