ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕСС ПРОЦЕССОМ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СУБЪЕКТ С УЧЕТОМ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА 9
1.1. Особенности управления образовательным процессом в дошкольной
образовательной организации 9
1.2. Сопровождение педагогической деятельности как одна из форм
управления образовательным процессом дошкольной образовательной организации 16
1.3. Особенности внедрения национально-регионального компонента в
образовательную деятельность дошкольной образовательной организации 26
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 46
ГЛАВА 2. ОПЫТ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОО В ПРОЦЕССЕ ВНЕДРЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 48
2.1. Изучение уровня краеведческой компетенции педагогов
дошкольной образовательной организации 48
2.2. Реализация условий, способствующих методическому
сопровождению педагогов в процессе реализации регионального компонента 57
2.3. Анализ результатов исследования 66
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 82
В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования актуальной становится проблема проектирования части основной образовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательных отношений самостоятельно.
Одним из возможных принципов формирования вариативной части основной образовательной программы является принцип педагогической регионализации. Принцип педагогической регионализации рассматривается как принцип организации образования в регионах, формирования части содержания и процесса образования, в которой отражаются региональные особенности, актуализированные целями адаптации, социализации личности дошкольника в условиях социокультурной среды своего региона.
Современные преобразования в мире повлияли на развитие российского общества в сторону демократизации, обеспечивающей удовлетворение культурных и духовных потребностей народов России.
В настоящее время происходит переосмысление целей и задач образования, повышается роль культурологической составляющей педагогического процесса, стимулирующей воспитание творческой личности способной к активной жизнедеятельности в многонациональной среде.
На научно-методическом уровне важность изучения связана с потребностью обновления путей методичного сопровождения и создания требуемых педагогических обстоятельств для познавательного развития дошкольников с учетом регионального компонента в условиях дошкольных образовательных учреждений. Вплоть до настоящего времени внедрение регионального компонента дошкольного образования учеными не рассматривалась
Актуализация проблемы внедрения регионального компонента
дошкольного образования определена рядом противоречий:
• между потребностями изменившейся ситуации в мире, направленными на поддержание культурного наследия любого народа, отражающего его многовековые традиции, обычаи, нравы в обстоятельствах многонационального государства, и неразработанностью образовательной стратегии взаимодействия культур в дошкольном образовательном процессе;
• потребностью реализации познавательного развития дошкольников и создания в практике многонациональных дошкольных учреждений и неудовлетворительным обоснованием теоретических подходов к их реализации.
На основании выявленных противоречий была сформулирована тема исследования: «Методическое сопровождение педагогов в процессе внедрения регионального компонента основной образовательной программы дошкольного образования».
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
• на философском уровне: диалектическая взаимосвязь
общечеловеческого, национального и индивидуального (Р.Г. Абдулатипов, Н.А. Бердяев, Б.С. Гершунский, И.С. Кон, А.Б. Родин);
• на общенаучном уровне: деятельностный подход (К.А. Абульханова- Славская, Л.В. Трубайчук,); культурно-историческая концепция развития поведения и психики (Л.С. Выготский);
• концепция народного воспитания (К.Ш. Ахияров, Г.С. Виноградов, Г.Н. Волков); культурологический подход (М.М. Бахтин, В.С. Библер); учения о закономерностях психического развития детей дошкольного возраста (А.В. Запорожец, В.С. Мухина, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин);
• на конкретно-научном уровне: гуманистический подход
исследований дошкольного образования (Е.С. Бабунова, Т.С. Комарова, Н.Л. Худякова);
• исследования проблем межнационального общения детей
дошкольного возраста (А.Г. Абсалямова, Л.В. Коломийченко,
Л.А. Парамонова, Е.Ю. Протасова, А.П. Оконешникова).
Объект исследования: методическое сопровождение педагогов в процессе реализации регионального компонента.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия методического сопровождения педагогов в процессе реализации регионального компонента.
Цель исследования: определить условия методического
сопровождения педагогов при внедрении регионального компонента основной образовательной программы дошкольного образования.
Гипотеза исследования: методическому сопровождению педагогов в процессе реализации регионального компонента будут способствовать следующие условия:
1) выявление основных проблем в организации деятельности педагогов по внедрению регионального компонента основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
2) уточнение содержания регионального компонента, внедряемого в основную образовательную программу дошкольного образования;
3) развитие краеведческой компетенции педагога.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы нами поставлены следующие задачи.
1. Изучить основы методического сопровождения педагогов по внедрению регионального компонента основной образовательной программы дошкольного образования.
2. Провести диагностику уровня краеведческой компетентности педагога.
3. Разработать мероприятия по методическому сопровождению педагогов в обозначенной области.
4. Оценить эффективность внедрения мероприятий по методическому сопровождению педагогов в обозначенной области.
