ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ НАСТАВНИКА НА ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ 12
1.1. Подходы к пониманию наставничества 12
1.2. Особенности и возможности психологического сопровождения
наставника на производственном предприятии 33
1.3. Предпроектное исследование психологического сопровождения
наставника на производственном предприятии 35
Выводы по главе 1 45
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ НАСТАВНИКА НА ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ 47
2.1. Паспорт проекта 47
2.2. Содержание проекта 48
2.3. Предварительные результаты апробации проекта (пилотажное исследование) 56
Выводы по главе 2 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
Актуальность темы исследования обусловлена развитием четвертой промышленной революции в мире, это связано не только с интенсивными техническими и технологическими изменениями, но и со сложными процессами, происходящими в обществе, оказывающими влияние на взаимоотношения между людьми вообще, и на эффективность делового взаимодействия в организации различных категорий сотрудников, в частности.
Важнейшим конкурентным преимуществом компании является максимально полное использование трудовых возможностей работников, в первую очередь, молодёжи, являющейся основным носителем инновационного потенциала организации. Производственная подготовка молодых специалистов в период активной адаптации включает систему её эффективного обеспечения, к которой относится и наставничество.
Основная цель развития института наставничества - это повышение производительности труда работника современной организации и укрепление организационной культуры.
Наставничество - явление не новое, оно постепенно видоизменялось в контексте исторических событий. C середины 20 века наставничество сопровождало непрерывные совершенствования организации труда, что позволяло воспитывать у молодежи чувство патриотизма, которое выступало движущим стимулом при овладении приемами новаторов и изобретателей. В 80-е и 90-е годы 20 века происходило быстрое освоение технических новшеств и новых специальностей. Появилась необходимость переучивать работников, в связи, с чем наставничество стало очень актуальным. Но в дальнейшем, в связи с упадком производства, потребность в обучении рабочих кадров резко сократилась. Конец 90-х - начало двухтысячных годов характеризуется периодом устойчивого развития современных моделей внутрифирменного профессионального обучения.
O роли наставника в адаптации новых сотрудников, повышении их квалификации, о значении наставничества для развития организации ведутся дискуссии на форумах, конференциях, семинарах. Наставничество осуществляется в организациях разных типов, но для нас особый интерес представляет наставничество на производственном предприятии. Это понятие долгое время отсутствовало в корпоративной культуре крупных предприятий и воспринималось негативно, как пережиток постсоветского государства. Со временем ситуация изменилась и появилась необходимость возрождения этого направлений.
Современная корпоративная подготовка производственных специалистов представляет собой процесс совершенствования знаний, умений и компетенций персонала по специализированным образовательным программам, которые направлены на удовлетворение интересов предприятий в компетентных кадрах для накопления интеллектуального, инновационного капитала в целях обеспечения конкурентоспособности данных специалистов и конкурентоспособности предприятия в целом. Это в свою очередь требует подготовки наставников внутри фирмы, направленной на приобретение мета профессиональных и полупрофессиональных компетенций, позволяющих субъекту профессиональной деятельности сознательно и ответственно управлять своим профессиональным развитием, а также быть способным решать задачи внутрифирменного обучения молодых специалистов с учетом специфики и культурных ориентиров конкретного предприятия.
B современных условиях повышенной конкуренции, компании осознают важность наставничества, как многофакторного процесса, связанного не только с обучением сотрудников для их дальнейшей адаптации и эффективной работы, но и вкладывают культурологический, ценностный смысл в деятельность наставника. При этом остается открытым вопрос какими качествами должен обладать «эталонный» наставник, на каких из этих качеств должна выстраиваться его деятельность, с точки зрения вовлечения в наставничество работников, и какие функции наставников становятся основными и важными для предприятия. Таким образом, выраженная объективная необходимость системного исследования и комплексного решения теоретических, методологических и прикладных аспектов формирования концепции наставника, в котором вовлеченность является основным качеством наставника, и определила актуальность нашего исследования.
