Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы психолого-педагогические средства развития межличностных отношений как фактор адекватной самооценки младших подростков 11
1.1 Понятие самооценки 11
1.2. Становление самооценки в подростковом возрасте 25
1.3. Проблема межличностных отношений младшего подростка в
коллективе 28
1.4 Возрастные особенности межличностных отношений подростков 35
Выводы по первой главе 43
Глава 2.Эмпирическое изучение проблемы психолого-педагогические
средства развития межличностных отношений как фактор адекватной
самооценки младших подростков 45
2.1 Методическая организация и обеспечения исследования 45
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 51
2.3. Цели и задачи программы, педагогические принципы, методы
и приемы 59
2.4. Ход и анализ результатов формирующего эксперимента 68
Выводы по второй главе 78
Заключение 82
Список использованной литературы 85
Приложения 95
Актуальность исследования. Для развития новой экономики России, основным ресурсом которой становится мобильный и высококвалифицированный человеческий капитал, требуется достижение нового качества школьного образования. В качестве главного результата в Стратегии модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и благополучие общества в целом. Подрастающее поколение должно быть подготовлено к активной творческой жизнедеятельности в мировом сообществе и способно к решению глобальных проблем человечества. Самооценка представляет собой одну из наиболее популярных психологических категорий, используемую для описания особенностей личности человека на любом возрастном этапе. Актуальность диссертационного исследования заключается в том, что самооценка связана со стремлением человека утвердить себя как члена общества. Именно она, при условии адекватности, в значительной степени определяет успешность социальной интеграции индивида. Младший подростковый школьный возраст, в силу своих особенностей, позволяет заложить основы для формирования адекватной дифференцированной самооценки и своевременной коррекции её отклонений.
Степень разработанности проблемы. В психологической литературе как отечественной, так и зарубежной самооценке уделено большое внимание. Вопросы ее онтогенеза, структуры, функций, возможностей направленного формирования обсуждаются в работах Л.И. Божович, И.С. Кона, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, Э. Эриксона, К. Роджерса и других психологов.
Изучению закономерностей формирования самооценки в детском возрасте в современной психологической литературе посвящено значительное количество работ таких авторов, как: Б.Г. Ананьева, Т.Ю. Андрющенко, О.А. Белобрыкиной, Л.И. Божович, В.А. Горбачевой, А.В. Захаровой, Г.И. Катрич, А.И. Липкиной, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, Е.И. Савонько, В.М. Слуцкий Л.И. Уманец и другие. Особым направлением стало изучение самооценки детей с особенностями психофизического развития (Е.де - Грееф, Л.С. Выготский, Е.Т. Соколова, Н.К. Радина, Z. Janiszewska - Niescioruk). Главное внимание в проведенных исследованиях уделялось, в основном, условиям, обеспечивающим развитие самооценки. Было показано также, что формирование самооценки происходит под воздействием двух факторов:
• осознания самим ребёнком особенностей своей деятельности, её хода и результатов;
• отношения окружающих. В младшем подростковом возрасте это семья (родители), педагоги и сверстники.
Наибольший интерес исследователей был сосредоточен на изучении самооценки в подростковом возрасте (С.Р. Аллахвердян, Р. Берне, Л.И. Божович, И.С. Кон, А.И. Липкина, J1.B. Макеева, Ю.Н. Максимова, М.А. Резниченко, J1.C. Сапожникова, Р.И. Цветкова, И.И. Чеснокова). Это вызвано тем, что в этот период жизни происходят одни из самых значительных по своим проявлениям и последствиям личностные изменения, связанные с переструктурированием самосознания. В подростковом возрасте актуализируется процесс развития «Я» личности, обусловленный усилением значимости для нее процессов самопознания, самосовершенствования, поиска смысла жизни. На формирование самооценки подростка, еще недостаточно четко осознающего свой «образ Я», в значительной мере влияет социальная среда, прежде всего - среда сверстников.
Общение со сверстниками в подростковом возрасте выступает в качестве предпочитаемого. Наряду с рядом иных позитивных эффектов, отношения со сверстниками выступают в качестве значимого фактора развития самооценки подростка (Г.М. Андреева, А.Я. Большунов, Н.Я. Большунова, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн, Я.Л. Коломинский, A.B. Петровский, О.В. Соловьева, Н.И. Шевандрин и др.).
