ОГЛАВЛЕНИЕ
1.2. Гендерные особенности детей дошкольного возраста
1.3. Методологические основы гендерного подхода в воспитании
дошкольников. Анализ существующих практик применения гендерного подхода в дошкольном образовании 18
1.4. Формирование компетентности педагога в области гендерного
воспитания дошкольников 25
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 34
2.1. Анализ особенностей гендерного развития старших дошкольников 34
2.2. Особенности сформированности гендерной компетентности педагогов
гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста 38
2.3. Проблемы методического обеспечения процесса гендерного воспитания 42
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИХ
ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ 49
3.1. Разработка рекомендаций в области методического обеспечения ДОО,
направленного на формирование гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста 49
3.2. Определение целесообразности и значимости разработанного
методического обеспечения процесса формирования гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 81
Актуальность исследования заключается в том, что настоящее время в современном обществе наблюдается значительное преобразование моделей гендерного поведения. Многочисленные психолого-педагогические исследования подтверждают значимость проблемы освоения детьми системы гендерных ролей, решение которой является одной из задач современной системы образования. Реализация требований Федеральных государственных образовательных стандартов разных ступеней образования затруднительно без учета гендерных особенностей детей. А.Г. Абсалямова и А.В. Кучукова [3] в своем исследовании отмечают, что Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в качестве стратегии воспитания мальчиков и девочек выдвигает развитие индивидуальности каждой девочки и каждого мальчика без ограничений рамками стереотипов, в том числе полоролевых, интерпретируя таким образом задачу обеспечения равных возможностей для полноценного развития «каждого ребенка», независимо от пола. Вместе с тем, период дошкольного детства является сензитивным для полоролевой идентификации, усвоения детьми представлений различиях между представителями разных полов, освоения гендерных ролей и стратегий гендерного поведения.
В современной науке вопросы гендерного воспитания детей дошкольного возраста затрагивались многими отечественными и зарубежными авторами. В частности, исследованы аспекты полоролевого воспитания детей (В.В. Абраменкова, В.Д. Еремеева, Д.В. Колесов, И.С. Кон, Т.А. Репина и др.); роли семьи в воспитании мальчиков и девочек (Э.Б. Васильева, А.И. Захаров и др.); особенности освоения детьми гендерной культуры (С.А. Козлова, Л.В. Коломийченко, Т.Ю. Купач и др.).
Вопросам гендерных различий и половозрастной идентификации детей дошкольного возраста посвящены работы таких исследователей, как Н.П. Белопольская, Н.Ф. Голованова, Н.Т. Доронова, В.Д. Еремееева, В.Е. Каган, С.А. Козлова, И.С. Кон, Т.А. Репина, И.П. Шелухина и др.
Вопросы анализа и формирования гендерной компетентности педагогов освещены в работах И.А. Загайнова, Л.В. Климина, М.А. Радзилова, Л.П. Шустова.
Разработке теоретических основ гендерного воспитания и гендерного подхода в образовании посвящены исследования Е.Н. Каменской, И.С. Клециной, Л.В. Климиной, О.И. Ключко, Л.Э. Семеновой, Н.Е. Татаринцевой и др...
Таким образом, в рамках настоящей работы были решены, поставленные во введении задачи, в качестве основных выводов считаем целесообразным отметить следующее.
Формирование гендерной принадлежности ребенка - одна из задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» ФГОС дошкольного образования. Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.
Анализ практики работы показывает, что воспитание мальчиков и девочек сегодня отстает от реальных потребностей практики воспитания дошкольников и современных требований общества. В целом, педагогический состав дошкольных образовательных организаций остается неподготовленным к воспитанию дошкольников в ходе психолого-педагогического сопровождения гендерной социализации. Предпринимаемые попытки недостаточно эффективны, так как накопленный опыт полового воспитания не учитывает реалии жизни, современный социальный контекст; детям не даются представления о вариативности гендерного поведения, не формируются навыки овладения мужскими и женскими ролями, способами гендерной саморегуляции.