Вовлеченность персонала организации в процесс наставничества за последние годы стала все более значимым показателем деятельности предприятия. Но и успешного наставника трудно себе представить без высокой вовлеченности в процесс, именно от вовлеченности наставников в итоге будет зависеть вовлеченность его подопечных, образ наставника, его психологические качества и особенности, его влияние - это еще один важный вопрос в контексте вовлеченности сотрудников. Предметом теории вовлеченности сотрудников становится поиск управленческих решений, при которых компания может достигнуть намеченных стратегических и финансовых целей и, при этом, создать особый климат для своих сотрудников, при котором все они будут заинтересованы в максимальной отдаче [1].
В настоящее время исследователи и руководители предприятий активно используют различные инструменты диагностики вовлеченности персонала, как части корпоративной культуры для решения управленческих задач разного уровня. Возрастает значение управления вовлеченностью персонала в организации. В условиях жесткой конкуренции появляется потребность в сотрудниках, которые быстро реагируют на изменения, неформально относятся к работе, эффективно справляются с поставленными задачами. Иными словами, организации нуждаются в вовлеченных сотрудниках, которые заинтересованы.
Существующие инструменты работы с вовлеченностью сотрудников, в большинстве своем, ограничиваются исследованием уровня вовлеченности и проведением последующих тренингов или семинаров с сотрудниками компании, в попытках повлиять на удовлетворенность сотрудников аспектами рабочей среды и, как следствие, на вовлеченность персонала. Однако, как показывает практика, эффективная работа с вовлеченностью начинается не с рядовых сотрудников, а с формирования на предприятии культуры наставничества и отдельной ценности - вовлеченности. Формирование ценностно-смысловых составляющих корпоративной культуры - это то, с чего следует начинать в работе по формированию системы наставничества. Деятельность наставников, их функции и задачи должны быть четко вписаны в канву корпоративной культуры, и активно поддерживаться руководителями на всех уровнях предприятия. В данном случае, руководителям важно прийти к пониманию, какие действия и мероприятия необходимы для того, чтобы изменить текущую ситуацию в лучшую сторону и определить набор инструментов, которые будут использованы для достижения поставленных целей [3].
Несмотря на множество теорий и подходов к развитию системы наставничества, следует отметить, что большинство из них направлены на поддержание бизнес-процессов в компании (адаптация, обучение, текучесть кадров и т.д.), но при этом недостаточное внимание уделяется личности самого наставника, как части корпоративной культуры. Развитие личности наставника в контексте развития наставничества на предприятии становится важной направлением. Поэтому одним из инструментов развития наставничества является комплексное психологическое сопровождение наставника, которое в дальнейшем должно стать основой для разработки плана мероприятий по повышению вовлеченности в наставничество. Для решения данной задачи необходимо изучать психологическое состояние наставников, их представления об организации и о самом себе, представлений об их собственной роли в достижении общих стратегических целей предприятия, о возможности самореализации и саморазвития.
Несмотря на востребованность наставничества, выявлены два аспекта проблемы исследования: с одной стороны, вовлеченность - феномен, который существует в контексте корпоративной культуры организации, с другой стороны, наставничество - это элемент корпоративной культуры и не вовлечённый наставник не может полноценно и эффективно работать в направлении передачи культуры организации молодым сотрудникам. В данном контексте логичным представляется рассмотрение этих двух феноменов в едином.
Таким образом, в современных условиях существует выраженная объективная необходимость системного исследования и комплексного решения теоретических, методологических и прикладных аспектов формирования концепции психологического сопровождения наставника организации.
B этой связи ключевым является вопрос в разработке методологического и методического инструментария для повышения вовлеченности персонала и формирования адекватной целям и задачам предприятия концепции наставничества, что в итоге и определило выбор темы исследования, его цель и задачи, имеющие важное теоретическое и практическое значение.
Степень научной разработанности проблемы связана с актуальностью проблемы и высоким интересом у исследователей к множеству подходов и методов изучения наставничества. Но отсутствие единого подхода требует изучения новых эффективных моделей наставничества. Так, например, в современной научной литературе представлено множество моделей, в основе которых находятся разные варианты взаимоотношения наставника и подопечного (традиционное наставничество, партнерское наставничество, групповое наставничество, супервизия, флеш наставничество и т.д.). Оценка эффективности таких моделей чаще всего производится согласно теории Дональда Кирпатрика, по оценке результативности четырех уровней обучения: оценка эмоциональной удовлетворенности, оценка полученных знаний, оценка изменения поведения и оценка изменений бизнес показателей. Следует отметить, что не в одной из привычных моделей не делается акцента на вовлеченность, как важное качество наставника. Все исследования вовлеченности рассматриваются либо как обособленный процесс, либо как «побочный» процесс наставничества, но не в контексте психологической составляющей личности наставника.