Научная новизна исследования: в исследовании осуществлен углубленный анализ структуры краеведческой компетенции педагогов дошкольной образовательной организации; разработан комплекс организационно-педагогических условий для методического сопровождения педагогов при внедрении регионального компонента основной образовательной программы дошкольного образования.
Исследование позволяет более подробно изучить особенности структуры понятия «краеведческой компетенции педагогов дошкольной образовательной организации», выявить комплекс организационнопедагогических условий для методического сопровождения педагогов при внедрении регионального компонента основной образовательной программы дошкольного образования.
Практическая значимость: разработанные в исследовании
диагностика уровня краеведческой компетенции педагогов дошкольной образовательной организации и комплекс организационно-педагогических условий могут быть использованы в практической деятельности дошкольных образовательных организаций для методического сопровождения педагогов при внедрении регионального компонента основной образовательной программы дошкольного образования.
Для решения поставленных задач использовался комплекс теоретических и практических методов исследования: теоретические:
• анализ культурологической, психолого-педагогической и
естественнонаучной литературы по исследуемой теме;
эмпирические:
• разработанная диагностика уровня краеведческой компетенции педагогов ДОО;
• метод математической статистики «t-критерий Стьюдента».
База исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе дошкольной образовательной организации Иркутской области.
В ходе опытно-экспериментальной работы приняли участие 20 педагогов (заведующие, старшие воспитатели, воспитатели, методисты, музыкальные руководители и инструкторы физической культуры).
Этапы исследования.
На первом этапе работы (2016 г.) в процессе теоретического анализа научной и методологической литературы, государственных документов по краеведческому образованию, опыта работы дошкольных учреждений по проблеме краеведческого образования детей были определены цели, задачи, содержание, формы и методы исследования, сформулирована рабочая гипотеза, разработаны диагностические методики.
На втором этапе исследования (2017 г.) было проведено констатирующее исследование краеведческой компетенции педагогов ДОО, на этапе формирующего эксперимента определены организационнопедагогические условия для методического сопровождения педагогов при внедрении регионального компонента основной образовательной программы дошкольного образования.
На третьем этапе работы (2017 г.) реализован комплекс организационно-педагогических условий для методического сопровождения педагогов при внедрении регионального компонента основной общеобразовательной программы дошкольного образования, контрольная диагностика педагогов, осуществлена экспериментальная работа по проверке рабочей гипотезы, обработаны результаты работы, осуществлена систематизация материалов и проведено обобщение результатов опытноэкспериментальной работы, проведена проверка достоверности ряда положений, сделаны обобщающие выводы.
Практическая новизна работы: создание программы повышения квалификации педагогов дошкольного образования в вопросе краеведческой деятельности; создание комплекса организационно-педагогических условий, который может быть использован применительно к другим дошкольным образовательным организациям с целью методического сопровождения педагогов при внедрении регионального компонента основной общеобразовательной программы дошкольного образования, материалы исследования могут стать основой для организации сетевого взаимодействия дошкольных организаций для методического сопровождения педагогов.
В исследовании дано описание структуры краеведческой компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций; разработана диагностика уровня краеведческой компетенции педагогов дошкольной организации; разработано содержательно-методическое обеспечение процесса формирования краеведческой компетенции педагогов дошкольной образовательной организации, которое позволяет совершенствовать краеведческие знания педагогов, формировать у них опыт осуществления методического сопровождения педагогов, повышать уровень эмоциональноценностного личностного отношения к родному краю. Основные результаты, полученные в ходе исследования, апробированы путем публикации в научных печатных изданиях
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Общий процесс организации и управления методического сопровождения педагогов по внедрению регионального компонента в дошкольной образовательной организации определил создание организационно-педагогических условий для повышения квалификации педагогов в вопросе краеведческого образования детей старшего дошкольного возраста.
Данные условия были направлены на формирование краеведческой компетенции педагогов ДОО и осуществлялся в следующих направлениях:
1) организационная управленческая деятельность;
2) работа с педагогами;
3) работа с социальными партнёрами ДОО.
Условия описывает последовательность мероприятий по каждому направлению, распределение функциональных обязанностей между управляющим и педагогическим составом организации. Созданная программа повышения квалификации педагогов, как одно из педагогических условий, позволит разработать организованную и разнообразную базу для создания мероприятий, проводимых с детьми (занятия, экскурсии, праздники, акции, проектная и исследовательская деятельность), что поможет поднять краеведческую культуру детей и взрослых, проживающих на этой территории, до уровня понимания «малой родины», ее ценности в жизни человека.
Наша работа позволяет сделать вывод о том, что выдвинутая в начале исследования гипотеза является верной:
Методическому сопровождению педагогов в процессе реализации регионального компонента будут способствовать следующие условия:
1) выявление основных проблем в организации деятельности педагогов по внедрению регионального компонента основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
2) уточнение содержания регионального компонента, внедряемого в основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
3) развитие краеведческой компетенции педагога.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы нами решены следующие задачи:
1) изучены основы методического сопровождения педагогов по внедрению регионального компонента основной образовательной программы дошкольного образования.
