Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ С ДЕФИЦИТАРНЫМ ДИЗОНТОГЕНЕЗОМ

Работа №39496

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы82
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
402
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы исследования проблемы психолого - педагогической коррекции самооценки детей с дефицитарным дизонтогенезом в психологии 7
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с дефицитарным
дизонтогенезом 7
1.2 Проблема самооценки личности в теории психологии 18
1.3 Возрастно-психологические особенности самооценки детей в
норме и с дефицитарным дизонтогенезом 27
Вывод по главе 1 40
Глава II. Организация и проведение исследования самооценки детей с дефицитарным дизонтогенезом 42
2.1 Этапы, методы, методики исследования 42
2.2 Диагностика особенностей самооценки детей младшего
школьного возраста с дефицитарным дизонтогенезом 45
2.3 Выявления значимых взаимосвязей самооценки младшего школьника в группе с дефицитарным дизонтогенезом в сравнении с нормотипичными 59
Вывод по главе II 65
Заключение 67
Список литературы 71



Актуальность. Развитие самосознания и самооценки личности является одной из актуальных проблем в психологии и педагогике. В рамках исследования самосознания самооценке отводится ведущая роль, она характеризуется как стержень этого процесса, объединяющее начало.
Изучение динамики развития и структуры самооценки представляет огромный интерес, как в теории, так и на практике, так как позволяет приблизиться к пониманию механизмов становления личности в развитии. Самооценка является одним из важнейших условий, благодаря которому ребенок становится личностью. Она развивает у детей потребность соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных личностных оценок.
При изучении психологической литературы, как в отечественной, так и зарубежной, самооценке уделено огромное внимание (Л.И. Божович, К. Роджерс, И.С. Кон, М.И.Лисина, Э. Эриксон, А.И. Липкина и др.) Закономерности развития самооценки в детском возрасте были исследованы О.А. Белобрыкиной, А.В. Захаровой, В.А. Горбачевой, А.И. Липкиной, М.И. Лисиной, Е.И. Савонько, Л.И. Уманец, В.С. Мухиной, и др.
В научной литературе ведется поиск решения проблемы формирования самооценки у детей с ограниченными возможностями здоровья (Т.Н. Князева, И.В. Коротенко, Л.В. Кузнецова, С.И. Смирнова, И.В. Сычевич и др.). Особую группу таких детей составляют дети с дефицитарным дизонтогенезом. К началу школьного обучения дети с проблемами в обучении составляют до 30% от общего числа младших школьников [30, с. 15].
Отсутствие целенаправленной коррекционной работы, недостаточное внимание к особенностям развития таких детей, недостаточный учет их возрастных и индивидуальных особенностей приводит к проблемам в формировании личности младших школьников с дефицитарным дизонтогенезом. Одним из проявлений дефицитарного развития личности детей является формирование неадекватной самооценки.
Изучению самооценки у детей с дефицитарным дизонтогенезом посвящены исследования С.И. Смирновой, Н.Л. Белопольской, Н.А. Жулидовой, У.В. Ульенковой К.С. Лебединской, Р.Д. Тригер и др.
Своеобразие самооценки детей с дефицитарным дизонтогенезом обусловлено нарушениями в личностном развитии и познавательной сфере, а также неблагоприятным влиянием социальных факторов. Формирование самооценки у детей с дефицитарным дизонтогенезом отстает от нормы и характеризуется неустойчивостью, противоречивостью и неадекватностью. Младшие школьники с дефицитарным дизонтогенезом не могут критично оценивать себя и не осознают свое «Я» на достаточном уровне.
Таким образом, необходимость своевременной и систематической коррекционной работы по формированию самооценки у младших школьников с дефицитарным дизонтогенезом определяют актуальность выбранной темы.
Цель исследования: исследовать особенности самооценки младших школьников с дефицитарным дизонтогенезом.
Объект исследования: самооценка детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: психологические особенности самооценки детей с дефицитарным дизонтогенезом.
Гипотеза исследования: мы предполагаем,что уровень самооценки детей младшего школьного возраста с дефицитарным дизонтогенезом более завышен, чем самооценка детей с норамотипичным развитием, что связано с неадекватной оценкой своих возможностей.
Задачи исследования:
1. Вести изучение феномена самооценки в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить особенности самооценки у детей младшего школьного возраста с дефицитарным дизонтогенезом.
З. Определить этапы, методики и методы исследования, дать характеристику выборке. Провести анализ результатов констатирующего этапа исследования.
4. Составить психолого-педагогические рекомендации для педагогов и родителей по коррекции самооценки младших школьников с дефицитарным дизонтогенезом.
