Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности цифровой компетентности подростков из неблагополучных семей

Работа №169449

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы74
Год сдачи2017
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


1. ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПОДРОСТКОВ
ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ КАК АКТУАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
§1.1 Цифровая компетентность: понятие, структура, виды и содержание 6
§1.2 Социально-психологические особенности подростков из неблагополучных семей 15
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 24
Глава II. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
§2.1 Методика изучения цифровой компетентности 25
§2.2 Изучение цифровой компетентности у подростков из неблагополучных семей 27
§2.3 Сравнительный анализ цифровой компетентности подростков из благополучных и неблагополучных семей 49
§2.4 Рекомендации по формированию цифровой компетентности у подростков из неблагополучных семей 64
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ

В современной России продолжает активно развиваться информационное пространство сети Интернет, которое позволяет обществу решать постав-ленные перед ним задачи гораздо стремительнее.
В то же время оно скрывает в себе большое количество рисков, распространяющихся на различные категории общества и являющиеся одним из факторов, приводящих к неблагополучию детей и подростков, в том числе находящихся уже в условиях, ухудшающих их жизнедеятельность. Являясь главным источником информации для молодого поколения, несовершеннолетние используют пространство всемирной паутины для удовлетворения различных своих потребностей ежедневно, но Интернет является объектом для внимания не только для несовершеннолетних, но разнообразных экстремистских групп.
В современном мире значение Интернета для современного ребенка имеет колоссальную важность, ведь именно там ребенок проводит большую часть своего свободного времени. Именно здесь ребенок находит друзей, реализует свои потребности, которые он не может осуществить в реальной жизни, приобретает новые знания и критически осознает всю цифровую информацию, которая поступает к нему. К сожалению, пространство Интернета таит в себе не мало различных угроз, такие как киберпреступность, противоправный контент, нарушения авторских прав, Интернет-зависимости, сохранность и безопасность данных. В этом спектре очень важно, чтобы у детей была сформирована цифровая компетентность.
Несовершеннолетние, оставшиеся без поддержки родителей в реальной жизни, стихийно, приобретают знания и остаются в цифровом мире без актив-ной и грамотной поддержки и защиты со стороны взрослых и в пространстве интернета с неограниченным доступом ко всем его ресурсам, тем самым увеличивая возможность появления новых форм неблагополучия и быть вовлечёнными в противозаконную деятельность. Привыкнув осваивать интернет стихийно и самостоятельно, нередко поверхностно или по мотивам своих интересов, сравнивая себя с также осваивающими интернет своим окружением и защищая свой мир от вмешательства взрослых, подросток часто чувствует себя действительно компетентным и не видит необходимости учиться.
Поэтому так важно отследить наличие сформированности цифровой компетенции у подростков, находящихся в социально-реабилитационном центре для дальнейшей их благополучной социализации в обществе.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение особенностей цифровой компетентности подростков из неблагополучных семей.
Объект исследования - цифровая компетентность подростков.
Предметом исследования является цифровая компетентность подрост-ков из неблагополучных семей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую и социально-педагогическую литературу по теме исследования. Дать определение понятию цифровая компетентность, определить показатели цифровой компетентности, выделить социально-психологические особенности подростков из неблагополучных семей.
2. Организовать эмпирическое исследование особенностей цифровой компетентности подростков из неблагополучных семей.
3. Проанализировать и интерпретировать результаты проведенного анкетирования.
4. Сравнить полученные результаты цифровой компетентности подростков из неблагополучных семей с подростками того же возрастного периода из благополучных семей.
