Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическое сопровождение созависимых членов дисфункциональной семьи

Работа №104731

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы52
Год сдачи2022
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
81
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Проблема психологического сопровождения созависимых членов дисфункциональной семьи
1.1 Изучение зависимости и зависимого поведения в
отечественной и зарубежной психологии 7
1.2 Созависимость как психологический феномен 10
1.3 Особенности психологического сопровождения
созависимых членов дисфункциональной семьи 16
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей
психологического сопровождения созависимых членов дисфункциональной семьи 23
2.1 Организация эксперимента и методы исследования 23
2.2 Выявление психологических особенностей у созависимых
членов дисфункциональной семьи 25
2.3 Программа психологического сопровождения созависимых
членов дисфункциональных семей 41
Заключение 48
Список используемой литературы 50

В настоящее время большое количество людей страдают от различных видов зависимости. Поведение зависимого лица не только оказывает существенное влияние на все сферы его жизни, но и приводит к трансформации его отношений с другими людьми, в том числе в семейной сфере. Члены семьи становятся созависимыми, что препятствует выздоровлению зависимого лица, поэтому проведение психологической работы с созависимыми не только улучшает качество их жизни, но и может способствовать выздоровлению зависимого лица.
В отечественной психологии исследованы только некоторые аспекты созависимости как психологического явления, что обусловливает актуальность изучения данного феномена, в частности особенностей взаимодействия в созависимой семье и психологических характеристик созависимых лиц. Особый интерес представляют исследования практической направленности, так как они позволяют разработать программу для специалистов, занимающихся психологическим сопровождением созависимых членов дисфункциональных семей.
Цель исследования - изучение особенностей психологического сопровождения созависимых членов дисфункциональной семьи.
Объект исследования - созависимость как психологический феномен.
Предмет - особенности психологического сопровождения созависимых членов дисфункциональной семьи.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что у созависимых женщин имеется ряд особенностей в развитии структуры личности, а именно низкие показатели по конструктивному блоку и высокие показатели по деструктивному и дефицитарному блокам , которые необходимо учитывать при разработке программы их психологического сопровождения.
Задачи исследования включают в себя следующее:
- проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
- выявить психологические особенности созависимых членов дисфункциональной семьи;
- разработать программу психологического сопровождения созависимых членов дисфункциональной семьи;
- проанализировать полученные результаты.
Теоретической базой послужили труды А. Адлера, Н.Г. Артемцевой, Т.В. Белых, Э. Берна, Л. Вюрмсера, Г.В. Гатальской, А.Ю. Егорова, Е.В. Езерской, Е.В. Загородниковой, И.О. Камаевой, Ц.П. Короленко, О.А. Короткевич, Л.В. Мардахаева, Н.Н. Мехтихановой, В.Д. Москаленко, Н.Г. Новак, Р.В. Овчаровой, Л.А. Пузырёвой, Н.В. Серединой, Б. Уайнхолда, Дж. Уайнхолд, В.Э. Франкла, Э. Фромма, И.В. Черныш, М.Н. Швецовой.
Методологическую основу исследования составляют такие методы, как анализ научных трудов по теме исследования, опрос респондентов, а также количественный и статистический анализ при обработке полученных результатов. Степень созависимости выявлялась с помощью Шкалы созависимости (Б. Уайнхолд, Дж. Уайнхолд), а центральные личностные функции изучались посредством применения клинической тестовой методики «Я-структурный тест Аммона», адаптированной сотрудниками НИПНИ им. В.М. Бехтерева.
Материалы для исследования были получены в ходе проведения опроса среди 20 женщин 30-55 лет, имеющих зависимых родственников и принимающих участие во встречах Воскресной школы Храма в честь Сорока мучеников Севастийских (г. Киров).
Новизна исследования заключается в том, что в рамках данной работы предпринимается попытка разработки программы психологического сопровождения созависимых членов дисфункциональной семьи с учётом их психологических особенностей.
Теоретическая значимость работы состоит в обобщении сведений о созависимости как психологическом явлении.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов при организации психологического сопровождения созависимых членов дисфункциональных семей в рамках реализации реабилитационных программ для зависимых лиц, а также при расширении знаний в сфере аддиктивной психологии при подготовке консультантов по вопросам зависимости и созависимости.
Работа прошла апробацию на научно-практической конференции «Студенческие Дни науки в ТГУ» (Тольятти, 5 апреля 2022 г.), в рамках которой был представлен доклад на тему «Психологические особенности созависимости у членов деструктивной семьи». Результаты исследования также отражены в статье «Созависимость как психологический феномен», опубликованной в научном журнале «Студенческий» [17].
Структура работы определена целью и задачами исследования. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы. Объём работы составляет 52 страницы. В первой главе предпринимается попытка определения психологических особенностей созависимых лиц на основании анализа трудов отечественных и зарубежных исследователей, посвящённых данной проблеме, и специфики их психологического сопровождения. Во второй главе выявляются психологические особенности созависимых лиц, с учётом которых разрабатывается программа психологического сопровождения созависимых членов дисфункциональной семьи. В заключении осуществляется обобщение результатов исследования, подводятся его итоги, определяются перспективные области для дальнейшего изучения особенностей психологического сопровождения созависимых лиц


