ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
9
1.1. Содержание понятия «творческие способности» 9
1.2. Особенности развития творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста с ОВЗ 17
1.3. Педагогические условия развития творческих способностей детей
старшего дошкольного возраста с ОВЗ 32
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 41
ГЛАВА 2. ОПЫТНО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ 44
2.1. Методы диагностики в ОЭР 44
2.2. Реализация ОЭР (занятий программы развития) 56
2.3. Анализ результатов ОЭР 73
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 80
ПРИЛОЖЕНИЯ 85
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
9
1.1. Содержание понятия «творческие способности» 9
1.2. Особенности развития творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста с ОВЗ 17
1.3. Педагогические условия развития творческих способностей детей
старшего дошкольного возраста с ОВЗ 32
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 41
ГЛАВА 2. ОПЫТНО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ 44
2.1. Методы диагностики в ОЭР 44
2.2. Реализация ОЭР (занятий программы развития) 56
2.3. Анализ результатов ОЭР 73
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 80
ПРИЛОЖЕНИЯ 85
двигательного аппарата (НОДА) обусловлены главным отличием этих детей с нормальным развитием. Особенностью этих детей являются двигательные нарушения. Интеллектуальное развитие имеет свои особенности и методы коррекции. У детей с ИОДА вербальное мышление развивается удовлетворительно, наглядно-образное мышление недостаточно выражено. Дополнительно нарушаются пространственные и временные представления. Дети с ИОДА способны к абстрагированию и обобщению. Они могут выделять сюжетную линию в рассказе, складывать правильно последовательные картинки, однако наглядно-действенное мышление у них нарушено. Из-за этого они с трудом рисуют, плохо ориентируются в пространстве.
Проблема развития творческих способностей детей на сегодняшний день- одна из центральных в нашем обществе, что отражено в задачах развития творческого потенциала личности, поставленных Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», принятом Государственной Думой 04.09.2014 г. и Единой концепцией федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) о начальном общем образовании для обучающихся с ОВЗ.
Искусство занимает лидирующее место среди различных средств формирования и развития воображения. Оно не только позволяет переживать ребенку чувства прекрасного, но и может стимулировать развитие таких личностных характеристик, как самосознание, мышление и воображение. Изобразительное искусство может помочь решению проблемы творческой самореализации детей с ОВЗ.
В дополнительном образовании детей дела обстоят несколько иначе, чем в образовании общем. Практика показывает, что здесь обучение сводится не только к заучиванию определенного количества учебного материала, но все знания, получаемые ребенком, имеют оперативное применение на практике, активно используются в конкретной практической творческой деятельности.
Новая социокультурная ситуация, развитие рынка образовательных услуг в последние годы дали мощный импульс развитию учреждений дополнительного образования. Еще в марте 1995 г. Правительством Российской Федерации было утверждено постановление № 233 «Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей», в котором определено: «Образовательное учреждение
дополнительного образования детей - тип образовательного учреждения детей, основное предназначение которого - развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализации дополнительных программ и услуг в интересах личности, общества и государства».
Таким образом, для растущей и развивающейся личности в дополнительном образовании открылись новые возможности в творческом саморазвитии и в удовлетворении своих потребностей, интересов, возможностей включения в те конкретные виды деятельности, которые соответствуют ее склонностям и способностям.
В настоящее время большая ответственность ложится на педагога, работающего в учреждении дополнительного образования и предлагающего ребенку дополнительные образовательные услуги,и особая ответственность - на педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и с особыми образовательными потребностями.
Время требует от современной педагогики разработки нового поколения общеобразовательных программ по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья,ориентированных на совершенствование содержания дополнительного образования, применения в педагогическом процессе современных образовательных технологий широкого спектра.
Степень изученности проблемы. Инклюзивное (интегрированное) образование в целом рассматривается в работах Зубаревой Т.Г. (2009), Артюшенко Н.П. (2010), Шумиловской Ю.В. (2011), в том числе и особенности образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)(Морозовой Н.И. (2007), Россихиной И.Г. (2010)), детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА): Лебедева А.А. (2010), Дубровой Т.И. (2012). Проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ остаётся недостаточно разработанной, что говорит о ее актуальности на научно-методическом уровне. Основной причиной этого является отсутствие в существующих исследованиях разработок методического обеспечения и необходимых педагогических условий для осуществления процесса развития творческих способностей детей с ОВЗ в условиях современного дополнительного образования дошкольного уровня.
