Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 9
1.1. Проблема изучения познавательных процессов в зарубежной и
отечественной литературе 9
1.2. Сущность понятия «ментальная арифметика». Подходы к изучению ментальной арифметики как метода развития познавательных процессов... .21
1.3. Современное состояние изучения проблемы развития познавательных процессов детей младшего школьного возраста посредством ментальной
арифметики 31
Выводы по первой главе 40
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей развития познавательных процессов детей младшего школьного возраста 41
2.1. Организация, методы и методики исследования 41
2.2. Анализ результатов исследования 48
Выводы по второй главе 56
Глава 3. Развитие познавательных процессов детей младшего школьного возраста посредством ментальной арифметики 59
3.1. Научно - методологические основы формирующего эксперимента 60
3.2. Организация и содержание формирующего эксперимента 66
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 76
Выводы по третьей главе 86
Заключение 88
Библиография 92
Приложения 100
Актуальность исследования. На данный момент всестороннее развитие детей считается одним из приоритетных направлений деятельности в стране. Так как именно это является основой формирования здоровой, развитой, творческой личности. Каждый исследователь, ориентирующийся на практическую деятельность человек, стремится найти и использовать передовые достижения в области педагогики и психологии для достижения максимального результата при развивающей работе с детьми. Одной из таких методик является «ментальная арифметика», получившая наибольшее распространении в России около 6 лет назад. Ментальная арифметика - это программа обучения детей быстрому счету в уме, за счет освоения на счетах - «абакус», и в дальнейшем перенесение образа данных счет область воображения. Помимо знакомства с цифрами и быстрого счета, обычно утверждается, что ментальная арифметика всесторонне развивает ребенка, а именно его: интеллект, память, внимание, воображение или иными словами - познавательные процессы. На данный момент ментальная арифметика является частью дополнительного образования, которая предоставляется по желанию родителей, как в развивающих центрах, так и в школах и детских садах. При написании данной работы мы старались абстрагироваться от сложившихся стереотипов и анализируя литературу, и при проведении практической части работы, чтобы быть максимально объективными.
Так как данная методика обучения считается довольно новой, возникают закономерные споры на счет ее эффективности. Существующие на данный момент исследования (В.В. Горелик и С.Н. Филиппова, В.П. Добрица, О.А. Ковтун, Ю.С. Клинберзина, A.A. Matejko и D. Ansari, M. Frank, P. Irwing и R. Lynn) в большинстве своем сводятся к тому, что ментальная арифметика положительно влияет на познавательные процессы детей. Но существует значительная проблема, это очень большое количество программ обучения ментальной арифметике. Некоторые из них сертифицированы, а некоторые не имеет в своей основе никакой педагогической ценности. Для систематизации уже имеющихся данных, нами было принято решение использовать одну единственную программу обучения ментальной арифметике и выяснить, насколько она действительно оказывает влияние на познавательные процессы детей. Программу было решено реализовывать на детях младшего школьного возраста, так как данный возраст характеризуется доминированием познавательной сферы над эмоциональной и достаточной произвольностью психических процессов.
Проблема исследования заключается в том, что, несмотря на актуальность использования ментальной арифметики в качестве средства развития познавательных процессов детей младшего школьного возраста, эта методика требует дополнительных исследований, систематизацию знаний, создания моделей и программ сопровождения детей.
Цель исследования: изучение особенности познавательных процессов детей младшего школьного возраста, разработать и апробировать программу развития представленных навыков посредством ментальной арифметики у данной категории учащихся.
Объект исследования: познавательные процессы детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: развитие познавательных процессов детей младшего школьного возраста посредством ментальной арифметики .
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что:
1. Дети младшего школьного возраста, обучающиеся по программе ментальной арифметики, имеют более высокий уровень интеллекта, в отличие от детей, не занимающихся по данной программе.
2. Дети младшего школьного возраста, обучающиеся ментальной арифметике, имеют более развитую кратковременную память, в отличие от детей, не занимающихся по данной программе.
3. Дети младшего школьного возраста, обучающиеся ментальной арифметике, имеют большую продуктивность и устойчивость внимания, в отличие от детей, не занимающихся по данной программе.
...
