Введение 3
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования 9
1.1. Самооценка: понятие, компоненты, характеристики 9
1.2. Становление самооценки в подростковом возрасте 17
1.3. Современное состояние изучения проблемы самооценки подростков,
воспитывающихся в условиях детского дома 29
Выводы по первой главе: 38
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей самооценки
подростков, воспитывающихся в детском доме 41
2.1. Организация, методы и методики исследования 41
2.2. Особенности самооценки подростков, воспитывающихся в детском
доме 46
Выводы по второй главе: 68
Глава III. Программа психологического сопровождения развития самооценки подростков, воспитывающихся в детском доме 71
3.1. Теоретико-методологические основы реализации программы
психологического сопровождения 71
3.2. Основные направления, формы и методы программы
психологического сопровождения развития самооценки подростков, воспитывающихся в детском доме 78
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 87
Выводы по третьей главе: 96
Заключение 99
Список использованной литературы 103
Приложение
Наиболее грозным явлением в последние годы в России стало значительное увеличение размеров «социального» сиротства, появление его новых характеристик, которое связано с ухудшением условий жизни семьи, падением его нравственных устоев и изменения отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей.
Несмотря на ориентацию государственной политики на семейные формы воспитания, по-прежнему наблюдается ежегодное увеличение числа осиротевших и лишенных родительского попечения детей и подростков.
Изучению специфики психического развития детей, воспитывающихся в учреждениях социально-педагогической поддержки, посвящены исследования ряда авторов: Л.И. Авдеевой (2006), Л.Н. Галигузовой (2004), С.Ю. Мещеряковой (2003) и др. Анализ психических и личностных деформаций, приобретаемых сиротами на различных стадиях развития, сферы общения воспитанников детского дома с взрослыми и сверстниками дан в работах В.С. Мухиной (1999, 2002), А.М. Прихожан (2004), Н.Н.Толстых (2004) И.В. Дубровиной (1990) и др. Специфические особенности условий жизни детей в детском доме (замкнутость пространства, изолированность от широкого социума, ограниченность предметного мира, отсутствие психологической защищенности, жесткие режимные требования) описаны (2005), Т.И. Шульгой (2005, 2006), Т.Н. Счастной (1999), Г.В. Семьей (2005) и др.
В то же время многие аспекты психической жизни воспитанников учреждений еще остаются почти не исследованными. Одним из таких аспектов является развитие самооценки у детей подросткового возраста. Самооценка считается одной из наиболее сложных областей психического развития личности в условиях внесемейного воспитания.
В трудах отечественных ученых (И.В. Дубровиной, 2007; М.И. Лисиной, 1996; А.М. Прихожан, 2005; Н.Н.Толстых, 2005 и др.) показано, что у воспитанников сиротских учреждений развитие всех аспектов самосознания и его важнейшего компонента - самооценки, качественно отличается от развития этих психических образований у сверстников, воспитывающихся в семье.
Особую актуальность проблема формирования самооценки приобретает у подростков, воспитывающихся в условиях детских домов, поскольку вне системы детско-родительских отношений все трудности подросткового возраста усугубляются и интенсифицируются. Содержание и формы взаимоотношений, сложившиеся в детском доме у воспитанников со взрослыми и друг другом, во многом определяют особенности формирования образа «Я» подростка, его отношение к себе и представление о себе.
В условиях детского дома на трудности подросткового возраста накладываются серьёзные последствия депривации потребности в родительской любви, что делает этот период временем наибольшей психологической депрессивности и нарушений «Я» - концепции и самооценки подростков, оставшихся без попечения родителей.
Развитие самооценки ученые рассматривают в качестве одного из основных структурных звеньев самосознания. Трудности в развитии самооценки подростка могут выступить источником причин его неудовлетворенности собой, отсутствия самоуважения, неконструктивных, конфликтных отношений с окружающими и последующей низкой социальной адаптации и социализации в обществе.
