Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Приемы мнемотехники как средство совершенствования орфографических умений младших школьников

Работа №168657

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2018
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы использования мнемотехнических приемов при изучении орфографии в начальной школе
§1. Психолого-педагогическая характеристика формирования орфографического навыка младших школьников 6
§2. Принципы русской орфографии 14
§3. Основные направления изучения орфографии в начальной школе 20
§4. Мнемотехнические приемы как способ усвоения научного
материала 27
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 40
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по определению актуального уровня развития орфографических умений младщих школьников
§1. Актуальный уровень развития орфографических умений младших школьников 41
§2. Программа по совершенствованию орфографических умений на основе использования мнемотехнических приемов 49
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 69


Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой в соответствии с ФГОС, принадлежит изучению русского языка. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей. Проблема формирования орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Несмотря на многочисленные исследования, проводимые в методике орфографии, учить младших школьников правописанию достаточно сложно.
Связано это и со сложностью самой орфографической системы русского языка, и с тем, что некоторые правила орфографии сложно логически объяснить. И вот здесь на помощь приходят мнемотехнические приемы.
Использование приёмов мнемотехники на уроках русского языка позволяет обеспечить высокий уровень запоминания орфограмм в словах, написание которых не проверяется правилами. Изучаемая орфограмма превращается детьми в знакомый образ, связанный с лексическим значением слова. Мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей.
Данной теме посвящены работы Т.И. Брагиной, И.В. Андреевой, Л.В. Омельченко, М.Б. Успенского. Кроме того, такие исследователи, как В.В. Агафонов, А.Р. Лурия, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко и т.д. в своих исследованиях представили подробное описание мнемотехнических приемов, цели и значимость их использования.
Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане и делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминать любую точную информацию, которая традиционно считается не запоминаемой: сложные учебные тексты, содержащие большое количество терминологии и числовых сведений, орфографические правила...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Обучение в начальных классах имеет огромное значение. В этот период дети получают основные знания для дальнейшего обучения и всестороннего развития личности. Особую роль на данном этапе играет формирование орфографических навыков учащихся. Этому помогает использование в процессе обучения правописанию различного занимательного материала.
Нами была проанализирована психолого-педагогическая литература по теме исследования: характеристика формирования орфографического навыка младших школьников, принципы русской орфографии, основные направления изучения орфографии в начальной школе, мнемотехнические приемы как способ усвоения научного материала.
Использование мнемонических приемов является оправданным в тех случаях, когда материал требует запоминания, а не логических объяснений и умозаключений. Кроме того, использование его как вспомогательного приема на уроках создает атмосферу увлеченности, делает интересным самый трудный материал. Объяснение исторических процессов в языке или жизни общества, следствием которых является та или иная орфограмма, позволяет пробудить интерес к русскому языку.
Для того чтобы определить актуальный уровень развития орфографических умений учащихся 1-го класса, нами была составлена программа диагностики с использоваием таких орфограмм: «Непроверяемая безударная гласная в корне», «Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу», «Сочетания - чк, -чн», определены критерии оценивания.
После апробирования программы диагностики был дан анализ работ учащихся, который показал, что актуальный уровень орфографических умений учащихся 1 класса находится на среднем уровне.
С целью отработки орфографических умений был разработан комплекс упражнений с использованием мнемотехнических приемов: метод графических ассоциаций, составление этимологических словарей, мини-кроссворды, метод звуковых ассоциаций, сказки-ассоциации, работа с фразеологизмами, рифмовки, сказки-ассоциации, схематично-рисуночная мнемотехника.
На каждый тип мнемотехнического приема были составлены разные задания на орфограммы: Непроверяемая безударная гласная в корне, Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, Сочетания -чк, -чн. Задания были подобраны с учетом упражнений, предусмотренных школьной программой.



1. Аксенова М.Д. Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. - М., 2001. - 704 с.
2. Андреева И.В. Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом сопровождении учащихся начальной школы: автореф. дис. канд. пед. наук.). - СПб., 2004. - 24 с.
3. Анохина Т. М. Русский язык. 1- 4 классы: работа со словарными словами. Занимательные материалы. Вып. 2 - Волгоград: Учитель, 2007. - 269 с.
4. Бакулина Г.А. Влияние психологических факторов на формирование орфографического навыка: теория и практика вопроса // Начальная школа.
- 2013. - №6. - С. 37 - 42.
5. Бакулина Г.А. Русский язык: познавательно и увлекательно: Учеб. пос. для младших школьников (2 класс). - Киров, 2010. - 224 с.
6. Бакулина Г.А. Субъективизация как фактор развития устной и письменной речи младших школьников. - Киров, 2000. - 430 с.
7. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. - М., 1996. - 53 с.
8. Босалинис Ж.М. Приемы мнемотехники на уроках русского языка. - Санкт-Петербург, 2010. - 21 с.
9. Брагина Е.И. Использование мнемических приемов в словарно-орфографической работе в начальной школе (Из опыта работы) // Начальная школа. - 2008. - № 9. - С. 66 - 68.
10. Бунаков Н.И. Родной язык как предмет изучения в начальной школе с трехгодичным курсом. - М., 1953. - С. 50 - 51.
11. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русскийязык. Учебник для 2-го класса в 2-х ч. - Изд. 5-е, перераб. - М.: Баласс; Издательства Школьный дом, 2012. - 208с.
12. Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка // Избр. пед. соч. -М., 1992. - 512 с.
13. Гордеев Э.В., Дмитрюк М.В. Творческий подход к изучению слов с непроверяемым написанием // Начальная школа. - 2001. - №1. - С. 170 - 173.
14. Горецкий В.Г. Развиваем память и повышаем грамотность // Начальная школа. - 2007. - №5. - С. 156 - 161.
15. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты орфографии. - М., 1991. - 226 с...49


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