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Если зависимость представляет собой болезненное пристрастие к определённому виду деятельности, то созависимость рассматривается как зависимость от зависимости другого лица. Созависимые отношения в семье оказывают воздействие как на взаимодействие внутри семьи, так и на взаимодействие семьи с окружающим миром. Нахождение в созависимых отношения в течение продолжительного времени оказывает на личность деструктивное влияние, определяя её психологические особенности: низкую самооценку, компульсивное желание контролировать жизнь других людей, желание спасать других, отрицание как наиболее часто используемую форму психологической защиты, отсутствие личных границ, отказ от личностного роста, недоверие к людям и окружающему миру, психологический инфантилизм, преобладание негативных эмоций, обнубиляцию чувств или полный отказ от них.
Психологическое сопровождение созависимых лиц является частью комплексной работы группы специалистов с дисфункциональными семьями, в которых имеются зависимые лица, и направлено на оказание содействия в осмысливании сущности имеющейся проблемы и определении способов её целесообразного преодоления.
При разработке программы психологического сопровождения созависимых членов дисфункциональных семей было проведено исследование 20 женщин 30-55 лет, имеющих зависимых родственников, на базе Воскресной школы Храма в честь Сорока мучеников Севастийских (г. Киров, ул. Рудницкого, д. 70а), что позволило выявить значимые психологические особенности созависимых лиц (эмоциональная интровертированность, недифференцированность восприятия и описания различающихся психических состояний, бедность эмоциональных переживаний, недостаточная способность к ведению конструктивной дискуссии, избегание конфронтации, неспособность установления новых контактов и доверительных отношений, неумение гибко регулировать межличностные отношения, неспособность обращаться за помощью и поддержкой в трудных жизненных ситуациях, зависимость от других людей, низкая самооценка, интолерантность к собственным и чужим слабостям, узкий круг интересов), на коррекцию которых направлена данная программа. Результаты осуществлённого анализа показывают статистически значимые низкие показатели по всем конструктивным шкалам, вследствие чего представляется обоснованным использование элементов личностно ориентированной реконструктивной психотерапии. Проблемы с идентификацией и проявлением эмоций и чувств делает целесообразным применение арт-терапии, а наличие нелогичных мыслей и убеждений, дисфункциональных стереотипов восприятия и мышления - элементов когнитивно-поведенческой терапии.
Перспективным представляется проведение исследования с целью определения эффективности применения разработанной программы для коррекции созависимых отношений.



