Введение 3
1. Педагогические и методические аспекты развития навыков самоорганизации у подростков 5
1.1 Сущность понятия «самоорганизация» и специфика процесса развития навыков самоорганизации у подростков 5
1.2 Психолого-педагогические особенности подросткового возраста и готовности их к самоорганизации 11
2. Разработка комплекса занятий для развития навыков самоорганизации подростка 15
2.1 Описание комплекса занятий для развития навыков самоорганизации подростков 15
2.2 Экспертная оценка комплекса занятий на развитие навыка самоорганизации 20
Заключение 24
Список использованных источников 26
ПРИЛОЖЕНИЕ А Комплекс занятий 28
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Диагностика 42
ПРИЛОЖЕНИЕ В Рабочий лист 49
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Рабочий лист 50
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Лист экспертной оценки 51
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Оценка экспертов 54
В современном обществе предъявляются высокие требования к формированию личности, умеющей сознательно и ответственно организовывать свою деятельность, осуществлять самообразование, профессиональное и социальное самоопределение. В подростковом возрасте происходит интенсивное развитие различных качеств личности: активности, творческих способностей, самостоятельности, предприимчивости, саморефлексии. Формирование этих качеств личности необходимо осуществлять в процессе обучения в школе.
В условиях личностно-ориентированного общего образования актуально формирование навыка самоорганизации подростков как основы продуктивного усвоения элементов содержания образования, обеспечивающей образование личностных качеств обучающихся.
Высокий уровень самоорганизации говорит о самостоятельности человека в организации собственной жизни, его способности осознанно поставить цель, проанализировать ситуацию, смоделировать работу по достижению выдвинутой цели, выделить критерии ее оценки и проконтролировать ход выполнения как промежуточных, так и конечных результатов деятельности, адекватно и оперативно отреагировать на любые изменения. Человеку с высоким уровнем самоорганизации проще осваивать новые виды деятельности, он более успешен в привычных сферах жизни.
Формирование самоорганизации в обучении подростков-школьников достаточно значимо, т.к. при самоорганизованном обучении возможно достижение в нем высоких успехов. Учащиеся, которые самостоятельно организовывают учебную деятельность, более внимательны к процессу обучения, более заинтересованы в нем, более ответственно относятся к нему, что важно именно для подростков, которые находятся в возрасте, промежуточном между детством и началом взрослой жизни.
Цель: разработать комплекс занятий для развития навыков самоорганизации у подростков 16-17 лет.
Объект: развитие навыков самоорганизации у подростков.
Предмет: комплекс занятий как средство развития навыков самоорганизации у обучающихся 16-17 лет.
Гипотеза: развитие навыков самоорганизации результативно при выполнении следующих условий:
- используется комплекс занятий;
- данный комплекс соответствует возрастным особенностям подростков;
- учитываются индивидуальные особенности каждого обучающего.
Задачи:
1. Охарактеризовать специфику развития навыков самоорганизации.
2. Выделить психолого-педагогические особенности подросткового возраста и готовности их к самоорганизации.
3. Описать комплекс занятий по развитию навыков самоорганизации у подростков
4. Провести экспертную оценку.
Для реализации цели и задач исследования использовались следующие методы исследования:
1. Теоретические (анализ литературы по выявленной проблеме);
2. Эмпирические (опрос, экспертная оценка).
В бакалаврской работе рассматривалась проблема развития навыков самоорганизации у обучающихся 16-17 лет.
Нами была выдвинута следующая гипотеза: развитие навыков самоорганизации результативно при выполнении следующих условий:
- используется комплекс занятий;
- данный комплекс соответствует возрастным особенностям подростков;
- учитываются индивидуальные особенности каждого обучающего.
Для проверки гипотезы мы поставили цель, определили задачи и методы исследования. Цель нашей работы заключалась в том, чтобы разработать комплекс занятий для развития навыков самоорганизации у подростков 16-17 лет.
В ходе исследования нами была проанализирована педагогическая литература по выявленной проблеме, что позволило описать педагогические и методические аспекты развития навыков самоорганизации у подростков 16- 17лет. На основе анализа педагогической литературы нами был разработан комплекс занятий, направленный на развитие навыков самоорганизации подростков.
Комплекс включает в себя пять занятий:
1. Введение.
2. Целеполагание, как элемент самоорганизации.
3. Планирование, как элемент самоорганизации.
4. Волевая регуляция.
5. Заключительное занятие.
Комплекс занятий не был реализован на практике по объективным причинам. Для того, чтобы выявить результативность разработанного нами комплекса занятий, мы привлекли экспертов. Для оценки были предоставлены материалы (лист экспертной оценки и комплекс занятий).
По результатам анализа оценок экспертов, мы заключили, что разработанный нами комплекс занятий результативен для развития навыков самоорганизации подростков, однако некоторые аспекты требуют доработки (организация занятий в дистанционном формате; задания, направленные на развитие мотивации; интерактивность в занятиях).
Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась практически полностью.
1. Ведмедев М.М. Общая теория систем как основа концепций самоорганизации // Самоорганизация в природе и обществе. Тезисы докладов научной конференции. Л., 1998. 243 с.
2. Воробьёва, Л. И., Петровский В. А., Фельдштейн, Д. И. Психологическая роль и место подросткового возраста в онтогенезе / Психология современного подростка. - М., —1987
3. Давыдов, В.В., Маркова, А.К. Концепция учебной деятельности школьников [Текст] / В.В.Давыдов, А.К.Маркова //Вопросы психологии. - 1981. - № 6. - С.13-26
4. Кириллова А. В. Диагностика самоорганизации будущих педагогов // Среднее профессиональное образование. 2012. №2 С.32-33.
5. Князькова О. Н. О понятии «культура самоорганизации личности студента» // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 428-432.
6. Ковалева Т. М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании»: лекции 5-8. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. - 64 с.
7. Комова О. В. Теоретические основы педагогического сопровождения самоорганизации школьников // Научный журнал КубГАУ. 2015. №114 С.202-222.
8. Конопкин, О.А., Прыгни, Г.С. Связь учебной успеваемости студентов с индивидуально-типологическими особенностями их саморегуляции [Текст] / О.А.Конопкин, Г.К.Прыгин//Вопросы психологии. -1984. №3. - С.42.
9. Копеина, Н.С. Самоорганизация в системе свойств индивидуальности [Текст]/ Н.С.Копеина// Личность в системе общественных отношений. - М.: АН СССР, 1983. -С.214-215
10. Копеина, Н.С. Самоорганизация в системе психодиагностики. Типы самоорганизации [Текст] / Н.С.Копеина //Вопросы практической психодиагностики и психологического консультирования в вузе. - Ленинград: ЛГУ, 1984. - С. 144-150
11. Логвинова О. Н. Рефлексия как структурный компонент и механизм формирования самоорганизации учебной деятельности // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2012. №14 С.35-41.
12. Львович В. А. Формирование приемов самоорганизации учебной деятельности учащихся старших классов Дис. канд. пед. наук : 13.00.01 Москва, 2006 186 с.
13. Михневич С. Н. Самоорганизация студентов- первокурсников в период адаптации к обучению в вузе // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XII междунар. науч.-практ. конф. Часть II. - Новосибирск: СибАК, 2012.
14. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник.- М.: Академия, 2000.- 452 с.
15. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Россия, 2001, 414 с....(17)