Глава 1. Теоретические основы выявления и развития одаренности в условиях дополнительного образования 7
1.1. Психолого-педагогические основы одаренности детей 7
1.2. Система дополнительного образования как средство развития
одаренности детей 17
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Выявление и развитие одаренности при реализации дополнительного образования по физике 24
2.1. Разработка системы тестирования и анкетирования с целью
выявления задатков к изучению предмета «Физика» для поступающих в МБОУ ДО ЦДО «Аэрокосмическая школа» 24
2.2. Педагогический эксперимент по выявлению и развитию
одаренности детей к физике в Аэрокосмической школе 31
2.3. Методические рекомендации для реализации программы
дополнительного образования по физике для способных и одаренных детей 36
Выводы по второй главе 43
Заключение 44
Список использованных источников 46
Приложение 49
Во все времена люди с незаурядными способностями вызывали большой интерес у общества. К ним всегда притягивалось большое количество внимания. К сожалению, не всегда «особенные» люди находят поддержку со стороны общества и окружающих их людей, в силу своей необычности, экспрессивности и выходом за рамки всеобщего понимания. Но, только таким людям подвластны новые открытия, которые движут общество вперед. Способности как задатки одаренности необходимо уметь распознать как можно раньше, чтобы иметь временной промежуток для развития задатков, способностей в нечто большее. Поэтому вопрос о способах выявления детской и подростковой одаренности остается актуальным на все времена. Проблемой работы со способными и одаренными детьми занимались многие педагоги. В их числе такие известные ученые как Гершунский Б.С., Лихачев Б.Т., Сухомлинский В.А., Ушинский К.Д., Шабунин М.И., Яковлев Г.Н. и др. Также над этой темой работали известные психологи (Выгодский B.C., Давыдов В.В., Дружинин В.Д., Кузьмина Н.В., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Сериков В.В., Талызина Н.Ф., Теп-лов Б.М., Шумакова Н.Б., Гилфорд Дж., Рензулли Дж. С., Фримен Дж. и др.), методистов по разным учебным предметам (Абдуллина О.А., Дик Ю.И., Зверев И.Д., Земцова В.И., Каменецкий С.Е., Мощанский В.Н., Никандров Н.Д., Новик И.А., Разумовский В.Г., Усова А.В. и др) [8].
В связи со своей профессиональной деятельностью, реализуемой в системе дополнительного образования, понятие способностей и одаренности детей, является неотъемлемой частью моей работы. По этой причине и тема моей работы звучит как «Выявление и развитие одаренности к физике в условиях дополнительного образования».
Данная работа посвящена вопросам выявления и развития одаренности обучающихся в условиях реализации дополнительного образования в предметной области «физика».
Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и литературы, состоящего из 40 наименований. Текст иллюстрируют 2 таблицы, 3 рисунка, 2 приложения. Объем работы составляет 85 страниц.
Цель исследования - разработать и теоретически обосновать организационно-методическое обеспечение выявления одаренности средствами комплексного анализа способностей и экспериментально проверить в процессе освоения программы дополнительного образования по физике...
Люди с незаурядными способностями никого не оставляют равнодушными. У некоторых они вызывают восхищение, другими же людьми они остаются вовсе непонятыми. Но, как бы то ни было, только люди с выдающимися способностями являются новаторами, двигателями развития общества, науки и техники. Только тот, кто способен выйти за грани общепринятых правил, может создать нечто новое. Именно таким людям посвящена данная работы.
Необходимость в системе своевременного выявления и поддержке развития способностей «особенных» людей должна стать одной из главных целей современного образования.
Основной целью работы была разработка и теоретическое обоснование организационно-методического обеспечения выявления одаренности средствами комплексного анализа способностей и экспериментальная проверка результатов освоения программы дополнительного образования по физике с учетом разработанных рекомендаций.
Поставленная цель была достигнута, путем преодоления выдвинутых задач. В результаты нами получена трехуровневая система выявления одаренности, которая способная учесть не только желание поступающего в Аэрокосмическую школу изучать предмет, но и реальные возможности по достижению наивысших результатов в освоении предметной области «физика». Результаты тестирования родителей дали богатую информацию об эпизодах из жизни детей. Сведения, полученные от родителей, смогли повысить эффективность поиска способных и одаренных, по той причине, что они дают возможность установить условия и историю развития ребенка с самых первых шагов, узнать о наличии способностей и интересов. Также, прохождение тестирования родителями дают особо ценные сведения о редко встречающихся способностях, которые могут быть упущены.