Повышенный интерес, как у родителей, так и педагогов к такому явлению как «ментальная арифметика», послужил отправной точкой к созданию данной работы. Дело в том, что данное направление в дополнительном обучении детей довольно быстро развивается и вовлекает все больше людей. Но с увеличением интереса, увеличивается и количество вопросов, относительно внутреннего содержания и результативности программ. На данный момент в России существует несколько основных компаний, предоставляющих услуги по обучению ментальной арифметике. Но набирают обороты и такие центры, которые не имеют сертификатов о возможности проведения обучения, в связи с этим необходимо увеличить контроль ответственных органов за подобными организациями. Ментальная арифметика в большинстве своём преподается детям в возрасте от 5 до 11 лет, а взрослым очень редко. На наш взгляд, это большое упущение. Подобная методика отлично позволяет развивать взрослым и пожилым людям память и внимание.
Целью данной работы являлось изучение особенностей познавательных процессов детей младшего школьного возраста, а также разработка и апробация программы по развитию данных психических процессов. В основу программы развития нами была вложены положения ментальной арифметики, которая в настоящий момент развита не только на территории России, но и за рубежом.
Теоретический анализ проблемы позволил определить основные познавательные процессы, которые возможно развивать с использованием обучающих средств, а именно ментальной арифметики, ими являются:
• Память;
• Внимание;
• Мышление.
Также мы определили наиболее подходящий возраст детей, для проведения исследования - 7-8 лет, который является сенситивным для развития большинства психических процессов.
Гипотезой нашей работы стало предположение о том, что программа ментальной арифметики положительно влияет на познавательные процессы, в частности на кратковременную память, внимание и интеллект. Для проверки гипотезы было решено разработать и провести исследование, в основе которого находится формирующий эксперимент, с двумя измерениями. Так же, для исключения большинства артефактов исследования все респонденты были разделены на контрольную и экспериментальную группы. В каждой группе оказалось по пятнадцать человек в возрасте семи-восьми лет.
Основными методами исследования стали:
1. Тест «Прогрессивные матрицы Равена», цветной вариант.
2. Методика «Образная память» Л.Ф. Симоновой, вариант для младших школьников.
3. Тест Бурдона «Корректурная проба», вариант для детей.
4. Методы математической статистики программы «SPSS Statistics 19»:
• одновыборочный критерий Колмогорова-Смирнова;
• T-критерий Стьюдента для параметрических выборок;
• Критерий знаковых рангов Уилкоксона.
Приведенные методики позволяют измерить интересующие нас познавательные процессы, а статистические методы провести необходимые в работе анализы.
...
1. Андрюшенко М.Т. Очерки по теории познания. Владимир: Владимирский гос. ун-т., 2001. Ч. 1. 172 с.
2. Аристотель. Метафизика / Перевод с греческого П.Д. Первова, В.В. Розанова. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. 232 с.
3. Баркар А.А. Связь адаптационных реакций у правшей и левшей с функциональной активностью головного мозга // Гигиена и санитария. 2014. Т. 93. № 1. С. 102-104.
4. Бахтин M.M. Творчество и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: «Художественная литература», 1990. 541 с.
5. Би М. Ментальная арифметика. Для всех. М.: Издательское решение, 2017. 17 с.
6. Блонский П.П. Память и мышление. СПб.: Питер. 2001. 288 с.
7. Большая Российская энциклопедия в 35 т. Т. 33: Средневековье: Апологетика, патристика, схоластика (Фома Аквинский) / [под ред. Ю.С. Осипова]. 2004. Т. 33. 360 с.
8. Бурлака Д.К. Мышление и откровение. СПб.: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2011. 445 с.
9. Вендланд Д. Ментальная арифметика. Учим математику при помощи абакуса. СПб.: Питер, 2016. 256 с.
10. Волков Б.С. Психология возраста. От младшего школьника до
старости. Логические схемы. Учеб. Пособие для студентов вузов,
обучающихся по пед. специальностям. М.: Гуманитарный изд. Центр «ВЛАДОС», 2013. 511 с.
11. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Издательство АПН РСФСР, 1956. С. 48-55.
12. Выготский Л.С. Развитие памяти: Экспериментальное исследование высших психологических функций. М.: «Государственное учебно-педагогическое. Издательство», 1931. С. 5-13.
13. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. 150 с.
14. Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «формирование умственных действий и понятий»: дис. д-ра пед. наук. М., 1965. 51 с
15. Гальперин П.Я. Языковое сознание и некоторые вопросы взаимоотношения языка и мышления // Вопросы философии. 1977. № 4. С. 95-101.
... всего 92 источников