Таким образом, проблема исследования заключается в необходимости разработки программы психологического сопровождения развития самооценки подростков, воспитывающихся в условиях детского дома с целью наилучшей социализации данного контингента школьников в условиях современного общества.
Объект исследования: самооценка подростков, воспитывающихся в условиях детского дома.
Предмет исследования: программа психологического сопровождения развития самооценки подростков, воспитывающихся в детском доме.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями самооценки подростков, воспитывающихся в детском доме, являются низкий уровень самоуважения, трудности рефлексивного анализа, заниженная потребность в самосовершенствовании. Разработанная нами программа психологического сопровождения развития самооценки позволит предотвратить имеющиеся трудности у данного контингента школьников.
Цель исследования: Теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность программы психологического сопровождения развития самооценки подростков, воспитывающихся в детском доме.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи исследования:
1. На основании анализа психолого-педагогической литературы определить современное состояние проблемы исследования.
2. Изучить особенности самооценки подростков, воспитывающихся в условиях детского дома.
3. Разработать программу психологического сопровождения развития самооценки подростков, воспитывающихся в детском доме и определить ее эффективность.
Методологическую основу исследования составили следующие теоретические подходы:
- Подход У. Джемса (1991) о двойственной природе единого и целостного «Я»;
- Психоаналитический подход о структуре самооценки (З. Фрейд, 1991;
А. Адлер, 1995; К. Хорни, 1997);
- Интеракционистский подход о социальной природе человеческого поведения (Ч. Кули, 1922);
- Гуманистический подход о проблемах самоактуализации, Я- концепции, самореализации (А. Маслоу, 1999; К. Роджерс, 1994);
- Учение К. Левина (1951) о потребностях;
- Опыт изучения проблемы самосознания и личности в отечественной и зарубежной психологии (И.С. Кон, В.В. Столин, А.М. Прихожан, К. Роджерс и др.).
Методы исследования. В соответствии с целью и задачами исследования применялись как теоретические (анализ литературных источников), так и эмпирические методы. Среди эмпирических методов исследования использовались метод наблюдения, беседа, тестирование, констатирующий и формирующий эксперимент. В исследовании применялись методы количественной и качественной обработки экспериментальных данных и интерпретации результатов исследования.
В психологическое исследование нами были включены следующие психодиагностические методики: «Методика Дембо-Рубинштейн» (1970) в модификации А.М. Прихожан (2000); Тест-опросник «Шкала самоуважения» Розенберга (1965); Проективная рисуночная проба «Мой мир» С.Т. Посоховой (2007), метод «Экспертных оценок».
Организация исследования: В экспериментальном исследовании приняли участие 10 подростков (4 мальчика и 6 девочек) - воспитанники детского дома №1 г. Красноярска (экспериментальная группа), а также 10 учащихся (4 мальчика и 6 девочек), воспитывающихся в условиях семьи и обучающиеся в СОШ №145 г. Красноярска (контрольная группа). Испытуемые экспериментальной и контрольной групп обучатся в 6-х классах.
Исследование проводилось в период с 2017 г. по 2019 г. и осуществлялось в несколько этапов:
Первый этап (октябрь 2017 - март 2018) - анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; формулирование проблемы и гипотезы исследования, определение его теоретических основ, целей и задач; уточнение объекта и предмета исследования.
Второй этап (апрель 2018 - июль 2018) - подбор диагностического инструментария для экспериментального исследования. Выявление особенностей самооценки подростков, воспитывающихся в детском доме на основании отобранных методов и методик исследования. Анализ результатов исследования.
Третий этап (август 2018 - декабрь 2018) - разработка и реализация программы психологического сопровождения развития самооценки подростков, воспитывающихся в детском доме.
Четвертый этап (январь 2019 - ноябрь 2019) - обработка результатов исследования; оценка эффективности реализованной нами программы психологического сопровождения развития самооценки подростков, воспитывающихся в детском доме. Формулирование выводов и заключения.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении и углублении теоретических представлений об особенностях становления самооценки подростков, воспитывающихся в детском доме. Разработана программа психологического сопровождения развития самооценки, которая позволит улучшить процессы социализации и социальной адаптации изучаемого контингента школьников в условиях современного общества.