Экспериментальная база исследования. В данном исследовании принимали участие младшие школьники обучающиеся в учебных заведения города Уфа и поселка Серафимовский всего 45 детей (3 группы по 15 человек), младшего школьного возраста.
Распределение выборки было следующим:
- контрольную группу сформировали учащиеся МБОУ СОШ №1 с.Серафимовский (КГ 1). Все дети с условной нормой развития без ограниченных возможностей здоровья;
- экспериментальные группы были составлены из обучающихся Образовательных учреждений СКОШИ для слепых и слабовидящих № 28 (ЭГ 1) и СКОШИ № 30 для слепых и слабослышащих (ЭГ 2) - дети восьмилетнего возраста с дефицитарным дизонтогенезом (далее - ДД).
Методы исследования:
- теоретические (анализ методической, а также психолого-педагогической литературы; изучение и анализ нормативных документов, обобщение психолого-педагогического опыта по данной проблеме исследования; моделирование);
- эмпирические (наблюдение, тестирование и психолого-педагогический эксперимент);
- методы математической статистики: использовался критерий сравнения средних значений по Стьюденту, корреляционный анализ по К.Пирсон.
В настоящем исследовании использовался ряд теоретических и эмпирических методов.
Среди теоретических методов - анализ научной литературы в области педагогической психологии.
Эмпирические методы предполагают планирование, организацию и проведение эмпирического исследования.
Психодиагностический метод является основным методом сбора эмпирической информации в предполагаемом исследовании. Таким образом, в нашем исследовании использовались методики:
- Тест «Лесенка» (В.Щур)
- Методика изучения самооценки (Дембо-Рубинштейн)
Для обработки эмпирических данных использовался пакет прикладных программ: электронная таблица EXCEL корпорации Microsoft, текстовый редактор Word корпорации Microsoft, статистический пакет STATISTIKA 10.0 корпорации StatSoft. Обработка включала следующие методы статистической обработки данных:
1. Для выявления достоверных различий по показателям групп (норма или ДД) использовался критерий сравнения средних значений по Стьюденту;
2. Для выявления значимых взаимосвязей статуса, самооценки и успешности младшего школьника в группе использовался корреляционный анализ по К.Пирсон
Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Важность гуманизации взаимоотношений детей младшего школьного возраста в группе для их результативного обучения и их истинная конфликтность, важность самооценки личности в процессе развития навыков социального поведения у младших школьников и отсутствием достаточных средств и способов решения этой проблемы в практической работе преподавателя определяют актуальность проблемы работы.
Теоретико-эмпирическое исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Самооценка - это система, в которую входят: когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты; самооценка - это деятельность, представляющая оценку внутренней опосредованности, произвольности, устойчивости; показателями самооценки как деятельности является сознательность психической деятельности, внутренняя опосредованность, произвольность и самостоятельность деятельности самооценивания, постоянство самооценки; показателями самооценки, как системы, можно назвать полноту и обусловленность самооценки, рефлексивность (как умение оценивать себя на основе анализа субъективных и объективных знаний), надежность и действенность самооценки;
2. Существенными особенностями самооценки младших школьников можно назвать формирование когнитивного компонента, обусловленность уровня самооценки оценкой обучения, обобщенная и более устойчивая самооценка в сравнении с дошкольным возрастом.
3. Насыщенное установление товарищеских отношений, усвоение детьми навыков социальной взаимности, которая является главной из задач развития, возникновение потребности в статусе, обусловленность статуса отношением преподавателя к младшему школьнику и определяют в совокупности особенности взаимоотношений и статуса детей в группе.
4. Л.С. Выготский предполагал, что именно в семилетнем возрасте начинает складываться самооценка - обобщенное т.е. устойчивое, вне ситуативное и, вместе с тем, дифференцированное отношение ребенка к себе. Самооценка опосредует отношение ребенка к самому себе, интегрирует опыт его деятельности, общение с другими людьми. Эта важнейшая личностная инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить свое целостное поведение в соответствии с социальными нормами.
5. С целью выявления и изучения самооценки младшего школьника, было проведено исследование. В данном исследовании принимали участие младшие школьники обучающиеся в учебных заведения города Уфа и с.Серафимовский, всего 60 детей (3 группы по 15 человек), младшего школьного возраста.
Распределение выборки было следующим:
- контрольные группы сформировали учащиеся МБОУ СОШ №1 с.Серафимовский (КГ 1). Все дети с условной нормой развития без ограниченных возможностей здоровья;
- экспериментальные группы были составлены из обучающихся Образовательных учреждений СКОШИ для слепых и слабовидящих № 28 (ЭГ 1) и СКОШИ № 30 для слабослышащих (ЭГ 2) - дети восьмилетнего возраста с дефицитарным дизонтогенезом (далее - ДД).