Вместе с тем, развитие самооценки подростков под влиянием отношений со сверстниками сталкивается с рядом противоречий:
- между востребованностью в подростковом возрасте четкого внешнего ориентира для выработки адекватной самооценки и неоднозначностью таковых, вызванной объективной множественностью позиций оценивания подростка окружающими, в том числе сверстниками;
- между желанием подростка достичь единения с референтной группой сверстников, предполагающим принятие им транслируемых сверстниками оценок, и его стремлением выделиться из этой группы, связанным с определенным отторжением оценочных отношений сверстников;
- между стремлением подростка наиболее полно и адекватно познать собственные возможности и свойственными этому возрасту трудностями от-деления реального от желаемого.
Необходимость разрешения названных противоречий, выявления и более полного осознания условий, влияющих на развитие адекватной самооценки личности в подростковом возрасте, обусловило выбор темы данного диссертационного исследования «Психолого-педагогические средства развития межличностных отношений как фактор адекватной самооценки младших подростков». Его проблема формулируется следующим образом: каковы психолого-педагогические средства, которые оказывают влияние на развитие адекватной самооценки подростка?
Цель исследования: выявить психолого-педагогические условия развития адекватной самооценки подростков под влиянием их взаимоотношений со сверстниками.
Объект исследования: самооценка в подростковом возрасте.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития адекватной самооценки подростков.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были вы-двинуты предположения, выступившие в качестве гипотез исследования:
1. В числе значимых психологических условий, оказывающих влияние на развитие самооценки подростков, выступают их взаимоотношения со сверстниками.
2. Позитивные отношения со сверстниками и даваемые ими оценки являются психологическими условиями развития адекватной самооценки под-ростков. Мы предполагаем, что развитие межличностных отношений как специально организованный процесс, связанный с проведением развивающей работы, способствует оптимизации (повышению уровня) самооценки младших подростков.
Задачи исследования:
1. Систематизировать теоретические и эмпирические исследования, рассматривающие содержательную специфику и психологические условия взаимосвязи межличностных отношений и самооценки младших подростков.
2. Описать основные подходы к изучению самооценки подростков, как составляющей Я - концепции личности, сложившиеся в отечественной и зарубежной психологии.
3. Разработать модель взаимосвязи межличностных отношений и формирования адекватной самооценки подростков.
4. Выявить развивающую роль оценки сверстников и взаимоотношений с ними в формировании самооценки подростков.
Методологическую основу исследования составили базовые принципы отечественной психологии:
- принцип личностного подхода (А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, C.JI. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин);
- принцип развития (Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, A.B. Запорожец);
- принцип единства сознания и деятельности (A.B. Брушлинский, C.JI. Рубинштейн и др.);
-принцип детерминизма и связи индивидуального и общественного (Б.Г. Ананьев, A.B. Брушлинский, JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, A.B. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.).
В качестве теоретической основы исследования выступили общетеоретические исследования отечественных и зарубежных ученых по проблемам: развития личности (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова, Л.И. Божович, Берулава М.Н., Берулава Г.А., Л.С. Выготский, Ф.Е. Василюк, И.Б. Котова, А.Б. Орлов, A.B. Петровский, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Б.С. Братусь, 3. Фрейд, Ж. Пиаже, Г. Оллпорт); самосознания и самооценки личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, A.B. Захарова, И.С. Кон, Я.Л.Коломинский, А.И. Крупнов, А.Н. Леонтьев, А.И. Липкина, A.M. Лисина, Т. Я. Решетова, В.В. Столин, У.-Джеймс, Ч. Кули, Дж. Мид, У. Куперсмит, Э. Эриксон и др.); психологических особенностей подросткового возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, A.B. Петровский, Д.И. Фельдштейн, М. Кле, Э. Эриксон и др.) и самооценки подростка (Л.И. Божович, Ю.П. Ветров, И.С. Кон, И.И. Чеснокова и др.).
