Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


НОВООБРАЗОВАНИЯ В ТЕКСТАХ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Работа №168526

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы102
Год сдачи2018
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. АКТИВНЫЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В
СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ 7
1.1. Классификация способов словообразования В. В. Виноградова 8
1.2. Современная классификация способов словообразования 11
1.2.1. Аффиксальные способы словообразования 11
1.2.2. Безаффиксные способы словообразования 14
1.2.3. Смешанные способы словообразования 17
1.3. Узуальное и неузуальное словообразование 20
1.4. Типология новообразований в современной лингвистике 23
1.5. Тенденции развития современной деривационной системы 30
1.6. Выводы по I главе 33
ГЛАВА II. НОВООБРАЗОВАНИЯ В СМИ КАК ОТРАЖЕНИЕ АКТИВНЫХ
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В СОВРЕМЕННОМ
РУССКОМ ЯЗЫКЕ 35
2.1. Ключевые слова текущего момента как фактор производности 36
2.2. Характеристика материала для исследования в магистерской
диссертации 45
2.3. Способы словопроизводства новообразований в текстах СМИ 47
2.3.1. Аффиксальные способы 47
2.3.2. Безаффиксные способы 59
2.3.3. Смешанные способы 62
2.3.4. Окказиональные способы 65
2.3.5. Производящая база новообразований в текстах СМИ 71
2.4. Восприятие новообразований рядовыми носителями языка (результаты
анкетирования) 74
2.5. Практическое применение результатов исследования 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
Список литературы
Приложение А


Актуальность исследования. Магистерская диссертация посвящена изучению новообразований в текстах современных средств массовой информации. Эта сфера функционирования языка наиболее активно и динамично развивается, поэтому необходимо регулярно отмечать и анализировать новые явления, которые могут свидетельствовать о тенденциях развития современного русского языка.
Активные словообразовательные процессы всегда интересовали лингвистов, так как именно в специфике неологизмов и в словотворчестве проявляются внутренние возможности словообразовательной системы языка. Сам же русский язык содержит огромный потенциал для образования новых лексических единиц.
Словообразование и словотворчество в современном русском языке активизировались еще в конце XX в., но этот процесс продолжается до сих пор. Одним из главных источников, фиксирующих новообразования, становятся СМИ, где новые лексические единицы призваны выполнять определенные функции. Изучение активных деривационных процессов на базе текстов средств массовой коммуникации помогает установить тенденции развития словообразовательной системы русского языка. Более того, употребление неологизмов в СМИ всегда обусловлено соответствующим социальным заказом.
Таким образом, изучение новообразований в языке СМИ позволяет понять, какого типа лексика в настоящее время наиболее востребована. Благодаря анализу новообразований в средствах массовой информации можно выявить активные словообразовательные процессы, происходящие в языке, и проследить тенденции развития узуса в целом. Этим и определяется актуальность выбранной темы исследования.
Теоретической базой исследования послужили работы Н.С. Валгиной, Е.А. Земской, В.Г. Костомарова, И.С. Улуханова и других ученых, посвященные изучению активных процессов в современном русском словообразовании последних десятилетий.
Объект исследования — язык средств массовой информации.
Предмет исследования - новообразования в текстах СМИ в период с 2014 года по настоящее время.
Цель исследования - выявление новообразований и определение активных словообразовательных средств в языке современных СМИ.
Задачи исследования:
• проанализировать научные источники и обобщить данные предыдущих исследований изучения новообразований в текстах СМИ;
• определить основные рабочие понятия;
• собрать и проанализировать материал для исследования;
• выявить наиболее продуктивные способы и модели современного словообразования;
• разработать учебный курс внеурочной деятельности для основной школы «Тайны словообразования».
Материал для исследования: тексты сетевых изданий «Русский репортер», «Новая газета», «Московский Комсомолец», «Аргументы и Факты», «Комсомольская правда» в период с 2014 года по настоящее время; всего отобрано 70 слов-новообразований.
Методы и приемы исследования: анализ научной литературы, описательный и сопоставительный методы, анкетирование, метод случайной выборки.
Новизна исследования. Тема на сегодняшний день изучена недостаточно; в магистерской диссертации предпринята попытка анализа и классификации новообразований в текстах современных СМИ.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использовать материал и результаты исследования при изучении раздела «Словообразование» в образовательных организациях, а также в лексикографической практике - при составлении словообразовательных словарей новых лексических единиц.
Апробация. Материалы исследования были представлены на международной научно-практической конференции «Динамические процессы в языке и языковой картине мира» в октябре 2018 года в рамках Международного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития».
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


