ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ КАК СРЕДСТВО СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ 7
1.1. Понятие сенсорного развития в психолого-педагогических
исследованиях 7
1.2. Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного
возраста 12
1.3. Особенности сенсорного воспитания детей младшего дошкольного
возраста в современных образовательных программах ДОО 18
1.4. Возможности пластилинографии в сенсорном развитии детей
дошкольного возраста 22
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ
ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ НА СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 31
2.1. Организация и методики исследования 31
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 35
2.3. Реализация программы формирующих мероприятий 41
2.4. Анализ результатов контрольного эксперимента 50
Выводы по главе 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 72
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ 7
1.1. Понятие сенсорного развития в психолого-педагогических
исследованиях 7
1.2. Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного
возраста 12
1.3. Особенности сенсорного воспитания детей младшего дошкольного
возраста в современных образовательных программах ДОО 18
1.4. Возможности пластилинографии в сенсорном развитии детей
дошкольного возраста 22
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ
ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ НА СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 31
2.1. Организация и методики исследования 31
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 35
2.3. Реализация программы формирующих мероприятий 41
2.4. Анализ результатов контрольного эксперимента 50
Выводы по главе 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 72
Дошкольное детство - возрастной период обладающий своеобразной логикой и спецификой развития; это особый культурный мир со своими принципа, ценностями, языком, образом мышления, чувствами, действиями.
Сенсорное развитие детей является важным и необходимым для полно ценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятия необходимо и для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.
Актуальность определяется важностью разработки проблем сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, включая усвоение сенсорных эталонов.
В науке проблема сенсорного развития дошкольников в дошкольной образовательной организации предшествовало проведение широкого фронта экспериментальных исследований, направленных на выявление закономерно стей развития восприятия в онтогенезе (Б.Г. Ананьев, 3.М. Богуславская, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Е.Ф. Рыбалко и др.).
Выдающие зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (О. Декроли, М. Монтессори, Ф. Фребель), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (А.В. Запорожец, Н.П. Саккулина, Е.И. Тихеева, А.П. Усова и др.), справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания...
Сенсорное развитие детей является важным и необходимым для полно ценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятия необходимо и для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.
Актуальность определяется важностью разработки проблем сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, включая усвоение сенсорных эталонов.
В науке проблема сенсорного развития дошкольников в дошкольной образовательной организации предшествовало проведение широкого фронта экспериментальных исследований, направленных на выявление закономерно стей развития восприятия в онтогенезе (Б.Г. Ананьев, 3.М. Богуславская, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Е.Ф. Рыбалко и др.).
Выдающие зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (О. Декроли, М. Монтессори, Ф. Фребель), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (А.В. Запорожец, Н.П. Саккулина, Е.И. Тихеева, А.П. Усова и др.), справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания...
Сенсорное развитие - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира, это развитие его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Становление восприятия состоит в выделении наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств, составлении на их основе устойчивых образов (сенсорных эталонов) и соотнесении этих образов- эталонов с предметами окружающего мира.
Сенсорное развитие происходит с учетом возрастных особенностей детей и с возрастом сенсорное развитие усложняется. На протяжении дошкольного периода складываются основные виды действий восприятия: действия идентификации, действия отнесения к эталону и моделирующие действия. Ребенок младшего дошкольного возраста способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств - сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др.
Овладение эталонами начинается с усвоения образцов основных разновидностей каждого свойства (семь цветов, пять геометрических фигур, три градации величины); затем происходит более тонкая дифференциация усваиваемых эталонов - переход от основных разновидностей свойств к их многообразным вариантам. Сенсорное развитие является частью общего
развития малыша, основой формирования его умений и навыков. По сути, это развитие восприятия ребенка и формирование знаний о форме и цвете предметов, их величине, запахе и вкусе, положении в пространстве.
По результатам проведенного эмпирического исследования было выявлено преобладание среднего уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста - у детей усвоение сенсорных эталонов не сформировано, дети выполняют задания с помощью педагога, наибольшие затруднения вызывают сенсорные эталоны формы. Данный уровень выявлен у 58,3% детей экспериментальной и 50% детей контрольной групп. Дети самостоятельно различают цвета по принципу «такой же - не такой», но цвета не называют; имеют представления о форме, самостоятельно по показу, фигуры не называют; умеют самостоятельно сравнивать предметы по величине («большой - маленький», «больше - меньше»), различать понятия «один - много» без словесного сопровождения...
Сенсорное развитие происходит с учетом возрастных особенностей детей и с возрастом сенсорное развитие усложняется. На протяжении дошкольного периода складываются основные виды действий восприятия: действия идентификации, действия отнесения к эталону и моделирующие действия. Ребенок младшего дошкольного возраста способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств - сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др.
Овладение эталонами начинается с усвоения образцов основных разновидностей каждого свойства (семь цветов, пять геометрических фигур, три градации величины); затем происходит более тонкая дифференциация усваиваемых эталонов - переход от основных разновидностей свойств к их многообразным вариантам. Сенсорное развитие является частью общего
развития малыша, основой формирования его умений и навыков. По сути, это развитие восприятия ребенка и формирование знаний о форме и цвете предметов, их величине, запахе и вкусе, положении в пространстве.
По результатам проведенного эмпирического исследования было выявлено преобладание среднего уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста - у детей усвоение сенсорных эталонов не сформировано, дети выполняют задания с помощью педагога, наибольшие затруднения вызывают сенсорные эталоны формы. Данный уровень выявлен у 58,3% детей экспериментальной и 50% детей контрольной групп. Дети самостоятельно различают цвета по принципу «такой же - не такой», но цвета не называют; имеют представления о форме, самостоятельно по показу, фигуры не называют; умеют самостоятельно сравнивать предметы по величине («большой - маленький», «больше - меньше»), различать понятия «один - много» без словесного сопровождения...
Подобные работы
- Развитие сенсорных эталонов у дошкольников
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2017 - Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческого воображения в изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Использование пластилинографии в работе по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2024 - Развитие графического навыка у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - АРТ-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2018 - Развитие воображения младших школьников с нарушениями зрения посредством арт-терапии
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Развитие воображения младших школьников с нарушениями зрения
посредством арт-терапии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ЛЕПКИ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2021





