ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СПЛОЧЁННОСТИ
КОЛЛЕКТИВА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Сущность понятий «общение», «взаимоотношение», «коллектив»,
«сплоченность коллектива» в отечественной и зарубежной литературе 6
1.2. Особенности сплочённости в классном коллективе младшего
школьника 18
1.3. Способы формирования сплоченности коллектива младших
школьников 25
Выводы по главе 1 38
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
2.1. Выявление уровня сформированности сплоченности коллектива младших
школьников 40
2.2. Методические рекомендации по формированию сплоченности коллектива
младших школьников 51
Выводы по главе 2 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ
На отношение школьника к обществу, самому себе, труду во многом влияет коллектив. Если сравнивать нравственное сознание человека в коллективе и отдельного от коллектива, то несложно заметить существенные отличия. Поступки становятся обдуманными и ответственными, переживания острее и ярче. Появляется большая заинтересованность в различных делах. В то же время можно увидеть нравственные и волевые качества, индивидуальная яркость и одаренность каждого человека, входящего в тот или иной коллектив, оказывает непосредственное влияние на красоту и силу коллектива, как единого целого.
Если каждый человек обособится и будет существовать вне коллектива, то никакой речи о коллективе не может и быть. Но и сам человек не может обойтись без коллектива, так как коллектив оказывает непосредственное влияние на становление личности. Такую точку зрения имеет В.А Сухомлинский. Он утверждал, что благодаря взаимному влиянию формируется как духовный мир личности, так и всего коллектива [46, с. 112].
Вопрос о групповой сплоченности возникает в любом коллективе. Рассмотрение его важно, так как эффективность работы группы и психологический комфорт каждого ее члена зависит от уровня развития коллектива, от того, насколько он является сплоченным.
Центральной задачей школа ставит создание самодеятельного сплоченного коллектива учащихся. Многообразие отношений в школьном коллективе благодаря общей деятельности ведут к всестороннему развитию личности. Немаловажное значение уделяется созданию благоприятных условий для подготовки детей к активному участию в общественной жизни. В этом заключается актуальность данной темы. Благоприятные условия в школе необходимы для того, чтобы ребенок чувствовал себя спокойно и мог активно принимать участие в жизни класса и школы.
А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский занимают особое место в становлении теории детского коллектива. Ими были предложены основы методики сплочения и воспитания детского коллектива.
В последние десятилетия было проделано много педагогических исследований на выявление наиболее эффективных форм организации, методов сплочения и формирования воспитательных коллективов. Авторами этих исследований являются: Т.Е. Конникова, М.Д. Виноградова, Л.И. Новикова, А.В. Мудрик, И.Б. Первин, О.С. Богданова и др. Принципы и методы стимулирования коллективной деятельности разработали Л.Ю. Гордин, М.П. Шульц и др. В.М. Коротов предложил ряд воспитательных функций коллектива и самоуправления в нем. Вне коллектива не может формироваться поколение всесторонне развитых людей. Это доказывают теории Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, И.П. Иванова, В.А. Сухомлинского, А.В. Луначарского и других современных педагогов.
В школьном возрасте у ребенка происходит становление личности, формируются базисные качества. Развитие личности ребенка во многом зависит от социальной атмосферы, в которой он находится. Дети младшего школьного возраста больше поддаются влиянию, поэтому проблема формирования коллектива в начальных классах актуальна.
Учитель начальных классов ставит перед собой задачу организовать такую творческую деятельность учеников, которая предоставит возможность каждому ребенку получить верные знания о самом себе, о законах общения, о правилах жизни.
Цель исследования: выявить актуальный уровень сплоченности коллектива младших школьников и разработать методические рекомендации по формированию сплоченности.
Объект исследования: процесс формирования сплоченности коллектива младших школьников.
Предмет исследования: актуальный уровень развития сплоченности коллектива младших школьников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у младших школьников средний уровень сплочённости коллектива, который характеризуется наличием положительно-эмоциональных связей с отдельными участниками коллектива, совпадением у большинства членов системы основных ценностей и отсутствием чувства коллективизма.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования;
2. Рассмотреть особенности сплоченности в классном коллективе младшего школьника;
3. Определить критерии сплочённости коллектива младших школьников;
4. Подобрать диагностический инструментарий для выявления актуального уровня сплочённости коллектива младших школьников;
5. Провести констатирующий эксперимент и описать его результаты;
6. Составить методические рекомендации для учителя по формированию сплоченности коллектива младших школьников.
Реализация поставленной цели и задач осуществлялась с использованием следующих методов: анализ психолого-педагогической литературы, опросные методы, тестирование, социометрия.
База исследования: Муниципальное автономное образовательное учреждение Лицей №6 «Перспектива» г. Красноярска. В эксперименте приняли участие 25 человек 3 «Б» класса.