Кроме того, для достижения целей исследования большое значение имело осмысление проблем влияния референтной группы и референтного общения на развитие личности (Г.М. Андреева, Н.Я. Большунова, A.B. Петровский, О.В. Соловьева, A.A. Чечулин, Е.В. Щедрина, Г. Келли, Г. Хайман).
Методы исследования:
1. Теоретический анализ научных источников по проблеме исследования, выполненных в рамках общей психологии, психологии личности, истории психологии, психологии развития, социальной и педагогической психологии.
2. Эмпирические методы: наблюдение, социометрия Дж. Морено, тестирование (методика Дембо-Рубинштейн в модификации A.M. Прихожан, опросник на изучение общей самооценки (Казанцевой Г.Н.),
3. Метод статистической обработки результатов исследования по Т- критерий Вилкоксона, математический метод статистической обработки данных - метод ранговых корреляций Спирмена.
Эмпирическая база исследования. Данное исследование проводилось с сентября 2014г. по декабрь 2014г., на базе средней общеобразовательной школы № 2 г.Уяра. В данном исследовании приняли участие ученики 5-х классов - в общей сложности - 61 человек.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены методологической обоснованностью исходных теоретических положений, использованием комплекса методов, соответствующих задачам и пред-мету исследования, организацией эмпирического исследования с привлечением валидных методик и применением методов математико-статистической обработки полученных результатов, непротиворечивостью теоретических положений и эмпирических данных, полученных по итогам экспериментальной работы.
Научная новизна работы состоит в том, что в исследовании подтверждена взаимосвязь межличностных отношений современного подростка со сверстниками и развитие у него адекватной самооценки; конкретизированы психологические условия развития личности подростков под влиянием единообразия отношений со сверстниками и их принятием подростком. На теоретическом и практическом уровне обоснована возможность развития личности и адекватной самооценки на основе позитивных межличностных отношений подростка со сверстниками. Разработана модель и апробирована программа развития самооценки подростка на основе совершенствования его отношений со сверстниками.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней выявлен характер взаимосвязи взаимоотношений со сверстниками и развитие самооценки как составляющей Я- концепции подростка: показано, что а) дифференцированность оценок сверстников способствует развитию адекватной самооценки подростков, б) неоднозначность оценок сверстников приводит к развитию неоднозначной оценки подростков; в) позитивный микроклимат в группе способствует переводу доминирующей групповой оценки подростка в его самооценку; г) принятие оценочного отношения к себе сверстников приводит к переводу доминирующей групповой оценки подростка в его самооценку.
Выявлены условия формирования адекватной самооценки подростков в процессе межличностных отношений со сверстниками (разномодальность отношений сверстников, сформированные у подростка умения и навыки установления и поддержания позитивных межличностных отношений со сверстниками).
Полученные результаты обогащают представления о механизмах развития самооценки в подростковом возрасте и о факторах, благоприятствующих этому развитию. Сделанные теоретические обобщения, полученные эмпирические данные и сделанные на их основе выводы могут использоваться как материал для дальнейшего развития таких отраслей психологии как: общая психология, психология личности, история психологии, психология развития, педагогическая, социальная и дифференциальная психология.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе теоретико-эмпирического исследования материалы могут быть использованы в ряде учебных курсов: в общей психологии, психологии личности, педагогической, социальной.
В работе представлены модель и программа развития адекватной само-оценки подростка через улучшение его взаимоотношений со сверстниками, которые могут быть использованы в деятельности практического психолога образования: в процессе консультирования подростков, имеющих нарушения в развитии личности, неадекватную (завышенную или заниженную) самооценку, для проведения психокоррекционной и психоразвивающей работы в подростковых группах.
Изученные и апробированные в работе методы, система и психотехники коррекции расширяют арсенал психологических средств развития адекватной самооценки подростков и совершенствования их межличностных отношений в среде сверстников.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В основе любых межличностных отношений лежит потребность в общении, потребность взаимодействовать с другим человеком. В числе наиболее значимых психологических условий, влияющих на развитие личности подростков, выступают взаимоотношения со сверстниками, определяющие их самооценку.
2. Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям, к социуму.
