Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

Работа №94703

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы119
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
112
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА 16
1.1. Сущность методического сопровождения педагогов ДОУ 16
1.2. Понятие профессионально - педагогической компетентности педагогов в
научной литературе 27
1.3. Управленческая модель методического сопровождения педагогов
в процессе внедрения Профессионального стандарта 39
Выводы по первой главе 59
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОВЕРКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МОДЕЛИ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 61
2.1. Диагностика профессионально-педагогической компетентности
педагогов ДОУ 61
2.2. Организационно-методическое обеспечение сопровождения педагогов
ДОУ 71
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы по сопровождению
педагогов ДОУ 84
Выводы по второй главе 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 111
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 114

Актуальность исследования. Одним их важнейших направлений дея­тельности, в условиях модернизации в системе образования, является разви­тие кадрового потенциала. Приоритетность данного направления развития образования фиксируется и в Стратегии развития российского образования до 2020 года, Национальной образовательной инициативе «Наша новая шко­ла», ФГОС дошкольного образования.
Социальный заказ на подготовку специалистов нового поколения сформулирован в докладе Госсовета РФ «Об образовательной политике Рос­сии на современном этапе»: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут само­стоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отлича­ются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкуль­турному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание». В современных усло­виях противоречие между требуемым и актуальным уровнем культуры педа­гогической деятельности, необходимой для реализации этих направлений углубляется.
Как показывает анализ деятельности педагогов дошкольного образова­ния, они не всегда готовы к новому типу организации педагогического про­цесса и проектированию. Причина в отсутствии у большинства опыта нели­нейного построения педагогического процесса и личностно-ориентиро­ванного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса. В дошкольных учреждениях все еще имеет место такая методическая деятель­ность, когда идет ориентация на общие образовательные задачи, а не на по­мощь и поддержку компетентности каждого педагога детского сада.
Ключевой фигурой в формировании нового содержания образования является личность педагога, готового включиться в инновационную деятель­ность. При этом педагогическая практика указывает на то, что не все педаго­ги готовы к внедрению позитивных инноваций в дошкольное образование, как требует того Профессиональный стандарт педагога. Среди трудностей внедрения Профессионального стандарта педагога ДОУ в систему деятель­ности дошкольной организации практиками обычно выделяются следующие:
• снижение мотивации к инновационной деятельности значительной части педагогов, что негативно может отразиться на внедрении Профессио­нального стандарта педагога;
• неприятие идеологии Профессионального стандарта, неготовность воспитателя к смене парадигмы поведения;
• слабое представление и педагогов, и управленческих структур о том, при помощи каких средств могут быть достигнуты результаты внедрения Профессионального стандарта [79;14].
Существует достаточно много исследований и научно - методических разработок, посвященных методической работе в дошкольном учреждении (Антонов Ю.Е., Алексанина Н.С., Белая К.Ю., Дуброва В.П., Лосева П.Н., Никишина И.В. и др. [66;25]). Но проведенный анализ научных публикаций показал, что существует дефицит исследовательского внимания к проблеме методического сопровождения педагога в процессе внедрения Профессио­нального стандарта педагога дошкольного образования, основное внимание авторы уделяют всему педагогическому коллективу в целом, но в практике мы знаем, что все педагоги разные: имеют разный стаж, уровень мотивации, уровень образования и т.д. Именно руководитель призван реализовать мето­дическое сопровождение каждого педагога в детском саду.
В процессе сопровождения деятельности педагогов в условиях внедре­ния Профессионального стандарта, методисты образовательных организаций сталкиваются с необходимостью поиска новых эффективных форм работы, с целью активизации каждого педагога как непосредственного участника внедрения Профессионального стандарта, стимулирования инновационной деятельности педагогов.
Решение данной проблемы возможно через нетрадиционные, интерак­тивные методы и формы работы с педагогами. Многие основные методиче­ские инновации связаны с применением интерактивных методов обучения. Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, откро­венный обмен мнениями, формирует положительные отношения между со­трудниками.
Одним из преимуществ «интерактива» является создание комфортных условий обучения, таких, при которых педагог чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффек­тивным весь процесс обучения.
Современные процессы модернизации дошкольного образования вы­двигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к про­фессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отноше­ние к педагогическому труду. Именно такая позиция ориентирует педагога на понимание современных реалий, мотивов и способов взаимодействия с ребенком (Е.В. Бондаревская, Л.И. Божович, М. И. Лисина, В.С. Мухина). Только зрелость личностной, профессиональной позиции воспитателя обес­печивает замену традиционных ценностей обучения на ценности развития личности дошкольника и, следовательно, и повышение качества его образо­вания. Правомерность существования нового понятия «компетентность» применительно к сфере общего образования и теоретические идеи компе- тентностного подхода обосновываются в работах В.А. Болотова, O.E. Лебе­дева, В.В. Серикова, A.B. Хуторского.
