ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
|
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования познавательных учебных действий на уроках математики 5 класса на основе использования проектных задач 6
1.1. Познавательные универсальные учебные действия как
педагогический феномен 6
1.2. Проектные задачи как средство формирования познавательных
учебных действий обучающихся 18
1.3. Модель формирования познавательных учебных действий 28
Выводы по главе 1 37
Глава 2. Методические основы формирования познавательных учебных действий на уроках математики 5 класса на основе использования проектных задач 39
2.1. Методические рекомендации по конструированию проектных задач, ориентированных на формирование познавательных учебных действий 39
2.2 Методические рекомендации по использованию проектных задач на уроках математики 45
2.3. Описание организации и результатов экспериментальной работы... 51
Выводы по главе 2 57
Заключение 59
Библиографический список 62
Приложение А 67
Приложение Б 73
Приложение В 76
Приложение Г 83
Приложение Д 90
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования познавательных учебных действий на уроках математики 5 класса на основе использования проектных задач 6
1.1. Познавательные универсальные учебные действия как
педагогический феномен 6
1.2. Проектные задачи как средство формирования познавательных
учебных действий обучающихся 18
1.3. Модель формирования познавательных учебных действий 28
Выводы по главе 1 37
Глава 2. Методические основы формирования познавательных учебных действий на уроках математики 5 класса на основе использования проектных задач 39
2.1. Методические рекомендации по конструированию проектных задач, ориентированных на формирование познавательных учебных действий 39
2.2 Методические рекомендации по использованию проектных задач на уроках математики 45
2.3. Описание организации и результатов экспериментальной работы... 51
Выводы по главе 2 57
Заключение 59
Библиографический список 62
Приложение А 67
Приложение Б 73
Приложение В 76
Приложение Г 83
Приложение Д 90
С появлением нового Федерального государственного
образовательного стандарта (ФГОС) второго поколения в школьном образовании, возникла ситуация, пересмотра всех компонентов обучения: форм, методов и средств. Теперь значимой задачей обучения в школе является не просто получение «сухих» знаний, но и развитие личности каждого обучающегося. Социальный заказ общеобразовательной школе представлен в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», что является методологической основой ФГОС второго поколения. В данном стандарте сформулированы требования к предметным, метапредметным и личностным образовательным результатам обучения, которые должны быть достигнуты в процессе обучения учебных дисциплин и конкретно математики. Для матепредметных результатов, включающих в себя систему универсальных учебных действий (УУД): личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные, разработана специальная программа, которая регламентирует процесс формирования УУД в школьном образовании. Теперь школа должна передать не только предметные знания, но и научить обучающегося самому добывать знания, перерабатывать их и применять на практике.
Школьный курс математики обладает существенным потенциалом для формирования и развития познавательных УУД (ПУУД), которые лежат в основе развития метапредметных результатов. Анализируя содержание школьных учебников по математике, работу учителей общеобразовательной школы, мы пришли к выводу о том, что в учебный процесс математического образования необходимо внедрять такие средства, которые бы способствовали формированию ПУУД у обучающихся на уроках математики. Поэтому перед нами встает проблема, как организовать процесс формирования ПУУД на уроках математики.
Объект исследования: формирование ПУУД у обучающихся 5 класса в процессе обучения математики.
Предмет исследования: проектные задачи как средство формирования ПУУД у обучающихся 5 класса в процессе обучения математики.
Цель исследования: разработка методических рекомендаций по конструированию проектных задач и их применению как средства формирования ПУУД у обучающихся 5 класса на уроках в процессе обучения математике...
образовательного стандарта (ФГОС) второго поколения в школьном образовании, возникла ситуация, пересмотра всех компонентов обучения: форм, методов и средств. Теперь значимой задачей обучения в школе является не просто получение «сухих» знаний, но и развитие личности каждого обучающегося. Социальный заказ общеобразовательной школе представлен в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», что является методологической основой ФГОС второго поколения. В данном стандарте сформулированы требования к предметным, метапредметным и личностным образовательным результатам обучения, которые должны быть достигнуты в процессе обучения учебных дисциплин и конкретно математики. Для матепредметных результатов, включающих в себя систему универсальных учебных действий (УУД): личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные, разработана специальная программа, которая регламентирует процесс формирования УУД в школьном образовании. Теперь школа должна передать не только предметные знания, но и научить обучающегося самому добывать знания, перерабатывать их и применять на практике.
Школьный курс математики обладает существенным потенциалом для формирования и развития познавательных УУД (ПУУД), которые лежат в основе развития метапредметных результатов. Анализируя содержание школьных учебников по математике, работу учителей общеобразовательной школы, мы пришли к выводу о том, что в учебный процесс математического образования необходимо внедрять такие средства, которые бы способствовали формированию ПУУД у обучающихся на уроках математики. Поэтому перед нами встает проблема, как организовать процесс формирования ПУУД на уроках математики.
Объект исследования: формирование ПУУД у обучающихся 5 класса в процессе обучения математики.
Предмет исследования: проектные задачи как средство формирования ПУУД у обучающихся 5 класса в процессе обучения математики.
Цель исследования: разработка методических рекомендаций по конструированию проектных задач и их применению как средства формирования ПУУД у обучающихся 5 класса на уроках в процессе обучения математике...
В ходе решения проблемы исследования в соответствии с поставленными задачами и выдвинутой гипотезой получены следующие результаты:
1. Процесс формирования ПУУД на уроках математики достаточно сложный и до конца неизученный. Поэтому для того, чтобы формирование ПУУД в процессе обучения математике был более понятен и реализован учителем, нужно использовать адекватные средства обучения на уроках математики. Таковым средством для нас стали ПЗ.
