ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 3
Глава I . Теоретические основы творческой активности детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изо деятельности 6
1.1. Сущность понятие пространство в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Специфика детского изобразительного творчества и его формирования 12
1.3. Использование игровых приемов как средство развития творческой
активности в изобразительной деятельности 19
Выводы по первой главе 36
Глава II. Экспериментальное исследование влияния игровых приемов на развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста 38
2.1. Констатирующий эксперимент 38
2.2. Формирующий эксперимент 42
2.3. Контрольный эксперимент 44
Выводы во второй главе 49
Заключение 50
Список использованной литературы 51
Приложение 55
Глава I . Теоретические основы творческой активности детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изо деятельности 6
1.1. Сущность понятие пространство в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Специфика детского изобразительного творчества и его формирования 12
1.3. Использование игровых приемов как средство развития творческой
активности в изобразительной деятельности 19
Выводы по первой главе 36
Глава II. Экспериментальное исследование влияния игровых приемов на развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста 38
2.1. Констатирующий эксперимент 38
2.2. Формирующий эксперимент 42
2.3. Контрольный эксперимент 44
Выводы во второй главе 49
Заключение 50
Список использованной литературы 51
Приложение 55
Актуальность темы. Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной
жизни.
В становлении способности к творчеству ребенка особая роль отводится искусству, художественным видам деятельности, которые занимают важное место в процессе дошкольного воспитания. Занятия изобразительной деятельностью в детском саду предполагают развитие творческой деятельности. Однако слишком регламентированное воспитание и обучение в детском саду не способствует формированию творческой активности, мышления, развитию творческой личности. Педагогическая практика показывает, что часто деятельность детей носит репродуктивный характер, воспитатель даёт образец, следуя которому дети лишаются возможности самостоятельного поиска способов действий.
Исследования ученых (Л. С. Выготский, Б. М. Теплова, Е. А. Флерина, Н. П. Саккулина, Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова, Г. Г. Григорьева и др.) показывают, что занятия рисованием в детстве положительно влияют на развитие интеллектуальных, эмоциональных, моторных и других способностей [12, с. 7].
Проблеме творчества и творческих способностей уделяли внимание психологи Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, В.И. Киреенко, Ю.А. Полуянов и педагоги Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, Е.А. Флерина, Г.Г. Григорьева. В исследования ученых доказано, что в изобразительной деятельности дети дошкольного возраста способны проявлять творчество. При этом детское творчество имеет свои особенности и не может полностью соответствовать критериям творчества взрослых. Поэтому руководство изобразительной деятельностью требует от воспитателя знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знания его специфики, умения применить методических приемов как руководства творческим процессом, так и развитием детского творчества. Это сложно, так как для того, чтобы руководить, научить ребенка творческой деятельности, воспитатель сам должен обладать творческим потенциалом и уметь выразить себя творчески [10, с.43].
На занятиях изобразительной деятельностью методика развития творческого потенциала в основном рассчитана на применение во время занятий нетрадиционных художественных материалов. Использование же игровых приемов на занятиях для развития творчества в изобразительной деятельности недостаточно разработано, несмотря на то, что этот прием активно используется педагогами на практике.
Изучение игровых приемов как средство воспитания творческой активности детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изо деятельности, позволил выявить противоречие между необходимостью развития творчества детей старшего дошкольного возраста и недостаточной использованностью игровых приемов как средства воспитания творческой активности детей старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению изобразительной деятельности.
Объект исследования: процесс развития творчества детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: игровые приемы как средство развития творческой активности у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что игровые приемы способствуют развитию творческой активности детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически выявить и экспериментально проверить возможности развития творчества посредством игровых приемов у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности.
Задачи исследования::
1. Изучить и проанализировать специфику детского изобразительного творчества и игровые приемы, способствующие развитию творческой активности детей дошкольного возраста.
2. Выявить уровень развития творчества детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности и средства его развития.
3. Подобрать и экспериментально проверить эффективность серии занятий, направленной на развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретические - анализ и обобщения педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования; эмпирические - педагогическая работа, включенное наблюдение, индивидуальные беседы с детьми; статические - качественный и количественный анализ результатов исследования.
Теоретико-методологической основой работы является труды в области психологии таких психологов, как Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, В.И. Киреенко, Ю.А. Полуянов и в области развития детской изобразительной деятельности Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, Е.А. Флерина, Г.Г. Григорьева [11, с.29].
База исследования: МАДОУ ЦРР «Ручеек» пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна РТ.
Структура работы. Выпускная работа состоит из введения, двух глав, заключении и списка использованной литературы, приложении.
жизни.
В становлении способности к творчеству ребенка особая роль отводится искусству, художественным видам деятельности, которые занимают важное место в процессе дошкольного воспитания. Занятия изобразительной деятельностью в детском саду предполагают развитие творческой деятельности. Однако слишком регламентированное воспитание и обучение в детском саду не способствует формированию творческой активности, мышления, развитию творческой личности. Педагогическая практика показывает, что часто деятельность детей носит репродуктивный характер, воспитатель даёт образец, следуя которому дети лишаются возможности самостоятельного поиска способов действий.