Люди с незаурядными способностями никого не оставляют равнодушными. У некоторых они вызывают восхищение, другими же людьми они остаются вовсе непонятыми. Но, как бы то ни было, только люди с выдающимися способностями являются новаторами, двигателями развития общества, науки и техники. Только тот, кто способен выйти за грани общепринятых правил, может создать нечто новое. Именно таким людям посвящена данная работы.
Необходимость в системе своевременного выявления и поддержке развития способностей «особенных» людей должна стать одной из главных целей современного образования.
Основной целью работы была разработка и теоретическое обоснование организационно-методического обеспечения выявления одаренности средствами комплексного анализа способностей и экспериментальная проверка результатов освоения программы дополнительного образования по физике с учетом разработанных рекомендаций.
Поставленная цель была достигнута, путем преодоления выдвинутых задач. В результаты нами получена трехуровневая система выявления одаренности, которая способная учесть не только желание поступающего в Аэрокосмическую школу изучать предмет, но и реальные возможности по достижению наивысших результатов в освоении предметной области «физика». Результаты тестирования родителей дали богатую информацию об эпизодах из жизни детей. Сведения, полученные от родителей, смогли повысить эффективность поиска способных и одаренных, по той причине, что они дают возможность установить условия и историю развития ребенка с самых первых шагов, узнать о наличии способностей и интересов. Также, прохождение тестирования родителями дают особо ценные сведения о редко встречающихся способностях, которые могут быть упущены...
1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - 3-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2012. - 608 с.
2. Ананьина, Н. А. Детская одарённость как психолого-педагогическая проблема [Электронный ресурс] / Н. А. Ананьина // Мой детский сад: сайт. - URL: http:// http:// www.ivalex.vistcom.ru/konsultac/konsultac2479.html/
3. Богоявленская Д. Б. (ответственный редактор), Шадриков В. Д. (научный редактор), Бабаева Ю. Д., Брушлинский А. В., Дружинин В. Н., Ильясов И. И., Калиш И. В., Лейтес Н. С., Матюшкин А. М., Мелик- Пашаев А. А., Панов В. И., Ушаков В. Д., Холодная М. А.,
Шумакова Н. Б., Юркевич В. С. Рабочая концепция одаренности. — 2¬е изд., расш. и перераб. — М., 2003
4. Бурменская Г.В. Одаренные дети / Бурменская Г.В. Слуцкого В.М.; предисл. Слуцкого В.М. М.:Прогресс,: пер. с англ./общ.ред. 991. 376 с.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст]: учебное пособие для студентов средних учебных заведений/ Л.С. Выготский. - М.: издательский центр "Смысл". - 2017. С. - 486.
6. Доровской А.И. « 100 советов по развитию одаренности детей» - М;1997 г.
7. Захарова И. Н. Детская одаренность и особенности одаренного ребенка // Молодой ученый. — 2019. — №27. — С. 147-149. — URL https://moluch.ru/archive/265/61437/
8. Казарина, В. В. Педагогическое сопровождение развития социальной компетентности подростков с проявлениями одарённости / В. В. Казарина. - М., 2015. - 241 с.
9. Клименко В.В. «Психологические тесты таланта». Харьков 1996.
10. Козлова Е. А. К вопросу об одаренности детей // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 874-877. — URL https://moluch.ru/archive/125/34511/
11. Концепция дополнительного образования детей, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : сайт. - URL:
http: //www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_168200.
12. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утверждённая Президентом РФ 03.04.2012 г. // Нормативные документы образовательного учреждения. - 2012. - № 7. - С. 27-30.
13. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. — М.: Издательство Московского психолого¬социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
14. Мальцева, О. Н. Психологическое сопровождение одарённых детей в системе дополнительного образования [Электронный ресурс] / О. Н. Мальцева // Онлайн публикация документов : сайт. - URL:
http: //l ib3 .podelise.ru/docs/10494/index-127837. html
15. Мылова И.Б. Одаренные дети: современная отечественная методология. - журнал «Народное образование», №4-5. -М., 2016...30