1. Артемцева Н. Г. Феномен созависимости: психологический аспект. М.: МГУДТ, 2012. 222 с.
2. Баранок Н. В. Коррекция созависимости родственников как фактор стабилизации ремиссии больных опийной наркоманией: дис. ... канд. мед. наук: 14.01.27. СПб., 2013. 116 с.
3. Башкинова Н. В. Связь феноменов созависимости и аутоагрессии // Научный форум. Сибирь. 2017. Т. 3. № 1. С. 66-67.
4. Белых Т. В. Особенности психотерапии зависимостей. Саратов, 2018. 75 с.
5. Береза Ж. В. Исследование феномена созависимости в системе семейных взаимоотношений больных опийной наркоманией: дис. . канд. психол. наук: 19.00.04. СПб., 2019. 190 с.
6. Бурцева К. Н. Типы созависимости // Материалы международной
юбилейной конференции к 120-летию со дня рождения Б.М. Теплова «Б.М. Теплов и современное состояние дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии». М., 2017. Режим доступа:
https ://www.elibrary.ru/download/elibrary_32796447_44932076.pdf
7. Винников Л. И. Созависимость как психологический феномен // Достижения науки и образования. 2019. № 9-1. С. 40-41.
8. Гатальская Г. В., Короткевич О. А., Новак Н. Г. Практика
психологической помощи взрослым детям алкоголиков: направления, формы и методы. Режим доступа:
https://psy.su/mod_files/additions_1/fle_file_additions_1_3399.pdf
9. Гусев И. Ю. Психологические средства коррекции идентичности созависимой личности (на примере жен, имеющих мужей с алкогольными проблемами): дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01. Новосибирск, 2006. 231 с.
10. Егоров А. Ю. О типологии супружеского алкоголизма // Вестник клинической психологии. 2005. Т. 3. № 1. С. 51-56.
11. Езерская Е. В. Клинико-психологические аспекты созависимых отношений // Актуальные психолого-педагогические исследования. Магнитогорск: МГТУ, 2017. С. 32-34.
12. Загородникова Е. В. Особенности взаимодействия в созависимой семье // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2013. № 29. С. 19-24.
13. Зинченко О. П. Особенности психического развития младших сибсов в семьях наркотизирующихся подростков: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13. Калуга, 2004. 188 с.
14. Калашников И. Ж. Психологические особенности проявления созависимости в поведении родителей наркозависимых: дис. . канд. психол. наук: 19.00.07. Екатеринбург, 2002. 180 с.
15. Камаева И. О. Созависимая семья. Режим доступа:
https ://irinakamaeva.ru/blog/sozavisimaya-semya/
16. Короленко Ц. П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева. 1991. № 1. С. 8-15.
17. Кропачева К. И. Созависимость как психологический феномен //
Студенческий. 2022. № 13-3. С. 11-13.
18. Мазурова Л. В. Особенности психологической защиты и копинг- стратегий у женщин с алкогольной зависимостью и созависимостью: психокоррекционный аспект: дис. . канд. психол. наук: 19.00.04. Томск, 2009. 184 с.
19. Мардахаев Л. В. Социально-педагогическое сопровождение и поддержка человека в жизненной ситуации // Педагогическое образование и наука. 2010. № 6. С. 4-10.
20. Мехтиханова Н. Н. Психология зависимого поведения. Ярославль: ЯрГУ, 2005. 122 с.
21. Москаленко В. Д. Зависимость: семейная болезнь. М.: ПЕР СЭ, 2004.
336 с. Режим доступа: https://azbyka.ru/zdorovie/zavisimost-semejnaya-bolezn- valentina-moskalenko#n2
22. Назаров Е. А. Наркотическая зависимость и созависимость личности в семье: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.11. М., 2000. 203 с.
23. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. М., 2003. 319 с. Режим доступа: https://zdamsam.ru/b40571.html
24. Парамонова Ю. А. Современные взгляды на феномен созависимости // Девиантология. 2019. Т. 3. № 1. С. 12-17.
25. Пузырёва Л. А. Социально-психологические предпосылки созависимых отношений // Ярославский педагогический вестник. 2012. Т. 2. № 3. С. 246¬250.
26. Раклова Е. М. Психологические средства коррекции созависимых состояний личности (на примере жен, имеющих мужей с алкогольными проблемами): дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01. Новосибирск, 2006. 227 с.
27. Резвая Т. Н., Самсонов А. С., Куташова Л. А. Психологический анализ феномена созависимости // Центральный научный вестник. 2017. Т. 2. № 1. С. 26-34.
28. Середина Н. В., Черныш И. В. Психологические особенности зависимого поведения // Северо-Кавказский психологический вестник. 2008. Т. 6. № 3. С. 28-31.
29. Солнцева Н. В. Ценностно-смысловая организация картины мира личности выходцев из семей с алкогольной зависимостью: дис. . канд. психол. наук: 19.00.01. СПб., 2005. 198 с.
30. Уайнхолд Б., Уайнхолд Дж. Освобождение от созависимости. М.: Класс, 2002. 224 с.
31. Хайрутдинова А. Ф. Особенности взаимосвязи личности наркозависимых и их родителей: дис. . канд. психол. наук: 19.00.13, 19.00.04. Казань, 2006. 186 с.
32. Чистякова Н. М., Палашина А. В. Ранняя профилактика зависимых и созависимых членов семей (из опыта ГБУ ЦСПСиД «Гармония»). М., 2014. 37 с.
33. Швецова М. Н. Социально-психологическое сопровождение замещающей семьи. М.: МИГУ, 2013. 188 с.
34. Шкала созависимости (Б. Уайнхолд, Дж. Уайнхолд). - Режим доступа: https://safe-time.ru/test-na-sozavisimost/
35. Яковлева М. Б. Роль психокоррекционной работы с созависимыми в комплексной терапии и реабилитации наркозависимых: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.04. Томск, 2002. 169 с.
36. Я-структурный тест Аммона. - Режим доступа: https://psylab.info^- структурный_тест_Аммона.
37. Яцышин С. М. Проявление созависимости в ценностно-смысловой сфере матерей при наркотизации ребенка: дис. . канд. психол. наук: 19.00.01. СПб., 2003. 197 с.
38. Adler A. Narcotic abuse and alcoholism // The collected clinical works of Alfred Adler. Bellingham, 1932. Vol. 7. P. 50-65.
39. Berne E. Transactional analysis in psychotherapy. New York: Grove Press, 1961. 270 p.
40. Frankl V.E. Man’s search for meaning: an introduction to logotherapy. Beacon Press, 1969. 145 p.
41. Fromm E. The art of loving. Harper Row, 1956. 133 p.
42. Wurmser L. Flight from conscience: experiences with the psychoanalytic treatment of compulsive drug abusers. Part I: Dynamic sequences underlying compulsive drug use // Journal of the substance abuse treatment. 1987. Vol. 4. No. 3-4. P. 157-168.
43. Wurmser L. Psychoanalytic considerations of the etiology of compulsive drug use // Journal of the American Psychoanalytic Association. 1974. Vol. 22. No. 4. P. 820-843.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