ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ В КНИЖНОМ УГОЛКЕ 7
1.1. Особенности литературного развития детей старшего дошкольного
возраста 7
1.2. Книжный уголок как средство литературного развития детей старшего
дошкольного возраста 14
Выводы по главе I 21
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ
ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ В КНИЖНОМ УГОЛКЕ 22
2.1. Изучение уровня литературного развития детей старшего дошкольного
возраста 22
2.2. Реализация педагогических условий, направленных на литературное
развитие детей старшего дошкольного возраста посредством организации деятельности в книжном уголке 31
2.3. Анализ результатов проведенной работы по литературному развитию
посредством организации работы в книжном уголке 40
Выводы по главе II 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
Приложение А 58
Приложение Б 64
Приложение В 66
Приложение Г 69
«Концепция Национальной программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации» гласит: «Чтение - первый по значимости источник социального опыта и освоения смыслов, накопленных человечеством.... Среди всех каналов коммуникации чтение, особенно чтение книг, имеет первостепенное значение. Оно является самым мощным механизмом сохранения ядра национальной культуры» [27; с. 4].
Дошкольное детство - это существенный период в жизни человека. Сензитивный возраст ребенка наиболее благоприятный для развития человека: для формирования определенных психических функций и освоения различных видов деятельности. Полноценное развитие личности ребенка осуществляется в разных видах деятельности: обучении на занятии, игре, трудовой и художественной деятельности, а также чтении или слушании художественной литературы.
Предметом исследований ученых гуманитарной области знания нередко становилась проблематика литературного развития детей дошкольного возраста. Писатели, критики, педагоги XIX в. обращали внимание на вопросы организации детского чтения В.Г. Белинский, Т. Писарева, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, Н.С. Карпинская и других исследователей [5, 10, 22, 26, 35, 37, 46]. Среди современных ученых вопрос литературного развития становился в зоне внимания таких ученых, как Н.Д. Молдавская, О.В. Акулова, О.Н. Сомкова, А.Г. Гогоберидзе [1, 11, 32, 40].
Актуальность проблемы литературного развития обуславливается тем, что в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования, утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации от 17. 10.2013 года, содержание
образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» предполагает, восприятие художественной литературы, способности к отражению литературного опыта в различных видах деятельности.
При работе с детьми старшего дошкольного возраста педагоги сталкиваются с воспитательными задачами: развивать умение воспринимать художественные образы, развивать поэтический слух (уметь улавливать звучность, музыкальность, ритмику речи), интонационную выразительность речи: воспитывать чувственность и понимание образного языка сказок, рассказов, песен. Необходимо стимулировать творческое проявление детей в области слова и предлагать детям старшего дошкольного возраста задания по созданию сказок и рассказов. Систематическая работа, направленная на развитие художественного слуха, приводит к тому, что дети не будут зависеть от композиции произведений. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка» [40, с 28]...
Литературное развитие является процессом качественных изменений в восприятии, интерпретации художественных текстов, а также способностью отражать литературный опыт в разных видах деятельности.
Структура литературного развития состоит из 3 компонентов: читательского интереса, восприятия литературного текста, литературного опыта ребенка.
Дети дошкольного возраста являются слушателями. Именно поэтому ключевую роль в литературном развитии выполняет педагог. Перед ним ставится задача донести до детей содержание литературного текста как произведения искусства. От педагога требуется качественно организовывать процесс литературного развития дошкольника, заложить основу, которая в дальнейшем станет частью общей культуры ребенка.
Мы определи, что эффективность литературного развития будет обеспечена созданием и организацией книжного уголка если:
- осуществлять подбор произведений для книжного уголка с учетом постепенно развивающихся возможностей восприятия детьми художественной литературы, а также с учетом разнообразия жанров и тематики детских книг;
- использовать книжный уголок в качестве центра активности, организуя в нем целенаправленную образовательную деятельность, направленную на литературное образование детей старшего дошкольного возраста.
Книжный уголок - это особое, специально выделенное и оформленное место в групповой комнате; необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате дошкольного учреждения. Его цель заключается в привлечении внимание детей к чтению, возбуждении интереса к книге, желания рассмотреть и прочесть ее
Сформулированная нами гипотеза была проверена в ходе педагогического исследования, в котором приняли участие две группы детей старшего дошкольного возраста по 12 человек (контрольная и экспериментальная). По половому и возрастному составу группы примерно одинаковы, т.е. итого в диагностическом обследовании приняли участие 24 человека.
С целью изучения литературного развития детей старшего дошкольного возраста было организованно исследование с использованием диагностической методики О.В. Акуловой, Л.М. Гурович. Диагностика включала в себя 6 этапов (остановок) и проводилась в форме настольно¬печатной игры «Литературная страна». Путешествуя по Литературной стране, дети останавливались на предусмотренных педагогической диагностикой остановках и выполняли задания, разработанные авторами в соответствии с задачами каждого конкретного этапа...