ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 9
1.1. Реализация идей компетентностного подхода
в условиях высшего образования 9
1.2. Исследовательская компетенция: сущность, структура,
критерии и уровни сформированности 20
1.3. Комплекс психолого-педагогических задач как средство формирования исследовательской компетенции
у будущих бакалавров педагогического образования
в условиях проектно-исследовательской деятельности 37
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 45
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИССЛЕДОВАЬЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
У СТУДЕНТОВ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 48
2.1. Методика и организация исследования 48
2.2. Анализ и интерпретация результатов констатирующего
и формирующего этапа опытно-экспериментальной работы 60
2.3. Анализ и интерпретация завершающего этапа
опытно-экспериментальной работы 71
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 86
На современном этапе развития образование претерпевает существенную модернизацию, связанную, в том числе с присоединением России в мировое образовательное пространство, что в свою очередь вносит значительные изменения как в педагогическую теорию, так и в педагогическую практику высшего профессионального образования. Эти изменения продекларированы присоединением России к Болонскому процессу, что получило свое отражение в переходе на многоуровневую систему высшего образования, а также построение профессиональной подготовки на компетентностной основе. В связи с этим подготовка специалистов проходит на основе новой концепции, в рамках компетентностного подхода, в котором приоритеты отдаются не репродуктивному виду деятельности студентов, а самостоятельному поиску новых знаний и применению их при решении разнообразных профессиональных задач.
В связи с интенсивными изменениями в политической, экономической, технологической сферах жизни государства и общества, предъявляются новые требования к специалисту, способного проявлять активность в меняющихся условиях, способного к самостоятельному анализу ситуации и постоянному саморазвитию и самосовершенствованию, что обуславливает логичность перехода системы образования к компетентностному подходу, охватывающему наряду с конкретными знаниями и навыками такие категории, как способности, готовность к познанию, социальные навыки и др.
В современных условиях педагогу необходимо быть способным ориентироваться в проблемных ситуациях, возникающих в его профессиональной деятельности, находить и решать проблемы, используя при этом знания из различных областей, уметь прогнозировать результаты и возможные последствия принимаемых решений и т.д. В связи с этим одной из актуальных задач образования является развитие готовности личности к непрерывному самообразованию, что в свою очередь подразумевает достижение определенного уровня исследовательской компетенции (ИК).
Анализ содержания основных видов профессиональной деятельности бакалавров-педагогов и соответствующих им профессиональных задач в рамках Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование позволяет констатировать, что
исследовательская деятельность педагогов является значимой деятельностью в подготовке будущих бакалавров педагогического образования...
В связи с интенсивными изменениями в политической, экономической, технологической сферах жизни государства и общества, предъявляются новые требования как со стороны государства, так и со стороны работодателя к педагогу, способному ориентироваться в проблемных ситуациях, возникающих в его профессиональной деятельности, находить способы и пути решения возникающих проблем, при этом используя знания из различных областей, прогнозирование своих результатов и возможные последствия принимаемых решений, все это подразумевает наличие определенного уровня исследовательской компетенции.
Цель данного исследования состояла в выявлении, обосновании и проверке результативности комплекса психолого-педагогических задач как педагогического средства, способствующего формированию
исследовательской компетенции (ИК) будущих бакалавров педагогического образования в условиях проектно-исследовательской деятельности.
Исследование исходило из гипотезы, согласно которой формирование ИК будущих бакалавров педагогического образования будет результативным, если:
- сформулированы основные принципы формирования ИК у будущих бакалавров педагогического образования в проектно-исследовательской деятельности, определены компоненты, уровни и этапы ее формирования;
- содержание проектно-исследовательской деятельности будущих бакалавров педагогического образования обогащено комплексом психолого-педагогических задач с различными контекстами.
Следуя логике научного анализа, с целью раскрытия сущности понятия «исследовательская компетенция», обращено внимание к пониманию понятий «компетентность» и «компетенция».
Вслед за В.И. Байденко, И.А. Зимней, А.В. Хуторским под компетентностью понимается интегрированная характеристика качеств личности, результат подготовки выпускника вуза, необходимый для выполнения профессиональной деятельности. Компетенция рассматривается как владение студентами совокупностью знаний, умений, навыков, опыта, а так же ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности для решения конкретных профессиональных задач.
Вслед за Т.А. Шкериной, под исследовательской компетенцией будущих бакалавров педагогического образования понимается интегральная характеристика, определяющая способность к психолого-педагогической исследовательской деятельности, знание основных компонентов этой деятельности и умения их реализовать, устойчивое признание ее значимости для решения профессиональных исследовательских задач в условиях модернизации образования.
В структуру ИК входят мотивационный, когнитивный, технологический компоненты...
1. Адольф В.А., Ильина Н.Ф. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления: монография. Красноярск, 2007. 204 с.
2. Алисов Е.А. Педагогический потенциал исследовательской и
проектной деятельности как образовательной технологии // Современные проблемы науки и образования (электронный журнал). 2015. № 2.URL:
http://www.tsutmb.ru/nauka/internet-konferencii/2016/lich-i-prof-razvitie- ped/4/alisov.pdf (дата обращения 05.01.2017).
3. Анисимова В.А. Исследовательская деятельность студентов в контексте личностно развивающего профессионального образования // Almamater. 2009.№1. С. 38-41.
4. Антропова М.Ю. Проектная технология в российском вузе // Актуальные проблемы педагогики. 2016. № 5. С. 98-102.
5. Байденко В.И. Выявление состава компетенции выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: методическое пособие. М., 2006. 72 с.
6. Бауман З. Индивидуализированное общество: пер. с англ.; под ред. В.Л. Иноземцева. М., 2005. 390 с.
7. Бережнова Е.В. Профессиональная компетентность как критерий качества подготовки будущих учителей // Компетенции в образовании: опыт проектирования; сб. науч. тр. М., 2007. 345 с.
8. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
192 с.
9. Бондаревская Е.В., КульневичВ.В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций // Педагогика. 2004. №10. С. 23-31.
10. Бондаревская Е.В. Кульневич В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 20-36.
11. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8-14.
12. Варданян Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образование: автореферат дисс. ... д- ра пед. наук. М., 2010. 40 с.
13. Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М.: Логос, 2009. 336 с.
14. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной
компетентности педагога // Педагогика. 2003. №10. С. 51-55.
15. Владимирова Н.Ю., Теплых С.А. Исследовательская
компетентность как основной компонент профессионализма педагога // Инновационные педагогические технологии. 2016. № 3. С. 191-195...82