Сопоставительный анализ теории в аспекте изучения методического сопровождения педагогов в ДОУ в процессе внедрения Профессионального стандарта с практическим состоянием решения этой проблемы, позволил вы­делить ряд противоречий.
На социально-педагогическом уровне противоречие проявляется в том, что общество требует высокого качества образования уже на первой его сту­пени, Правительством Российской Федерации поставлена важнейшая задача- модернизация системы образования, в том числе и дошкольного. Все это определяет приоритеты развития образования, ключевой фигурой которых является педагог как профессионал нового поколения, но педагогические условия, направленные на методическое сопровождение педагогов в ДОУ обеспечиваются не в полном объеме, необходимом для решения новых задач методической работы в ДОУ.
Противоречие на научно-теоретическом уровне характеризуется тем, что в ДОУ необходимо создать модель методического сопровождения педа­гогов и комплекс педагогических условий ее реализации, обеспечивающие внедрение Профессионального стандарта в дошкольной образовательной ор­ганизации, но в педагогической теории недостаточно изучены психолого­-педагогические основания для создания такой модели сопровождения педа­гогов...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В основе педагогической деятельности педагогов современного до­школьного образовательного учреждения лежат идеи гуманности и гумани- тарности, субъектности, диалогичности, Успешность реализации обозначен­ных идеи зависит от способности воспитателя личностно-ориентированно решать профессиональные задачи, позволяющие организовывать педагоги­ческое сопровождение ребенка, развивать его индивидуальный потенциал, обогащать внутренний мир. Однако в современных условиях педагогическая деятельность воспитателя осложняется контекстом конкретного детского са­да, а именно вариативностью программно-методического обеспечения дет­ского сада, разнообразием моделей предметно-развивающей среды, способов организации педагогического процесса, методов взаимодействия с его субъ­ектами. В результате, педагог не всегда готов к качественному выбору со­держания, форм, методов построения педагогического процесса, позволяю­щего учитывать интересы, потребности и возможности каждого ребенка. Это обусловлено отсутствием у многих педагогов опыта личностно­ориентированного взаимодействия с его субъектами: детьми, родителями, коллегами по работе, администрацией. В связи с этим, возникает необходи­мость накопления данного опыта, через включение самих педагогов в про­цесс сопровождения.
Суть исследования заключалась в изучении специфики организации методического сопровождения в современном дошкольном образовательном учреждении и рассмотрении возможности ее организации, в контексте тео­рии и практики сопровождения. Научно-исследовательская работа заключа­лась в построении возможного варианта методического сопровождения пе­дагога, позволяющего учитывать особенности работы конкретного детского сада и направленного на включение воспитателей в решение приоритетных годовых задач работы детского сада, опираясь на их профессиональные и личностные потребности, возможности и интересы. Исследование было направлено на определение этапов методического сопровождения педагогов 96
как способа организации методической деятельности, а также выделение ка­чественных характеристик профессиональной компетентности старшего воспитателя дошкольного учреждения, готового к организации методическо­го сопровождения.
Теоретическая значимость результатов диссертационного исследова­ния заключается в том, что педагогическая наука обогащается современны­ми знаниями о сущности и возможностях методического сопровождения пе­дагогов, о путях и условиях его организации в современном дошкольном об­разовательном учреждении.
Практическая значимость диссертации и использование полученных результатов состоит в том, что:
• разработана модель сопровождения педагогов, позволяющая организо­вывать методическое сопровождение педагогов детского сада;
• разработаны и апробированы варианты организации методического со­провождения педагогов в условиях конкретного дошкольного образователь­ного учреждения.
Перспективы дальнейшей научной разработки проблемы могут быть связаны:
• с организацией службы методического сопровождения в системе по­вышения квалификации на различных уровнях;
• с более глубоким изучением влияния методического сопровождения воспитателя на качество педагогического процесса дошкольного образова­тельного учреждения.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что нам уда­лось на теоретическом и практическом уровне решить задачу методического сопровождения педагогов МБДОУ - детский сад № 463 через построение и реализацию модели сопровождения педагогов и комплекса педагогических условий ее реализации, это связано с тем, что:
1. Нами разработана и реализуется модель, которая:
а) построена на основе социокультурного, личностно ориентированно­го и герменевтического подходов;
б) реализуется с учетом принципов культуросообразности, приоритета интересов сопровождаемого, учета типологии педагога;
в) включает пять взаимосвязанных компонентов (целевой, теоретико­методологический, процессуально - сопроводительный, диагностический, ре­зультативный).
