Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования познавательных учебных действий на уроках математики 5 класса на основе использования проектных задач 6
1.1. Познавательные универсальные учебные действия как
педагогический феномен 6
1.2. Проектные задачи как средство формирования познавательных
учебных действий обучающихся 18
1.3. Модель формирования познавательных учебных действий 28
Выводы по главе 1 37
Глава 2. Методические основы формирования познавательных учебных действий на уроках математики 5 класса на основе использования проектных задач 39
2.1. Методические рекомендации по конструированию проектных задач, ориентированных на формирование познавательных учебных действий 39
2.2 Методические рекомендации по использованию проектных задач на уроках математики 45
2.3. Описание организации и результатов экспериментальной работы... 51
Выводы по главе 2 57
Заключение 59
Библиографический список 62
Приложение А 67
Приложение Б 73
Приложение В 76
Приложение Г 83
Приложение Д 90
С появлением нового Федерального государственного
образовательного стандарта (ФГОС) второго поколения в школьном образовании, возникла ситуация, пересмотра всех компонентов обучения: форм, методов и средств. Теперь значимой задачей обучения в школе является не просто получение «сухих» знаний, но и развитие личности каждого обучающегося. Социальный заказ общеобразовательной школе представлен в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», что является методологической основой ФГОС второго поколения. В данном стандарте сформулированы требования к предметным, метапредметным и личностным образовательным результатам обучения, которые должны быть достигнуты в процессе обучения учебных дисциплин и конкретно математики. Для матепредметных результатов, включающих в себя систему универсальных учебных действий (УУД): личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные, разработана специальная программа, которая регламентирует процесс формирования УУД в школьном образовании. Теперь школа должна передать не только предметные знания, но и научить обучающегося самому добывать знания, перерабатывать их и применять на практике.
Школьный курс математики обладает существенным потенциалом для формирования и развития познавательных УУД (ПУУД), которые лежат в основе развития метапредметных результатов. Анализируя содержание школьных учебников по математике, работу учителей общеобразовательной школы, мы пришли к выводу о том, что в учебный процесс математического образования необходимо внедрять такие средства, которые бы способствовали формированию ПУУД у обучающихся на уроках математики. Поэтому перед нами встает проблема, как организовать процесс формирования ПУУД на уроках математики.
Объект исследования: формирование ПУУД у обучающихся 5 класса в процессе обучения математики.
Предмет исследования: проектные задачи как средство формирования ПУУД у обучающихся 5 класса в процессе обучения математики.
Цель исследования: разработка методических рекомендаций по конструированию проектных задач и их применению как средства формирования ПУУД у обучающихся 5 класса на уроках в процессе обучения математике...
В ходе решения проблемы исследования в соответствии с поставленными задачами и выдвинутой гипотезой получены следующие результаты:
1. Процесс формирования ПУУД на уроках математики достаточно сложный и до конца неизученный. Поэтому для того, чтобы формирование ПУУД в процессе обучения математике был более понятен и реализован учителем, нужно использовать адекватные средства обучения на уроках математики. Таковым средством для нас стали ПЗ.
2. ПЗ включенные в процесс обучения математике позволяет не только формировать ПУУД у обучающихся, но и отслеживать пути становления способов действия обучающихся в нестандартных ситуациях, производить мониторинг формирования ПУУД а так же ПЗ может стать измерителем для оценки всех видов УУД и ключевых компетенций обучающихся.
3. Модель формирования ПУУД в процессе обучения математике в 5 классе с использованием ПЗ разработана в соответствие с выделенными условиями и принципами и включает целевой, организационно- содержательный, технический, критериально-оценочный компоненты.
4. Описаны методические рекомендации по конструированию и применению ПЗ в процессе обучения математике;
5. Разработаны ПЗ по математике для обучающихся 5 классов;
6. Осуществлено опытно-экспериментальное подтверждение эффективности применения разработанных ПЗ для обучающихся 5 классов на уроках математики.
Анализ психолого-педагогической и методологической литературы по теме исследования и изучение состояния проблемы на практике показал, что вопрос о формировании ПУУД в процессе обучения математике в современной общеобразовательной школе имеет значительное место.
