Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ НА ДВИЖЕНИЕ В КУРСЕ АЛГЕБРЫ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Работа №114546

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы101
Год сдачи2018
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
68
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ
ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ НА ДВИЖЕНИЕ В КУРСЕ АЛГЕБРЫ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 9
§1. Понятие текстовой задачи на движение и ее типы 9
§2. Этапы работы над текстовой задачей на движение 12
§3. Основные требования к знаниям и умениям учащихся
по теме «Задачи на движение» 16
§4. Анализ содержания теоретического материала по теме
Задачи на движение» в учебниках алгебры разных авторов 20
§5. Типология задач на движение в учебниках алгебры 7-9 классов 28
Выводы по первой главе 40
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ НА ДВИЖЕНИЕ В КУРСЕ АЛГЕБРЫ
ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 41
§6. Пропедевтика обучения решению текстовых задач на движение обучающихся основной школы 41
§7. Методические рекомендации по обучению решения текстовых задач на движение в курсе алгебры основной школы 46
§8. Анализ задач ОГЭ по теме исследования 60
§9. Системы задач по теме «Задачи на движение» в курсе алгебры основной школы 63
Выводы по второй главе 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 84
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность исследования. Согласно федеральному государствен-ному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО) результаты изучения предметной области «Математика» должны от-ражать формирование у учащихся представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем им описывать и изучать реальные процессы и явления, а также их умения моделировать реальные ситуации на языке алгебры, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры, интерпретировать полученный результат.
В математике решение задач выступает как объект изучения, так и как метод развития личности школьника. Поэтому в ней решение задач должно оставаться основным видом учебной деятельности обучающихся.
Текстовая задача является одним из заданий контрольно - измерительных материалов общего и единого государственного экзамена (ОГЭ, ЕГЭ). Обучение школьников решению задач предусмотрено в курсе математики основной школы. Текстовые задачи формируют у учащихся умение анализировать ситуацию, систематизировать и классифицировать ее условия. Одним из важных вопросов методики обучения математике является вопрос формирования у учащихся умений и навыков решения текстовых задач. Современные представления о сущности задач и их основных функциях в обучении математике сформировались под влиянием работ Ю.М. Колягина [16], Е.И. Лященко [18], Д. Пойа [35], Г.И. Саранцева [38], Л.М. Фридмана [43] и др. Большинство авторов понимают задачу как задание, которое должен выполнить субъект, при этом опираясь на указанные условия и следствия, вытекающие из них.
Текстовая задача нередко оказывается для ученика самой трудной задачей, так как кроме теоретических знаний, им необходимо иметь жизненный опыт и интуицию. Многие учащиеся испытывают серьезные трудности в отыскании способа решения задач на движение. По мнению ряда исследователей, причина этих затруднений заключается в неумении школьников анализировать условие задачи, в котором представлена её сюжетная составляющая: описан процесс движения, движущиеся объекты, указаны характеристики движения и числовые значения величин.
Умение решать задачи это один из основных показателей уровня развития учащихся. Оно имеет большое практическое значение в будущей жизни учеников.
Задачи на движение включены в основной государственный экзамен: задание № 22 (модуль «Алгебра»).
Всё вышесказанное определяет актуальность исследования.
Кроме того, актуальность темы исследования обусловлена противоречием, которое сформировалось к настоящему времени, между необходимостью обучения решению задач на движение в курсе алгебры основной школы в соответствии с требованиями ФГОС ООО и состоянием методики обучения их решения в основной школе.
Проблема исследования состоит в выявлении методических особен-ностей обучения учащихся решению задач на движение в основной школе.
Объект исследования: процесс обучения алгебре в основной школе.
Предмет исследования: методика обучения школьников решению задач на движение на уроках алгебры в основной школе.
Цель исследования: выявить методические особенности обучения учащихся 7-9 классов решению текстовых задач на движение и разработать системы задач по теме исследования.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие текстовой задачи на движение и рассмотреть её типы.
2. Описать этапы работы над текстовой задачей на движение.
3. Изучить основные требования к знаниям и умениям учащихся по данной теме.
4. Проанализировать содержание теоретического материала по теме «Задачи на движение» в учебниках алгебры разных авторов.
5. Представить типологию задач на движение в учебниках алгебры 7-9 классов.
6. Описать методические рекомендации по обучению решения задач на движение в основной школе.
7. Провести анализ задач ОГЭ по теме исследования.
8. Разработать системы задач по теме «Задачи на движение» в курсе алгебры основной школы.
Для решения задач были использованы следующие методы исследования: анализ педагогической и методической литературы, школьных про-грамм; сравнительный анализ школьных учебников по теме исследования; изучения опыта работы учителей математики; обобщение и систематизация материала.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем рассмотрено понятие текстовой задачи на движение и её место в обучении математике; описаны типы текстовых задач на движение и методы их решения; выявлены методические особенности обучения учащихся решению задач на движение в основной школе.