3. Психолого-педагогическими средствами развития межличностных отношений подростка, являются методы активного социально-психологического обучения, которые способствуют умению применять на практике навыки конструктивного поведения в конфликтных ситуациях, создают позитивный психологический климат в коллективе, повышают уровень общительности, подростки применяют практические навыки эффективного взаимодействия с окружающими, влияют на адекватное представление подростков о себе, своей самооценке.
4. Реализация модели и программы развития позитивных отношений подростков со сверстниками способствует развитию у них адекватной самооценки как значимой подструктуры личности и формированию умений устанавливать и поддерживать эти отношения в социуме.
5. Принятие подростками отношения сверстников к себе влияет на развития у них самооценки, однонаправленной с оценкой сверстников, непринятие складывающихся отношений приводит к возникновению самооценки, противоположной групповой оценке.
Объем и структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Работа содержит 14 таблиц и 4 рисунка. Библиографический список включает 102 наименование. Общий объем диссертации составляет 139 страницы
В данной работе мы исследовали взаимосвязь межличностных отношений и самооценки младшего подростка. При исследовании настоящей проблемы мы исходили из представления о том, что межличностные отношения в ученическом коллективе являются именно тем контекстом развития ребенка, в рамках которого происходит формирование его самооценки.
Самооценка в нашей работе понимается как оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям. Межличностные отношения понимаются как это специфический вид отношения человека к человеку, в котором имеется возможность непосредственного (или опосредованного техническими средствами) одновременного или отсроченного ответного личностного отношения.
Гипотеза исследования состояла в том, что развитие межличностных отношений с помощью специальной развивающей программы способствует оптимизации самооценки младших подростков.
Исследование осуществлялось как формирующий эксперимент. Результаты первого среза позволили выделить из числа испытуемых экспериментальную группу, с которой и проводилась развивающая работа.
В ходе первого этапа исследования было выявлено, что социометрический статус младших подростков был следующим. В экспериментальной группе было «Звезд» - 20%, «Предпочитаемых» - 67%, «Отвергаемых» - 13%. В контрольной группе испытуемых было выявлено, что после проведения развивающих занятий существовало «Звезд» - 25%, «Предпочитаемых» - 56%, «Отвергаемых» - 19%.
По методике диагностики самооценки и уровня притязаний Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан, было выявлено, что низким уровнем самооценки в экспериментальной группе обладали 60%, средним уровнем 27%, высоким уровнем 13%. В контрольной группе низким уровнем самооценки обладали 69%, средним уровнем обладали 19%, высоким уровнем обладали 12%.
По методике «Определение уровня общей самооценки» Казанцевой Г.Н, было выяснено, что до проведения занятий низким уровнем самооценки в экспериментальной группе обладали 47%, средним уровнем 33%, высоким уровнем 20%. В контрольной группе низким уровнем самооценки обладали 63%, средним уровнем обладали 25%, высоким уровнем обладали 12%.
Сопоставление результатов первого и второго среза внутри контрольной и экспериментальной групп выявило следующие результаты: существенных изменений ни по уровню самооценки, ни по социометрической структуре группы в контрольной группе не обнаружено; в экспериментальной группе социометрический статус изменился - в категорию звезд и предпочитаемых перешла вся группа подростков, но при этом полностью был исключен детьми выбор таких статусов как «Отвергаемый» и «Изгой».
Таким образом, показатели уровня самооценки изменились, как видно из результатов анализа по методике диагностики самооценки и уровня притязаний Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан, где было определено, что низким уровнем самооценки в экспериментальной группе обладали 13%, средним уровнем 27%, высоким уровнем 60%. В контрольной группе низким уровнем самооценки обладали 50%, средним уровнем обладали 31%, высоким уровнем обладали 19%.
По методике «Определение уровня общей самооценки» Казанцевой Г.Н, было выяснено, что после проведения занятий низким уровнем самооценки в экспериментальной группе обладают 13%, средним уровнем 27%, высоким уровнем 60%. В контрольной группе низким уровнем самооценки обладают 38%, средним уровнем обладают 43%, высоким уровнем обладают 19%.
