Введение 3
1. Теоретические предпосылки применения инфографики в школе 6
1.1 .Понятие и сущность инфографики 6
1.2. История развития инфографики 10
1.3. Классификация и области применения инфографики 14
1.4. Теоретические основы применения инфографики и подходы работы с
инфографикой в образовательном процессе 17
1.5. Обзор источников и средства создания инфографики 19
Выводы по главе 1 23
2.Опытная работа по использованию инфографических материалов на уроке географии в 8 классе 24
2.1. Анализ материалов УМК для 8 класса по разделу "Внутренние
воды" 24
2.2. Использование инфографического материала в структуре
урока 27
2.3. Практические рекомендации для проведения урока с использованием
инфографики 36
Выводы по главе 2 39
Заключение 40
Список использованных источников 41
В настоящее время наглядное представление данных посредством иллюстраций и графики в целом считается актуальным, эффективным и выразительным для большинства источников информации. Это связывают с тем, что все больше людей ориентированы и легче воспринимают зрительные образы: изображения, схемы, коллажи, клипы, и в меньшей степени — текст. Стоит отметить, что в настоящее время информационные технологии начинают широко распространяться в образовательной среде, что придает актуальности вариативному использованию различных информационных средств наглядности и применению ИКТ на уроках.
Уже давно существует потребность в новых эффективных средствах обучения, которые бы оптимизировали процесс обучения в условиях избытка информации и недостатка времени на её анализ и усвоение. Одним из наиболее удобных инструментов для усвоения информации кроме учебника, а также для развития учебно-информационных умений является инфографика.
Цель нашего исследования - определить области использования инфографики и разработать методику применения инфографики на уроках географии в школе на примере 8 класса.
Объект исследования - виды инфографики, применимые в сфере образования.
Предмет исследования - технология применения инфографики на уроках географии в 8 классе
В своем исследовании мы исходим из гипотезы о том, что включение инфографики в образовательный процесс ведет к совершенствованию метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом общих требований Стандарта, развитию ассоциативного мышления и визуализации школьника, а так же интенсифицирует образовательный процесс в целом...
В результате исследования был проведен комплексный анализ рациональности использования инфографики в школе. Нами была изучена соответствующая литература и проанализированы различные определения слова «инфографика» с точки зрения различных авторов и ресурсов. Также было выработано рабочее определение, которое в дальнейшем использовалось в ходе работы. В ходе работы мы проанализировали возможные классификации инфографики, историю развития и области применения современных видов инфографики. Были проанализированы теоретические основы применения инфографики и были выявлены 2 основных подхода к работе с инфографикой в образовательном процессе. Был проведен обзор различных источников по созданию инфографики
На втором этапе работы, был проведен анализ УМК по географии для 8 класса, по результатам которого были определен дальнейший вектор развития нашей работы. Мы разобрали несколько фрагментов урока раздела «Моря и внутренние воды России» на предмет использование в ходе образовательного процесса собственного и заимствованного инфографического материала.
На заключительном этапе работы, мы разработали поэтапные практические рекомендации по использованию инфографики в рамках урока и составили психолого-социальный портрет современного ученика.
Использование инфографики в рамках образовательного процесса несет мощный потенциал для развития визуального и ассоциативного мышления учащихся, активизации когнитивных процессов, а также имеет большое значения удержания внимания во время урока, так как является интересным для современной молодежи. Возможность самостоятельно составлять инфографику для учащихся, по нашему мнению, увеличивает интерес к предмету география и ведет к формированию универсальных учебных действий, которые, согласно ФГОС, являются ключевыми результатами всей образовательной деятельности.
1. Ахатова Р. Ю. Возможности применения инфографики в процессе обучения // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 133-135. — URL https://moluch.ru/archive/115/30184/ (дата обращения: 07.04.2019).
2. Бекузарова Н.В., Ермолович Е.В., Ткачева А.В. Аналитический обзор сервисов инфографики. Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования» [Электронный ресурс] URL: https://science- education.ru (дата обращения: 07.04.2019).
3. Видеоинфографика. [Электронный ресурс] URL:
https://videoinfographica.com/infographic-services/ (дата обращения: 11.03.2019)
4. География. Физическая география России. 8 класс. Учебник. Автор- составитель Домогацких Е.М. М.: Русское слово.
5. Дидактор - педагогическая практика. Принципы Эдварда Тафти: образовательный аспект. [Электронный ресурс]иКБ: http://didaktor.ш/principy-edvarda-tafti-obrazovatelnyj-aspekt/(дата обращения: 19.04.2019).
6. Ермолаева Ж. Е., Герасимова И. Н., Лапухова О. В. Инфографика как способ визуализации учебной информации // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь).
7. Заславская Н.А. Инфографика в резюме образовательной организации как
прием эффективного использования маркетинговых коммуникаций [Текст] / Н.А. Заславская // Отечественное образование: современное состояние и перспективы развития : сборник научных статей: [седьмые Всероссийские Шамов-ские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами] / под ред. С. Г. Воровщикова, О. А. Шкляровой. - М.: Московский педагогический государственный
университет. -2015. - С. 476-577.
8. Земляникин, П. Н. Инфографика в визуальном представлении информации в образовательном процессе [Текст] / П. Н. Земляникин // Непрерывное профессиональное образование: теория и практика : материалы УП Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов. - Новосибирск : Сибирская академия финансов и банковского дела, 2017. - С. 402-405.
9. Золотухин С.А. Инфографика как информационный пакет. Инфографика в образовании. [Электронный ресурс] URL http://mic.org.ru/phocadownload/25- zolotuhin.pdf (дата обращения: 19.04.2019).
10. Иванов Д. А., Митрофанов К. Г., Соколова О. В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. — М.: АПК и ПРО, 2003.
11. Игнатенко М.С. Инфографика как образовательная технология - вклад в психологическую науку [Текст] / М. С. Игнатенко, А. П. Стрельцова, М.М. Семенова // Актуальные проблемы человека в инновационных условиях современного образования и науки : сборник научных статей. - СПб. : Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2017. - С. 19-29.
12. Инфографика: когда проще нарисовать![Электронный ресурс]иКЪ: https://pllsll.com/blog/31(дата обращения: 11.03.2019)
13. Инфографика.ру. [Электронный ресурс] URL https://infografics.ru/all/chto- takoe-infografika/ (дата обращения: 11.03.2019)
14. Как отличить инфографику от мазни на заборе. [Электронный ресурс]иКЪ: https: //spark.ru/startup/adn-digital-studio/blog/28013/kak-otlichit-horo shuyu- infografiku-ot-mazni-na-zabore(дата обращения: 19.04.2019).
15. Каледина Н.Б. Использование инфографики при изучении дисциплины «Полиграфика» [Текст] / Н. Б. Каледина // Высшее техническое образование. -2017. - Т. 1. - № 1. - С. 52-58...34