Практическая значимость исследования заключена в разработке систем задач и методических рекомендаций по обучению учащихся основной школы решению задач на движение, которые могут использоваться в практической работе учителя математики и студентами при прохождении педагогической практики.
На защиту выносится: методические рекомендации по обучению учащихся 7-9 классов решению текстовых задач на движение и системы задач по теме исследования.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Во введении сформулированы основные характеристики исследова¬ния: актуальность, противоречие, проблема, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования.
Глава I посвящена теоретическим основам обучения учащихся ре-шению текстовых задач на движение в курсе алгебры основной школы. В ней раскрыто понятие текстовой задачи, рассмотрены её типы. Описаны этапы работы над текстовой задачей. Изучены основные требования к знаниям и умениям учащихся по данной теме. Проанализировано содержание теорети-ческого материала по теме «Задачи на движение» в учебниках алгебры раз¬ных авторов. Представлена типология задач на движение в учебниках алгеб¬ры 7-9 классов.
В Главе II представлены методические основы обучения учащихся решению текстовых задач на движение в курсе алгебры основной школы. В ней представлены методические рекомендации по обучению решения задач на движение. Рассмотрены задачи ОГЭ по данной теме исследования. Разработаны системы задач по обучению учащихся теме «Задачи на движение» в курсе алгебры основной школы.
В заключении сформулированы основные результаты и выводы проведенного исследования.
Список литературы содержит 51 наименование

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Сформулируем основные выводы и полученные результаты проведенного исследования:
1. Раскрыто понятие текстовой задачи на движение, приведены виды текстовых задач на движение. Под текстовой задачей мы понимаем описание определенной ситуации на естественном языке с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между её компонентами или определить вид этого отношения.
2. Описаны этапы работы над текстовой задачей на движение. Так, методической литературе выделены основные 4 этапа работы над задачей: анализ задачи, поиск решения и составление его плана, реализация данного плана решения и запись ответа. Данные этапы так же рассматриваются авторами школьных учебников алгебры 7-9 классов при решении задач.
3. Изучены основные требования к знаниям и умениям учащихся по данной теме. Установлено, что решение текстовых задач повышает вычисли-тельную культуру учащихся, способствует глубокому усвоению функциональных зависимостей, а также развивает их мышление и логику.
4. Проанализировано содержание теоретического материала по теме «Задачи на движение» в учебниках алгебры разных авторов. Так, определено, что задачи на движение решаются в основном алгебраическим методом: с помощью уравнений; систем уравнений; квадратных уравнений; рациональных уравнений; систем уравнений второй степени; в учебниках чаще встречаются задачи на движение в одном направлении; встречное движение; движение по воде.
5. Представлена типология задач на движение в учебниках алгебры 7-9 классов.
6. Рассмотрена пропедевтическая работа по обучению решения текстовых задач на движение. Её основная часть проводится в начальной школе и в 5-6 классах, когда учащиеся только знакомятся с понятием текстовая задача и с методами решения задач. Представлены различные приемы для формирования у учащихся умений по решению задач на движение.
7. Описаны методические рекомендации по обучению решения задач на движение в основной школе. Рассмотрены геометрический и графический методы решения задач на движение в 7-9 классах. Основная сложность для учащихся при решении задач на движение - перевод условия задачи на математический язык.
8. Проанализированы задач ОГЭ по теме исследования. В нем встречаются не все виды задач на движение. Задачи из ОГЭ решаются чаще всего двумя методами: арифметически и алгебраическим.
9. Разработана система задач по теме «Задачи на движение» для учащихся 9 классов. Системы задач представлены на следующие виды: «Задачи на встречное движение», «Задача на движение в одном направлении», «Задачи на движение в противоположном направлении», «Задачи на движение туда и обратно», «Задачи на движение по замкнутой траектории», «Задачи на движение по воде». Задачи из данных систем решаются арифметическим, алгебраическим, геометрическим и графическим методами.
Все это дает основание считать, что задачи, поставленные в исследовании, полностью решены.



1. Алимов, Ш. А. Алгебра. 7 класс [Текст]: учебник для Общеобразовательных учреждений / Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин, Ю. В.Сидоров. —18-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 224 с.
2. Алимов, Ш. А. Алгебра. 8 класс [Текст]: учебник для Общеобразовательных учреждений / Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин, Ю. В.Сидоров. —19-е изд. — М.: Просвещение, 2012. — 255 с.
3. Алимов, Ш. А. Алгебра. 9 класс [Текст]: учебник для Общеобразовательных учреждений / Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин, Ю. В.Сидоров. — 17-е изд. — М.: Просвещение, 2012. — 287 с.