2. Ядром модели является методика сопровождения педагогов до­школьного образования, раскрывающая четыре этапа (информационно­аналитический, планово-прогностический, организационно-сопроводитель­ный, консультативный), типы методического сопровождения (содействие, взаимодействие, поддержка), а также формы, методы, средства методическо­го сопровождения педагогов;
3.Определены условия эффективного функционирования модели мето­дического сопровождения педагогов:
а) оказание помощи в решении индивидуальных проблем развития пе­дагога;
б) содействие межличностной коммуникации педагога с другими педа­гогами;
в) формирование положительного отношения педагога к самому себе и собственной деятельности.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были решены следующие задачи:
1. Проанализирована научно-исследовательская литература, определе­на характеристика современных подходов к организации методического со­провождения педагогов ДОУ, выявить понятие профессионально - педагоги­ческой компетентности.
2. Разработана модель методического сопровождения педагогов, направленная на внедрение Профессионального стандарта педагога.
3. Проанализированы все сильные и слабые стороны методического сопровождения педагогов, а также уровень их профессионально­педагогической компетентности в МБДОУ - детском саду № 463.
4. Дана оценка результативности влияния модели методического со­провождения педагогов в условиях внедрения Профессионального стандарта в МБДОУ.
Таким образом, все задачи решены, гипотеза доказана, цель работы до­стигнута.


1. Абибуллаева, Э. А. Сущность методического сопровождения педа­
гогов в дошкольных образовательных учреждениях / Э. А. Абибуллаева // Молодой ученый. - 2018. - № 12. - С. 142-145. - URL:
https://moluch.ru/archive/-198/48795/ (дата обращения: 24.06.2019).
2. Адольф, В. А. Профессиональная компетентность современного учителя / В. А. Адольф; Краснояр. гос. ун-т. - Красноярск: Изд-во КГУ, 1998.
• 309 с.
3. Александрова, Е. А. Педагогические команды в принятии решений при организации инновационной деятельности образовательных учреждений / Е. А. Александрова // Вестник Поморского университета. Серия: Физиоло­гические и психолого-педагогические науки. - 2006. - № 3. -С. 62-66.
4. Алексашина, И. Ю. Педагогическая идея: зарождение, осмысление, воплощение: практ. методология решения пед. задач / И. Ю. Алексашина. - Санкт-Петербург: СпецЛит, 2000. - 223 с.
5. Алферова, Л. B. Организация методической работы в образователь­ном учреждении на основе проблемно-ориентированного анализа / Л. B. Ал­ферова // Завуч. - 1998. - № 3. - С. 124-140.
6. Багадирова, С. К. Методы и средства формирования методологиче­ской компетентности будущего преподавателя: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / С. К. Багадирова; Адыг. гос. ун-т. - Майкоп, 2002. - 19 с.
7. Базовые компетентности педагога: требования проф. стандарта // Сельская школа. - 2009. - № 6. - С. 7-12.
8. Белая, К. Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы / К. Ю. Белая. - Москва: Сфера, 2006. - 96 с.
9. Белая, К. Ю. Организация методической работы с педагогами на этапе введения ФГОС ДО / К. Ю. Белая // Справочник старшего воспитателя.
• 2014. - № 3. - С. 4-13.
10. Белая, К. Ю. От сентября до сентября: рекомендации зав. и ст. вос­питателям дет. садов к планированию учеб.-воспит., метод. работы на год / К. Ю. Белая. - Москва: АСТ, 1998. - 176 с.
11. Белая, К. Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция / К. Ю. Белая. - Москва: Сфера, 2004. - 64 с.
12. Белая, К. Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом / К. Ю. Белая. - Москва: АСТ: Астрель, 2003. - 399 с.
13. Бережнова, Е. В. Методологическая культура педагога: (проблемы проф. подгот. в пед. вузах) / Е. В. Бережнова // Гуманизация образования. - 1995. - № 1. - С. 63-68.
14. Бережнова, Е. В. Формирование методологической культуры учи­теля / Е. В. Бережнова // Педагогика. - 1996. - № 4. - С. 14-18.
15. Близнецова, В. С. Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ / В. С. Близнецова // Справочник старшего воспитателя. - 2009. - № 9. - С. 33-40...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