ВВЕДЕНИЕ 3
1. Сущность оптово-розничного рынка и особенности учета движения товаров в торговых организациях 5
1.1 Понятие оптовой и розничной торговли и оценка развития оптово-розничного рынка 5
1.2 Учет поступления товаров в организациях торговли 13
1.3 Учет выбытия товаров в организациях торговли 22
2 Анализ товарных операций на примере ООО «ЯРСК» 31
2.1 Анализ структуры и динамики товарооборота 31
2.2 Анализ оборачиваемости товарных запасов 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ А-К 53
Современное развитие торговли обусловлено совершенствованием технологических процессов, появлением новых направлений продаж, формированием крупных торговых площадок, что ведет к качественным изменениям в данной сфере. Отрасль торговли на сегодняшний день является важнейшим связующим звеном между производителями товаров и их конечными потребителями. В обиходе часто не верно толкуют понятия оптовой и розничной торговли. Различные нормативные документы РФ определяют признаки, по которым можно классифицировать оптовую и розничную торговлю.
Деятельность торговых организаций тесно связана с различными хозяйственными операциями с товарами. Получение товаров от поставщиков, их хранение и реализация сопровождаются бухгалтерским учетом и обязательной документацией. Движение товаров имеет ряд особенностей в бухгалтерском учете. Например, у торговых организаций существует право выбора на один из предложенных законодательством способов оценки товаров при их получении и выбытии. Документальное оформление движения товаров также имеет свои особенности.
Важнейшим источником информации для принятия управленческих решений является бухгалтерский финансовый учет. Бухгалтерская отчетность позволяет проводить анализы для расчета различных финансовых показателей. На основе анализа товарооборота и оборачиваемости товарных запасов, торговая организация выявляет уровень потребительского спроса на товар, средний период продажи той или иной продукции. Полученные показатели отражают эффективность деятельности торговой компании и помогают разрабатывать стратегию дальнейшего ведения бизнеса.
Таким образом, все вышесказанное подтверждает актуальность исследуемой темы в бакалаврской работе.
Целью выпускной работы является оценка состояния бухгалтерского учета движения товаров, а также представление предложений по повышению эффективности деятельности организаций оптово-розничной торговли на основе проведенного анализа товарных операций.
Для достижения поставленной цели выделены следующие задачи:
1) Выявить отличительные признаки оптовой и розничной торговли согласно нормативным документам РФ;
2) Определить тенденцию развития современной отрасли торговли;
3) Выделить особенности учета поступления и выбытия товаров в организациях оптовой и розничной торговли;
4) Дать оценку практике учета движения товаров на предмет соответствия законодательству;
5) Проанализировать эффективность осуществления товарных операций;
6) Разработать рекомендации по увеличению выручки от продаж и по ускорению оборачиваемости товаров ООО «ЯРСК».
Объектом исследования является финансово-хозяйственная деятельность Общества с ограниченной ответственностью «ЯРСК».
Предметом исследования являются товарные операции, связанные с их движением в организации оптово-розничной торговли ООО «ЯРСК».
В системе национальной экономики торговля берет на себя роль организатора и регулятора, основной функцией которого является доведение товара от производителя к потребителю. Наряду со стремительным развитием и увеличением числа организаций оптово -розничной торговли, увеличиваются и требования к данной сфере деятельности.
Ежедневно в организациях оптово-розничной торговли происходит множество хозяйственных операций, связанные с движением и оборачиваемостью товаров. Грамотный бухгалтерский учет, упорядоченная система документооборота и проведение анализов по товарным операциям позволяют торговым организациям эффективно использовать свои ресурсы и максимизировать чистую прибыль, что является главной целью любой компании.
По итогам исследования темы было отмечено, что главным отличительным признаком оптовой и розничной торговли, согласно нормативным документам РФ, является цель приобретения товара конечным потребителем, а не его количество.
В работе было отмечено, что отрасль оптовой и розничной торговли в 21 веке стремительно развивалась. В период с 2020 по 2021 гг. произошел резкий скачок показателей оборота, более чем на 20 000 млрд. руб. в отрасли оптовой торговли, и более чем на 5 000 млрд. руб. в отрасли розничной торговли. Данное явление обусловлено развитием цифровых платформ торговли многими крупными продавцами под влиянием пандемии.