Полученные результаты подтвердили выдвинутую гипотезу. Развитие межличностных отношений с помощью специальной программы способствует оптимизации межличностных отношений младшего подростка, а также связаны с уровнем самооценки. Кроме того, полученные данные позволяют выдвинуть предположение о потенциальных возможностях развивающих программ в плане оптимизации иных качеств и свойств личности, что может составить возможные перспективные направления психологических исследований в этой области.
Таким образом, одним из эффективным и продуктивным средством развития межличностных отношений подростка, являются методы активного социально-психологического обучения, которые способствуют умению применять на практике навыки конструктивного поведения в конфликтных ситуациях, создают позитивный психологический климат в коллективе, повышают уровень общительности, подростки применяют практические навыки эффективного взаимодействия с окружающими, влияют на адекватное представление подростков о себе, своей самооценке. Составленная нами психолого-педагогическая программа, включала в себя различные методы и приемы, как психологический тренинг, игротерапия и групповая дискуссия, которые способствовали развитию межличностных отношений подростков. В ходе проведения программы поставленные перед нами цели и задачи были достигнуты.
1. Андреева Г.М., Социальная психология, М., Издательство Московского Университета, - 2001 г. - 455 с.
2. АбраменкоН.Ю. Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. 2015. № 1 (18). С. 9-20. Психологические факторы возникновения "группы риска" в подростковом возрасте.
3. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
4. Аверин В.А. Психология детей и подростков. СПб., 1998
5. Агафонов А.Ю. Исследование Я-концепции учащихся подросткового возраста как средства качественной оценки образовательных систем: Автореф. дисс. . канд. психол. наук. Казань: КГТУ им. А.Н. Туполева, 2000.¬18с.
6. Аллахвердян С.Р. Референтное общение как фактор развития адекватной самооценки личности (на материале подросткового возраста): Автореф. дисс. . канд. психол. наук. Новосибирск: НГПУ, 2005. - 24с.
7. Аркадьев Г., Психологические проблемы современных подростков в пространстве информационных технологий. // Развитие личности.; № 2¬2000.- 325 с
8. Аверин В. А., Психология личности: Учеб. Пособие. - СПб: Изд-во Михайлова В. А., - 1999. - 366 с.
9. .Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Ин-т практ. психол.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - С.245-272.
10. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед.ин- тов Под ред. А. В. Петровского - М.: Просвещение, - 2001. - 382 с.
11. Г алигузова Л.Н., - Проблемы социальной изоляции детей // Вопросы психологии, № 3, - 1996, с. 101
12. Головин С. Ю., Словарь практического психолога. - Минск: Харвест, - 1998. - 339 с.
13. ДеминаА.П. Культура и образование: от теории к практике. 2015.
Т. 1. № 1. С. 107-111. Формирование позитивного самоотношения у подростков
14. Дебесс М. Подросток. 20-е изд. СПб.: Питер, 2004. - 127с.
15. ИовинаА.Ф. Всероссийская научно-практическая конференция
Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение,
развитие, социализация. 2013. № 1. С. 237-240. Гармонизация межличностных отношений в младшем подростковом возрасте по средствам совместной игровой деятельности
16. Коломинский Я.Л., Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): Учеб. пособие. - 2-е изд., доп. -
Мн.: ТетраСистемс, - 2000. - 432 с.
17. Крайг Г., Психология развития. - СПб.: Издательство «Питер», - 2000.- 752 с.
18. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб., 2001. - 532с.
19. Крутецкий В. А., Психология: Учебник для учащихся пед. уч-щ. - М.:
Просвещение, - 1986. - 342 с.
20. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. М.: ТЦ «Сфера», 2001.- 464с.
21. Кулагина И.Ю.,“Возрастная психология” Москва, - 1998 г. - 485 с.
22. Кондратьев М. Ю., Типологические особенности психосоциального развития подростков. // Вопросы психологии, №03. - 1997. - с. 55 - 68.
23. Лабиринты одиночества: Пер. с англ. М.: Прогресс, - 1989. - 152 с.
24. Лидерс А. Г., Психологический тренинг с подростками: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», -2001.- 365 с.
25. Мухина В. С., Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - М.: Академия, - 1999. - 358 с.
