ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С
РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 6
1.1 Психофизические особенности детей с расстройствами
аутистического спектра 6
1.2 Общая характеристика координационных способностей и возрастные
особенности их развития 9
1.3 Роль развития координационных способностей у детей с
расстройством аутистического спектра 15
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 18
2.1 Методы исследования 18
2.2 Организация исследования 26
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 30
3.1 Реализация комплекса средств развития координационных
способностей обучающихся 7-10 лет с использованием элементов восточных единоборств 30
3.2 Результаты исследования и их обсуждение 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
Приложение А. Упражнения с препятствием 56
Приложение Б. Упражнения для самостраховки 57
Приложение В. Упражнения с гимнастической скамьей 59
Приложение Г. Упражнения на балансировочной доске 60
Приложение Д. Упражнения с шестом Бо 62
Приложение Е. Упражнения с нунчаку 65
Приложение Ж. Упражнения с тонфой 69
В настоящее время хорошо известно, что аутизм является следствием нарушения развития морфофункциональной структуры головного мозга и характеризуется дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки часто начинают проявляться уже в детском возрасте, встречаясь с частотой 0,02-0,05%. У мальчиков это отмечается в 3-5 раз чаще, чем у девочек. За последние годы отмечается увеличение количества зарегистрированных случаев аутизма в детской популяции. Так, в 2000 году существовало мнение, что степень распространения аутизма в мире среди детей невысока: примерно 26 случаев из 10 тыс., а уже в 2005 году картина поменялась - один случай раннего детского аутизма (РДА) на 200¬300 новорожденных. По данным Всемирной организации здравоохранения на ноябрь 2019 года, 1 ребенок из 160 детей имеет расстройства аутистического спектра [20, С.438]. Всего за 10 лет количество детей с этим диагнозом выросло в 10 раз. Эти данные свидетельствуют о том, что вопрос изучения проблемы РДА становится все более актуальным как в психологии, так и педагогике.
Многие авторы приходят к выводу, что коррекция аутизма на основе обучения, воспитания и развития по совокупности предметных направлений эффективна не в меньшей, а возможно, и в большей степени [5, С.72].
Сегодня в школьном образовании активно идут процессы интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников, что обеспечивает с одной стороны, их права, а, с другой, социальную активность. Причем инклюзия учитывает потребности, также как и условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха, связанного со спортивными занятиями.
Объект исследования: процесс физического воспитания
обучающихся 7-10 лет с расстройством аутистического спектра...
Ежегодно число детей с аутистическим расстройством растет. В связи с этим возникает необходимость комплексной реабилитации детей, которая включает в себя диагностику, обучение, медицинскую помощь и физическое развитие личности. На протяжении всей жизни каждому человеку необходимо двигаться и развиваться, дети-аутисты не являются исключением.
В первую очередь необходимо адаптировать их к ощущениям, восприятию мира и ко всему в нем происходящему. Сложность задачи возможной нормализации двигательной деятельности ребенка требует длительного, планомерного и систематического воздействия. При этом решающую роль в успехе играет активное отношение ребенка к длительным занятиям и его воля в преодолении многочисленных трудностей. Со стороны педагога целостный индивидуальный подход с учетом всех особенностей заболевания ребенка, развития и воспитания обеспечит правильный выбор средств и последовательность в решении поставленных задач.
Исследование направлено на поиск путей решения данной проблемы и имеет своей целью развитие координационных способностей детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра.
В целях подтверждения выдвинутой гипотезы были решены задачи исследования и сделаны следующие выводы.
1. В процессе изучения научно-методической литературы и практического опыта по проблеме развития координационных способностей младших школьников, определена важность развития координационных способностей обучающихся младшего школьного возраста, имеющих расстройства аутистического спектра...
1. Бучацкая, И.Н. Комплексное применение методов адаптивной физической культуры в развитии двигательной и психомоторной сферы детей 9-10 лет с расстройством аутистического спектра / И.Н.Бучацкая, А.А.Челноков, В.А.Кобыляк // Вопросы педагогики. - 2020. - №4-1. - С.46-52.
2. Гайченко, С.В. Готовность педагога к обучению детей с расстройством аутистического спектра в условиях инклюзивного образования / С.В.Гайченко // Человек и образование. - 2020. - №3(64). - С.112-116.
3. Геслак, Д. Адаптивная физкультура для детей с аутизмом.
Методические основы и базовый комплекс упражнений для увеличения физической активности детей и подростков с РАС / Д.Геслак. -
Екатеринбург: Издательство Рама Паблишинг, 2019. - 192 с.
4. Гилигашвили, Л.Ю. Дети с расстройством аутистического спектра: особенности обучения и развития / Л.Ю.Гилигашвили // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. - 2020. - №2(32). - С.120-125.
5. Гребенникова, И.Н. Влияние плавания на состояние координации движений у детей младшего школьного возраста с аутизмом / И.Н.Гребенникова, М.В.Сафронова, И.Д.Сафронов // Сибирский учитель. - 2021. - №6(139). - С.71-75.
6. Гришина, Ф.У. Методика развития координационных способностей у детей, занимающихся акробатикой в группах начальной подготовки / Ф.У.Гришина // Всерос. фестиваль пед. творчества. - Пермь, 2016. - 43 с.
7. Дробышева, С.А. Адаптивное физическое воспитание в системе дошкольного и школьного образования лиц с отклонениями в состоянии здоровья: учебное пособие / С.А.Дробышева, И.А.Коровина, В.В.Вербина. - Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2012. - 196 с.
8. Евсеев, С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник / С.П.Евсеев. - М.: Спорт, 2016. - 616 с.
9. Кадырова, Г.А. Основные подходы к организации инклюзивной образовательной среды для детей с расстройствами аутистического спектра / Г.А.Кадырова // Здоровьесберегающие и коррекционные технологии в современном образовательном пространстве: сборник научных трудов по результатам международной научно-практической конференции (Магнитогорск, 20-21 ноября 2019 г.). Магнитогорск, 2019. - 339 с. - С.75-78.
10. Кирсанова О.Н. Развитие координационных способностей у обучающихся 8-9 лет посредством упражнений с элементами кобудо / О.Н.Кирсанова, Г.А.Федотова, Е.П.Бабайкина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - №11(201). - С.187-192.
11. Комплексное сопровождение детей с расстройствами
аутистического спектра: сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции (г. Москва, 14-16 декабря 2016 г.) / Под общ. ред. А.В.Хаустова. - М.: Московский государственный психолого¬
педагогический университет, 2016. - 449 с.
12. Кузнецов, В.С. Теория и методика физической культуры: Учебник / В.С.Кузнецов. - М.: Академия, 2016. - 224 с.
13. Лайшева, О.А. Ранний детский аутизм. Пути реабилитации: учебно-методическое пособие / О.А.Лайшева, В.Е.Житловский, А.В.Корочкин, М.В.Лобачева. - М.: Спорт, 2017. - 108 с.
14. Литвина, Г.А. Влияние адаптивной физической культуры на развитие двигательной активности детей с расстройствами аутистического спектра / Г.А.Литвина, В.Е.Кульчицкий, А.Е.Воробьева // Тенденции развития науки и образования. - 2021. - №74-8. - С.91-94.
15. Лях, В.И. Развитие координационных способностей у дошкольников / В.И.Лях. - М.: Спорт, 2019. - 128 с...30