Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №94867

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы158
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
114
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА 10
1.1 Проблема формирования исследовательской компетенции
обучающихся в психолого-педагогической литературе 10
1.2 Проектная деятельность в процессе формирования
исследовательской компетенции обучающихся ссузов 20
1.3 Программно-методическое обеспечение проектной деятельности в
современных средних специальных учебных заведениях 34
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 61
2.1 Разработка и апробация элективного курса «Основы проектной
деятельности» в политехническом колледже 61
2.2 Результаты опытно-поисковой работы по формированию
исследовательской компетенции обучающихся политехнического колледжа 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Актуальность темы исследования. В настоящее время в системе среднего профессионального образования приоритетной задачей становится подготовка рабочих кадров, способных гибко ориентироваться в быстроменяющемся мире технологий, быть творцами и изобретателями в различных областях деятельности. Преобразования, происходящие в российской экономике, быстрый темп развития технологий обусловили повышение требований работодателей к уровню квалификации работников, их профессиональной компетентности, навыкам творческой деятельности и социальной активности.
Именно поэтому в России активно развиваются различные движения: WorldSkills, HiTech и другие, которые направлены на выявление высококвалифицированных кадров, что обусловлено социальным заказом государства на таких специалистов, и связано с быстрым ростом технологий в мире.
Не менее важной целью современного профессионального образования является формирование следующих компетенций:
• понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
• организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;
• анализировать оперативную ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;
• осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
К этому перечню мы можем отнести процессы, направленные на самообучение и самоорганизацию, на непрерывное расширение и углубление знаний и умений.
Именно эффективное формирование данных компетенций приводит к успешности в профессиональной жизни. Если студент умеет самостоятельно получать знания, то он сможет аналогично действовать и в своей будущей профессиональной деятельности.
Один из способов сформировать творчески думающих специалистов - это привлечение студентов к научно-исследовательской работе. Специалист, обладающий исследовательской компетенцией, умеет активно и продуктивно анализировать фактическую информацию, создавать и выбирать новые, более эффективные алгоритмы, ресурсы, технологии, а не только пользоваться готовыми, порой устаревшими, алгоритмами и фактами. Однако уровень формирования навыков научно -исследовательской деятельности в условиях политехнических колледжей еще не в полной мере отвечает современным требованиям и задачам модернизации среднего профессионального образования.
На необходимость развития данного направления в российской системе образования указывают такие нормативные документы, как Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» [54], Государственная программа Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» [40], проект «Кадры будущего для регионов» [1] и другие. На основании этих документов подготовка высококачественных профессионалов осуществляется с активным привлечением обучающихся к участию в научно-исследовательской деятельности. Для развития профессиональной компетентности и повышения познавательного интереса студентов возникает реальная потребность разработки новых методов творческой работы со студентами и выбора наиболее эффективных и рациональных технологий в этой области. Такой эффективной педагогической технологией является проектная деятельность, которая позволяет повысить качество профессионального обучения за счет включения студентов в различные виды деятельности. «Исследователи видят в организации этих видов деятельности значительные возможности развития у обучающихся умений проектировать различные ситуации, задачи, задания в учебной и производственной сферах и умений их исследовать, находить оптимальные варианты решения возникающих проблем. Развитие проектных и исследовательских умений у будущих специалистов постепенно становится приоритетной задачей среднего и высшего профессионального образования» [10, с. 3].
Степень разработанности темы: изучение научной литературы показывает, что разработке проектного обучения посвящено уже немалое число исследований. Так, исследования Ю.Л. Камашевой [33], Е.А. Комарницкой [38], Н.А. Моревой [53], И.Г. Булан [14], Б.В. Пальчевского [60], Ю.Г. Татур [81] позволяют убедиться в актуальности изучаемой проблемы, рассматривая множество вариантов по представлению сути методического обеспечения, его структуры, функций, задач, связи с другими педагогическими понятиями. Исследователи Н.В. Горбунова [17], В.В. Гузеева [19], А.В. Хуторской [92], И.Д. Чечель [94], А.Е. Причинин [71] и др. рассматривают проектную деятельность, как способ деятельности, при котором овладение новыми знаниями не ставится в приоритет - здесь важны отношения между педагогом и обучающимся. Такие исследователи, как О.Г. Чугайнова [95], И.Г. Булан [15], Е.А. Митрофанова [51], С.С. Долгих [22], Ю.Л. Камашева [33], Е.А. Комарницкая [38] в своих научных трудах говорят о проблемах формирования «исследовательской компетенции» различными методами, рассматривают различные виды методического обеспечения для обучающихся. В истекшее десятилетие активно исследовались вопросы, связанные с проектной деятельностью студентов: теоретические основы проективного образования (С.Л. Белых [10]); проектное обучение в профессиональной подготовке (Е.В. Бережнова [11], И.Г. Булан [14], Т.В. Горбунова [17], В.В. Гузеев [19], Б.Р. Мандель [47], Е.В. Михалкина [52],
Э.В. Максимова [48] и др.); исследовательско-проектная деятельность как форма учебного сотрудничества (B.C. Кузнецов [45]); формирование готовности к проектной деятельности (А.Е. Шейнблит [96]); формирование продуктивного мышления в процессе проектного обучения (А.А. Есанжанова [23]) и др.
