ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С
РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 6
1.1 Психофизические особенности детей с расстройствами
аутистического спектра 6
1.2 Общая характеристика координационных способностей и возрастные
особенности их развития 9
1.3 Роль развития координационных способностей у детей с
расстройством аутистического спектра 15
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 18
2.1 Методы исследования 18
2.2 Организация исследования 26
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 30
3.1 Реализация комплекса средств развития координационных
способностей обучающихся 7-10 лет с использованием элементов восточных единоборств 30
3.2 Результаты исследования и их обсуждение 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
Приложение А. Упражнения с препятствием 56
Приложение Б. Упражнения для самостраховки 57
Приложение В. Упражнения с гимнастической скамьей 59
Приложение Г. Упражнения на балансировочной доске 60
Приложение Д. Упражнения с шестом Бо 62
Приложение Е. Упражнения с нунчаку 65
Приложение Ж. Упражнения с тонфой 69
В настоящее время хорошо известно, что аутизм является следствием нарушения развития морфофункциональной структуры головного мозга и характеризуется дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки часто начинают проявляться уже в детском возрасте, встречаясь с частотой 0,02-0,05%. У мальчиков это отмечается в 3-5 раз чаще, чем у девочек. За последние годы отмечается увеличение количества зарегистрированных случаев аутизма в детской популяции. Так, в 2000 году существовало мнение, что степень распространения аутизма в мире среди детей невысока: примерно 26 случаев из 10 тыс., а уже в 2005 году картина поменялась - один случай раннего детского аутизма (РДА) на 200¬300 новорожденных. По данным Всемирной организации здравоохранения на ноябрь 2019 года, 1 ребенок из 160 детей имеет расстройства аутистического спектра [20, С.438]. Всего за 10 лет количество детей с этим диагнозом выросло в 10 раз. Эти данные свидетельствуют о том, что вопрос изучения проблемы РДА становится все более актуальным как в психологии, так и педагогике.
Многие авторы приходят к выводу, что коррекция аутизма на основе обучения, воспитания и развития по совокупности предметных направлений эффективна не в меньшей, а возможно, и в большей степени [5, С.72].
Сегодня в школьном образовании активно идут процессы интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников, что обеспечивает с одной стороны, их права, а, с другой, социальную активность. Причем инклюзия учитывает потребности, также как и условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха, связанного со спортивными занятиями.
Объект исследования: процесс физического воспитания
обучающихся 7-10 лет с расстройством аутистического спектра...
Ежегодно число детей с аутистическим расстройством растет. В связи с этим возникает необходимость комплексной реабилитации детей, которая включает в себя диагностику, обучение, медицинскую помощь и физическое развитие личности. На протяжении всей жизни каждому человеку необходимо двигаться и развиваться, дети-аутисты не являются исключением.
В первую очередь необходимо адаптировать их к ощущениям, восприятию мира и ко всему в нем происходящему. Сложность задачи возможной нормализации двигательной деятельности ребенка требует длительного, планомерного и систематического воздействия. При этом решающую роль в успехе играет активное отношение ребенка к длительным занятиям и его воля в преодолении многочисленных трудностей. Со стороны педагога целостный индивидуальный подход с учетом всех особенностей заболевания ребенка, развития и воспитания обеспечит правильный выбор средств и последовательность в решении поставленных задач.
Исследование направлено на поиск путей решения данной проблемы и имеет своей целью развитие координационных способностей детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра.
В целях подтверждения выдвинутой гипотезы были решены задачи исследования и сделаны следующие выводы.
1. В процессе изучения научно-методической литературы и практического опыта по проблеме развития координационных способностей младших школьников, определена важность развития координационных способностей обучающихся младшего школьного возраста, имеющих расстройства аутистического спектра...