Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №16924

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы62
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
864
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I . Теоретические основы творческой активности детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изо деятельности 6
1.1. Сущность понятие пространство в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Специфика детского изобразительного творчества и его формирования 12
1.3. Использование игровых приемов как средство развития творческой
активности в изобразительной деятельности 19
Выводы по первой главе 36
Глава II. Экспериментальное исследование влияния игровых приемов на развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста 38
2.1. Констатирующий эксперимент 38
2.2. Формирующий эксперимент 42
2.3. Контрольный эксперимент 44
Выводы во второй главе 49
Заключение 50
Список использованной литературы 51
Приложение 55


Актуальность темы. Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной
жизни.
В становлении способности к творчеству ребенка особая роль отводится искусству, художественным видам деятельности, которые занимают важное место в процессе дошкольного воспитания. Занятия изобразительной деятельностью в детском саду предполагают развитие творческой деятельности. Однако слишком регламентированное воспитание и обучение в детском саду не способствует формированию творческой активности, мышления, развитию творческой личности. Педагогическая практика показывает, что часто деятельность детей носит репродуктивный характер, воспитатель даёт образец, следуя которому дети лишаются возможности самостоятельного поиска способов действий.
Исследования ученых (Л. С. Выготский, Б. М. Теплова, Е. А. Флерина, Н. П. Саккулина, Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова, Г. Г. Григорьева и др.) показывают, что занятия рисованием в детстве положительно влияют на развитие интеллектуальных, эмоциональных, моторных и других способностей [12, с. 7].
Проблеме творчества и творческих способностей уделяли внимание психологи Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, В.И. Киреенко, Ю.А. Полуянов и педагоги Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, Е.А. Флерина, Г.Г. Григорьева. В исследования ученых доказано, что в изобразительной деятельности дети дошкольного возраста способны проявлять творчество. При этом детское творчество имеет свои особенности и не может полностью соответствовать критериям творчества взрослых. Поэтому руководство изобразительной деятельностью требует от воспитателя знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знания его специфики, умения применить методических приемов как руководства творческим процессом, так и развитием детского творчества. Это сложно, так как для того, чтобы руководить, научить ребенка творческой деятельности, воспитатель сам должен обладать творческим потенциалом и уметь выразить себя творчески [10, с.43].
На занятиях изобразительной деятельностью методика развития творческого потенциала в основном рассчитана на применение во время занятий нетрадиционных художественных материалов. Использование же игровых приемов на занятиях для развития творчества в изобразительной деятельности недостаточно разработано, несмотря на то, что этот прием активно используется педагогами на практике.
Изучение игровых приемов как средство воспитания творческой активности детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изо деятельности, позволил выявить противоречие между необходимостью развития творчества детей старшего дошкольного возраста и недостаточной использованностью игровых приемов как средства воспитания творческой активности детей старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению изобразительной деятельности.
Объект исследования: процесс развития творчества детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: игровые приемы как средство развития творческой активности у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что игровые приемы способствуют развитию творческой активности детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически выявить и экспериментально проверить возможности развития творчества посредством игровых приемов у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности.
Задачи исследования::
1. Изучить и проанализировать специфику детского изобразительного творчества и игровые приемы, способствующие развитию творческой активности детей дошкольного возраста.
2. Выявить уровень развития творчества детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности и средства его развития.
3. Подобрать и экспериментально проверить эффективность серии занятий, направленной на развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретические - анализ и обобщения педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования; эмпирические - педагогическая работа, включенное наблюдение, индивидуальные беседы с детьми; статические - качественный и количественный анализ результатов исследования.
Теоретико-методологической основой работы является труды в области психологии таких психологов, как Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, В.И. Киреенко, Ю.А. Полуянов и в области развития детской изобразительной деятельности Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, Е.А. Флерина, Г.Г. Григорьева [11, с.29].
База исследования: МАДОУ ЦРР «Ручеек» пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна РТ.
Структура работы. Выпускная работа состоит из введения, двух глав, заключении и списка использованной литературы, приложении.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключении необходимо отметить, что регулярное использование игровых приемов в дидактических играх, упражнениях и непосредственно образовательной деятельности способствует творческой активности детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности.
В результате теоретического исследования и опытно¬экспериментальной работы установлено:
1. Анализ педагогической, психологической, метод и веско й литературы выявил, что огромную роль в умственном воспитании и в развитии творческой активности ребёнка играет игровые приемы. При этом подчеркивается, что игровые приемы как средство творческой активности детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности возможно при использовании дидактических игр и непосредственно образовательной деятельности.
2. Использование дидактических игр вне занятий способствует успешному формированию творческой активности у детей старшего дошкольного возраста, а так же огромную роль формирование творческой активности играет непосредственно образовательная деятельность.
3. Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что разработанная нами система работы по формированию творческой активности детей старшего дошкольного возраста на основе использования дидактических игр и непосредственно образовательной деятельности способствовала повышению уровня сформированности игровых приемов как средство творческой активности детей, что подтвердило нашу гипотезу.
Таким образом, сформулированные задачи исследования решены, цель исследования достигнута.