Проблема необходимости формирования ПУУД на уроках математики в рамках реализации ФГОС и внедрения в педагогическую практику ПЗ, обеспечивает повышение качества учебного процесса, явилась обоснованием выбора темы исследования.
Выяснилось, что использования ПЗ на уроке математике имеет ряд преимуществ. Во-первых, наличие проблемной ситуации связанной с жизнью, повышает мотивацию к учебной деятельности и изучению предмета «математика» у обучающихся. В-вторых, ПЗ вовлекают обучающихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. В-третьих, использование ПЗ способствует расширению / углублению математических знаний, получаемых в школьной программе, причем результатом решения таких задач выступает не только на получение результата, но и качественного изменения обучающегося. В-четвертых, применение ПЗ в процессе обучения математике способствует формированию таких элементов ПУУД: сравнение; подведение под понятие; анализ и синтез; выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждения, доказательство
ПЗ имели междисциплинарный характер и расширяли кругозор, а также углубляли знания у обучающихся 5 класса по математике.
Обосновано и подтверждено в опытно экспериментальной работе, что использование ПЗ способствует формированию ПУУД в процессе обучения математике у обучающихся 5 класса.
Эмпирические данные подтверждают выдвинутую гипотезу и проводят к выводу о том, что использование ПЗ на уроках математики приводит результативному усвоению знаний, приобретению прочных умений и навыков, так как обучающиеся решают задачи напрямую связанные с жизненной ситуацией, применяя свои практические и теоретические знания по предмету «математика»...
1 Аксючиц С.А. Проектные задачи в образовательном процессе начальной школы :учеб.-метод. пособие для учителей нач. кл. (3-4 классы) / С.А. Аксючиц; ГУО «Акад.последиплом.образования». - Минск: АПО, 2011. -66 с.
2 Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. / Под ред.
Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. - М.:
Просвещение, 2018. - 151 с.
3 Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения // Педагогика. 2009. №4. С. 18-22.
4 Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г. Асмалов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. - М.: Просвещение, 2011 - 159 с.
5 Балл Г.А. Б20 Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект.- М.: Педагогика, 1990.- 184 с.
6 Богатырев, А.И. Теоретические основы педагогического
моделирования: сущность и эффективность [Электронный ресурс] / А.И. Богатырев И.М. Устинова. - Режим доступа:
http://www.rusnauka.com/SND/Pedagogica/2_bogatyrev%20a.i..doc.htm (Дата
обращения: 21.01.2018).
7 Большой психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова, 2008. - 672 с.
8 Бондаревская, Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт разработки парадигмы / Е.В. Бондаревская. - Ростов-на-Дону : Изд-во РГПУ, 1997. - 264 с.
9 Виды универсальных учебных действий (по материалам ФГОС НОО). Методическая копилка. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.metod-kopilka.ru/page-udd-1.html - (Дата обращения: 01.02.2018)
10 Воровщиков С.Г. Развитие универсальных учебных действий: внутришкольная система учебно-методического и управленческого сопровождения / С.Г. Воровщиков, Е.В. Орлова. - М. : Прометей, 2012. - 290 с.
11 Воронцов А.Б. Проектная задача как инструмент мониторинга способов действия школьников в нестандартной ситуации учения // Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина — B.B. Давыдова URL: http://nsc. 1 зер1ешЬег.ги/агйс1е.рйр?1й=200700608(Дата обращения: 11.04.2018).
12 Воронцов, А.Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В, С.В, Егоркин и др.]; пол ред. А.Б, Воронцова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 176 с. - (Стандарты второго поколения).
13 Гавронская Ю.Ю. «Интерактивность» и «интерактивное обучение» / Ю.Ю. Гавронская // Высшее образование в России. - 2008. - №7. - С. 101¬104.
14 Гельфман, Э.Г. Формирование универсальных учебных действий в процессе создания учебного проекта на уроках математики / Э.Г. Гельфман, А.Г. Подстригич // Вестник Томского государственного университета . - 2012. - №8. - С. 160-166.
15 Глинский Б.А. Моделирование как метод научного познания / Б.А. Глинский, Б.С. Грязнов, Е.А. Никитин. - М. : Изд-во МГУ, 1965. - 280 с...46