2) проведена диагностика уровня краеведческой компетентности педагога.
3) разработаны мероприятия по методическому сопровождению педагогов в обозначенной области.
4) оценена эффективность внедрения мероприятий по методическому сопровождению педагогов в обозначенной области.
Краеведческая компетенция педагогов ДОО является важнейшим компонентом общей культуры личности и отражает богатство связей и характер взаимоотношений с окружающим миром. Проведенное исследование позволило уточнить понятие краеведческой компетенции применительно к педагогам дошкольной организации. Она включает в себя начала краеведческой культуры, определяется наличием следующих структурных компонентов: когнитивного, мотивационного и
деятельностного.
Краеведческая компетенция педагогов проявляется в единстве позиций: гражданской, которая предполагает принятие на себя
ответственности за сохранение культурных и природных ценностей региона, готовность принимать активное участие в реализации краеведческой деятельности ДОО, заинтересованность в краеведческом образовании детей. Также она включает профессионально-педагогическую позицию педагогов, предполагающую владение методикой и технологиями краеведческого образования детей, и умениями их реализации на практике.
Методическое сопровождение педагога в процессом формирования краеведческой компетенции педагогов ДОО представляет собой процесс, направленный на формирование общих для всего педагогического коллектива ценностей, норм и правил поведения, позитивного настроя на работу, благоприятного психологического климата, устанавливает правильное распределение функциональных обязанностей между членами педагогического коллектива, ориентирует на систематическую и целенаправленную работу в области краеведческого образования детей, организует рефлексию своей деятельности, контроль и отслеживание результатов.
Реализация такого управления возможна при высоком развитии управленческой культуры руководителя учреждения, его заинтересованности в развитии краеведческой деятельности в организации. Задачей управления является организация постоянной совместной деятельности педагогов в вопросе краеведческого образования детей и ее поддержание в оптимальном состоянии. Содержательная деятельность в такой среде обеспечивает взаимодействие всех участников образовательного процесса и развитие их краеведческой культуры.
Методическое сопровождение введения краеведческого компонента в образовательное пространство учреждения устраняет ряд следующих дефицитов: прежде всего, личностных, нравственно-волевых,
профессиональных, научно-методических, организационно-управленческих.
Поставленная цель достигнута, задачи решены. В ходе исследования теоретически изучено содержание понятия «краеведческая компетенция», разработана диагностика уровня краеведческой компетенции педагогов, описаны организационно-педагогических условия формирования краеведческой компетенции педагогов ДОО.
Данное исследование не претендует на исчерпывающий анализ проблемы. Дальнейшая ее разработка может идти в таких направлениях, как:
1) разработка комплекса мероприятий по повышению уровня краеведческих знаний детей, проведение контрольной диагностики краеведческих знаний детей;
2) исследование понятия краеведческой компетенции детей старшего дошкольного возраста, которое является новым в педагогической науке;
3) исследование отличия краеведческой компетенции педагога от краеведческой компетентности;
4) подготовка специалистов-краеведов на базе ДОО для организации сетевого взаимодействия дошкольных учреждений в русле краеведческого образования детей.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 06.04.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015) // ФЗ РФ. 2015 г.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» 25 ноября 2013 г. // Российская газета. Федеральный выпуск № 6241 (265).
3. Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 N 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы» // СПС Консультант плюс.
4. Абдулатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество Текст. М.: Политиздат,
2012. 222 с.
5. Абсалямова А.Г. Мультикультурное образование: программа
спецкурса. Уфа: БГПУ, 2011. 39 с.
6. Абсалямова А.Г. Организация педагогического процесса в многонациональном ДОУ. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2012. № 5. С. 50-55.
7. Абульханова Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 2012. 334 с.
8. Абияров К.Ш. Народная педагогика и современная школа. Уфа: БашГПУ, 2012. 328 с.
9. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург, 2012. 389 с.
10. Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Разработка годового плана дошкольного учреждения: Учебно-методическое пособие. М.: Восхождение, 2012. 254 с.
11. Антонов Ю.Е. Проблемы методологии современного дошкольного воспитания // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2011. № 2. С. 29-36.
12. Арабаджи В.А. Творческий поиск в работе с педагогами // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2010. № 3. С. 20
23.
13. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: учебник. М.: Омега-Л, 2012. 525 с.
14. Александровская Э.М., Кокуркина Н.И., Куренкова Н.В.
Психологическое сопровождение школьников : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2012. 43 с.
15. Бабич О. В. Организация режимных моментов в соответствии с ФГТ // Воспитатель ДОУ. 2011. № 5. С. 7-9....58