Исследования ученых (Л. С. Выготский, Б. М. Теплова, Е. А. Флерина, Н. П. Саккулина, Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова, Г. Г. Григорьева и др.) показывают, что занятия рисованием в детстве положительно влияют на развитие интеллектуальных, эмоциональных, моторных и других способностей [12, с. 7].
Проблеме творчества и творческих способностей уделяли внимание психологи Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, В.И. Киреенко, Ю.А. Полуянов и педагоги Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, Е.А. Флерина, Г.Г. Григорьева. В исследования ученых доказано, что в изобразительной деятельности дети дошкольного возраста способны проявлять творчество. При этом детское творчество имеет свои особенности и не может полностью соответствовать критериям творчества взрослых. Поэтому руководство изобразительной деятельностью требует от воспитателя знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знания его специфики, умения применить методических приемов как руководства творческим процессом, так и развитием детского творчества. Это сложно, так как для того, чтобы руководить, научить ребенка творческой деятельности, воспитатель сам должен обладать творческим потенциалом и уметь выразить себя творчески [10, с.43].
На занятиях изобразительной деятельностью методика развития творческого потенциала в основном рассчитана на применение во время занятий нетрадиционных художественных материалов. Использование же игровых приемов на занятиях для развития творчества в изобразительной деятельности недостаточно разработано, несмотря на то, что этот прием активно используется педагогами на практике.
Изучение игровых приемов как средство воспитания творческой активности детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изо деятельности, позволил выявить противоречие между необходимостью развития творчества детей старшего дошкольного возраста и недостаточной использованностью игровых приемов как средства воспитания творческой активности детей старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению изобразительной деятельности.
Объект исследования: процесс развития творчества детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: игровые приемы как средство развития творческой активности у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что игровые приемы способствуют развитию творческой активности детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически выявить и экспериментально проверить возможности развития творчества посредством игровых приемов у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности.
Задачи исследования::
1. Изучить и проанализировать специфику детского изобразительного творчества и игровые приемы, способствующие развитию творческой активности детей дошкольного возраста.
2. Выявить уровень развития творчества детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности и средства его развития.
3. Подобрать и экспериментально проверить эффективность серии занятий, направленной на развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретические - анализ и обобщения педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования; эмпирические - педагогическая работа, включенное наблюдение, индивидуальные беседы с детьми; статические - качественный и количественный анализ результатов исследования.
Теоретико-методологической основой работы является труды в области психологии таких психологов, как Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, В.И. Киреенко, Ю.А. Полуянов и в области развития детской изобразительной деятельности Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, Е.А. Флерина, Г.Г. Григорьева [11, с.29].
База исследования: МАДОУ ЦРР «Ручеек» пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна РТ.
Структура работы. Выпускная работа состоит из введения, двух глав, заключении и списка использованной литературы, приложении.
В заключении необходимо отметить, что регулярное использование игровых приемов в дидактических играх, упражнениях и непосредственно образовательной деятельности способствует творческой активности детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности.
В результате теоретического исследования и опытно¬экспериментальной работы установлено:
1. Анализ педагогической, психологической, метод и веско й литературы выявил, что огромную роль в умственном воспитании и в развитии творческой активности ребёнка играет игровые приемы. При этом подчеркивается, что игровые приемы как средство творческой активности детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности возможно при использовании дидактических игр и непосредственно образовательной деятельности.
2. Использование дидактических игр вне занятий способствует успешному формированию творческой активности у детей старшего дошкольного возраста, а так же огромную роль формирование творческой активности играет непосредственно образовательная деятельность.
3. Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что разработанная нами система работы по формированию творческой активности детей старшего дошкольного возраста на основе использования дидактических игр и непосредственно образовательной деятельности способствовала повышению уровня сформированности игровых приемов как средство творческой активности детей, что подтвердило нашу гипотезу.
Таким образом, сформулированные задачи исследования решены, цель исследования достигнута.
В результате теоретического исследования и опытно¬экспериментальной работы установлено:
1. Анализ педагогической, психологической, метод и веско й литературы выявил, что огромную роль в умственном воспитании и в развитии творческой активности ребёнка играет игровые приемы. При этом подчеркивается, что игровые приемы как средство творческой активности детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности возможно при использовании дидактических игр и непосредственно образовательной деятельности.
2. Использование дидактических игр вне занятий способствует успешному формированию творческой активности у детей старшего дошкольного возраста, а так же огромную роль формирование творческой активности играет непосредственно образовательная деятельность.
3. Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что разработанная нами система работы по формированию творческой активности детей старшего дошкольного возраста на основе использования дидактических игр и непосредственно образовательной деятельности способствовала повышению уровня сформированности игровых приемов как средство творческой активности детей, что подтвердило нашу гипотезу.
Таким образом, сформулированные задачи исследования решены, цель исследования достигнута.
Подобные работы
- Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по лепке
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по аппликации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по каллиграфическому рисованию
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - Использование нетрадиционных техник рисования как средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017 - Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного
возраста в процессе создания художественных аппликаций
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ОСНОВ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В РАМКАХ ФГОС ДОУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - Развитие изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по рисованию
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2021 - Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по аппликации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2017