5. Разработать комплекс рекомендаций для формирования цифровой компетентности у подростков в возрасте 11-17 лет из неблагополучных семей на основании выявленных особенностей.
Положения, выносимые на защиту.
1. Являясь активными пользователями цифровых услуг, подростки из неблагополучных семей затрачивают больше времени на пребывание в интернете, чаще выбирают мобильный доступ, чаще используют социальные сети, чем другие способы коммуникации и не ориентированы на поиск информации для получения образования.
2. Для подростков из неблагополучных семей потребность в доступе к интернету оказывается более важной, чем прочие потребности.
3. Доступ в интернет позволяет подросткам из неблагополучных семей преодолевать психологические барьеры, чувствовать себя более успешными и уважаемыми, чем в реальной жизни. Они считают себя уверенными пользователями, но чаще всего это завышенная самооценка.
4. Подростки из неблагополучных семей не умеют решать проблемы, возникшие при столкновении с мошенничеством в Интернете, и для них характерен крайне низкий уровень цифровой компетентности в области информационной безопасности.
Методы исследования:
Теоретические: изучение специальной научной психолого-педагогической литературы, методы анализа и синтеза.
Эмпирические: анкетирование.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности специалистов по социальной работе при работе детьми из неблагополучных семей для профилактики повышения цифровой компетентности подростков. Достоверность и обоснованность научных результатов и выводов исследования обеспечиваются сочетанием теоретических и эмпирических методов исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Под цифровой компетентностью подростков из неблагополучных семей мы понимаем процесс регулярного освоения используемых технологических ресурсов подростками для эффективного решения повседневных проблем ими как участниками коммуникационного процесса, с целью осуществления критической оценки и выбора новых источников информации и технологических инноваций с точки зрения их полезности при выполнении конкретных жизненных задач и целей.
Цифровая компетентность подростков в возрасте от 11 до 17 лет из неблагополучных семей имеет свои особенности как по пользовательской активности, так и по компонентам цифровой активности. Пользовательская активность свидетельствует нам о том, что активность подростков из неблагополучных семей отличается постоянным стремлении, к общению которое вы-ходит на первый план в цифровом мире, это прежде всего вызвано дефицитом внимания к ним со стороны семьи и окружения, что отличает их от под-ростков, которые также ориентированы на обогащение знаниями, что не удалось выявить у подростков из неблагополучных семей. Подростки из неблагополучных семей проводят в интернет пространстве больше времени, чем их сверстники из благополучных семей.
У подростков из неблагополучных семей выявлена низкая компетентность цифровой деятельности по компоненту ответственности и мотивации в своей деятельности в интернете с которыми обязательно необходимо работать для повышения и устранения особенностей цифровой компетентности и неготовность успешного выхода из ситуаций, связанных с онлайн рисками, а именно некомпетентное поведение их в таких ситуациях.
Цифровая компетентность, так и отдельные компоненты выше у тех подростков, которые отказываются от встречи со знакомыми по интернету или относятся к ней настороженно (советуются со взрослыми, идут на такую встречу не одни, а с друзьями). Самые низкие показатели цифровой компетентности, у тех подростков, кто согласен идти навстречу, никому ничего не сказав. Исходя из диаграммы, представленной в рис.21 мы можем сделать вывод, что цифровая компетентность по компоненту ответственности выше у подростков из благополучных семей, чем у подростков из неблагополучных семей.
Для повышения данного компонента что составляет характерную особенность цифровой компетентности следует проводить эффективную профилактическую работу, направленную на повышение цифровой компетентности основанную на рекомендациях данной работы.
Нами охарактеризован образ интернета у подростков из неблагополучных семей и разработан комплекса рекомендаций для формирования цифровой компетентности у подростков в возрасте 11-17 лет из неблагополучных семей на основании выявленных особенностей.
Особенности цифровой компетентности подростков из неблагополучных семей взаимосвязаны с их социально-психологическими характеристиками.