Изучением теоретико-методологических основ вовлеченности и наставничества и выявлением их психологической и социально- психологической сущности занимались такие ученые как Г.М. Андреева, A.A. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, A.B. Петровский, А.К. Маркова, Е.П. Ильин, Ю.М. Забродин, C.B. Шекшня, Ю.П. Зинченко, Р.Л. Кричевский, В.А. Спивак, Ю.Г. Одегов.
Исследованием феномена наставничества в России занимались С.Г. Вершловский, В.Ю. Кричевский, а также зарубежные исследователи, такие как Д. Меггинсон, Д. Клаттербак, Г. Льюис.
Объект исследования: наставничество на производственном предприятии.
Предмет исследования: психологическое сопровождение наставника на производственном предприятии.
Цель исследования: разработать и апробировать программу психологического сопровождения наставника на производственном предприятии.
Основная гипотеза исследования заключается в том, что наставник в рамках своей деятельности влияет на формирование интереса к профессиональной деятельности молодого сотрудника, транслирует ценности этой деятельности и свое отношение к ней, вовлекает в корпоративную культуру. При этом сам наставник должен быть вовлечен в деятельность, иметь достаточную мотивацию и способности не только к передаче опыта, но и смысла деятельности на предприятии, особенностей корпоративной культуры. Такое понимание роли наставника может быть рассмотрено в контексте концепции вовлеченности и требует организованного, системного его психологического сопровождения.
Проектная идея основывается на следующих положениях:
- психологическое сопровождение наставника на производственном предприятии имеет целью психологическую подготовку наставника к трансляции ценностей и корпоративной культуры организации, развитие наставничества;
- содержание психологического сопровождения определяются через понятие вовлеченности и предполагают работу в рамках модели «хочу - могу - делаю»): развитие мотивации к наставничеству (зона «хочу»), развитие навыков обучения других (зона «могу»), формирование развивающей среды для наставничества (зона «делаю»).
Реализация поставленной цели предполагала решение следующих теоретических и эмпирических задач.
1. Провести теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования.
2. Выявить актуальную ситуацию на предприятии: особенности видения роли наставника, целей его деятельности на предприятии, значимых личностных качеств и ценностных ориентиров. Определить уровень вовлеченности наставника в деятельность.
3. Разработать программу психологического сопровождения наставника в рамках проекта «Я - наставник».
4. Проанализировать предварительные результаты исследования.
5. Представление содержательной характеристики и алгоритма повышения уровня вовлеченности в проект «Я - наставник».
Экспериментальная база и выборка исследования определена участием работников горнодобывающего подразделения в количестве 60 человек.
Теоретико-методологическую основу данного диссертационного исследования составили:
- системный подход к рассмотрению организации, как единства индивидуального, группового и организационного уровней поведения и теории управления;
- субъектно-деятельностный подход к пониманию роли наставника на предприятии, его функций и особенностей мотивации;
- отечественные и зарубежные концепции наставничества в организации для определения закономерностей и противоречий;
- концепция вовлеченности персонала Aon Hewitt (говорит - остается - стремится) включающая в себя организационные факторы, влияние вовлеченности на результаты бизнеса, а также факторы, непосредственно влияющие на вовлеченность сотрудников;
В диссертационном исследовании использовались следующие методы:
- теоретические: анализ литературы, подходов к психологическому сопровождению наставничества;
- эмпирические: тестирование, анкетирование, анализ документов;
- методы качественной и количественной обработки данных.
Методики исследования использовались следующие:
- методика диагностики наставничества;
- методика диагностики ценностных ориентаций Е.Б. Фанталовой;
- методика диагностики мотивационной структуры В.Э. Мильмана;
- методика по теории социального обмена Дж. Хоманса;
- методика определения способов мышления Н.В. Самоукиной;
- методика диагностики стилей руководства А.Л. Журавлева и др.
