Особенности цифровой компетентности подростков из неблагополучных семей
|
1. ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПОДРОСТКОВ
ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ КАК АКТУАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
§1.1 Цифровая компетентность: понятие, структура, виды и содержание 6
§1.2 Социально-психологические особенности подростков из неблагополучных семей 15
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 24
Глава II. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
§2.1 Методика изучения цифровой компетентности 25
§2.2 Изучение цифровой компетентности у подростков из неблагополучных семей 27
§2.3 Сравнительный анализ цифровой компетентности подростков из благополучных и неблагополучных семей 49
§2.4 Рекомендации по формированию цифровой компетентности у подростков из неблагополучных семей 64
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ
Глава I. ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПОДРОСТКОВ
ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ КАК АКТУАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
§1.1 Цифровая компетентность: понятие, структура, виды и содержание 6
§1.2 Социально-психологические особенности подростков из неблагополучных семей 15
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 24
Глава II. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
§2.1 Методика изучения цифровой компетентности 25
§2.2 Изучение цифровой компетентности у подростков из неблагополучных семей 27
§2.3 Сравнительный анализ цифровой компетентности подростков из благополучных и неблагополучных семей 49
§2.4 Рекомендации по формированию цифровой компетентности у подростков из неблагополучных семей 64
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ
В современной России продолжает активно развиваться информационное пространство сети Интернет, которое позволяет обществу решать постав-ленные перед ним задачи гораздо стремительнее.
В то же время оно скрывает в себе большое количество рисков, распространяющихся на различные категории общества и являющиеся одним из факторов, приводящих к неблагополучию детей и подростков, в том числе находящихся уже в условиях, ухудшающих их жизнедеятельность. Являясь главным источником информации для молодого поколения, несовершеннолетние используют пространство всемирной паутины для удовлетворения различных своих потребностей ежедневно, но Интернет является объектом для внимания не только для несовершеннолетних, но разнообразных экстремистских групп.
В современном мире значение Интернета для современного ребенка имеет колоссальную важность, ведь именно там ребенок проводит большую часть своего свободного времени. Именно здесь ребенок находит друзей, реализует свои потребности, которые он не может осуществить в реальной жизни, приобретает новые знания и критически осознает всю цифровую информацию, которая поступает к нему. К сожалению, пространство Интернета таит в себе не мало различных угроз, такие как киберпреступность, противоправный контент, нарушения авторских прав, Интернет-зависимости, сохранность и безопасность данных. В этом спектре очень важно, чтобы у детей была сформирована цифровая компетентность.
Несовершеннолетние, оставшиеся без поддержки родителей в реальной жизни, стихийно, приобретают знания и остаются в цифровом мире без актив-ной и грамотной поддержки и защиты со стороны взрослых и в пространстве интернета с неограниченным доступом ко всем его ресурсам, тем самым увеличивая возможность появления новых форм неблагополучия и быть вовлечёнными в противозаконную деятельность. Привыкнув осваивать интернет стихийно и самостоятельно, нередко поверхностно или по мотивам своих интересов, сравнивая себя с также осваивающими интернет своим окружением и защищая свой мир от вмешательства взрослых, подросток часто чувствует себя действительно компетентным и не видит необходимости учиться.
Поэтому так важно отследить наличие сформированности цифровой компетенции у подростков, находящихся в социально-реабилитационном центре для дальнейшей их благополучной социализации в обществе.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение особенностей цифровой компетентности подростков из неблагополучных семей.
Объект исследования - цифровая компетентность подростков.
Предметом исследования является цифровая компетентность подрост-ков из неблагополучных семей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую и социально-педагогическую литературу по теме исследования. Дать определение понятию цифровая компетентность, определить показатели цифровой компетентности, выделить социально-психологические особенности подростков из неблагополучных семей.
2. Организовать эмпирическое исследование особенностей цифровой компетентности подростков из неблагополучных семей.
3. Проанализировать и интерпретировать результаты проведенного анкетирования.
4. Сравнить полученные результаты цифровой компетентности подростков из неблагополучных семей с подростками того же возрастного периода из благополучных семей.
5. Разработать комплекс рекомендаций для формирования цифровой компетентности у подростков в возрасте 11-17 лет из неблагополучных семей на основании выявленных особенностей.
Положения, выносимые на защиту.
1. Являясь активными пользователями цифровых услуг, подростки из неблагополучных семей затрачивают больше времени на пребывание в интернете, чаще выбирают мобильный доступ, чаще используют социальные сети, чем другие способы коммуникации и не ориентированы на поиск информации для получения образования.
2. Для подростков из неблагополучных семей потребность в доступе к интернету оказывается более важной, чем прочие потребности.
3. Доступ в интернет позволяет подросткам из неблагополучных семей преодолевать психологические барьеры, чувствовать себя более успешными и уважаемыми, чем в реальной жизни. Они считают себя уверенными пользователями, но чаще всего это завышенная самооценка.