Актуальность темы исследования также определяется противоречиями между:
-между объективной необходимостью и социальной значимостью развития творческих способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ и недостаточной разработанностью данной проблемы в дошкольной педагогике;
...
Проблема развития творческих способностей детей на сегодняшний день- одна из центральных в нашем обществе, что отражено в задачах развития творческого потенциала личности, поставленных Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», принятом Государственной Думой 04.09.2014 г. и Единой концепцией федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) о начальном общем образовании для обучающихся с ОВЗ.
Искусство занимает лидирующее место среди различных средств формирования и развития воображения. Оно не только позволяет переживать ребенку чувства прекрасного, но и может стимулировать развитие таких личностных характеристик, как самосознание, мышление и воображение. Изобразительное искусство может помочь решению проблемы творческой самореализации детей с ОВЗ.
В дополнительном образовании детей дела обстоят несколько иначе, чем в образовании общем. Практика показывает, что здесь обучение сводится не только к заучиванию определенного количества учебного материала, но все знания, получаемые ребенком, имеют оперативное применение на практике, активно используются в конкретной практической творческой деятельности.
Новая социокультурная ситуация, развитие рынка образовательных услуг в последние годы дали мощный импульс развитию учреждений дополнительного образования. Еще в марте 1995 г. Правительством Российской Федерации было утверждено постановление № 233 «Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей», в котором определено: «Образовательное учреждение
дополнительного образования детей - тип образовательного учреждения детей, основное предназначение которого - развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализации дополнительных программ и услуг в интересах личности, общества и государства».
Таким образом, для растущей и развивающейся личности в дополнительном образовании открылись новые возможности в творческом саморазвитии и в удовлетворении своих потребностей, интересов, возможностей включения в те конкретные виды деятельности, которые соответствуют ее склонностям и способностям.
В настоящее время большая ответственность ложится на педагога, работающего в учреждении дополнительного образования и предлагающего ребенку дополнительные образовательные услуги,и особая ответственность - на педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и с особыми образовательными потребностями.
Время требует от современной педагогики разработки нового поколения общеобразовательных программ по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья,ориентированных на совершенствование содержания дополнительного образования, применения в педагогическом процессе современных образовательных технологий широкого спектра.
Степень изученности проблемы. Инклюзивное (интегрированное) образование в целом рассматривается в работах Зубаревой Т.Г. (2009), Артюшенко Н.П. (2010), Шумиловской Ю.В. (2011), в том числе и особенности образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)(Морозовой Н.И. (2007), Россихиной И.Г. (2010)), детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА): Лебедева А.А. (2010), Дубровой Т.И. (2012). Проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ остаётся недостаточно разработанной, что говорит о ее актуальности на научно-методическом уровне. Основной причиной этого является отсутствие в существующих исследованиях разработок методического обеспечения и необходимых педагогических условий для осуществления процесса развития творческих способностей детей с ОВЗ в условиях современного дополнительного образования дошкольного уровня.
Актуальность темы исследования также определяется противоречиями между:
-между объективной необходимостью и социальной значимостью развития творческих способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ и недостаточной разработанностью данной проблемы в дошкольной педагогике;
...
Целью нашего исследования выступило теоретически обоснование, разработка и проверка в опытно-экспериментальной работе педагогических условий развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
В решении первой задачи раскрыто понятие «творческие способности». В науке творческие способности рассматриваются как совокупность способностей, входящих либо в когнитивный, либо в креативный, либо в личностные компоненты, которые позволяют осуществлять различные виды творческой деятельности, связанной с созданием чего-либо нового.
Решая вторую задачу: охарактеризовать особенности развития
творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (нарушение опорно-двигательного аппарата), - мы выяснили, что основным фактором, стимулирующим изобразительную и творческую деятельность, которые тесно взаимосвязаны между собой, является способность ребенка с ОВЗ воспринимать окружающий мир. Система факторов, которые побуждают ребенка с ОВЗ к осуществлению активной творческой деятельности, - воздействует на его эмоциональную сферу, пробуждает интерес к окружающему его предметному миру, мобилизует его мыслительные процессы, стимулируют наблюдательность, выдумку, мобилизуют память, способствуют реализации ранее полученных знаний.