Достоверность полученных результатов обеспечивается адекватной методологией исследования, адекватностью используемых методов целям, гипотезе и задачам данного исследования, а также сочетанием количественных и качественных методов анализа.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в модификации анкет, адаптированных под исследуемые процессы на предприятии, куда входят вопросы на выявление специфики профессиональной деятельности наставников, а также варианты опросников, изучающих взаимосвязь вовлеченности и наставничества.
Выявлены особенности представлений о роли наставника, его значимых качествах, определены и исследованы социально -психологические качества личности наставников, определяющие эффективность их деятельности в рамках производственного предприятия. Разработана программа психологического сопровождения наставника на производственном предприятии в контексте концепции вовлеченности.
Aдaптировaнныe aнкeты и опросники, представляющие практическую значимость исследования, могут быть использованы в оценке вовлеченности персонала, которая проводиться ежегодно, анонимно, и позволяет определить основные дефициты в функционировании корпоративной культуры и коммуникации.
Разработанный научно-методический акцент, позволяющий осуществлять психологический анализ профессиональной деятельности наставников, может быть использован при подготовке кандидатов в наставники, а также в подготовке планов индивидуального развития наставников.
Разработанная пpoгpaммa, направленная на повышение уровня вовлеченности персонала, может быть использована при анализе производственно-экономических показателей в системе управления персоналом.
Апробация работы и внедрение результатов исследования:
— результаты анкетирования и опросов, полученные в ходе диссертационного исследования, были представлены наставникам горнодобывающего подразделения в рамках регулярных встреч по итогам работы наставников;
— основные идеи и результаты исследования обозначены на всероссийской конференции «Власть, бизнес, образование: эффективное партнерство» (г. Красноярск, 2019 г.).
Структура диссертации обусловлена логикой исследования, его целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Результаты исследования показали обоснованность проектной идеи о том, что развитие наставничества на предприятии будет эффективно при разработке комплекса мероприятий, направленных на повышения уровня вовлеченности персонала. Психологической основой эффективной деятельности наставника является специфические профессионально важные качества, развитие которых легло в основу программы психологического сопровождения.
Процесс развития профессионализма наставников необходимо рассматривать в системе, а именно в связи с развитием личных качеств и обеспечением условий для формирования благоприятной среды для развития - корпоративной культуры. Концептуально развитие наставника представляет собой процесс и результат системных преобразований развивающейся личности, включающий изменение следующих подсистем: профессионализма деятельности (развитие профессиональной компетентности, профессиональных навыков и умений); профессионализма личности (развитие способностей, профессионально¬важных и личностно деловых качеств, рефлексивной культуры, творческого и инновационного потенциала, мотивации, вовлеченности).
На современном этапе развитие ценностно-смысловых составляющих в деятельности наставника становится по-настоящему психологическим инструментом, позволяющим познать сущность наставника как субъекта труда, изучит динамику его становления развития, формирования, саморегуляции в конкретной профессиональной деятельности, вырабатывать средства и способы для его коррекции, регуляции и реабилитации, т.е. разработать полноценную программу психологического сопровождения наставников.
Изучение особенностей личности наставника выявило профессионально важные качества, входящие как в мотивационную, так и в операциональную сферы их личности и позволило установить прямую взаимосвязь между наставничеством и вовлеченностью.
Программа разработанного психологического сопровождения наставников способствует получению позитивных сдвигов в осознании наставником требований к качествам своей личности. Обучение по предлагаемой нами программе помогает получить следующие позитивные психологические приращения:
- осознают социальную значимость своей профессиональной деятельности;
- демонстрируют высокую вовлеченность в свою работу;
- имеют устойчивое положительное эмоциональное отношение к результату своей деятельности;
- гибко владеют технологиями наставничества;
- имеют устойчивую мотивацию на саморазвитие и самосовершенствование в профессиональной деятельности;
- принимают ценности Компании и транслируют их персоналу.
Необходимо активно привлекать наставников к участию в образовательных проектах, совещаниях, программах обучения и повышения квалификации для развития потенциала нового поколения сотрудников, формированию интереса к профессии и Компании, неотъемлемой частью которой становится корпоративные ценности и культура.