4. Подростки из неблагополучных семей не умеют решать проблемы, возникшие при столкновении с мошенничеством в Интернете, и для них характерен крайне низкий уровень цифровой компетентности в области информационной безопасности.
Методы исследования:
Теоретические: изучение специальной научной психолого-педагогической литературы, методы анализа и синтеза.
Эмпирические: анкетирование.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности специалистов по социальной работе при работе детьми из неблагополучных семей для профилактики повышения цифровой компетентности подростков. Достоверность и обоснованность научных результатов и выводов исследования обеспечиваются сочетанием теоретических и эмпирических методов исследования.
В то же время оно скрывает в себе большое количество рисков, распространяющихся на различные категории общества и являющиеся одним из факторов, приводящих к неблагополучию детей и подростков, в том числе находящихся уже в условиях, ухудшающих их жизнедеятельность. Являясь главным источником информации для молодого поколения, несовершеннолетние используют пространство всемирной паутины для удовлетворения различных своих потребностей ежедневно, но Интернет является объектом для внимания не только для несовершеннолетних, но разнообразных экстремистских групп.
В современном мире значение Интернета для современного ребенка имеет колоссальную важность, ведь именно там ребенок проводит большую часть своего свободного времени. Именно здесь ребенок находит друзей, реализует свои потребности, которые он не может осуществить в реальной жизни, приобретает новые знания и критически осознает всю цифровую информацию, которая поступает к нему. К сожалению, пространство Интернета таит в себе не мало различных угроз, такие как киберпреступность, противоправный контент, нарушения авторских прав, Интернет-зависимости, сохранность и безопасность данных. В этом спектре очень важно, чтобы у детей была сформирована цифровая компетентность.
Несовершеннолетние, оставшиеся без поддержки родителей в реальной жизни, стихийно, приобретают знания и остаются в цифровом мире без актив-ной и грамотной поддержки и защиты со стороны взрослых и в пространстве интернета с неограниченным доступом ко всем его ресурсам, тем самым увеличивая возможность появления новых форм неблагополучия и быть вовлечёнными в противозаконную деятельность. Привыкнув осваивать интернет стихийно и самостоятельно, нередко поверхностно или по мотивам своих интересов, сравнивая себя с также осваивающими интернет своим окружением и защищая свой мир от вмешательства взрослых, подросток часто чувствует себя действительно компетентным и не видит необходимости учиться.
Поэтому так важно отследить наличие сформированности цифровой компетенции у подростков, находящихся в социально-реабилитационном центре для дальнейшей их благополучной социализации в обществе.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение особенностей цифровой компетентности подростков из неблагополучных семей.
Объект исследования - цифровая компетентность подростков.
Предметом исследования является цифровая компетентность подрост-ков из неблагополучных семей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую и социально-педагогическую литературу по теме исследования. Дать определение понятию цифровая компетентность, определить показатели цифровой компетентности, выделить социально-психологические особенности подростков из неблагополучных семей.
2. Организовать эмпирическое исследование особенностей цифровой компетентности подростков из неблагополучных семей.
3. Проанализировать и интерпретировать результаты проведенного анкетирования.
4. Сравнить полученные результаты цифровой компетентности подростков из неблагополучных семей с подростками того же возрастного периода из благополучных семей.
5. Разработать комплекс рекомендаций для формирования цифровой компетентности у подростков в возрасте 11-17 лет из неблагополучных семей на основании выявленных особенностей.
Положения, выносимые на защиту.
1. Являясь активными пользователями цифровых услуг, подростки из неблагополучных семей затрачивают больше времени на пребывание в интернете, чаще выбирают мобильный доступ, чаще используют социальные сети, чем другие способы коммуникации и не ориентированы на поиск информации для получения образования.
2. Для подростков из неблагополучных семей потребность в доступе к интернету оказывается более важной, чем прочие потребности.
3. Доступ в интернет позволяет подросткам из неблагополучных семей преодолевать психологические барьеры, чувствовать себя более успешными и уважаемыми, чем в реальной жизни. Они считают себя уверенными пользователями, но чаще всего это завышенная самооценка.
4. Подростки из неблагополучных семей не умеют решать проблемы, возникшие при столкновении с мошенничеством в Интернете, и для них характерен крайне низкий уровень цифровой компетентности в области информационной безопасности.
Методы исследования:
Теоретические: изучение специальной научной психолого-педагогической литературы, методы анализа и синтеза.
Эмпирические: анкетирование.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности специалистов по социальной работе при работе детьми из неблагополучных семей для профилактики повышения цифровой компетентности подростков. Достоверность и обоснованность научных результатов и выводов исследования обеспечиваются сочетанием теоретических и эмпирических методов исследования.