1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (вступил в силу 1 сентября 2014 года). - Новосибирск: Норматика, 2014. - 128 с.
2. Астахов, А.И. Воспитание творчеством / А.И. Астахов - М., 2006 - 580 с.
3. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды / Б.Г. Ананьев. - М.: Академия, 2000. - 790 с.
4. Богоявленская, Д.Б. Пути к творчеству / Д.Б. Богоявленская - М.: Знание, 1981 - 98 с.
5. Бодалев, А.А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей / А.А. Бодалев. - М.: Вопросы психологии, 2004, №1. с.34-36.
6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович - М.: Просвещение, 2007 - 464 с.
7. Борзова, В.А. Развитие творческих способностей у детей / В.А. Борзова - М., 2004 - 320 с.
8. Венгер, А.А. Педагогика способностей / А.А. Венгер - М., 2008 - 106 с.
9. Венгер, А.А. Психология / А.А. Венгер - М., 2008 - 224 с.
10. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский - М.: Просвещение, 1997 - 93 с.
11. Григорьева, Г.Г. Единство обучения и развития творчества на занятиях по изобразительной деятельности / Г.Г. Григорьева - М.: Дошкольное воспитание. 2005, № 2 - С. 27 - 31.
12. Григорьева, Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности / Г.Г. Григорьева - М.: Книга для воспитателя детского СИДЯ. 2006 - 64 с.
13. Григорьева, Г.Г. Развивайте дошкольника в изобразительной деятельности / Г.Г. Григорьева - М.: ACADEMIA,2000.
14. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста/ Зворыгина Е.В., Карпинская Н.С., Конюхова И.М. и др./ под редакцией Новоселовой С.Л. - М.: Просвещение, 1985. - 144 с.
15. Дьяченко, О.М. Психологическое развитие дошкольников / О.М. Дьяченко. - М.: Стрингер, 2004 - 128 с.
16. Дьяченко И. Так ли важно рисование в жизни ребенка? // Дошкольное воспитание, №8 2009. - с.27-34.
17. Ермолаев, С.Д. // С.Д. Ермолаев // Журнал «Дошкольное
педагогика». - 2015. - Т.111 - №6. - 69 с. - С.60-62.
18. Еремина, Р.А., Кудрина, Н.И. Психолого-педагогические основы творческой деятельности детей старшего дошкольного и младшего дошкольного возраста / Р.А. Еремина, Н.И. Кудрина. - Учебное пособие. / Мордовский lрто'/^аьтп'веооый педагогический институт. - Саранск, 2000. - 70 с.
19. Казакова, Т.Г. Развитие у дошкольников творчества / Т.Г. Казакова - М., 2005. - 192 с.
20. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией. - М.: Просвещение, 1985. - 192с.
21. Козырева, А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества / А.Ю. Козырева, 2004 - 76 с.
22. Ковалева, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду / Т.С. Ковалева - М., 2006. - 190 с.
23. Комарова, Т.С. Дети в мире творчества / Т.С. Комарова - М., 2005 - 156 с.
24. Комарова, Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду / Т.С. Комарова - М., 2004 - 213 с.
25. Крайг, Г. Психология развития /Т.С. Комарова - Спб., 2000. - 190 с.
26. Кулагина. И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий - М., 2001. - 179 с.
27. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения. - М.: Изд- во МГУ, 2003. - 290 с.
27. Лыковы И.А. И дняяельность о пьтв кон садр. ЯДННИЯ возраст. - М.: «Карапуз- Дидактика», 2008. - 144 с.
29. Макаренко, А.С. «Лекции о воспитании» [Текст] / А.С. Макаренко. - М.: Педагогика, 1977. -320 с.
30. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология рязвития, детство, отрочество / В.С. Мухина - М.: Академия, 1999. - 456 с.
31. Одинокова Г. Второй год жизни: язы рисования // Дошкольное воспитание, №1 2007.- G74-83.
32. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного обрязования (пилотный вариант) / Под ред.Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
33. Платонов, К.К. Проблемы способностей / К.К. Платонов- М.: 2004. - 167 с.
34. Полуянов, Ю.А. Воображение и способности / Ю.А. Полуянов - М.: Знание. 2002. -196 с.
35. Подьяков, Н.Н. Новый подход к развитию творчества дошкольников / Н.Н. Подьяков // Вопросы психологии, № 1, 2000. - С.34-39.
36. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А. Пономарев - М., 2006 - 339 с.
37. Просетский, П.А., Сенченко, В.А. Психология творчества / П.А. Просетский, В.А. Сенченко - М., 2005 - 83 с.
38. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн - М.: Просвещение, 1987 - 226 с.
39. Теплов, В.М. Психологические вопросы художественного восприятия / В.М. Теплов - М.: Педагогика, 2007 - С. 133 - 167.
40. Флерина, Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника / Е.А. Флерина - М., 2007. - 140 с.
41. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин - М., 2000. - 157 с
42. Интернет ресурсы:
1) www.maam.ru
2) nsportal.ru
3) htd-kopilka.ru


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