Анализ существующих психодиагностических методов позволил включить в методику диагностики самооценки личности младшего школьника тест «Лесенка» (В.Щур), а также методику изучения самооценки личности (Дембо-Рубинштейн).
Результаты выполнения методик, направленных на выявление особенностей самооценки, детьми, участвующими в исследовательской работе, следующие: можно сделать выводы, что у большинства детей всех групп преобладает завышенная самооценка, что свидетельствует о несформированном когнитивном компоненте самооценки. Завышенная самооценка характерна для детей первых классов. К более старшему возрасту у нормотипичных детей самооценка должна быть сформирована и быть в пределах нормы.
Анализ итогов исследования показал, что в реальном процессе обучения, оценочная позиция, которая складывается у детей младшего школьного возраста, в большей степени зависит от степени сфомированности качественных показателей личности, от объективного оценивания своих возможностей.
Проведенное исследование позволяет подтвердить положения гипотезы исследования. Таким образом уровень самооценки детей младшего школьного возраста с дефицитарным дизонтогенезом более завышен, чем самооценка детей с норамотипичным развитием, что связано с неадекватной оценкой своих возможностей.
Данные утверждения и составляют основные особенности взаимосвязи самооценки детей младшего школьного возраста в группе.
Завышенная и заниженная самооценка детей с дефицитарным дизонтогенезом требует самого пристального внимания со стороны педагогов и родителей. Дети данной категории нуждаются в коррекционно - профилактических мероприятиях, направленных на формирование адекватной самооценки, способствующей успешной социальной адаптации и интеграции в обществе.
Для правильного развития самооценки младших школьников с дефицитарным дизонтогенезом необходимо тщательно следить за ее уровнем. Два раза в год требуется проведение контрольного тестирования.
Чтобы развитие и коррекция самооценки младших школьников с дефицитарным дизонтогенезом было наиболее продуктивным, педагоги в своей работе должны придерживаться некоторых правил. Обучение таких детей должно обязательно иметь и воспитывающую, и развивающую, и коррекционную направленность. Это реализуется, прежде всего, в содержании учебного материала и в соответствующей организации деятельности учащихся в школе и вне ее.
Развивающая направленность работы с такими детьми проявляется в содействии общему развитию учащихся. Но их развитие не может быть успешным без коррекции психических функций и мышления. Поэтому обучение младших школьников с дефицитарным дизонтогенезом должно носить коррекционно-развивающий характер.
Среди педагогических условий развития адекватной самооценки младших школьников с дефицитарным дизонтогенезом необходимо особо выделить обучение ребенка умению учиться - умению видеть настоящие учебные задачи и находить соответствующие способы их решения. При этом содержание преподаваемого материала должно быть продуманным с точки зрения соответствия научным достижениям и быть доступным для восприятия.
Соблюдение принципов систематичности и последовательности обучения, связи обучения с жизнью для таких детей обязательно.
Как и при обучении обычных младших школьников, необходимо широко использовать принцип наглядности. На уроках важно развивать сознательность и активность самих учащихся.



1. Акрушенко А.В. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие / А.В. Акрушенко, О.А. Ларина, Т.В. Катарьян - Саратов: Научная книга, 2015. - 127 с.
2. Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: Пособие для психологов и специалистов / Н.В. Бабкина - М.: Айрис-Пресс, 2014 - 32 с.
3. Батюта М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2013. - 306 с.
4. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития / Н.Л. Белопольская - М.: Когито-Центр, 2014. - 192 с.
5. Болотова А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2015. - 526 с.
6. Бордовская Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2013. - 624 с.
7. Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого - педагогического обследования детей / О.В. Боровик, С.Д. Забрамная - М.: Владос, 2003 (переиздана в 2008) - 56 с.
8. Бороздина Л.В. Что такое самооценка: учебное пособие / Л.В. Бороздина - М.: Акрополь, 2010. - 322 с.
9. Быкова И.С. Нарушения психического развития в детском возрасте /
И.С. Быкова - Оренбург:Оренбургскаягосударственнаямедицинская
академия, 2013. - 162 с.
10. Василькова Ж.Г. Клиническая психология детей и подростков /
Ж.Г. Василькова - Красноярск:Красноярский государственный
педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2015. - 156 с.
11. Винник М.О. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической икоррекционной работы / М.О. Винник - Рн/Д: Феникс, 2016. - 154 с.
12. Вульфов Б.З. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.И. Пидкасистый, Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2015. - 724 с.