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные в диссертационном исследовании материалы, раскрывающие особенности самооценки подростков, воспитывающихся в детском доме, а также представленная программа психологического сопровождения могут быть использованы психологами, педагогами и другими специалистами, работающими с данной категорией школьников.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 102 источника, включает 7 таблиц, 11 гистограмм.
Данная работа посвящена изучению особенностей самооценки подростков, находящихся в условиях детского дома, разработке и реализации программы психологического сопровождения по развитию самооценки у изучаемого контингента школьников.
Представление о своей личности, осознание своих сильных и слабых сторон, адекватная самооценка своей индивидуальности, как известно, является важнейшей детерминантой жизненного пути человека, его профессионального и личностного роста, а также предпосылкой для самореализации в будущем.
Формирование адекватной самооценки у подростков, находящихся в условиях детского дома является одним из необходимых условий их успешного обучения и воспитания, а так же эффективной социализации и интеграции данного контингента школьников в современном обществе.
В процессе исследования мы выдвинули гипотезу о том, что самооценка подростков, находящихся в условиях детского дома, имеет значимые различия с самооценкой сверстников, воспитывающихся в семье; самооценка может быть повышена при условии использования разработанной нами программы психологического сопровождения.
Для подтверждения гипотезы было организовано диагностическое исследование, направленное на выявление особенностей самооценки подростков, в процессе которого были использованы следующие методики:
1. «Методика Дембо-Рубинштейн» (1970) в модификации А.М. Прихожан (2000);
2. Тест-опросник «Шкала самоуважения Розенберга» (1965);
3. Проективная рисуночная проба «Рисунок «Мой мир» С.Т. Посоховой (2007);
4. Метод «экспертных оценок».
В основу комплектования экспериментальной выборки испытуемых нами были определены следующие критерии: схожесть показателей возраста (12-13 лет); обучение в параллели 6-ых классов; продолжительность пребывания в детском доме (каждый из подростков экспериментальной группы являлся воспитанником детского дома не менее 5 лет).
В результате констатирующего эксперимента были выявлены следующие особенности самооценки подростков, находящихся в условиях детского дома: заниженный уровень самооценки (способностей, внешности и пр.), неуверенность в себе - 51,7% воспитанников; трудности в понимании и оценке себя как личности; низкая потребность в самосовершенствовании, равнодушие к себе и своей судьбе; озлобленность, закрытость от людей; недостаточно развитая способность к рефлексивному анализу, что препятствует критическому отношению к себе; ориентация самооценки на внешние ситуации и оценки; склонность акцентировать внимание на своих слабых сторонах, отрицательных качествах; переживание одиночества.
По результатам диагностического эксперимента выявлены отклонения в развитии изученных нами параметров самооценки в различном их сочетании и степени выраженности у всех подростков экспериментальной группы.
На основе полученных результатов констатирующего эксперимента нами был организован и проведен формирующий эксперимент, направленный на развитие адекватной самооценки у подростков, формирование компетенции в сфере самосовершенствования: саморегулирование, саморазвитие, личностная и предметная рефлексия.
Программа психологического сопровождения развития самооценки подростков, воспитывающихся в детском доме была сфокусирована на трех составляющих самооценки:
— самопознание (когнитивный блок);
— отношение к себе (эмоциональный блок);
— саморегуляция (поведенческий блок).
В процессе формирующего эксперимента нами были обозначены следующие направления психоразвивающей и психокоррекционной работы:
— повышение самооценки на основе своих положительных качеств, повышение уверенности в себе;
— развитие самоуважения, положительного, целостного образа «Я»;
— развитие рефлексии, умения анализировать свою деятельность, поступки, опираться при этом на свое мнение;
— развитие потребности в самосовершенствовании.
Эффективность реализации психокоррекционных мероприятий направленных на развитие адекватной самооценки подростков, находящихся в условиях детского дома показали результаты психодиагностического обследования в динамике.