Решение третий задачи позволило нам выявить педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного:
1) при взаимодействии с детьми педагогу необходимо иметь хорошую теоретическую подготовку в самых разных областях знаний; иметь навыки практической работы в области диагностики, коррекции и реабилитации;
2) реализовывать занятия с учетом возрастных особенностей и характера наблюдаемых нарушений развития ребенка;
3) важно выбирать адекватные способы постановки перед ребенком задач, учитывая его познавательные возможности;
4) нужно уметь устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, в результате которого у ребенка возникает чувство психологической защищенности и психологического комфорта;
5) в деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности
здоровья, необходимо использовать различные креативные
изотерапевтические техники.
Решая четвертую задачу: обосновать и разработать педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, - мы провели опытно экспериментальную работу по реализации педагогических условий развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Результаты свидетельствуют о том, что у детей с нарушением опорнодвигательного аппарата есть потенциальные возможности для развития творческих способностей.
Для осуществления коррекционно-развивающей работы в группах дошкольников с ограниченными возможностями нами были использованы занятия изобразительной деятельностью.
Составленная нами программа занятий по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорнодвигательного аппарата учитывает общую программу воспитания и обучения детей, воспитывающихся в детских образовательных учреждениях, и может быть органично включена в работу по изобразительной деятельности детей.
...
В решении первой задачи раскрыто понятие «творческие способности». В науке творческие способности рассматриваются как совокупность способностей, входящих либо в когнитивный, либо в креативный, либо в личностные компоненты, которые позволяют осуществлять различные виды творческой деятельности, связанной с созданием чего-либо нового.
Решая вторую задачу: охарактеризовать особенности развития
творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (нарушение опорно-двигательного аппарата), - мы выяснили, что основным фактором, стимулирующим изобразительную и творческую деятельность, которые тесно взаимосвязаны между собой, является способность ребенка с ОВЗ воспринимать окружающий мир. Система факторов, которые побуждают ребенка с ОВЗ к осуществлению активной творческой деятельности, - воздействует на его эмоциональную сферу, пробуждает интерес к окружающему его предметному миру, мобилизует его мыслительные процессы, стимулируют наблюдательность, выдумку, мобилизуют память, способствуют реализации ранее полученных знаний.
Решение третий задачи позволило нам выявить педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного:
1) при взаимодействии с детьми педагогу необходимо иметь хорошую теоретическую подготовку в самых разных областях знаний; иметь навыки практической работы в области диагностики, коррекции и реабилитации;
2) реализовывать занятия с учетом возрастных особенностей и характера наблюдаемых нарушений развития ребенка;
3) важно выбирать адекватные способы постановки перед ребенком задач, учитывая его познавательные возможности;
4) нужно уметь устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, в результате которого у ребенка возникает чувство психологической защищенности и психологического комфорта;
5) в деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности
здоровья, необходимо использовать различные креативные
изотерапевтические техники.
Решая четвертую задачу: обосновать и разработать педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, - мы провели опытно экспериментальную работу по реализации педагогических условий развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Результаты свидетельствуют о том, что у детей с нарушением опорнодвигательного аппарата есть потенциальные возможности для развития творческих способностей.
Для осуществления коррекционно-развивающей работы в группах дошкольников с ограниченными возможностями нами были использованы занятия изобразительной деятельностью.
Составленная нами программа занятий по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорнодвигательного аппарата учитывает общую программу воспитания и обучения детей, воспитывающихся в детских образовательных учреждениях, и может быть органично включена в работу по изобразительной деятельности детей.
...
Подобные работы
- Психологическая программа развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2022 - Развитие творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста в процессе иллюстрирования сказок
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2020 - Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Игра как этап создания детского танца
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2020 - Программа психологической коррекции мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2024 - Развитие социальной активности детей старшего дошкольного возраста
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 14700 р. Год сдачи: 2025 - Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста у детей с общим недоразвитием речи средствами мнемотехники (Нижнетагильский педагогический колледж №2)
Курсовые работы, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ОРФ-ПЕДАГОГИКИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018