В ходе теоретического анализа психолого-педагогической литературы, нам удалось определить особенности формирования сплочённости коллектива младших школьников. Исходя из анализа, мы выяснили, что для нормального формирования личности необходима благоприятная атмосфера в коллективе. Тогда коллектив может влиять на индивидуальное развитие личности. В противоположном случае формирование личности ребенка в коллективе затруднено.
Основное влияние на формирование коллектива оказывает учитель. Ему необходимо каждого ученика ввести в систему коллективных отношений. Иногда это достаточно трудоемкий процесс, который требует от учителя немалых усилий. Ситуации, происходящие в коллективе, каждый ребенок воспринимает по-своему, тем самым оказывают различное влияние на коллектив. При создании классного коллектива учитель должен обратить особое внимание на формирование сплоченности ребят.
Ученые педагоги и психологи указывают на необходимость формирования и накапливания в коллективах обычаев, традиций, развития детского самоуправления и использование арт-терапии, что ведет к усилению позитивного настроя в коллективе и повышению уровня сплоченности.
В процессе изучения научной литературы мы смогли определить критерии, позволяющие выявить уровень сплочённости младших школьников. К таким критериям относятся: удовлетворённость принадлежностью к группе, сходство ценностных ориентаций и взглядов, благоприятный психологический климат, эмоциональная привлекательность членов группы. Далее на основании этих критериев мы подобрали диагностический комплекс, включающий следующие методики: «Какой у нас коллектив?» (А.Н. Лутошкин), «Определение сплочённости группы с помощью индекса групповой сплочённости Сишора», «Исследование ценностно-ориентационного единства как показателя сплочённости группы», социометрия.
Проведенный в ходе нашей работы эксперимент позволил нам определить уровень сплочённости коллектива младших школьников. По результатам эксперимента выявлено, что сплочённость классного коллектива развита на среднем уровне. Многие не соотносят себя с группой, и показывают в результате только положительно - эмоциональные связи с отдельными участниками коллектива. Большинство учащихся считают класс формальным объединением.
Нами были разработаны программа и методические рекомендации по формированию сплоченности детского коллектива младших школьников.
Таким образом, гипотеза подтвердилась, цель исследования достигнута.
1. Азаров Ю. П. Диалог / Ю. П. Азаров // Новый мир. - 1978. - № 2. - С. 43.
2. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети!: пособие для учителя / Ш. А. Амонашвилли. - М.: Просвещение, 1983. - 208 с.
3. Андреева А. А. Арт-терапия в работе с эмоциональной сферой младших школьников/ Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015.
4. Андреева Г. М. Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов и особенности его содержания / Г.М. Андреева // Социальная психология: хрестоматия / сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 2003. С. 125 - 130.
5. Андреева Г. М. Социальная психология : учеб. для студ. вузов, обучающихся по напр. и спец. "Психология" / Г. М. Андреева. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 363 с.
6. Арамова П. И. Выбор младшего школьника в ходе групповой воспитывающей деятельности // Начальная школа. 2015 №5. С. 22
7. Арт-терапия/Под ред. А.А. Красина. - М.: Союз, 2007. - 138 с
8. Аникеева Н. П. Учителю о психологическом климате в коллективе / Н.П. Аникиева. - М.: Просвещение, 1999. - 195 с.
9. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. - М.: Генезис, 2000. - 298с.
10. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Педагогика, 1968. - 296 с.
11. Булгакова О.М. Самоуправление в классном коллективе./Булгакова О.М. //Справочник классного руководителя. - 2007. - № 4. - С. 37-38
12. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. №2121 «Педагогика и методика начального обучения» / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина [и др.], под общей ред.М.В. Гамезо. - М.: Просвещение, 1984. - 256 с.
13. Головин С. Ю. Словарь практического психолога / С. Ю. Головин. - Минск: Харвест; М.: ООО Издательство АСТ, 2003.- 800 с.
14. Денисова Т. Н. Практикум по социальной психологии: раздел
«Специализированные социально - психологические методы» / Т. Н. Денисова, М. Н. Крутцова, О. К. Соколовская; Мин-во образования и науки РФ; Вологод. Гос. Пед. ун-т. - Вологда, 2011. - 36 с.
15. Довыдов К. Д. Психологические особенности сплочённости коллектива / К. Д. Довыдов. - Кадры, 2005. - 208 с.
16. Донцов А. И. О понятии группы в социальной психологии / А. И. Донцов // Социальная психология: хрестоматия / сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М.:Аспект Пресс, 2003. - С. 147 - 152.
17. Донцов А.И. Психология коллектива: Методологические проблемы исследования: учеб.пособие / А. И. Донцов. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 208 с.
18. Журавский Г.Е. Педагогические идеи А.С. Макаренко/изд. Академии педагогических наук РСФСР - М., 1963
19.Золотарёва И. А. Сплочение коллектива через вовлечение детей в совместную творческую деятельность // Научно - методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - №11. - С.96-100.