Так, подростки стали более позитивно оценивать себя, повысился уровень самооценки (способностей, внешности и пр.), уверенность в себе стала проявляться в ситуациях общения и в учебной деятельности, повысилась потребность в самосовершенствовании, способность к рефлексивному анализу. При оценке себя подростки уже включали почти все стороны собственной личности - их самооценка становится все более обобщенной, в содержании самооценки подростков стали отмечаться моральные черты - доброта, честность, справедливость.
Таким образом, эффективность реализации программы психологического сопровождения развития самооценки подростков, воспитывающихся в условиях детского дома, доказывает положительная динамика в развитии самооценки у изучаемого контингента школьников. Результаты исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что самооценка подростков, находящихся в условиях детского дома, имеет значимые различия с самооценкой сверстников, воспитывающихся в семье: низкий уровень самооценки и самоуважения, неспособность к рефлексивному анализу, низкая потребность в самосовершенствовании. Самооценка может быть повышена при условии использования разработанной нами программы психологического сопровождения по формированию адекватной самооценки у данного контингента школьников.
1. Агафонов А.Ю. Исследование Я-концепции учащихся подросткового возраста как средства качественной оценки образовательных систем: Автореф. дис. ... к. психол. н. - Казань, 2000. - 24 с.
2. Алексеенкова Е.Г. Личность в условиях психической депривации: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2009. - 96 с.
3. Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Тренинг развития жизненных целей / Под. Ред. Е.Г. Тромихиной. - С Пб.: Речь, 2002
4. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: Педагогика, 1980¬Т. 1. - 232 с.
5. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания // Изв. АПН РСФСР. Вып. 18. М., 1948. С. 101-124.
6. Анисимова О.М. Самооценка в структуре личности студента: Автореф. канд. дис. Л., 1984. 17 с.
7. Баклушинский С.А. Я-концепция и ценностно-нормативные ориентации подростка в условиях быстрых социальных изменений: Дис. ... канд. психол. наук. - М.; 1996. - 119 с.
8. Беличева С.А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений: Учебное пособие. - М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2007. - 138 с.
9. Белобрыкина О.А. Психологические условия и факторы развития самооценки личности на ранних этапах онтогенеза: Автореферат канд. психол. наук. Новосибирск, 2000.
10. Беляков В.В. Сиротские детские учреждения России: Исторический очерк. - М, 1993.
11. Берне Р. Развитие Я концепции и воспитание. - М., 1986.
12. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. - 420 с.
13. Бернс Р. Что такое Я-концепция // Психология самосознания: Хрест. / Ред. Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2003. - С.333-393.
14. Бобылева И.В., Аббасова А.А., Ракитина Н.Н., Дьячкова Г.В. Куратор выпускника интернатного учреждения: индивидуальное сопровождение: метод. пособие / Под ред. И.А. Бобылевой. - Благотворительный фонд социальной помощи детям «Расправь крылья», 2011. - 133 с.
15. Бодалев А.А. Субъективная значимость другого человека и определяющие ее факторы // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1985. № 2. С. 13-17.
16. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - М.: Институт практической психологии, 1997. - 352 с.
17. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / Л.И. Божович. - М.: Просвещение,1998. - 215
18. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова,
В.П. Зинченко. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006
19. Бороздина Л.В. Что такое самооценка // Психологический журнал. -
1992. - Т.13, №4.- С. 99-101.
20. Быков А.В., Шульга Т.И. Психологическая служба в учреждениях социально-педагогической поддержки для детей-сирот и подростков. - М., 2001. - 98 с.
21. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов высших педагогических вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - М., Издательский центр. «Академия», 2006 - 192 с.
22. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982—1984.
23. Выготский Л.С. Педология подростка// Собр. соч.: В б т. М., 1984. Т. 4.
24. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. - М, 2007. - 464 с.
25. Заззо Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды // Вопр. психол. 1967. № 2. С. 111-134.