4. Бантова, М.А. Методика преподавания математики в начальных классах: учеб. пособие для школ. отд-ний пед. уч-щ/ М.А Бантова, Г.В Бельтюкова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1984. - 335 с.
5. Виленкин, Н.Я. Использование координатного луча для решения задач на движение/ Н.Я. Виленкин, Л.Г. Петерсон// Математика в школе. - 1984.- № 1.
6. Виноградова, Е.П. Математика: текстовые задачи и методы их решения: учеб.-метод. пособие. - Орск: Издательство ОГТИ, 2007. - 94 с.
7. Виноградова, Л.В. Методика преподавания математики в средней школе: учеб. пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - С. 32-58.
8. Денищева, Л. О. Теория и методика обучения математике в школе [Электронный ресурс] : учебное пособие / Л. О. Денищева, А. Е. Захарова, И. И. Зубарева и др. ; под редакцией Л. О. Денищевой. - 2-е изд. (эл.). - М.: БИ-НОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 247 с.
9. Дорофеев, Г.В. Алгебра. 7 класс [Текст]: учебник для общеобразовательных организаций/ Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 287 с.
10. Дорофеев, Г.В. Алгебра. 8 класс [Текст]: учебник для общеобразовательных организаций/Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2016. - 320 с.
11. Дорофеев, Г.В. Алгебра. 9 класс [Текст]: учебник для общеобразовательных организаций/Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 304 с.
12. Епишева О.Б., Крупич В.И. Учить школьников учиться математике. - М.: Просвещение, 1990. - 128 с.
13. Жохов, В.И. Преподавание математике в 5-6 классах. Методические рекомендации учителю к учебникам Н.Я Виленкина и др. -М. - 1999. - 157 с.
14. Иванова, Т.А. Теория и технология обучения математике в средней школе [Текст]: Учеб. пособие для студентов математических специальностей педагогических вузов / Т.А. Иванова, Е.Н. Перевощикова, Л.И. Кузнецова, Т.П. Григорьева. - 2-е изд., испр. и доп. - Н. Новгород: НГПУ, 2009. - 355 с.
15. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: учеб. пособие для студ. сред. и высш. учеб. заведений. - 3-е изд. - М.: «Академия», 2000. - 288 с.
16. Капкаева Л.С. Интеграция алгебраического и геометрического методов при обучении математике в школе: учеб. пособие для студ. мат. спец. пед. вузов; Мордов. гос. пед. инт. - Саранск, 2003. - 179 с.
17. Колягин, Ю.М. Задачи в обучении математике, Ч. 1. - 1977. - С. 35-56.
18. Лабораторные и практические работы по методике преподавания математики: Учеб. пособие для студентов физ. -мат. спец. пед. ин-тов / Е.И. Лященко, К.В. Зобкова, Т.Ф. Кириченко и др.; Под ред. Е.И. Лященко. - М.:Просвещение, 1988. - 223 с.
19. Леонтьева, М.Р. Упражнения в обучении алгебре [Текст]: Кн. для учителя / М.Р. Леонтьева, С.Б. Суворова. - М.: Просвещение, 1985. - 128 с.
20. Макарычев, Ю.Н. Алгебра. 7 класс [Текст]: учеб. для общеобразовательных учреждений/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; под ред. С.А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2013. - 256 с.
21. Макарычев, Ю.Н. Алгебра. 7 класс. Углубленное изучение. [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Мин-дюк, К.И. Нешков, И.Е. Феоктистов. - М.: Просвещение, 2013. - 336 с.
22. Макарычев, Ю.Н. Алгебра. 8 класс [Текст]: учеб. для общеобразовательных учреждений/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; под ред. С.А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2013. - 287 с.
23. Макарычев, Ю.Н. Алгебра. 8 класс. Углубленное изучение. [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Мин-дюк, К.И. Нешков, И.Е. Феоктистов. - М.: Просвещение, 2010. - 384 с.
24. Макарычев, Ю.Н. Алгебра. 9 класс [Текст]: учеб. для общеобразовательных учреждений/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; под ред. С.А. Теляковского. - 21-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 271 с.
25. Макарычев, Ю.Н. Алгебра. 9 класс. Углубленное изучение. [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Мин-дюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; под ред. С.А. Теляковского. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2008. - 447 с.
26. Методика и технология обучения математике. Лабораторный практикум: учеб. пособие для студентов математ. факультетов пед. университетов / под науч. ред. В.В. Орлова.. - М.: Дрофа, 2007. - 320 с.
27. Методика преподавания математики в средней школе: Частная методика: учеб. пособие для студентов пед. ин -тов по физ. - мат. спец. / А.Я. Блох, В.А. Гусев, Г.В. Дорофеев и др.; Сост. В.И. Мишин. - М.: Просвещение, 1987. - 416 с.