2. ПЗ включенные в процесс обучения математике позволяет не только формировать ПУУД у обучающихся, но и отслеживать пути становления способов действия обучающихся в нестандартных ситуациях, производить мониторинг формирования ПУУД а так же ПЗ может стать измерителем для оценки всех видов УУД и ключевых компетенций обучающихся.
3. Модель формирования ПУУД в процессе обучения математике в 5 классе с использованием ПЗ разработана в соответствие с выделенными условиями и принципами и включает целевой, организационно- содержательный, технический, критериально-оценочный компоненты.
4. Описаны методические рекомендации по конструированию и применению ПЗ в процессе обучения математике;
5. Разработаны ПЗ по математике для обучающихся 5 классов;
6. Осуществлено опытно-экспериментальное подтверждение эффективности применения разработанных ПЗ для обучающихся 5 классов на уроках математики.
Анализ психолого-педагогической и методологической литературы по теме исследования и изучение состояния проблемы на практике показал, что вопрос о формировании ПУУД в процессе обучения математике в современной общеобразовательной школе имеет значительное место.
Проблема необходимости формирования ПУУД на уроках математики в рамках реализации ФГОС и внедрения в педагогическую практику ПЗ, обеспечивает повышение качества учебного процесса, явилась обоснованием выбора темы исследования.
Выяснилось, что использования ПЗ на уроке математике имеет ряд преимуществ. Во-первых, наличие проблемной ситуации связанной с жизнью, повышает мотивацию к учебной деятельности и изучению предмета «математика» у обучающихся. В-вторых, ПЗ вовлекают обучающихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. В-третьих, использование ПЗ способствует расширению / углублению математических знаний, получаемых в школьной программе, причем результатом решения таких задач выступает не только на получение результата, но и качественного изменения обучающегося. В-четвертых, применение ПЗ в процессе обучения математике способствует формированию таких элементов ПУУД: сравнение; подведение под понятие; анализ и синтез; выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждения, доказательство
ПЗ имели междисциплинарный характер и расширяли кругозор, а также углубляли знания у обучающихся 5 класса по математике.
Обосновано и подтверждено в опытно экспериментальной работе, что использование ПЗ способствует формированию ПУУД в процессе обучения математике у обучающихся 5 класса.
Эмпирические данные подтверждают выдвинутую гипотезу и проводят к выводу о том, что использование ПЗ на уроках математики приводит результативному усвоению знаний, приобретению прочных умений и навыков, так как обучающиеся решают задачи напрямую связанные с жизненной ситуацией, применяя свои практические и теоретические знания по предмету «математика»...
1. Процесс формирования ПУУД на уроках математики достаточно сложный и до конца неизученный. Поэтому для того, чтобы формирование ПУУД в процессе обучения математике был более понятен и реализован учителем, нужно использовать адекватные средства обучения на уроках математики. Таковым средством для нас стали ПЗ.
2. ПЗ включенные в процесс обучения математике позволяет не только формировать ПУУД у обучающихся, но и отслеживать пути становления способов действия обучающихся в нестандартных ситуациях, производить мониторинг формирования ПУУД а так же ПЗ может стать измерителем для оценки всех видов УУД и ключевых компетенций обучающихся.
3. Модель формирования ПУУД в процессе обучения математике в 5 классе с использованием ПЗ разработана в соответствие с выделенными условиями и принципами и включает целевой, организационно- содержательный, технический, критериально-оценочный компоненты.
4. Описаны методические рекомендации по конструированию и применению ПЗ в процессе обучения математике;
5. Разработаны ПЗ по математике для обучающихся 5 классов;
6. Осуществлено опытно-экспериментальное подтверждение эффективности применения разработанных ПЗ для обучающихся 5 классов на уроках математики.
Анализ психолого-педагогической и методологической литературы по теме исследования и изучение состояния проблемы на практике показал, что вопрос о формировании ПУУД в процессе обучения математике в современной общеобразовательной школе имеет значительное место.
Проблема необходимости формирования ПУУД на уроках математики в рамках реализации ФГОС и внедрения в педагогическую практику ПЗ, обеспечивает повышение качества учебного процесса, явилась обоснованием выбора темы исследования.
Выяснилось, что использования ПЗ на уроке математике имеет ряд преимуществ. Во-первых, наличие проблемной ситуации связанной с жизнью, повышает мотивацию к учебной деятельности и изучению предмета «математика» у обучающихся. В-вторых, ПЗ вовлекают обучающихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. В-третьих, использование ПЗ способствует расширению / углублению математических знаний, получаемых в школьной программе, причем результатом решения таких задач выступает не только на получение результата, но и качественного изменения обучающегося. В-четвертых, применение ПЗ в процессе обучения математике способствует формированию таких элементов ПУУД: сравнение; подведение под понятие; анализ и синтез; выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждения, доказательство
ПЗ имели междисциплинарный характер и расширяли кругозор, а также углубляли знания у обучающихся 5 класса по математике.
Обосновано и подтверждено в опытно экспериментальной работе, что использование ПЗ способствует формированию ПУУД в процессе обучения математике у обучающихся 5 класса.
Эмпирические данные подтверждают выдвинутую гипотезу и проводят к выводу о том, что использование ПЗ на уроках математики приводит результативному усвоению знаний, приобретению прочных умений и навыков, так как обучающиеся решают задачи напрямую связанные с жизненной ситуацией, применяя свои практические и теоретические знания по предмету «математика»...
Подобные работы
- Развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся 11 классов на уроках математики
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
9 КЛАССА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2018 - Формирование познавательных универсальных учебных действий в проектной деятельности младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Формирование коммуникативных умений у учащихся основной школы на уроках математики
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2024 - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2020 - ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2022 - Формирование познавательных универсальных учебных действий при изучении пропедевтического курса математики
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2021