Для дошкольной образовательной организации характерны проблемы в кадровом обеспечении:
1) недостаток квалифицированных кадров;
2) недостаточное оказание методической помощи на местах;
3) педагоги не владеют методикой работы в аспекте педагогического сопровождения гендерной социализации детей дошкольного возраста.
По итогам проведенного аналитического исследования мы заключили следующее:
Анализ уровня сформированности представлений старших дошкольников о гендерных ролях показал, что детьми полностью освоены представления об отличиях между полами. Имеются существенные различия в характеристиках полоролевого поведения в семье в отношении семейных функций. Выявлены точные различия в характеристиках полоролевого поведения в обществе: для детей представило затруднения определить чисто мужские и женские профессии. Таким образом, мы наблюдаем, что представления детей о полоролевом поведении четко не выражены. Вместе с тем, представления детей о мужских и женских качествах полностью соотвнтствуют традиционным культурным стериотипам.
Исходя из всего вышесказанного, мы можем заключить, что воспитание гендерной идентификации в семье не всегда является оправданным и требует также включения педагогов дошкольного образовательного учреждения в данный процесс.
Данный вопрос тем более актуален, что, как было отмечено выше, из 105-ти принявших участие в эксперименте старших дошкольников 28 детей (26,67%) воспитываются в неполных семьях.
2. Анализ педагогов показал, что в целом, они имеют недостаточное представление о гендерных особенностях детей дошкольного возраста и моделях гендерного поведения. Собственные гендерные представления педагогов соответствуют традиционной культурной модели, гендерные установки педагогов не являются гибкими, педагоги не готовы воспринимать гендерные представления современного подрастающего поколения. В реализации образовательного процесса педагоги оказались недостаточно готовыми к ведению диалогов с детьми на гендерную тематику и вести систематическую работу по гендерному воспитанию.
3. В настоящее время абсолютно все опрошенные педагоги оценивают уровень методического обеспечения в своей дошкольной образовательной организации как низкий. В рамках ДОО не проводится никаких мероприятий в этой области. При этом процент педагогов, которые самостоятельно изучают вопрос гендерной идентификации дошкольников, также очень низкий (11,11%)...
1. Абсалямова А.Г., Кучукова А.В. Анализ гендерной направленности содержания образовательных программ дошкольного образования // Вестник Восточной экономико-юридической гуманитарной академии. 2016. № 5 (85). С. 5-15.
2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. 496 с.
3. Асмолова А.Т. Психология личности: учебное пособие. М.: Смысл, Академия, 2017. 528 с.
4. Аусландер Л. Женские + мужские = гендерные исследования? // Гендерные исследования. 2017. № 5. С. 51-55.
5. Афанасьева Ч.В. Инновационные подходы к повышению профессиональной компетенции работников дошкольных образовательных учреждений в системе дополнительного образования // Педагогическое образование и наука. 2019. №6. С. 87-90.
6. Батлер Дж. Гендерное беспокойство. Минск: Пропилеи, 2016. С.280-296.
7. Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания. М.: Когито-Центр, 2018. 24 с.
8. Бем С.Л. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / пер. с англ. М.: Российская политическая энциклопедия,
2014. 336 с.
9. Бендас Т.В. Гендерная психология: учебное пособие. СПб.: Питер, 2018. 431 с.
10. Берн Ш. Гендерная психология. СПб.: Прайм-Еврознак, 2017. 320 с.
11. Богуславец И.А. Учет гендерного подхода в образовании в условиях введения ФГОС ДОО // Научный аспект. 2015. №2. С.92-96.
12. Богуславец И.А., Пономарева Л.И. Анализ программного содержания образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»: гендерный аспект // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. С.22-29.
13. Бондаренко С.В., Родштейн М.Н. Проектирование психолого-педагогической программы гендерной социализации дошкольников в условиях ДОУ // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2016. № 6. С. 365-374.
14. Бочарова Н. Некоторые вопросы дифференцированного подхода в физическом воспитании мальчиков и девочек // Дошкольное воспитание.
2015. № 12. С.72-75.
15. Бунина Л. Воспитательно-образовательная работа в ДОУ с учетом гендерного подхода // Дошкольное воспитание. 2011. № 6. С.57-62...93