ООО «ЯРСК» является организацией оптово -розничной торговли. Основным видом деятельности компании «Торговля розничная рыбой, ракообразными и моллюсками в специализированных магазинах». Также компания функционирует еще по 16 направлениям, включая оптовую торговлю. ООО «ЯРСК» ведет свою деятельность третий год и занимает 4 место по объему выручки среди организаций с аналогичным видом деятельности в Красноярском крае.
Организации оптово-розничной торговли «ЯРСК» было рекомендовано создать собственный веб-сайт для осуществления онлайн-продаж своей продукции. На 2022 год средняя стоимость услуги разработки уникального веб - сайта для торговых предприятий составляет от 150 000 до 560 000 рублей. Стоимость определяется в зависимости от применяемых технологий и конструкторов создания сайта, уровня сложности работы, а также от запрашиваемых требований компании-клиента. Развитие канала онлайн-продаж позволит компании привлечь больше клиентов и увеличить показатель выручки.
По итогам рассмотрения учета и документального оформления поступления товаров ООО «ЯРСК», было выявлено, что организация учитывает товар по фактической себестоимости без применения счетов 15 «Заготовление и приобретение материалов» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей. Учет товаров ведется по покупным ценам. Транспортные расходы организация включает в фактическую стоимость товаров. При поступлении товаров ООО «ЯРСК» составляет в программе 1С приходную накладную, где не указана величина товаров в денежном измерении, что является обязательным реквизитом первичного документа.
Таким образом, организации «ЯРСК» было рекомендовано следующее. Предлагается продолжать вести учет товаров по покупной цене, так как данный метод целесообразен для более точного выявления прибыльности каждой категории товаров. Рекомендуется рассмотреть вариант включения транспортных расходов в издержки обращения, что позволит снизить трудоемкость расчета первоначальной стоимости товаров. Также для удобного отслеживания транспортных расходов рекомендуется открыть дополнительный субсчет 44.02.1 «Транспортные расходы». При поступлении товаров в 1С рекомендуется составлять, вместо приходной накладной, документ «Приобретение товаров», где указаны все необходимые обязательные реквизиты. Организации необходимо составить учетную политику, где будут расписаны данные методы учета поступивших товаров и правила документального оформления...
1 Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV— XVIII вв. М., 2012. - С. 384.
2 Федеральный закон N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" — [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru
3 ГОСТ Р 51303-2013 Национальный стандарт РФ. Торговля. Термины и определения. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru.
4 Налоговый кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru.
5 Гражданский кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru.
6 Постановление Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением Положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки". [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru.
7 Письмо Минфина РФ от 16 января 2006 г. N 03-04-05/01 "О
налогообложении". [Электронный ресурс] — Режим доступа:
http://www.consultant.ru.
8 Хныкин С. А. Развитие оптовой торговли в современной России / С.А.
Хныкин, С.Л. Тимосюк // Современные технологии социального и проектного управления. - 2016. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/
9 Акулич М. Маркетинг быстро оборачивающихся товаров (FMCG). Издательские решения, 2019 г. С. 4 - 26
10 FMCG: структура рынка, персонал, маркетинг / Журнал Salers - 2020. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://salers .ru/fmcg-struktura-rynka- personal-marketing/
11 Федеральная служба государственной статистики. Росстат. Оптовая торговля и товарные рынки. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https ://rosstat. gov.ru/
12 Федеральная служба государственной статистики. Росстат. Розничная торговля. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rosstat. gov.ru/
13 INFOLine представил топ-10 сетей FMCG по итогам 2020 года / Информационное агентство «INFOLine». - 2021. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://infoline.spb.ru/news/?news=207558
14 Макарова Ю. Что такое бизнес-экосистемы и зачем они нужны / Ю. Макарова // Газета РБК - 2021. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https ://trends.rbc.ru/trends/innovation/6087e5899a7947ed35 fdbbf3
15 Львова Г. Н. Перспективы развития торговой отрасли в условиях цифровой экономики / Г. Н. Львова // Инновационные аспекты развития науки и техники. - 2021. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/...40