13. Глухов В.П. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии (курс лекций): Учебное пособие / В.П. Глухов. - М.: Секачев В.,2015.- 256 с.
14. Гуревич П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - М.: Юрайт, 2013. - 479 с.
15. Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии: Учебное пособие для студентов учреждений сред.проф. образования / М.Н. Гуслова. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 288 с.
16. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / О.Б. Дарвиш; Под ред. В.Е. Клочко. - М.: КДУ, Владос-Пр., 2013. - 264 с.
17. Долгова В.И. Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения личности / В.И. Долгова, Н.В. Крыжановская, Н.А. Непомнящая - Научно-методический электронный журнал «Концепт» - 2016.
- С. 1-8 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:Ьйр://е- koncept/ru/2016/4670. htm
18. Драпкин Б.З. Семейная психотерапия (метод психотерапии материнской любви) / Б.З. Драпкин. - М.: ДеЛипринт, 2005. - 260 с.
19. Егидес А.П. Психология конфликта: Учебное пособие / А.П. Егидес. - М.: МФПУ Синергия, 2013. - 320 с.
20. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. - М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 640 с.
21. Ефимова Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие / Н.С. Ефимова. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 192 с.
22. Журдина О.А. Дети с задержкой психического развития: подготовка к школе / О.А. Журдина, Н.В. Краснощекова - Рн/Д.: Феникс,
2016. - 157 с.
23. Зеленина Н.Ю. Социально-эмоциональное развитие ребенка с ограниченными возможностями / Н.Ю. Зеленина - Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2014. - 46 с.
24. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2013. - 576 с.
25. Исаева Т.Н. Изучаем обучая:Дети с ограниченнымивозможностями: Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью / Т.Н. Исаева, С.Д. Забрамная - М.: Сфера, 2016. - 112 с.
26. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления / В.Г. Казанская - Спб.: Питер, 2008. - 179 с.
27. Капустин С.А. Экзистенциальный критерий нормальности и аномальности личности в классических направлениях психологии и психотерапии / С.А. Капустин. - М.: Когито-Центр, 2013. - 101 с.
28. Коломинский Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция /Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов - Спб.: Питер, 2014. - 480 с.
29. Конева И.А. Особенности образа Я младших подростков с ЗПР / И.А. Конева - Н.: Новгород, 202. - 217 с.
30. Котова И.Б. Общая психология: Учебное пособие / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. - М.: Дашков и К, Академцентр, 2013. - 480 с
31. Кочарян А.С. Психотерапия: Учебник для вузов / Л.Ф.
Бурлачук,А.С. Кочарян, М.Е. Жидко; Под общ.и науч. ред. Л.Ф. Бурлачук. - СПб.: Питер, 2015. - 496 с.
32. Кравченко А.И. Психология и педагогика: Учебник / А.И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 400 с.
33. Кравченко Ю.Е. Психология эмоции. Классические и
современные теории и исследования / Ю.Е. Кравченко. - М.: Форум, 2015. - 544 с.
34. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров /В.Г. Крысько. - М.: Юрайт, 2013. - 471 с.
35. Курпатов А.В. Руководство по системной поведенческой психотерапии / А.В. Курпатов, Г.Г. Аверьянов. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 571 с.
36. Лаукс Г. Психиатрия и психотерапия: Справочник / Г. Лаукс, Х. Меллер; Пер. с нем. В.П. Яковлева; Под общ.ред. П.И. Сидорова. - М.: МЕДпресс-инф., 2015. - 512 с.
37. Левченко И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная - М.: Сфера, 2016. - 235 с.
38. Липкина А.И. Самооценка / А.И. Липкина - Саратов: Вузовское образование, 2017. - 83 с.
39. Литвак Р.А. Основы научного исследования: учебное пособие / Р.А. Литвак, Г.Я. Гревцева, М.В. Циулина - Чел.: Цицеро, 2016. - 187 с.
40. Макарова И.В. Общая психология: Краткий курс лекций / И.В. Макарова. - М.: Юрайт, 2013. - 182 с.
41. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2013. - 583 с.
42. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук - СПб.: Питер, 2003. - 423 с.
43. Мандель, Б.Р. Возрастная психология: Учебное пособие / Б.Р. Мандель. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 352 с.
44. Марцинковская Т.Д. Психология и педагогика: Учебник / Т.Д. Марцинковская, Л.А. Григорович. - М.: Проспект, 2013. - 464 с.
45. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.М. Митяева. - М.: ИЦ Академия, 2015. - 208 с.
46. Немов Р.С. Общая психология. В 3-х т. Т. 3. Психология личности: Учебник / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2015. - 739 с.
47. Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология: учебно-методический комплекс / Т.Г. Неретина - М.: Флинта: МПСИ, 2008. - 376 с.
48. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для бакалавров / Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт, 2013. - 460 с.
49. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: олигофренопедагогика: учебное пособие для вузов / Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин и др.; под ред. Б. П. Пузанова. - М.: Академия, 2008. - 272 с.
50. Овчарова Р.В. Приктическая психология образования / Р.В. Овчарова - М.: Академия, 2003. - 448 с.
51. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии / В. Оклендер; Пер. с англ. Ф.Б. Березин [и др.]. - М.: Класс,2015. - 336 с.
52. Павленко Н.Н. Психология и педагогика: Учебное пособие / Н.Н. Павленко, С.О. Павлов. - М.: КноРус, 2015. - 496 с.
53. Павлов И.С. Психотерапия в практике. Технология
психотерапевтического процесса / И.С. Павлов. - М.: Акад. Проект, Культура, 2017. - 512 с.
54. Пастюк О.В. Психология и педагогика: Учебное пособие / О.В. Пастюк. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 160 с.
55. Патракеев В.Г. Педагогические технологии коррекционно - развивающего обучения школьников со сниженными учебными
возможностями: Научное издание / В.Г. Патракеев. - М.: УЦ Перспектива,2013. - 164 с.
56. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии: изучение и психокоррекция: учебное пособие для вузов по направлению «Педагогика»: доп. УМО вузов РФ / В.Г. Алямовская,
Е.Н.Васильева, Е.Е. Дмитриева и др.; под ред. У.В. Ульенковой - СПб.: Питер, 2016. - 304 с.
57. Психология детей с задержкой психического развития: изучение, социализация, психокоррекция: хрестоматия / сост. О.В. Защиринская - СПб.: Речь, 2003. - 432 с.
58. Рамендик Д.М. Общая психология и психологический практикум / Д.М. Рамендик. - М.: Форум, 2013. - 304 с.
59. Самыгин С.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. - М.: КноРус, 2015. - 480 с.
60. Самыгин С.И. Психология развития, возрастная психология для студентов вузов / С.И. Самыгин; Под общ.ред. Л.И. Щербакова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 220 с.
61. Сидоренков А.В. Социальная психология малых групп: Учебное пособие / А.В. Сидоренков. - Рн/Д: Феникс, 2015. - 381 с.
62. Современные проблемы общей и коррекционной педагогики и психологии детства: в 2 кн.: сборник научных трудов / под ред. Е.Ю. Куликовой - Н.: НГПУ, 2016. - 114 с.
63. Соснин В.А. Социальная психология: Учебник / В.А. Соснин, Е.А. Красникова. - М.: Форум, 2013. - 336 с.
64. Старшенбаум Г.В. Психосоматика и психотерапия: Исцеление души и тела / Г.В. Старшенбаум. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 350 с.
65. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика: краткий курс лекций / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - М.: Юрайт, 2013. - 134 с.
66. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика: Учебник / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, В.Е. Столяренко. - Рн/Д: Феникс, 2015. - 636 с.
67. Столяренко Л.Д. Психология общения: Учебник / Л.Д.
Столяренко, С.И. Самыгин. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 317 с.
68. Столяренко Л.Д. Социальная психология: Краткий курс лекций / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - М.: Юрайт, 2015. - 219 с.
69. Столяренко, А.М. Психология и педагогика: Учебник для студентов вузов / А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 543 с.
70. Сухов А.Н. Социальная психология: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / А.Н. Сухов. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 240 с.
71. Хилько М.Е. Возрастная психология: Краткий курс лекций / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. - М.: Юрайт, 2013. - 200 с.
72. Хухлаева О.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. - М.: Юрайт, 2013. - 367 с.
73. Цветков В.Л. Психология конфликта. От теории к практике: Учебное пособие для студентов вузов / В.Л. Цветков. - М.: ЮНИТИ- ДАНА,2013.- 183 с.
74. Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие /Э.В. Островский, Л.И. Чернышова; Под ред. Э.В. Островский. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 381 с.
75. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / И.В. Шаповаленко. - М.: Юрайт, 2013. - 567 с.
76. Щербакова Т.Н. Теоретические основы организации обучения в начальных классах. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / В.П. Сергеева, Э.К. Никитина, Т.Н. Щербакова; Под ред. В.П. Сергеева. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 320 с.
77. Экман П. Психология эмоций / П. Экман; Пер. с англ. В. Кузин; Под науч. ред. Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2013. - 240 с.
78. Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь / П. Экман; Пер. с англ. В. Кузин; Под науч. ред. Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2015. - 334 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