Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты предметно-пространственной организации жилой среды людей пожилого возраста с когнитивными нарушениями 5
1.1. Особенности когнитивных нарушений у людей пожилого возраста 5
1.2. Характеристики организации жизненного пространства, адаптированного
потребностям людей старшего возраста с когнитивными нарушениями 24
Вывод по 1 главе 38
Глава II. Эмпирическое исследование предметно-пространственной организации жилой среды людей пожилого возраста с когнитивными нарушениями 39
2.1. Изучение особенностей когнитивных нарушений и организации
собственной предметно-пространственной жилой среды пожилых получателей социальных услуг 39
2.2. Разработка рекомендаций по организации внутреннего и внешнего
жизненного пространства пожилых людей с когнитивными нарушениями 51
Вывод по 2 главе 57
Заключение 59
Список использованных источников 61
ПРИЛОЖЕНИЯ
Демографическое старение населения - актуальная тенденция в современном мире. Это новый социальный феномен, с которым столкнулось общество во второй половине XX в. Сегодня в России со стороны правительства растет внимание к проблемам пожилых людей. По данным Росстата на 2021 год в России мужчины в возрасте 61 лет и более, женщины в возрасте 56 лет и более составляют 25,2 % [1].
Пожилой возраст является самым сильным и независимым фактором риска развития нарушений высших мозговых (когнитивных) функций. С увеличением численности лиц пожилого возраста возрастает число пациентов с когнитивными расстройствами [15]. В организме людей происходят как возрастные изменения, так и функциональные нарушения, которые связаны с врожденными или приобретенными дефектами, перенесенными травмами и заболеваниями. В связи с этим возникает потребность в особых условиях организации жизнедеятельности пожилого человека, которые будут удовлетворять его потребностям.
При этом существующее жилье и его внутреннее обустройство, которое являлось актуальным для раннего периода жизни человека не приспособлено для проживания в нем пожилых людей, имеющих нарушения когнитивных функций, и не отражает социальные, морально-этические и бытовые особенности жизни людей разных поколений. Жилое пространство социально развитого общества должно быть адаптировано к требованиям пожилых, физически ослабленных и социально незащищенных лиц, отвечать большему разнообразию возрастных, гендерных и антропометрических потребностей [12].
Поэтому для создания и поддержания комфортных условий проживания, удовлетворяющих поддержание жизнедеятельности пожилого человека и благоприятного микроклимата необходимо изучение
особенностей предметно-пространственной организации жилого пространства людей пожилого возраста с когнитивными нарушениями.
Объект исследования организация жилого пространства пожилых людей с когнитивными нарушениями.
Предмет исследования - особенности предметно - пространственной организации пожилых людей с когнитивными нарушениями.
Цель исследования: изучить жилое пространство людей пожилого возраста и разработать рекомендации предметно - пространственной организации пожилых людей с когнитивными нарушениями
Задачи исследования:
1. Изучить особенности когнитивных нарушений пожилых людей;
2. Изучить принципы формирования жизненного пространства пожилых людей с когнитивными нарушениями;
3. Выявить и охарактеризовать особенности жилого пространства пожилых получателей социальных услуг;
4. Разработать рекомендации предметно - пространственной организации пожилых людей с когнитивными нарушениями
Методы исследования:
1. Анализ психологической и социально-педагогической литературы по теме исследования.
2. Методы: Монреальская шкала оценки когнитивных функций (МоСА test), анкетирование.
База исследования: «Комплексный центр социального обслуживания населения «Кировский» (КГБУ СО «КЦСОН «Кировский»).
Цель выпускной квалификационной работы заключалась в изучении жилого пространства людей пожилого возраста и разработке рекомендаций предметно - пространственной организации пожилых людей с когнитивными нарушениями.
Анализ литературных источников по теме исследования показал, что старение - естественный процесс, сопровождающийся изменениями в физическом состоянии организма, его физиологическом функционировании, трансформацией личностной сферы. Одним из наиболее широко распространённых изменений в организме пожилого человека являются нарушения когнитивных функций.
Мы выяснили, что под когнитивными функциями принято понимать совокупность процессов, с помощью которых, человек познает мир, самого себя и взаимодействует с окружающей действительностью. Исходя из классификации к когнитивным функциям относятся: восприятие (гнозис), память, психомоторная функция (праксис), речь, внимание. Такие изменения влекут за собой сложности адаптации к реальному миру, ориентации в нём и потере качества жизни пожилых людей.
