Введение 3
Глава 1. Механизм правового регулирования и место исполнительного производства в нём 11
1.1. Понятие и система механизма правового регулирования 11
1.2. История развития исполнительного производства 16
1.3. Место исполнительного производства в механизме правового
регулирования 22
Глава 2. Деятельность службы судебных приставов как звена исполнительного производства 30
2.1. Возбуждение и прекращение исполнительного производства 30
2.2. Правовое регулирование исполнительных действий, совершаемых
судебными приставами-исполнителями 36
2.3. Проблемы, возникающие в процессе исполнительного производства .... 42
Глава 3. Методическая разработка применения результатов исследования в образовательных организациях 48
Заключение 70
Список использованных источников и литературы 74
Актуальность темы исследования. Исполнительное производство занимает особое место в механизме правового регулирования. Процесс его становления как самостоятельной отрасли в России идет всего два десятилетия, при этом сопровождается частым реформированием его организации. Основной целью всех реформ является повышение степени эффективности применения тех или иных нормативно-правовых актов.
Правоприменительная практика играет важную роль в механизме правового регулирования и судебном процессе, она влияет на функционирование и судебных и внесудебных органов и зависит от того, как исполняются принимаемые ими акты.
Данная тема долгий период времени не освещалась в достаточной степени в научных исследованиях и литературе и, как следствие, плохо разработана. В последние годы ситуация начала изменяться, и исполнительное производство приобретает популярность в качестве темы для научно-исследовательской работы и все чаще становится предметом изучения, хотя большая часть еще требует дальнейшего специального исследования.
В основном темы исследований по исполнительному производству касаются только области процессуального права, но при этом целый ряд вопросов требуют общетеоретических обобщений. К ним можно отнести и вопрос о месте и роли исполнительного производства в механизме правового регулирования. Целью судебных постановлений и иных
правоприменительных актов является фактическое восстановление нарушенного или оспариваемого права, что достигается путем быстрого и эффективного исполнения принимаемых актов. А иначе любой нормативно-правовой акт государственного органа, который будет направлен на разрешение дела по существу, в том числе и судебное решение, станет иметь только декларативный характер. Без системы исполнительного производства и принудительного исполнения правовое регулирование останется без должной реализации.
Судебная практика последних лет в России, к сожалению, показывает плохую статистику в области добровольного исполнения судебных постановлений и иных правоприменительных актов. И по этой причине деятельность органов по их принудительному исполнению очень важна. Одним из таких органов является Федеральная служба судебных приставов.
Изложенное свидетельствует о высокой степени актуальности исследования проблем, связанных с определением места и роли исполнительного производства в механизме правового регулирования в Российской Федерации.
Объектом работы выступают общественные отношения, возникающие в процессе формирования механизма правового регулирования и реализации его образующих правовых средств.
Предметом выпускной квалификационной работы являются процессуально-правовые отношения, складывающиеся при осуществлении исполнительного производства, нормативно-правовые акты, связанные с исполнительным производством, правоприменительная практика в данной сфере.
Степень изученности проблемы. Работ, посвященных
исполнительному производству не так много в силу того, что оно получило популярность для научных исследований только в последние десятилетия.
Одной из первых крупнейших работ является диссертация Гобеева Ибрагима Борисовича «Исполнительное производство в механизме правового регулирования» . В ней автор выявляет особенности формирования теоретических знаний о механизме правового регулирования, правовой охране и исполнительном производстве, особенности системы правовой охраны и определены тенденции развития исполнительного производства. Однако в силу последних изменений законодательства в этой области, выделенные тенденции становятся не актуальны.
...
В ходе исследования было выявлено, что институт исполнительного производства имеет глубокие корни и впервые встречается в Русской Правде. Свод законов закрепил положение лица, исполнявшего функции судебного следователя и исполнителя - ябетника.
Судебники 1497 и 1550 гг. закрепляют новых должностных лиц - приставов, которыми были лица, состоящие при судебно-административных органах. Также нововведением было разделение способов исполнения (взыскание с имущества, правеж и отдача головою).
Впервые исполнительный процесс обрел свой чёткий порядок лишь в период преобразований Петра I. Прослеживались стадии исполнительного производства (возбуждение исполнительного производства, подготовка к совершению исполнительных действий, принудительное взыскание или применение к должнику ареста и других принудительных мер).
Сложно сказать о точном периоде, когда исполнительное производство выделилось в собственный полноценный правовой институт. Но после Судебной реформы 1864 г. создаётся отдельный орган исполнения - судебные приставы. К их полномочиям в этот период относилось: исполнение судебных решений и определений, доставка сторонам повесток и бумаг по делам, исполнение иных поручений судов, в том числе исполнение распоряжений председательствующего в судебном заседании.
В советский период функции принудительного исполнения выполняли судебные исполнители, состоявшие при судах и назначающиеся на должность на основании распоряжения председателя суда.
Только в последние тридцать лет сформировалась современная система независимой судебной власти и формирование института судебных приставов-исполнителей.
В 1997 г. в Российской Федерации принимаются два федеральных закона «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве», которые становятся основой для деятельности принудительного исполнения. В 2007 г. на смену Федеральному закону «Об исполнительном производстве» от 21.07.1997 № 119-ФЗ приходит новый «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ, а в 2019 г. в закон «О судебных приставах» внесены поправки и в новой редакции изменилось название закона - ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации».
В отдельную отрасль же исполнительное производство выделилось совсем недавно. В последние пять лет начали изучать и выводить отдельные для этой отрасли предмет и метод правового регулирования.
Предмет исполнительного производства - упорядоченная совокупность (система) общественных отношений процессуального характера (процессуальных правоотношений), складывающихся по поводу принудительно-исполнительной деятельности судебного пристава- исполнителя в рамках исполнительного производства. При этом предметом исполнительного права являются общественные отношения, а предметом исполнительного производства - конкретные исполнительные дела, находящиеся в производстве.
Метод правового регулирования является комплексным, сочетающим в себе черты как императивности, так и диспозитивности.
Место исполнительного производства в механизме правового регулирования характеризуется его тесной связью с другими отраслями права, относящимися как к процессуально-правовым, так и к материально¬правовым отраслям, но при этом и самостоятельностью.
Исполнительное правоотношение динамично, и оно может быть охарактеризовано через понятие стадий, т.е. последовательное движение правоотношения во времени. В нашей работе мы придерживались следующего разделения по стадиям: стадия возбуждения исполнительного производства, стадия совершения подготовительных действий и стадия осуществления мер по практической реализации судебного и несудебного акта и принудительного исполнения.
...