Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методика обучения учащихся 5-6 классов решению сюжетных задач

Работа №168794

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы116
Год сдачи2015
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Психолого-педагогические аспекты обучения решению задач 5-6 классов
1.1. Задача и ее функции 5
1.2. Обучение решению задач в истории математического образования в России
1.3 Психологические особенности детей в период 10-12 лет
1.4. Педагогические основы в обучении решению задач.
Глава II. Методические аспекты обучения решению сюжетных задач
2.1.Этапы работы над сюжетной задачей
2.2. Роль аналитико-синтетических рассуждений в формировании умений решать задачи алгебраическим способом
2.3. Формирование регулятивных УУД при решении сюжетных
задач 42
Глава III. Практическая реализация этапов решения сюжетных задач алгебраическим способом
3. 1. Решение задач с помощью составления уравнений
в теме «Уравнения» 53
3.2. Решение задач с помощью составления уравнений в теме
«Прямая и обратная пропорциональные зависимости» 58
3.3 Значение проекта и его влияние на обучение сюжетных задач
Описание организации и результатов эксперимента 67
Заключение 85
Библиографический
список 87
Приложения 90

Д.Пойа, рассматривая роль задач в математике, писал: «Владение математикой это есть умение решать задачи, не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности». Математические задачи являются одной из главных составляющих содержания учебного предмета математики, который включает также и теоретический материал. Но и теоретический материал учащиеся усваивают в процессе решения задач. Поэтому решения задач является основной деятельностью при обучении математике.[26], [13]
Разработкой методики обучения решению сюжетных задач занимались учёные, как Ю.М.Колягин, Д.Пойа, А.А.Столяр и другие.
В последние годы самые сильные отрицательные эмоции у учащихся на уроках математики вызывает задания решать задачи. Примерно половина учеников на контрольной работе или экзамене не приступает к решению задач.
Почему так происходит? Зачем надо обучать детей решению задач и Как это делать? Подобные вопросы все чаще возникают в современной школе. Именно эта проблема показалась одной из актуальных на сегодняшний день.
Не прекращаются поиски эффективной методики обучения решению сюжетных задач в общеобразовательной школе.
Одной из актуальных проблем в методике математики является вопрос обучения решению сюжетных задач, так как они играют важную роль в жизни человека. Задачи, которые ставит перед собой человек, и задачи, которые ставят перед ним другие люди и обстоятельства жизни, направляют всю его деятельность в течение всей его жизни.[3]
Психологические исследования проблемы обучения решению задач показывают, что основные причины не сформированности у учащихся общих умений и способностей в решении задач состоят в том, что ученики, не обладая необходимыми знаниями о сущности задач и способах их решения, решают их, не осознавая должным образом свою собственную деятельность.
Объект: процесс обучения математике учащихся 5-6 классов
общеобразовательной школы.
Предмет исследования: методика обучения учащихся 5-6 классов
решению сюжетных задач
Цель данной дипломной работы: рассмотреть методику работы над задачами, которые решаются алгебраическим способом, и разработать рекомендации по обучению учащихся отыскивать пути решения задач алгебраическим способом.
Гипотеза: если процесс обучения решению сюжетных задач разных типов выстраивать в соответствии с унифицированными этапами работы с сюжетной задачей, то это будет способствовать формированию умений учащихся 5-6 классов решать сюжетные задачи разных типов.
Задачи дипломной работы:
1. на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы охарактеризовать особенности обучения учащихся 5-6 классов решению сюжетных задач;
2. описать содержание этапов решения сюжетных задач алгебраическим методом;
3. разработать рекомендации по обучению решению задач разных типов, проверить эффективность разработанных рекомендаций в процессе экспериментальной работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Тема выпускной квалификационной работы является одной из актуальных в современной методике преподавания математики, так как в большинстве случаев решение текстовых задач вызывает трудности у учащихся. Умение решать задачи является одним из важных показателей уровня математического развития, глубины усвоения учебного материала. С начала и до конца обучения в школе математическая задача неизменно помогает ученику вырабатывать правильные математические понятия, намного глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения. Текстовые задачи - традиционно трудный материал для значительной части школьников. Однако в школьном курсе математики ему придается большое значение, так как такие задачи способствуют развитию логического мышления, речи и других качеств продуктивной деятельности обучающихся.
Следует как можно чаще решать текстовые задачи алгебраическим способом, это является одним из основных показателей уровня математического развития школьников, глубины усвоения ими учебного материала.
В итоге это приведёт к качественно новому уровню подхода учащихся к изучению математики, суть которого сводится не к механическому, шаблонному решению поставленных задач, а их всестороннему анализу. При учёте этих факторов учащиеся достигают более высоких результатов обучения.
Решение задач алгебраическим методом - чуть ли не единственный путь для объяснения ученикам того, чем вообще занимается математика, - объяснения метода математического моделирования. Деятельность школьника в этой области протекает только при решении текстовых задач алгебраическим методом. Ученик читает условия, характеризующие некоторую бытовую ситуацию, переводит эту ситуацию на математический язык (составляет уравнения) и затем решает уравнения, уже не думая о данной бытовой ситуации. Он работает с математической моделью. Наконец, он получает результат на языке этой модели и переводит его на естественный язык (осмысление и запись ответа) - получает решение бытовой задачи.
У учащихся наблюдается активизация их мыслительной деятельности. При правильной организации работы у учащихся развивается активность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, смекалка, развивается абстрактное мышление, умение применять теорию к решению конкретных задач.
В процессе исследования были достигнуты следующие задачи:
• изучена необходимая литература по данной теме;
• рассмотрены современные подходы к решению задач алгебраическим способом;
• выяснено, какие трудности возникают в ходе решения задач алгебраическим способом, указаны способы преодоления;
• подобраны практические упражнения, которые способствуют формированию навыков решения задач алгебраическим способом;
Подтверждена гипотеза, что процесс обучения решению сюжетных задач разных типов способствует формированию умений учащихся 5-6 классов решать сюжетные задачи разных типов.


1. Волович М.Б. Ключ к пониманию математики. - М., 1997. -10 с.
2. Глейзер Г.И. История математики в школе: 4 - 6 классы: Пособие для учителей. - М., Просвещение, 1984.- 9-10 с.
3. Гусев В.А. Как помочь ученику полюбить математику. - М., 1994.- 4 с., 48 с.
4. Далингер В.А. Обучение учащихся решению текстовых задач методом составления уравнений. - Омск, 1991.-31 с.
5. Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике: т.2. - М.: Просвещение, 1997.- 7 с.
6. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. - М.: Просвещение, 1972.-12-18 с.
7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.:
«Мысль», 1975.- 15 с.
8. Лященко Е.И. Проблема задач в школьном курсе математики. Задачи как цель и средство обучения математике учащихся средней школы. - ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1981.-38-41 с., 40 с.
9. Математика в 5 классах: В помощь учителю / Под ред. А.И. Маркушевича. - М.: Просвещение, 1971.
10. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник. - М.:
«Академия», 1999.-15 с., 37 с.
11. Оганесян В.А. и др. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика. - М., 1980. -25 с., 23-33 с.
12. Орехов Ф.А. Решение задач методом составления уравнений. - М.: Просвещение, 1971.-21с., 55-60 с.
13. Пойа Д. Как решать задачу: Пособие для учителей. М., 1961. - 4 с., 9- 12 с.
14. Саранцев Т.И. Общая методика преподавания математики: Учебное пособие для студентов математических специальностей педагогических вузов. - Саранск, 1999.-6 с.
15. Саранцев Г.И. Упражнения в обучении математике. - М.:
Просвещение, 1995. -41 с....26


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