При этом существующее жилье, его внутреннее и внешнее обустройство, а которое являлось актуальным для раннего периода жизни человека не приспособлено для проживания в нем пожилых людей, имеющих нарушения когнитивных функций, и не отражает физиологические, социальные, морально-этические и бытовые особенности жизни пожилых людей.
Проведённое нами исследование показало негативные тенденции в жилого пространства людей пожилого возраста. Примерно у 50% респондентов выявлены условия предметно-пространственной организации неудовлетворяющие потребностям пожилых, имеющих нарушения когнитивных функций.
По результатам изученной литературы и проведённого исследования нами были разработаны рекомендации по организации внутреннего и внешнего жизненного пространства пожилых людей с когнитивными нарушениями.
Таким образом, можно сделать вывод, что цель выпускной квалификационной работы была нами достигнута, а поставленные задачи были решены в полном объеме.
1. Старшее поколение. Демографические показатели.
Численность населения Российской Федерации. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики России [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://rosstat.gov.ru/folder/13877.
2. Геронтопсихология : учеб. пособие / О. И. Дорогина, Ю. В. Лебедева, Л. В. Токарская, Е. В. Хлыстова ; под общ. ред. Ю. В. Лебедево ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2020 - 131 с. - С. 13.
3. Программа профилактики, раннего выявления, диагностики и лечения когнитивных расстройств у лиц пожилого и старческого возраста: Методические рекомендации / Под ред. О.Н. Ткачевой. — М.: Прометей, 2019 — 72 с. - С. 9.
4. Боголепова А.Н., Васенина Е.Е., Гомзякова Н.А., Гусев Е.И., Дудченко Н.Г., Емелин А.Ю., Залуцкая Н.М., Исаев Р.И., Котовская Ю.В., Левин О.С., Литвиненко И.В., Лобзин В.Ю., Мартынов М.Ю., Мхитарян Э.А., Незнанов Н.Г., Пальчикова Е.И., Ткачева О.Н., Чердак М.А., Чимагомедова А.Ш., Яхно Н.Н. Клинические рекомендации «Когнитивные расстройства у пациентов пожилого и старческого возраста». Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2021;121(10-3):6-137. - С. 7.
5. Diagnostic and statistical manual of mental diseases. V ed. (DSM-V). London: American Psychiatric Association, 2013.
6. Общая психология: познавательные процессы: учеб. - метод. пособие /М. В. Романова. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2019 - 64 с. - С. 10.
7. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека.- СПб: Питер, 2020.-767 с. - С. 93.
8. Общая психология: познавательные процессы: учеб. - метод. пособие /М. В. Романова. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2019 - 64 с. - С. 50.
9. Основы нейропсихологии. Теория и практика. 2-е издание, переработанное, расширенное / Татьяна Григорьевна Визель. — Москва : Издательство АСТ, 2021. — 544 с. - С. 141.
10. Диагностика когнитивных расстройств, депрессий в пожилом и старческом возрасте [Электронный ресурс] // okvd.brkmed.ru. -URL: https://okvd.brkmed.ru/article/diagnostika- kognitivnyh-rasstroj stv-depressij -v-pozhilom-i-starcheskom-vozraste/ (дата обращения 22.05.2022).
11. Мосина Оксана Анатольевна Психолого-педагогическая характеристика пожилых людей и их возрастная дифференциация как субъектов геронтообразования // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология.
2017. №3 (203). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo- pedagogicheskaya-harakteristika-pozhilyh-lyudey-i-ih-vozrastnaya- differentsiatsiya-kak-subektov-gerontoobrazovaniya(дата обращения: 26.12.2021).
12. Шавалиева А.А., Копсова Т.П. Организация жилого пространства для пожилых людейпри совместно-раздельном проживании сложных семей // Жилищное строительство. 2013. №4. - С. 2.
13. Елютина, Е.В. Пожилые люди и старые вещи в повседневной жизни / Е.В. Елютина // Социс. - 2009. - №7. - С.101-108.
14. Хасанов Мансур Раилевич Жизненное пространство человека // Russian Journal of Education and Psychology. 2011. №4. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/zhiznennoe-prostranstvo-cheloveka(дата обращения: 18.04.2022).
15. Локшина А., Захаров В. Когнитивные нарушения в общеклинической практике //Врач. - 2009. - №. 4. - С. 21-25.
