Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ СЮЖЕТНЫХ ЗАДАЧ ШКОЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ

Работа №95460

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы54
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
115
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ СЮЖЕТНЫХ ЗАДАЧ ШКОЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ 6
1.1. Сущность и структура познавательных универсальных учебных
ДЕЙСТВИЙ 6
1.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЮЖЕТНОЙ ЗАДАЧИ И ЭТАПЫ ЕЁ РЕШЕНИЯ 13
1.3. Соотнесение деятельностного содержания этапов решения
сюжетной задачи и элементов структуры познавательных
универсальных учебных действий 27
Выводы по материалам главы 1 29
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ РАБОТЕ С СЮЖЕТНОЙ ЗАДАЧЕЙ 30
2.1. Конкретизация деятельностного содержания этапов решения
сюжетной задачи и элементов структуры познавательных универсальных учебных действий с учётом возрастных особенностей обучающихся 30
2.2. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
универсальных учебных действий у обучающихся при решении сюжетной задачи 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50

Ранее перед школой стояла задача простой передачи знаний, умений и навыков от педагога к учащемуся. В настоящее время в социуме наблюдается переход к новому пониманию функции образовательного учреждения. На первый план в образовательной деятельности выходит развитие у обучаю­щихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать, каким образом их осуществлять, контролировать и оценивать как собствен­ные достижения, так и окружающих. Образовательный процесс должен быть направлен на формирование умения учиться. Обучающемуся самому необхо­димо стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Дости­жение этой цели становится возможным за счет формирования универсаль­ных учебных действий, в частности познавательных.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливает требования к метапредметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, включающим: освоенные обучающимися межпредметные понятия и
универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
Формирование указанных результатов должно проходить в процессе изучения всех школьных дисциплин, в частности, математики, которая зани­мает в школьном образовании особое место. При изучении математики ис­пользуются различные дидактические единицы. Среди этих дидактических единиц многие авторы (Наум Яковлевич Виленкин, Юрий Михайлович Ко- лягин, Вячеслав Иосифович Крупич и другие) выделяют задачи, в том числе, сюжетные. В их исследованиях показана роль этих задач в решении различ­ных образовательных задач (практико-ориентированные, связь с жизнью и другие). В настоящее время акцент в роли этих задач должен быть перенесен на формирование универсальных учебных действий, в том числе познава­тельных.
Объект исследования: процесс обучения математике.
Предмет исследования: задания для формирования познавательных универсальных учебных действий в процессе решения сюжетных задач.
Цель исследования: разработать примеры заданий для формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся при рабо­те с сюжетной задачей.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи ис­следования:
1. Выделить сущность и структуру познавательных универсальных учебных действий.
2. Определить понятие сюжетной задачи и выделить этапы её решения.
3. Провести соотнесение деятельностного содержания этапов решения сюжетных задач и элементов структуры познавательных универсальных учебных действий для исследования возможности формирования познава­тельных универсальных учебных действий у обучающихся.
4. Конкретизировать с учётом возрастных особенностей обучающихся соотнесение этапов решения сюжетных задач и компонентов познавательных универсальных учебных действий для исследования возможности формиро­вания познавательных универсальных учебных действий у обучающихся.
5. Разработать примеры заданий для формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся при решении сюжетных задач.
Вопросами теории и методики формирования универсальных учебных действий у обучающихся занимались такие авторы как Александр Григорье­вич Асмолов, Г алина Васильевна Бурменская, Инна Андреевна Володарская, Ольга Александровна Карабанова, Нина Гавриловна Салмина, Сергей Вла­димирович Молчанов, Наталья Михайловна Горленко, Ольга Валентиновна Запятая, Владимир Борисович Лебединцев, Татьяна Федоровна Ушева и дру­гие.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, состоящего из 43 наименований.
В тексте работы 7 таблиц, 3 рисунка.
Основные результаты исследования представлены в следующих публи­кациях:
1. Вятченникова И.А., Семенова И.Н., Эрентраут Е.Н. Примеры зада­ний на формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся при работе с задачей // Актуальные вопросы преподавания ма­тематики, информатики и информационных технологий. - Екатеринбург: 2019. - С. 194-197.
2. Вятченникова И.А., Кайгородова А.С., Бодряков В.Ю., Семенова И.Н. Примеры задач по теории вероятностей для развития комбинаторно­логического мышления школьников при использовании программы MS EXCEL // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий. - Екатеринбург: 2017. - С. 166-171.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Сопоставление результатов работы с поставленными задачами позволя­ет заключить следующее:
1) новыми образовательными результатами являются познавательные универсальные учебные действия. В рамках настоящего исследования при­нимается следующее определение: «познавательные универсальные учебные действия - система способов познания окружающего мира, построения само­стоятельного процесса поиска, исследования и совокупности операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной ин­формации». Структура познавательных универсальных учебных действий представлена в трех блоках: общеучебные действия, включающие знаково­символические, логические действия и действия постановки и решения про­блем;
2) в рамках данного исследования под сюжетной задачей будем понимать следующее определение: «сюжетные задачи - задачи, в которых описан не­который жизненный сюжет (явление, событие, процесс), с целью нахождения определенных количественных характеристик или значений»). Решение сю­жетной задачи состоит из четырех этапов: осмысление текста задачи и анализ ее содержания; осуществление поиска решения и составление плана реше­ния; реализация плана решения; анализ найденного решения, поиск других способов решения;
3) соотнесение компонентов деятельностного содержания этапов решения сюжетных задач и элементов структуры познавательных универсальных учебных действий проведено для исследования возможности формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся при рабо­те с сюжетной задачей;
4) сюжетные задачи могут быть использованы на разных ступенях обуче­ния для формирования познавательных тех или иных универсальных учеб­ных действий при установлении определенного соответствия между деятель­ностным содержанием этапов решения сюжетной задачи и деятельностным содержанием компонентов познавательных универсальных учебных дей­ствий;
5) примеры заданий для формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся при решении сюжетных задач разработа­ны и проиллюстрированы на примере трёх сюжетных задач.
Таким образом, следует считать, что задачи исследования выполнены, цель работы достигнута.