26. МихайлусоваК.А. Культура и образование: от теории к практике.
2015. Т. 1. № 1. С. 47-51. Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших подростков.
27.Обозов H.H. Психология межличностных отношений. - Киев: Лыбидь, 1990.- 191с.
28.Орлов И.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Вопросы психологии. - 1995. - №2. - С.5-19.
29.Оршанская М.В. Влияние фрустраций на социализацию подростков: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - СПб.: ЛГУ им. A.C. Пушкина, 2004.-21с.
30. Пантелеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система.
- М.: Изд-во МГУ им. Ломоносова, 1991.
31. Панферов В.П. Когнитивные эталоны и стереотипы взаимопонимания людей // Вопросы психологии. - 1982. - №5.
32. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. - СПб.: ИГУП, 1999. - 592с.
33. Пасниченко А.З. О различиях самооценки волевых качеств личности в подростковом возрасте // Вестник МГУ. Серия 14. «Психология». -1991.-№3.- С.39-45.
34. Парыгин Б. Д., Основы социально - психологической теории. - М., - 1971. - с. 235
35. Поливанова К. Н., Психологическое содержание подросткового возраста // Вопр. Психол. №2. - 1996. с. 20 - 33.
36. Поливанова К. Н., Психологический анализ кризисов возрастного развития. // Вопросы психологии. № 01 - 1994. с. 57 - 61.
37. Психология подростка / Под ред. Реана А. А. - М.: ОЛМА-Пресс, - 2003. - 355 с.
38. Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.
-М.: Политиздат, - 1990. - 866 с.
39. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г.
Мендерякова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика Пресс, - 1999. - 785 с.
40. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития. / Под ред. А. А. Реана. - СПб.: «прайм - ЕВРОЗНАК»,-2003. 564 с.
41. Психологические особенности самосознания подростка / Под ред. М. И. Боришевского. -Киев: «Вища школа», - 1999. - 214 с.
42. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением / С.А. Беличева, О.В. Кардашина, Н.Д. Линде и др.; Под ред. С.А. Беличевой. - М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1999. - 181 с.
43. Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Педагогика, 1987. - 47с.
44. Психология межличностного познания / Под ред. A.A. Бодалева. -М.: Педагогика, 1981. -223 с.
45. Психология самосознания. Хрестоматия / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. - 672с.
46. Петровский В.А., Калиненко В.К., Котова И.Б. Личностно-развивающее взаимодействие. - Ростов н/Д: РИО АО «Цветная печать», 1995. - 88с.
47. Петровский A.B., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.¬512с.
48. Петровский A.B. Проблемы развития личности с позиции социальной психологии // Вопросы психологии. - 1984. - №4. - С. 15-30.
49. Першин Б.Б. Стресс, вторичные иммунодефициты и заболеваемость. - М., 1994.
50. Пилинейченко Ю.Г. Внутренние преграды как смысловые детерминанты самосознания личности: Дисс. ... канд. психол. наук. - М., 1984.-201с.
51. Подростковый возраст в свете разных концепций // Детская психология. - М., 1995. - С.275-295.
52. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. - 1996. - №1.
53. Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. - М., Наука, 1983.
54. Прихожан A.M. К анализу генезиса самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте // Воспитание, обучение и психическое развитие. - М., 1984. - С.76-88.
55. Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 304с.
56. Прихожан A.M. Школьная тревожность и самооценка в старшел подростковом возрасте // Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания. - М., 1984. - С.76-88.
57. Прихожан A.M. Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у подростков: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. -М., 1977. - 24с.
58. Райс Ф., Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Издательство «Питер», - 2000 - 544 с.
59. Рубинштейн С. Л., Основы общей психологии. - СПб.: ПитерКом, - 1999. - 657 с.
60. СавинаН.Г. Культура и образование: от теории к практике. 2015. Т. 1. № 1. С. 312-316. Методические рекомендации по формированию саморегуляции поведения у младших подростков.
61. Сапогова Е. Е., Психология развития человека. М., - 2001 - 495 с.
62. Саблина H.A. Поведенческие проявления агрессивности в подростковом возрасте и возможности их преодоления: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2004. - 24с.