28. Мордкович, А.Г. Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч. 1 [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович. - 17-е изд., доп. - М.: Мнемозина, 2013. - 175 с.
29. Мордкович, А.Г. Алгебра. 7 класс. Углубленное изучение. В 2 ч. Ч. 1 [Текст]: учебн. для учащихся общеобразоват. учрежд./ А.Г. Мордкович, Н.П. Николаев. - М.: Мнемозина, 2009. - 191 с.
30. Мордкович, А.Г. Алгебра. 8 класс. В 2 ч. Ч. 1 [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович. - 12-е изд., доп. - М.: Мнемозина, 2010. - 215 с.
31. Мордкович, А.Г. Алгебра. 8 класс. Углубленное изучение. В 2 ч. Ч. 1 [Текст]: учебн. для учащихся общеобразоват. учрежд./ А.Г. Мордкович, Н.П. Николаев. - 10-е изд., перераб. - М.: Мнемозина, 2013. - 256 с.
32. Мордкович, А.Г. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 1 [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович, П.В. Семенов. - 12-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2010. - 224 с.
33. Мордкович, А.Г. Алгебра. 9 класс. Углубленное изучение. В 2 ч. Ч. 1 [Текст]: учебн. для учащихся общеобразоват. учрежд./ А.Г. Мордкович, Н.П. Николаев. - 3-е изд., перераб. - М.: Мнемозина, 2008. - 255 с.
34. Образовательный портал для подготовки к экзаменам. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://oge.sdamgia.ru/.- Последнее обновление 20.05.2018.
35. Оганесян, В.А. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика : учебное пособие / В.А. Оганесян, Ю.М. Колягин, Г.Л. Луканкин, В.Я Саннинский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1980. -368 с.
36. Пойа Д. Как решать задачу. - М.: Учпедгиз, 1959. - 208 с.
37. Примерные программы основного общего образования по учебным предметам / ОДОБРЕНО Федеральным учебно -методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15.
38. Рудин В.Н. Графическое решение текстовых задач: учеб. пособие по мат. для учит. и учащ. - Томск, 1995. - 56 с.
39. Саранцев Г.И. Общая методика преподавания математики: Учеб. пособие для студентов мат. спец. пед. вузов и университетов. - Саранск: Тип. «Красс. Окт.», 1999. - 208 с.
40. Суворова, С.Б.. Алгебра. Методические рекомендации. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / С. Б. Суворова, Л. В. Кузнецова, С. С. Минаева, Л. О. Рослова. - М. : Просвещение, 2015. - 185 с.
41. Суворова, С.Б.. Алгебра. Методические рекомендации. 8 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / С. Б. Суворова, Л. В. Кузнецова, С. С. Минаева, Л. О. Рослова. - М. : Просвещение, 2015. - 244 с.
42. Суворова, С.Б.. Алгебра. Методические рекомендации. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / С. Б. Суворова, Л. В. Кузнецова, С. С. Минаева, Л. О. Рослова. - М. : Просвещение, 2015. - 214 с.
43. Федеральный институт педагогических измерений. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fipi.ru/.- Последнее обновление 20.05.2018.
44. Фридман, Л.М. Как научиться решать задачи / Л.М. Фридман, Е.Н., Турецкий. - 3-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1989. - 192 с.
45. Халидов, М.М. Теория и практика обучения младших школьников решению математических задач/ М.М. Халидов, В.М. Мукина// Начальная школа. - 2006. - № 9. - С. 57 - 59.
46. Ященко, И.В. ОГЭ. Математика: типовые экзаменационные вари-анты: 36 вариантов / под ред. И. В. Ященко. - М.: Издательство «Национальное образование», 2018. - 240 с.
47. Arslana C., Yavuza G., Deringol-Karatasa Y. Attitudes of elementary school students towards solving mathematics problems [Text] / Journal of Proce- dia - Social and Behavioral Sciences, 2014. - PP. 557 - 562.
48. Phonapichat P., Wongwanich S., Sujiva S. An analysis of elementary school students’ difficulties in mathematical problem solving [Text]/ P. Phonapichat// Journal of Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2014. - PP. 3169-3174.
49. Roheni, Herman T., Jupri A. Scientific Approach to Improve Mathematical Problem Solving Skills Students of Grade V [Text] / Roheni // Journal of Physics: Conference Series 895, 2017.
50. Saglama Y., Dost S. Preservice Science and Mathematics Teachers’ Beliefs about Mathematical Problem Solving [Text] / Y. Saglama // Journal of Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2014. - PP. 303-306.
51. Yavuz G., Erbay II.N. The analysis of pre-service teachers’ beliefs about mathematical problem solving [Text] / G. Yavuz // Journal of Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2015. - PP. 2687 - 2692.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