26. Зайцев А.Б. Психологические особенности самосознания подростков-воспитанников детского дома. Тема диссертации и автореферата по ВАК кандидат психологических наук Зайцев А.Б. 2011
27. Захарова А.В. Деятельностный подход к изучению самооценки // Психодиагностика и школа: Тезисы симпозиума. Таллин, 1980. С. 11-14.
28. Захарова А.В., Андрущенко Т.Ю. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности // Вопр. психол. 1980. № 4. С. 90-99.
29. Захарова А.В. Генезис самооценки: Автореф. докт. дис. - М., 1989.
30. Захарова А.В. Деятельностный подход к изучению самооценки // Психодиагностика и школа: Тезисы симпозиума. - Таллин, 1980. - С. 11-14.
31. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. - Минск, 1993. - 100 с.
32. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. - 1989. - №1. - С.5-14.
33. Зимбардо Ф. Формирование самооценки / Самосознание и защитные механизмы личности. - Самара, 2003.
34. Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. - СПб.: Питер, 2011. - 700 с.
35. Казаков, В.Г. Познай себя (самооценка и направленность личности): ме- тод. пособие / В.Г. Казаков. - М.: ИПК и ПРНО МО, 1993. - 32 с.
36. Карцева Т.Б. Изменение образа Я в ситуациях жизненных перемен: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М.; 1989. - 25 с.
37. Кваде В., Трусов В.П. Исследование возможности коррекции неадекватной самооценки подростка // Вопросы психологии. - 2004. - №3
38. Киселева М.В. "Арт-терепия в работе с детьми". - СПб.: Речь, 2008.
39. Ключникова Г.А. Методика изучения самооценки школьников // Вопросы психологии. - 1984. - №1. - С.25-29.
40. Копытин А.И. "Теория и практика арт-терапии". - СПб., 2002.
41. Колесникова, Т.И. Мир человеческих проблем: Психологическая концепция здоровья. / Т.И. Колесникова. - М.: Ихзд. ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013.
42. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1984. 335с.
43. Кон И.С. Категория "Я" в психологии // Психологический журнал. - 1981. - Т. 2, № 3. - С.25-37.
44. Кон И.С. Открытие "Я". - М., 1978. - 367 с.
45. Кон, И.С. Психология ранней юности. / И.С. Кон. - М.: Просвещеиие,1980.
46. Кондратенко В.Т., Чернявская А.Г. По лабиринтам души подростка. Минск, 1991.
47. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1980. 355 с.
48. Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения // Социология сегодня. - М., 2002.
49. Кречмер Э. Строение тела и характер. М., 2000. 208 с.
50. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах.
- Минск.: Изд-во. "Народная асвета", 1976.
51. Лебедева Л.Д. "Практика арт-терапии: подходы, диагностика". - СПб.: Речь, 2003.
52. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.
53. Липкина А.И. Психология самооценки школьника: Автореф. докт. дис. - М., 1968. - 35 с.
54. Липкина А.И. Самооценка школьника. - М., 1976.
55. Липкина А.И., Рыбак Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. - М.: Просвещение, 1978. - 141 с.
56. Липкина А.И. Педагогическая оценка и ее влияние на формирование личности неуспевающего школьника // Психологические проблемы неуспеваемости школьников. М., 1971. С. 134-155.
57. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. 144 с.
58. Лисина М.И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребёнка раннего возраста - Вопр. психологии, 1961, №3, с. 117-124.
59. Лисина М.И. Пути влияния семьи и детского учреждения на становление личности дошкольника - Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания. - М., 1979.
60. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л. Медицина, 1983.
61. Мадорский, Л.Р. Глазами подростков. Кн. для учителя. / Л.Р. Мадорский, А.З. Зак. - М.: Просвещение,1991
62. Мандрикова Е.Ю. Динамика профессиональной самооценки студентов-психологов // Психология и жизнь: Сб. науч. тр. Вып.1. - М.: МОСУ, РПО, 2000.
63. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. - М, 2002. - 256 с.