63. Савонько Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и оценку другими людьми // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежиной. - М..: Просвещение, 1972. - 445с.
64. Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия / Под ред. Д.Я. Райгородского. - М., 2000.
65. Сафин В.Ф. Динамика оценочных эталонов в подростковом и юношеском возрасте // Вопросы психологии. - 1982. -№1. - С.69-75.
66. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия./ Ред.- сост. Райгородский Д.Я. Самара: БАХРАХ-М.,2003.- С.656.
67. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 384с.
68. Семенов И.Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности. Уч. пособие. - М., Московский психолого-социальный институт: Воронеж: Изд-во НПО «Модек» - 2000. - 64 С.
69. Семенов И.Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности. Уч. пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт: Воронеж: Изд-во «Модек», 2000. - 64 е..
70. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопросы психологии. - 2002. - №1. - С. 17-26.
71. Снайдер Д. Курс выживания для подростков. - М.: «Горизонт», 1995.-207с.
72. Снегирева Т.В., Платон К.Н. Особенности межличностного восприятия в подростковом и юношеском возрасте. - Кишинев: Речь, 1988. - 64с.
73. СоколоваВ.Е. Культура и образование: от теории к практике. 2015. Т.
1. № 1. С. 87-91. Проблемы формирования коммуникативной компетенции подростков.
74. Соколова Е.Т., Чеснокова И.И. Влияние отношения родителей на развитие самооценки подростка // Вопросы психологии. - 1986. - №2. - С.110-117.
75. Социальная психология личности в вопросах и ответах / Под ред. В.А. Лабунской. -М., 1999. - С. 129-139.
76. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во МГУ, 1983. - 360с.
77. Тагирова Г.С. Коррекция поведения трудновоспитуемых подростков с рассогласованием отношений: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - Махачкала, 1999. - 19с.
78. Талкина Т.В. Особенности оценки и самооценки в ситуации прогнозирования достигнутых результатов // Вопросы психологии. - 1985. - №6. — С.131-138.
79. Тихонова H.A. Особенности психологического развития подростков //География в школе. - 1999. - №1. - С.91-92.
80. Толстых H.H. Жизненные планы подростков и юношей // Вопросы психологии. - 1984. - №3.
81. Тхостов А.Ш., Степанович Д.А. Влияние кризисных жизненных ситуаций на структуру самооценки // Вопросы психологии. - 1987. - №2. - С.128-133.
82. Уланова О.Б. Развитие самооценки у детей старшего дошкольного возраста на занятиях английским языком: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - М.: МПГУ, 2000. - 23с.
83. Устименко С.Ф. Межличностные отношения трудных подростков // Вопросы психологии. - 1984. - №1. - 29с.
84. Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной, Науч.-исслед. Ин-т общей и педагогичеккой психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, - 1991. - 255 с.
85. Фельдштейн Д. И., Социальное развитие в пространстве-времени Детства. - М.: Московский психолого-социальный институт / Флинта, - 1997. - 144 с.
86. Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Под ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, - 2003. - 544 с.
87. ХотинаЛ.А. Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. Т. 10. С. 146-150. Психолого-педагогическая коррекция школьной тревожности младших школьников
88. Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. -М.: Просвещение, 1990. - 208с.
89.. Швырков В.Б. Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики. -М., 1995.
90.. Шибутани Т. Социальная психология. -М., 1989.
91. Шибутани Т. Я-концепция как персонификация // Т. Шибутани Социальная психология / Пер. с анг. В.Б. Ольшанского. - Ростов н/Д., 1988. - С.193-212.
92. Шильштейн Е. С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте // Вопр. психол. №2 - 2000. - с. 69 - 78.
93. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 288с.
94. Шорохова Е.В. Проблема «Я» и самосознания / Проблемы сознания. - М., 1966.
95. Щенникова С. В., Попова Т.А., Ганичева И.А. Тренинг общения: Учебно - методическое пособие. - Арзамас: АГПИ, 2005. - 35 с.
96.Эльконин Б.Д. Избранные психологические труды. -М., 1989.
97.Эриксон Э. Детство и общество. - М., 1992.
98.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Изд. группа «Прогресс», 1996.