В условиях формирования новых критериев к уровню подготовки специалистов среднего профессионального образования обращение к поиску путей реализации педагогических возможностей технологии проектного обучения в развитии исследовательской компетентности студентов представляется крайне актуальным. Однако пока исследователи уделяют недостаточно внимания изучению и раскрытию педагогического потенциала технологии проектного обучения в данном контексте.
Отсюда возникает ряд противоречий в существующей системе среднего профессионального образования:
• между высокой потребностью в профессиональной подготовке специалистов среднего звена, которые способны осуществлять проектно - исследовательскую деятельность, и недостаточно разработанной теоретической и методической базой по их подготовке;
• между потребностью в научном обосновании нового взгляда на содержание и структуру методического обеспечения проектной деятельности в среднем профессиональном образовании и традиционным представлением учебно-методического обеспечения [10, с. 5].
Выявленные противоречия обуславливают проблему исследования: каковы дидактические условия формирования исследовательской компетенции обучающихся среднего профессионального образования?
Необходимость теоретического осмысления и практического решения проблемы исследования обусловили выбор темы исследования: «Формирование исследовательской компетенции обучающихся
политехнического колледжа средствами проектной деятельности».
Объект исследования: процесс формирования исследовательской компетенции обучающихся среднего профессионального образования.
Предмет исследования: проектная деятельность как средство
формирования исследовательской компетенции обучающихся средних специальных учебных заведений.
Цель исследования: выявить и обосновать дидактические условия формирования исследовательской компетенции обучающихся в педагогическом процессе политехнического колледжа...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы и обобщения:
1. Анализ научных источников и практики среднего профессионального образования позволил выявить ряд трудностей в процессе формирования исследовательской компетенции у обучающихся среднего профессионального образования. Данный факт породил необходимость выявления и обоснования дидактических условий в образовательном процессе ссузов, обеспечивающих эффективное формирование исследовательской компетенции обучающихся.
С введением новых федеральных образовательных стандартов в системе среднего профессионального образования появилась необходимость формирования новых профессиональных компетенций, к которым относится и исследовательская компетенция. Изучив множество трактовок данного термина, мы убедились, что все исследователи подчеркивают важность и высокую значимость формирования данной компетенции у будущих специалистов среднего звена. За рабочее определение в рамках нашего исследования мы выбрали определение Л.А. Черняевой: исследовательская компетенция - это совокупность личностно-осмысленных исследовательских знаний, умений, навыков, опыта деятельности, ценностных ориентаций, поведенческих моделей, которые могут сформироваться в процессе исследовательской деятельности. Исследовательская компетенция включает в себя целый комплекс компонентов: мотивационный, когнитивный, деятельностный, креативный, рефлексивный - каждый из которых работает на формирование определенных способностей у обучающегося через различные способы деятельности, при этом общее направление про углублению и изучению знаний, формирование способностей к исследованиям, анализу, формулированию целей, задач, постановки проблем и нахождения путей их решения, дает нам возможность сформировать данную компетенцию.
2. Специфика среднего профессионального образования предполагает высокий уровень сформированности умений по созданию технически новых решений, нестандартных подходов к возникающим задачам производства. Здесь важны навыки организации, анализа, сравнения, постановки цели, задачи, эффективного решения проблемы. Проектная деятельность в данном случае выступает средством формирования исследовательской компетенции. Для обучающихся политехнического колледжа была выбрана форма проектной деятельности «исследовательский проект». Здесь важно отметить, что исследовательский проект подчиняется законам научного исследования и проходит те же стадии, что дает нам глубокое понимание сформулированной проблемы, лучшую ее проработку, и, как следствие, наиболее рациональное ее решение. В системе среднего профессионального образования опыт по организации исследовательской деятельности обучающихся характеризуется, главным образом, профессиональной направленностью тематики проектов и условиями по их выполнению.