20. Ибрагимова О. В. Внеурочная деятельность учащихся в системе воспитательной работы образовательных организаций // Начальная школа. 2015 № 11 С. 49
21. Иванова В.А., Перминова А.Н. Исследование сформированности
коллектива младших школьников // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - № 12-2. - С. 192-194.
22. Касимова, Р. Ш., Сергеева Э. М. Формирование сплоченности коллектива в младшем школьном возрасте // Сборник научных трудов преподавателей, молодых ученых и студентов, посвященный 210-летию Казанского университета. - 2015. - С. 51-54.
23. Киричук А. В. Положение детей в системе общения в классном коллективе. В кн.: Проблемы общения и воспитание / под ред. Л. А. Буевой. - Тарту, 1974. - 197 с.
24. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): учеб.пособие / Я. Л. Коломинский. - Минск: ТетраСистемс, 2000. - 432 с.
25. Коломинский, Я.Л. Социальная психология школьного класса: научно- метод. Пособие для педагогов и психологов / Я.Л. Коломинский. - Минск: ООО «ФУА информ», 2003 - 312 с.
26. Копытин А.И. «Теория и практика арт-терапии», СПб: «Питер», 2002.
27. Лебедева, Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л.Д. Лебедева. - СПб. : Речь, 2003.
28. Лозовская В.П. Развитие самоуправления в ученическом коллективе/Лозовская В.П.//Начальная школа плюс до и после - 2011г -№ 10.
29. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. М.: Просвещение, 2000. 65 с.
30. Люблинская А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. / А. А. Люблинская. - М.: Просвещение, 1971. - 415 с.
31. Майерс Д. Социальная психология. - 7-е изд. / Д. Майерс. - СПб.: Питер, 2007. - 794 с.
32. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности / А. С. Макаренко; сост. и автор вступ. ст. В.В. Кумарин. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1988. - 261с.
33. Марковская И.М. Основы социально-психологических знаний: учебное пособие / И.М. Марковская. - Челябинск, 2004. - 61 с.
34. Матюхина М. В. Возрастная и педагогическая психология: учеб.пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; под ред. М. В. Гамезо и др. - М.: Просвещение, 1984. - 256 с.
35. Модрус А. Л. Социально-психологические особенности сплоченности малой группы и неформальных подгрупп: дис. канд. пед. наук: защищена 19.06.08: утв. 20.10.2008. Ростов-на-Дону : Изд-во Рост. пед. ин-та 2008 153 с.
36. Молчанова А. В. Внеурочная деятельность обучающихся начальной школы: основные подходы, условия и модели организации // Начальная школа. 2015 № 8 С. 46
37. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов: 4-е изд., стереотип / В.С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
38. Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории М.: Просвещение, 2000. C.45-49, 87-91.
39.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд., М.: Высшая школа, 1993. — 944 с.
40. Подласый И.П. Педагогика, М. - 2001.
41. Реан, А.А., Коломинский, Я.Л. Социально-педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. - Серия «Мастера психологии» - Питер, С - Птб, 2000. - 212 с.
42. Седова Л. Н., Толстолуцких Н. П. Теория и методика воспитания: Конспект лекций. Взаимодействие личности и коллектива, 2010. - 58-62 с.
43. Сластенин В. А. Педагогика: учебник по дисциплине "Педагогика" для вузов по педагогическим специальностям / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2008. - 576 с.
44. Стефановская Т.А. Классный руководитель. - М.: Академия, 2006. С. 114-127
45. Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива / В. А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1981. - 192 с.
46. Сухомлинский В. А. Мудрая власть коллектива / В. А. Сухомлинский. - М.: Мол.гвардия, 1975. - 236 с.
47. Сиденко Е. А. Универсальные учебные действия: от термина к сущности // Эксперимент и инновации в школе. -2010. - № 3.
48. Трифонова Л. Т. Организация сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности // Начальная школа. 2013. - № 4 С. 51
49. Фархшатова, И.А. Воспитание ученического коллектива: результаты исследования // Мир науки. - 2016. - №2. - С. 45.
50. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М.Социально- психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. - 490 с.
51. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? / К. Фопель. - М.: Генезис, 2001. - 161 с.
52. Фридман Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. - М., 2008.
53. Ходаковский Л.С. Принципы организации школьного коллектива / Составитель Л.С. Ходаковский. М., «Просвещение», 1965.
54. Хохолова, Н. Т., Петрова А. Д. Формирование групповой сплоченности в коллективе младших школьников. // Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов. - 2014. - С. 293-295.
55. Шарипов, Ф. В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / Ф. В. Шарипов. - Москва: Логос, 2015. - 448 с.
56. Яшнова О. А. Успешность младшего школьника. М.: Академический Проект, 2003 144 с.