Под цифровой компетентностью подростков из неблагополучных семей мы понимаем процесс регулярного освоения используемых технологических ресурсов подростками для эффективного решения повседневных проблем ими как участниками коммуникационного процесса, с целью осуществления критической оценки и выбора новых источников информации и технологических инноваций с точки зрения их полезности при выполнении конкретных жизненных задач и целей.
Цифровая компетентность подростков в возрасте от 11 до 17 лет из неблагополучных семей имеет свои особенности как по пользовательской активности, так и по компонентам цифровой активности. Пользовательская активность свидетельствует нам о том, что активность подростков из неблагополучных семей отличается постоянным стремлении, к общению которое вы-ходит на первый план в цифровом мире, это прежде всего вызвано дефицитом внимания к ним со стороны семьи и окружения, что отличает их от под-ростков, которые также ориентированы на обогащение знаниями, что не удалось выявить у подростков из неблагополучных семей. Подростки из неблагополучных семей проводят в интернет пространстве больше времени, чем их сверстники из благополучных семей.
У подростков из неблагополучных семей выявлена низкая компетентность цифровой деятельности по компоненту ответственности и мотивации в своей деятельности в интернете с которыми обязательно необходимо работать для повышения и устранения особенностей цифровой компетентности и неготовность успешного выхода из ситуаций, связанных с онлайн рисками, а именно некомпетентное поведение их в таких ситуациях.
Цифровая компетентность, так и отдельные компоненты выше у тех подростков, которые отказываются от встречи со знакомыми по интернету или относятся к ней настороженно (советуются со взрослыми, идут на такую встречу не одни, а с друзьями). Самые низкие показатели цифровой компетентности, у тех подростков, кто согласен идти навстречу, никому ничего не сказав. Исходя из диаграммы, представленной в рис.21 мы можем сделать вывод, что цифровая компетентность по компоненту ответственности выше у подростков из благополучных семей, чем у подростков из неблагополучных семей.
Для повышения данного компонента что составляет характерную особенность цифровой компетентности следует проводить эффективную профилактическую работу, направленную на повышение цифровой компетентности основанную на рекомендациях данной работы.
Нами охарактеризован образ интернета у подростков из неблагополучных семей и разработан комплекса рекомендаций для формирования цифровой компетентности у подростков в возрасте 11-17 лет из неблагополучных семей на основании выявленных особенностей.
Особенности цифровой компетентности подростков из неблагополучных семей взаимосвязаны с их социально-психологическими характеристиками.
Цифровая компетентность подростков в возрасте от 11 до 17 лет из неблагополучных семей имеет свои особенности как по пользовательской активности, так и по компонентам цифровой активности. Пользовательская активность свидетельствует нам о том, что активность подростков из неблагополучных семей отличается постоянным стремлении, к общению которое вы-ходит на первый план в цифровом мире, это прежде всего вызвано дефицитом внимания к ним со стороны семьи и окружения, что отличает их от под-ростков, которые также ориентированы на обогащение знаниями, что не удалось выявить у подростков из неблагополучных семей. Подростки из неблагополучных семей проводят в интернет пространстве больше времени, чем их сверстники из благополучных семей.
У подростков из неблагополучных семей выявлена низкая компетентность цифровой деятельности по компоненту ответственности и мотивации в своей деятельности в интернете с которыми обязательно необходимо работать для повышения и устранения особенностей цифровой компетентности и неготовность успешного выхода из ситуаций, связанных с онлайн рисками, а именно некомпетентное поведение их в таких ситуациях.
Цифровая компетентность, так и отдельные компоненты выше у тех подростков, которые отказываются от встречи со знакомыми по интернету или относятся к ней настороженно (советуются со взрослыми, идут на такую встречу не одни, а с друзьями). Самые низкие показатели цифровой компетентности, у тех подростков, кто согласен идти навстречу, никому ничего не сказав. Исходя из диаграммы, представленной в рис.21 мы можем сделать вывод, что цифровая компетентность по компоненту ответственности выше у подростков из благополучных семей, чем у подростков из неблагополучных семей.
Для повышения данного компонента что составляет характерную особенность цифровой компетентности следует проводить эффективную профилактическую работу, направленную на повышение цифровой компетентности основанную на рекомендациях данной работы.
Нами охарактеризован образ интернета у подростков из неблагополучных семей и разработан комплекса рекомендаций для формирования цифровой компетентности у подростков в возрасте 11-17 лет из неблагополучных семей на основании выявленных особенностей.
Особенности цифровой компетентности подростков из неблагополучных семей взаимосвязаны с их социально-психологическими характеристиками.
Подобные работы
- ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Немецкий. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ О СЧАСТЬЕ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4500 р. Год сдачи: 2020 - Формирование читательского интереса у младшего школьника в процессе взаимодействия школы и библиотеки
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2020 - Социальные технологии формирования семейных духовно-нравственных ценностей (Херсонский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2025 - Инновационные услуги в профилактике социального сиротства
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2022