3. Изучив программно-методическое обеспечение проектной деятельности в ряде современных средних специальных учебных заведений, можно увидеть масштабность данного направления, высокую ориентированность на такой вид деятельности и получение высоких результатов. Исследовательская работа ведется на всех курсах обучения, начиная с исследовательского проекта и заканчивая выпускной квалификационной работой.
4. Анализ теоретических аспектов формирования исследовательской компетенции у обучающихся среднего профессионального образования дал нам понимание, что при рассмотрении названной проблемы уделяется недостаточно внимания разработке дидактических условий для организации исследовательской деятельности. Создание элективного курса для обучающихся среднего профессионального образования обусловлено необходимостью в расширении возможностей подготовки выпускаемых специалистов и формировании у них исследовательской компетенции. В рамках элективного курса «Основы проектной деятельности», средствами которого мы формировали исследовательскую компетенцию у обучающихся 1 курса политехнического колледжа, были созданы: рабочая учебная программа элективного курса «Основы проектной деятельности»; методические рекомендации для обучающихся, призванные помочь в выполнении и защите исследовательского проекта. На основании опытно­поисковой работы мы можем говорить об успешности реализации данного курса и эффективности применения данных рекомендаций.
5. По результатам проведенной диагностики оценки уровней сформированности исследовательской компетенции мы выявили следующие показатели:
• самый высокий прирост (на 25,5%) по уровню сформированности наблюдается у тех обучающихся, которые показали на начальном этапе низкие проценты;
• в группе со средним уровнем на 17% увеличилось число обучающихся с достаточным уровнем сформированности исследовательской компетенции;
• в группе с высоким уровнем сформированности процент увеличения составил 8,5%.
Таким образом, по итогам анализа проведенной работы мы можем сделать вывод об эффективности реализованных дидактических условий по формированию исследовательской компетенции у обучающихся политехнического колледжа.


1. Аверьянов, А.Н. Системное познание мира [Текст] / Методологические проблемы / А.Н. Аверьянов. - Полииздат, 1985. - 263 с.
2. Аронов, А.М. Учебно-образовательное пространство в педагогике развития: математическое образование [Текст] / - Красноярск: КрасГУ, 2001. -173 с.
3. Агентство стратегических инициатив [Электронный ресурс] // URL: https://asi.ru/futurestaff/ (дата обращения: 10.09.2019).
4. Афанасьев, В.Г. Человек в системах управления [Текст] / В.Г. Афанасьев. - М: Знамя, 1975. - 64 с.
5. Алексеев, Н.Г. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности [Текст] / Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтьевич. - М.: Кнорус, 2001. - 608 с.
6. Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого
саморазвития. [Текст] / В.И. Андреев. - 3-е изд. Казань: Центр
инновационных технологий, 2003. - 608 с.
7. Апазаова, З. Н. Формирование исследовательских умений и навыков у будущих учителей технологии методом проектов [Текст] / З. Н. Апазаова // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2009. - № 1. - С. 13-16.
8. Арсентьева, М. В., Воротилин, М. С. Формирование
исследовательской компетенции студентов вуза [Электронный ресурс] // Известия ТулГУ. Технические науки. 2018. №11. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-issledovatelskoy-kompetentsii- studentov-vuza (дата обращения: 07.10.2019).
9. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005
10. Белых, С.Л. Управление исследовательской активностью
студента: метод. пособие для преподавателей вузов и методистов
[Электронный ресурс]// под ред. А.С. Обухова. - Ижевск: УДГУ, 2007. URL: http://www.pedlib.rU/Books/3/0182/3_0182-45.shtml#top (дата обращения: 09.08.2018).
11. Бережнова, Е.В. Профессиональная компетентность как критерий качества подготовки будущих учителей [Текст] // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - С. 327.
12. Большой энциклопедический словарь. В 2 т. Т. 2 [Текст] / гл. ред. А.М. Прохоров. - М. : Советская энциклопедия, 1991. - 768 с.
13. Бу Хунг, Педагогические условия формирования
исследовательской компетенции у студентов химиков [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Бу Хунг. - Курский гос. ун-т. - Орел, 2016. - 21 с.
14. Булан, И.Г. Учебно - методическое обеспечение как средство формирования проектно - исследовательских умений, обучающихся среднего профессионального образования [Текст]: дис. . канд. пед. наук: 13.00.08 / И.Г. Булан ; Балтийский фед. ун-т. - Калининград, 2018. - 232 с.
15. Булан, И.Г. Организация проектно-исследовательской
деятельности обучающихся в рамках самостоятельной работы по математике [Текст] / И.Г. Булан // Современное состояние и перспективы развития психологии и педагогики : сб. ст. Международной научно-практической конференции (28 февраля 2015г., г. Уфа) - Уфа, Аэтерна, 2015. - С.21-23...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