1. Анцупов А.Я. Российская конфликтология / Анцупов А.Я. М.: Изд-во «Юнити-ДАНА», 2014. С. 23-29.
2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология / Анцупов А.Я., Шипилов А.И. М.: Изд-во «Юнити», 2000. С. 33-49.
3. Асалиев А.М. Экономика и управление человеческими ресурсами: учебное пособие / Москва: Инфра-М. 2015. С. 140-143.
4. Арнаутов В.В. Теория и практика становления учебно-научно-инновационного комплекса как региональной системы непрерывного педагогического образования: Дисс. д-ра пед. наук / Арнаутов В.В. Волгоград, 2002. 326 с.
5. Артемьева Е.Ю. Психосемантические методы описания профессий / Артемьева Е.Ю., Вяткин Ю.Г. // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 127-133.
6. Асмолов А.Г. Деятельность и установка / Асмолов А.Г. М.: Изд-во «Педагогика», 2001. С. 56-58.
7. Асмолов А.Г. Психология личности / Асмолов А.Г. М.: Изд-во «Просвещение», 2005. 367 с.
8. Асмолов А.Г. Специфика личностного выбора / Асмолов А.Г. М.: Изд-во «Смысл», 2008. С. 391-395.
9. Белогруд И.Н. Тенденции развития управления персоналом на современном этапе / Актуальные проблемы социальной и экономической психологии: методология, теория, практика. Сборник научных статей. Москва, 2017. С. 3-16.
10. Данакин Н.С. Человеческий капитал организации: диагностика и управление / Данакин Н.С. Белгород: Изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова, 2012. 253 с.
11. Деркач A.A. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека / Деркач A.A. / Кн. 1-5. Кн.5: Акмеологические технологии диагностики и актуализации личностно-профессионального роста. М., 2005. 111 с.
12. Деркач A.A., Зазыкин В.Г. Профессионализм деятельности в особых и экстермальных условиях (психолого-акмеологические основы) / Деркач A.A., Зазыкин В.Г. М., 2008. 178 с.
13. Деркач A.A., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионала / Деркач A.A, Зазыкин В.Г. М., 2000. 36 с.
14. Деркач A.A., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма / Деркач A.A., Кузьмина Н.В. М., 2003. 71 с.
15. Деркач A.A., Ситников А.П. Формирование и развитие
профессионального мастерства руководящих кадров: социально -
психологический тренинг и прикладные психотехнологии / Деркач A.A., Ситников А.П. М.: Изд-во «Луч», 2007. 65 с.
16. Джиоева Ф.А. Система наставничества как инновационный вектор развития экономики труда // Сборник статей по материалам круглого стола «Российский рынок труда глазами молодых учёных» 13 октября 2012 года. VII Фестиваль науки МГУ имени М.В. Ломоносова. Москва. 2013. C. 258-268.
17. Дрозд М.С. Опыт спецификации областей применения фокус- групп // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2015. № 3. С. 11-17.
18. Егоршин А.П., Зайцев А.К. Организация труда персонала: Учебник. М.: ИНФРА-М. 2012. 320 с.
19. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение / Емельянов Ю.Н. Л.: Изд-во «Питер», 2015. 124 с.
20. Ерёмина И.Ю., Джиоева Ф.А. Система отношений «наставник - молодой специалист» // Труды Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина. 2013. № 2 (271). С. 86-96.
21. Зеер Э.Ф. Психология профессий / Зеер Э.Ф. М. Изд-во «Питер», 2012. 103 с.
22. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Ильин Е.П. / Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов / Под ред. J1.B. Винокурова. СПб.: Изд-во «Питер», 2001. 512 с.
23. Исаева Т.Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя / Исаева Т.Е. // Педагогика. 2016. № 9. С.55-60.
24. Институт наставничества [Электронный ресурс] // Алгоритм решения стратегических задач в области управления персоналом Algoplus. 2014. URL: http://www.algocons.ru/category.php7id_current_catM10(дата обращения: 10.11.2019).