«Любой язык в полном своем объеме содержит все, - писал в середине XIX века Вильгельм Гумбольдт, - и как невозможно исчерпать содержание мышления во всей бесконечности его связей, так неисчерпаемо множество значений и связей в языке» [Гумбольдт 1984: 82]. Изучение живого,
развивающегося языка и отдельных языковых уровней всегда представляет интерес для его исследователя.
Изменения в общественно-политической и культурной жизни последних десятилетий существенно повлияло на лексический строй языка. Появление новых понятий обусловило приток новых слов в русский язык. Они пополнили самые различные тематические группы лексики. Новообразования - неотъемлемая часть публицистических текстов, основным назначением которых является реализация информационной функции и функции эмоционального воздействия на читателя.
Методом случайной выборки из текстов сетевых изданий «Русский репортер», «Новая газета», «Московский Комсомолец», «Аргументы и Факты», «Комсомольская правда» в период с 2014 года по настоящее время было отобрано 70 слов-новообразований, среди которых выделены неологизмы, потенциальные слова и окказионализмы. Определяющими признаками, согласно типологии новообразований Н.С. Валгиной, послужили: для неологизмов - «приобретают характеристику общественно узаконенных номинаций и, появившись в определенный период, постоянно воспроизводятся и принимаются языковой традицией» [Валгина 2003: 137]; для потенциальных слов - «готовая модель для осуществления этой потенции уже существовала в языке» [Там же: 137-138]; для окказионализмов - 1) «индивидуальные авторские образования, существующие лишь в том контексте, в котором они появились...», 2) «даже потенциально в языке не присутствуют, системной, языковой и общественной потребности в них нет»
[Валгина 2003: 138]. Все слова для анализа были проверены по
Национальному корпусу русского языка, ряд слов — по системе Интегрум и проанализированы в соответствии с целью и задачами нашего исследования.
В результате проведенного анализа новообразований выявлены следующие активные словообразовательные процессы.
Большая продуктивность аффиксальных способов в сравнении с безаффиксными и смешанными. Высокая активность в образовании существительных-наименований лиц (агентивных существительных) за счет суффиксов -ец-, -ник-, -ер-: ДНРовец, лоукостер, ипотечник. Появление значительного количества феминитивов с суффиксами ш(а): блогерша, лайфхакерша. Расширение класса абстрактных или отвлеченных существительных за счет неологизмов с суффиксами -ациф (- изаций-), -щин-: украинизация, трамповщина. Расширение разряда относительных
прилагательных за счет новообразований с суффиксами -ов-: фейковый, майнинговый. Высокая продуктивность суффикса -и- в образовании глаголов: хайпить, постить. Более высокая активность иноязычных префиксоидов в сравнении с исконными: антимайдан, евроинтеграция, псевдохалифат. Высокая продуктивность новообразований на базе заимствованных основ путем прибавления русскоязычных аффиксов: твитнуть, хайпануть.
Установка на экономию языковых средств и усилий и, как следствие, высокая продуктивность способов, выполняющих компрессивную функцию: аббревиации (СБУ, ЛНР), универбации (болотник, санкционка), слово- и основосложения (блогосфера, софт-компания).
Активизация контаминации и переход этого способа из окказиональной группы в узуальную: убеженец, укроп.
Установка на экспрессивность и оценочность неологизмов, следовательно, активизация аффиксов, имеющих экспрессивную оценку и разговорную стилистическую принадлежность: никудаблин,
турецкопойманные, домогант, Южнокорейщина.
Использование носителями языка готовых продуктивных узуальных способов и моделей для образования новых слов.
Производящей базой для большинства проанализированных в магистерской диссертации новообразований явились ключевые слова, характеризующие состояние нашего общества в политической и социальной сферах конца ХХ - первых десятилетий XXI века: майдан, Крым, санкции, Болотная площадь, безвизовый режим, правый сектор, ипотека и др., имена собственные - фамилии государственных деятелей: Путин, Трамп, Порошенко; - названия государств и государственных образований: Украина, Дагестан, Южная Корея, ДНР, ЛНР; - заимствованные слова, характеризующие современные социальные отношения: краудфандинг, лоукост, майнинг, софт, пиар и др.; - слова, заимствованные СМИ из сети Интернет: блог, пост, лайк, твит, хайп и др.
..


1. Аверьянова А.Д. Как рождаются слова / М.: Наука, 1979. - 71 с.
2. Брагина А.А. Неологизмы в русском языке. М.: Наука, 1973. - 224 с.
3. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. М.: Логос, 2003. - 304 с.
4. Виноградов В.В. Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии // Исследования по русской грамматике. М.: Наука, 1975. - 371 с.
5. Волков С.С., Селько Е.В. Неологизмы и внутренние стимулы языкового развития // Новые слова и словари новых слов. Л.: Наука, 1983. - С.101-120.
6. Володина М. Н. Язык средств массовой информации. - М.:
Академический Проект; Альма Матер, 2008. - 760 с.
7. Володина М. Н. Язык и дискурс средств массовой информации в XXI веке. - М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008. - 332 с.
8. Воронина Н.И. Существительные на -ация в современном русском языке: реальность и прогнозы // РЯШ. 1993. №1. - С. 50-53.
9. Воротников Ю.Л. Слово и время. М: Наука, 2003. - 142 с.
10. Головин Б.Н. Введение в языкознание М.: Высшая школа, 1983. — 312 с.
11. Гревцева Т.А. Структурно-семантическая организация
словообразовательных гнезд с исходным морфологически несклоняемым существительным в современном русском языке: на материале иноязычной лексики: дис. ... канд. филол. наук. Липецк, 2004. - 292 с.
12. Гумбольдт Вильгельм фон. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984. - 400 с.
13. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. СПб., -
1999. - Т 3. - С . 290
14. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ. М.: 2008. — 203 с.
15. Журавлев А.Ф. Технические возможности русского языка в области предметной номинации // Способы номинации в современном русском языке. М.: Наука, 1982. - 294 с.
16. Земская Е.А. Активные процессы современного словопроизводства // Русский язык конца XX столетия. М.: Наука, 2004. - 220 с.
17. Земская Е.А. Как делаются слова. М.: Наука, 1963. - 93 с.
... всего 80 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