64. Мищенко О.П., Латышева А.Т. Комплексное исследование самооценки подростков, воспитывающихся в детских домах // Интернет- журнал «Мир науки» 2015 №3
65. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб.пособие / А.В. Мудрик. - М.: Академия, 2007. - 184 с.
66. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М., 2002. - 436 с.
67. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. Университетов. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 448 с
68. Овчинникова Г.Г. Социально-психологическая адаптация как фактор становления Я-концепции подростков: Дис. канд. психол. наук. - М., 1997. - 135с.
69. Орлов Ю.М. Самосознание и самовоспитание характера. - М. Просвещение, 1987. - 224 с.
70. Пантелеев С.Р. Методика исследования самоотношения. - М.: Смысл, 1993. - 32 с.
71. Пантелеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 108 с.
72. Посохова С.Т. Особенности представлений школьников о мире, как индикатор недостатка музейной культуры//Экология визуальности и изобразительное искусство. Доклады и тезисы выступлений/Научный редактор Столяров Б.А. спб., 2007.- 96с.
73. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л. А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб., 2002. - С. 559.
74. Преодоление трудностей социализации детей-сирот / Под ред. Байбородова Л.В., Жедунова Л.Г., Посысоев О.Н., Роков М.И. - Ярославль, 1997. - 196 с.
75. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. - СПб: Питер, 2005. - 400 с.
76. Прихожан А.М., Гуткина Н.И. Особенности самосознания // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987.
77. Психологический словарь / под ред. Л.А. Карпенко, А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 2009. - 648 с.
78. Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. - СПб.: Питер, 2004.
79. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. Реана А.А. - М, 2000.
80. Психология подростка: Полное руководство для психологов, педагогов и родителей. / Под ред. А.А. Реана. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002
81. Рамси Н., Харкорт Д. Психология внешности. СПб.: Питер, 2009.
82. Реан A.A. Психология и педагогика. СПб., 2000. - 194 с.
83. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. - М.: Мир, 1994.
84. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: учеб.пособие / С.Л. Рубинштейн. - Питер: СПб, 2002. - 702 с.
85. Самосознание и защитные механизмы личности /Ред. Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2000. - 656 с.
86. Самосознание как объект психодиагностики // Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. - С.245.
87. Сафин В.Ф. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения // Вопросы психологии. - 1975. - № 3. - С. 62-72.
88. Семья Г.В. Основы социально-психологической защищенности выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. - М.: УРАО, 2001. - 142 с.
89. Сидорова Л.К. Организация и содержание работы с детьми- сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. - М, 2004 - 11 с. (методика)
90. Соколова Е.Т., Федотова Е.О. Апробация методики косвенного измерения системы самооценок (КИСС) // Вестник Моск. ун-та. Сер.14. Психология. - 1982. - № 3. - С.77-81.
91. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М., 1972.
92. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во МГУ, 1983. - 284
93. Философский энциклопедический словарь / под ред. А.А. Грицанова, Д.Д. Рунса. - М.: Академия, 2006. - 598 с.
94. Чепурных Е. Признание социального сиротства в России в современных условиях. - М., 2004. - С. 23-27
95. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. - М.: Наука, 1977. - 142 с.
96. Шибутани Т.Я - концепция и чувство собственного достоинства / Самосознание и защитные механизмы личности. - Самара, 2003
97. Шильштейн Е.С. Уровневая организация системы Я // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. - 1999. - № 2. - С. 34-45.
98. Шильштейн Е.С. Особенности презентации «Я» в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 2000. - №2. - С. 37-42.
99. Шульга Т.И. Смысложизненные ориентации выпускников интернатных учреждений // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». - 2010. - №1. - М.: Изд-во МГОУ. - С. 5-11.
100. Щипицина Л.П. Психология сиротства. - СПб., 2005. - 628 с.
101.Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков // Иэбр. психол. тр. М., 1989.
102. Энциклопедия психодиагностики. Диагностика детей под редакцией Д.Я. Райгородского, Бахрах-М, Самара, 2007