1. Балл Г.А. О психологическом содержании понятия «задача» // Во­просы психологии. - 1970. - № 6. - С. 17-22.
2. Бантова, М.А. Методика преподавания в начальных классах: учеб.пособие / М.А.Бантова; под ред. М.А.Бантовой. - 3-е изд., испр. - М. : Просвещение, 1984. -335 с.
3. Белошистая, А.В. Обучение решению задач в начальной школе: кн. для учителя. - М. : Русское слово, 2003. - 288 с.
4. Горленко Н.М., Запятая О.В., Лебединцев В.Б., Ушева Т.Ф. Структура универсальных учебных действий // Народное образование. - 2012. - №4. - С. 153-160.
5. Далингер В.А. Совершенствование процесса обучения учащихся ре­шению текстовых задач // Омский научный вестник. - 2011. - №4. - С. 168­170.
6. Гельфман Э.Г., Пенская Ю.К., Зильберберг Н.И., Демидова Л.Н. Об одном из подходов к оценке результатов обучения в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт // Вестник Томско­го государственного педагогического университета. - 2013. - №11. - С. 150­154.
7. Демидова Т.Е. Теория и практика решения текстовых задач: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений /Т.Е.Демидова, А.П.Тонких. - М. : Академия, 2002. - 288 с.
8. Дяченко С.И., Аджамова Е.Г., Швыдко А.С. Взаимосвязь арифмети­ческого и алгебраического методов решения сюжетных задач как дидактиче­ское средство осуществления дидактического поиска // Вестник Таганрогско­го института им. А.П. Чехова. - 2017. - С. 204-212.
9. Дяченко С.И., Кулабухова М.В., Сафарян А.А. Математическое мо­делирование как основа формирования универсальных учебных действий при решении сюжетных задач // Вестник Таганрогского института им. А.П. Чехова. - 2017. - С. 213-219.
10. Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода. М. : Просвещение, 2003. - 223 с.
11. Зайкин М.И. Почему так важны сюжетные задачи в математическом образовании школьников // Вестник Нижегордского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2013. - №5(2). - С. 64-68.
12. Зайкин М.И., Пчелин А.В. Визуализация вербальных, графических и символических характеристик сюжетных математических задач в образова­тельном процессе // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2008. - №2. - С. 35-39.
13. Зайкин М.И., Пчелин А.В. Об изучении функциональной направ­ленности сюжетных задач в профессиональной подготовке будущих учите­лей математики // Интеграционная стратегия становления профессионала в условиях многоуровнего образования: Сб. ст. Междунар. начно-практич. конф. Котлас: СПГУВК, 2007.
14. Зайцев Г.Т. Теоретические основы обучения решению задач в начальных классах: учеб. пособие. - Ленинград, 1983. - 98 с.
15. Ильясов И.И. Система эвристических приемов решения задач М. , изд. Российского открытого университета, 1992. - 140 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