25. Ким И.Ю. Анализ использования современных методов вовлечения персонала в деятельность организации // Лидерство и менеджмент. 2017. Том 4. № 3. С. 131-138.
26. Кириллина Н. Стрессменеджмент: от борьбы к управлению стрессом / Кириллина Н.М.: Изд-во Центра «ТренерПРОФИ», 2016. 97 с.
27. Кларин М.В. Современное наставничество: новые черты традиционной практики в организациях XXI века // Экономическая теория, анализ, практика. 2016. № 5. С. 92-112.
28. Климова О.А., Барабанщикова В.В. Представления о вовлеченности в работу и трудоголизме в современных психологических исследованиях.// Национальный психологический журнал.2015. №1[17]. С.52-60
29. Ламми А. Руководство по организации подготовки наставников производственного обучения. Национальное управление образования Финляндии, Тампере. 2014. 74 с.
30. Липатов С.А. Вовлеченность работника в организацию или
«увлеченность работой»: соотношение понятий. // Организационная
психология. 2015. Т.5. № 1. С.104-110
31. Мандрикова, Е.Ю. Увлеченность работой: обзор современных зарубежных исследований // Психология в ВУЗе. 2012. № 6. С. 53-64.
32. Масалимова А.Р. Компаративный анализ зарубежного опыта подготовки наставников. Полимодельность развития системы современного профессионального образования в условиях глобализации и интеграции // Мат. рег. науч.-практич. семинара. Зеленодольск. 2012. №3. C. 202-206.
33. Онучин А.Н. Вовлеченность персонала: от измерения к управлению URL: http://www.ecopsy.ru/publikatsii/vovlechennost-personala-ot-izmereniya-k-upravleni.html (дата обращения: 05.03.2016)
34. Пути повышения производительности труда [Электронный
ресурс] // Энциклопедия производственного менеджера. 2016. URL: http://www.uppro.ru/encyclopedia/povyshenie-proizvoditelnosti.html (дата
обращения: 20.11.2019).
35. Слюсарев Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности: автореферат дис.; Санкт-Петербург. Гос. Ун-т.-СПб., 1992. 16 с.
36. Секрет Н., Галынина С. Наставничество: тенденция к
возрождению // Совет директоров Сибири. 2011. № 12 (75). С. 12-20.
37. Чеглакова Л.М. Наставничество: новые контуры организации социального пространства обучения и развития персонала промышленных организаций // Экономическая социология. 2011. Т. 12, № 2. С. 80-98.
38. Щевьева А. А. Наставничество как элемент системы повышения эффективности использования кадровых ресурсов предприятия // Сервис в России и за рубежом. 2010. № 3 (18). С. 17-25.
39. Bakker A. Daily Fluctuations in Work Engagement: An Overview and Current Directions // European Psychologist.2014. Vol. 19. No.4.
40. Baumruk R. The missing link: the role of employee engagement in business success // Workspan.2004. Vol. 47. pp.48-52.
41. Kahn W.A. Psychological conditions of personal engagement and disengagement at work //Academy of Management Journal. 1990. Vol. 33, pp.692-724.
42. Kular S., Gatenby M., Rees C., Soane E., Trus K. Employee
Engagement: A Literature Review // Kingston University Working Paper Series. 2008. No.19. pp. 1-28.
43. Kular S., Gatenby M., Rees C., Soane E., Trus K. Employee Engagement: A Literature Review,// Kingston University Working Paper Series. 2008. No.19.
44. May D.R., Gilson R.L., Harter, L.M. The psychological conditions of meaningfulness, safety and availability and the engagement of the human spirit at work.
45. Robinson D., Perryman S., Hayday S. The Drivers of Employee Engagement.// Brighton, Institute for Employment Studies. 2004. pp.1-87.
46. Sonnentag S., Christian D., Demerouti E. Not All Days Are Created Equal: The Concept of State Work Engagement. In Work Engagement: A Handbook of Essential Theory and Research. New York: Psychology Press, pp.25-38.
47. Sonnentag S., Christian D., Demerouti E. Not All Days Are Created Equal: The Concept of State Work Engagement. In Work Engagement: A Handbook of Essential Theory and Research. New York: Psychology Press.