1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. М.:, 1993. 381 с.
2. Асмолов А. Г., Семенов А. Л., Уваров А. Ю. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в будущее десятилетие. М.: НексПринт, 2010. 84 c.
3. Байтуменова А. Г., Волынкин В. И. Профилактика самовольных уходов в условиях реабилитационных центров//Гуманитаные исследования. Астрахань: Изд-во Астраханского государственного университета. 2014. № 2 (50). С. 129-132.
4. Бозванова Е. И. Компетентностный подход в подготовке современного специалиста //Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). 2011. С. 174-176.
5. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М.: Просвещение, 1998. 207 c.
6. Гайдамашко И. В. Пугачева Е. В., Цуникова Т. Г. Системно- мыследеятельностный подход к самоорганизации деятельности субъектов образовательного процесса в техническом университете // Человеческий капитал. 2015.№1 (73). С. 60-63.
7. Гендина Н.И. Концепция формирования информационной культуры личности: опыт разработки и реализации // Открытое образование. 2005. №6. С. 74-82.
8. Дети России Онлайн [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://detionline.com/assets/files/research/qC.pdf, свободный. - Загл. с экрана.
9. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социальные институты и процессы. М.: МГУ, 2010. 339 c.
10. Зайцева Н. Н. К вопросу о сущности понятий «компетенция» и «компетентность» // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования, 2016. С. 144-147.
11. Захарова М. В., Демина Л. И. Медиакомпетентность современного общества: опыт и тенденции развития // ИСОМ. 2017. №1. С. 139-142.
12. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 113 c.
13. Колозариди П. В., ШубенковаА. Ю. Интернет как предмет социальной политики в официальном дискурсе России: благо или угроза? // Журнал исследований социальной политики. 2016. Том 14. № 1. С. 39-54.
14. Косолапов Ю. А. Чувство взрослости и самоотношение личности: монография. М.: Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Липец. гос. пед. ун-т", 2005. 117 c.
15. Кузьмин Е.И., Паршакова А.В. Медиа и информационная грамотность в обществах знания. М.: МЦБС, 2013. 384 с.
16. Куницына В. Н., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов. М.: СПб, 2001. 544 c.
17. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 200 c.
18. Нестик Т. А. Интеллектуальные сети: от сетевого индивидуализма к творческому капиталу // Образовательная политика. 2010. №7. С. 45-46.
19. Нигматзянова, Г. Х. Сущность понятий «компетенция» и «компетентность»// Современные научные исследования и инновации. 2013. №11. С. 36-37.
20. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: Ок. 53000 слов. М.: ООО «Издательство Оникс», 2007. 640 c.
21. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения: Учебное пособие. М.: ИНФРА, 2009. 252 c.
22. Селенина, Е. В. Методическое пособие по организации реабилитационного досуга для детей и подростков группы риска по социальному сиротству. М.:, 2012. 120c.
23. Снимщикова Э. В. Семейное неблагополучие как фактор формирования девиантного поведения детей и подростков // Теория и практика общественного развития. 2009. №2. С. 17-25.
24. Солдатова, Г. У. Зотова Е.Ю., М. Лебешева М.И. Дети России Он-лайн. Результаты международного проекта EU Kids Online II в России. М. : , 2012. - 213 с.
25. Солдатова Г. У., Рассказова Е.И. Как им помочь. Ребенок в интернете: запрещать, наблюдать или объяснять? // Дети в информационном обществе. 2012. № 10. С. 26-33.
26. Солдатова Г. У., Лебешева М.И. Кто и как попадает на сайты, не-сущие угрозу для здоровья школьников? // Дети в информационном обществе. 2012. №8. С. 46-55.
27. Солдатова Г. У., Рассказова Е.И. Модели цифровой компетентности и деятельность российских подростков онлайн // Национальный психологический журнал. 2016. № 2(22). С. 50-60.
28. Солдатова Г. У., Нестик Т.А. Молодежь в сети: сила и слабость социального капитала // Образовательная политика. 2010. № 4 (42). С. 10-29.
29. Солдатова Г.У, Зотова Е.Ю, Лебешева М.И, Шляпников В.И. Цифровая грамотность и безопасность в Интернете. Методическое пособие для специалистов основного общего образования. М.: Google, 2013. 311 с.
30. Г.У. Солдатова Г.У., Нестик Т.А, Рассказова Е.И., Зотова Е.Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования. М.: Фонд Развития Интернет, 2013. 144 с.
31. Федоров, А. Э., Метелев С.Е, Соловьев А.А., Шлякова Е.В. Компетентностный подход в образовательном процессе. Монография. М.: Омск: ООО «Омскбланкиздат», 2012. 210 с.
32. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. 272 с.
33. Шульга Т. И. Работа с неблагополучной семьей: учеб. пособие для вузов. М.: Дрофа, 2005. 254 с.
34. Щербина С. Е. К вопросу о неблагополучии семьи как факторе дезадаптации современной молодежи// Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. №10-1. С. 119-121.
35. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Толстых А. В. М.: Прогресс, 1996. 344 c.
36. Ярмина А.Н. Прививка от порно. // Дети в информационном обществе. 2012. №12. С. 36-39.
37. Martin A., Madigan D. Digital literacies for learning. London: Facet Publishing London. 2011. P. 500.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