16. Шипилова, Е. В. Основы психологии детей с нарушениями речи (логопсихология) : учебное пособие / Е. В. Шипилова ; Е. В. Шипилова. - Волгоград : Перемена, 2006. - 151 с.
17. Психология XXI века : Учебник для вузов / И. О. Александров, Ю. И. Александров, В. А. Агарков [и др.] ; Ответственный редактор В.Н. Дружинин. - Москва : Издательство "Пер Сэ", 2003. - 863 с.
18. Основные процессы памяти: запоминание, узнавание, хранение, воспроизведение и забывание.Url: https://poznayka.org/s93495t1 .htmlДата извлечения:2021-06-04
19. Комарова Т.К. Психология внимания: Учеб.-метод. пособие. - Гродно: ГрГУ, 2002. - 124 с. - С. 5.
20. Руженский, В. И. Практика применения стандартов медицинской помощи при лечении деменции в условиях психиатрического учреждения и в общей сети / В. И. Руженский, Е. В. Руженская // Научное обозрение. Медицинские науки. - 2016. - № 4. - С. 88-92. - С. 90.
21. Брунова С.Н., Лебедева Л.А. КОГНИТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ ПОЖИЛОГО И СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА (КУРС ЛЕКЦИЙ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ) // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 6. ; URL: https://eduherald.ru/ru/article/view7idM4261(дата обращения: 20.05.2022).
22. Стуликова, М. Ю. Влияние света на продуктивность человека / М. Ю. Стуликова, А. В. Терентьев // Актуальные научные исследования в современном мире. «Влияние света на продуктивность человека» -
2018. - № 5-1(37). - С. 122-126. (с. 126)
23. Лекция 15 . Эргономика безопасной и комфортной среды для инвалидов и пожилых людей | Контент-платформа Pandia.ruUrl:https://pandia.ru/text/80/145/54544.php
24. Минибаева Алия Муратовна, Денисенко Елена Владимировна Предпосылки и тенденции развития архитектуры домов для пожилых людей в отечественном и зарубежном опыте проектирования // Известия КазГАСУ. 2019. №2 (48). - С. 65.
25. Троян Мария Евгеньевна Российские тенденции формирования жилой среды для пожилых людей // AMIT. 2020. №1 (50). - С. 113.
26. Комиссарова Н. В., Бывальцева В. П., Мичурина М. А., Газизова Г. И., Кашапова А. Р. ОЦЕНКА КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ ПО ШКАЛЕ MOCA У ПАЦИЕНТОВ ЭНДОКРИНОЛОГИЧЕСКОГО И КАРДИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЕЙ // Вестник медицинского института «Реавиз»: реабилитация, врач и здоровье. 2021. №2 (50). - С. 108.
27. Глытина, А. А. Комплексный подход к адаптации жилой среды для пожилого слабовидящего человека / А. А. Глытина, Л. Е. Баклыская // Новые идеи нового века: материалы международной научной конференции ФАД ТОГУ. - 2017. - Т. 3. - С. 27-34.
28. Альцгеймера - что это за болезнь? Причины потери памяти при Альцгеймере [Электронный ресурс] // Юсуповская больница. - URL: https://yusupovs.com/articles/neurology/bolezn-altsgeymera-simptomy- priznaki-prichiny-lechenie/(дата обращения 20.04.2022).
29. Короткова С.Г. Проектирование универсальной среды с использованием специальных средств доступности для маломобильных людей // Architecture and Modern Information Technologies. - 2020. - №1(50). - С. 154-164. - URL:
https: //marhi .ru/AMIT/2020/1kvart20/PDF/10 korotkova.pdf
30. Киенко Т.С. (2019) Пожилые горожане и аудиовизуальная среда города: возраст как фактор солидарности с пространством. Журнал социологии и социальной антропологии, 22(4): 57-87.
31. Психология: учебное пособие / Отв. ред. Е.В. Казакова, М.В. Корехова, Э.В. Леус; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. - Архангельск: Издательство «РАО», 2018 - 237 с.
32. Булгакова Светлана Викторовна, Романчук Петр Иванович, Волобуев
Андрей Николаевич Нейросети: нейроэндокринология и болезнь Альцгеймера // Бюллетень науки и практики. 2019. №6. ). - С. 2.
33. Гудым И. А. Лекция 15 . Эргономика безопасной и комфортной среды для инвалидов и пожилых людей. [Электронный ресурс]. URL:
https://pandia.ru/text/80/145/54544.php(дата обращения: 05.15.2022).