Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая модель развития когнитивных способностей у детей дошкольного возраста

Работа №168177

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы95
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития когнитивных способностей детей старшего дошкольного возраста и методов их развития. .9
1.1 Когнитивные способности: сущность, структура, факторы развития.. .9
1.2. Возрастные особенности развития когнитивных способностей детей
старшего дошкольного возраста 19
1.3. Наглядно-образное моделирование детей старшего дошкольного
возраста 24
1.4 Модели когнитивного развития 34
Глава 2 Модель психолого-педагогического сопровождения когнитивного развития детей дошкольного возраста 45
2.1 Модель психолого-педагогического сопровождения развития
когнитивных способностей детей старшего дошкольного возраста 45
2.2 Комплекс занятий для развития когнитивных способностей
дошкольников в действиях наглядно-образного моделирования 47
2.3 Ход формирующего эксперимента 51
Глава 3 Исследование развития когнитивных способностей старших дошкольников средствами наглядно-действенного моделирования 64
3.1 Организация исследования 64
3.2 Диагностика начального уровня когнитивных сопсобностей старших
дошкольников (констатирующий эксперимент) 67
3.3 Анализ изменений когнитивных способностей после реализации
программы наглядно-образного моделирования 72
Заключение 77
Библиографический список 80
Приложения 86

В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период, оптимальный для познавательного развития. Дошкольник может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач. Когнитивные способности и познавательная активность являются важнейшим условием формирования интеллектуальных качеств детей, их инициативности и самостоятельности. Уровень развития способностей к познанию окружающего мира (физического и мира людей) определяет сформированность учебных навыков, навыков социального взаимодействия, что в последствие окажет определяющее влияние на процесс и результат социально-психологической адаптации ребенка.
Известно, что дошкольник, использующий разнообразные средства познания, легко адаптируется к изменениям среды, активно и адекватно действует, обладает способами получения необходимой информации и успешно развивается как личность.
Актуальность исследования.
В конце второго десятилетия двадцать первого века обозначились социокультурные тренды, определяющие особенности познавательного развития нового поколения. На первый план вышла цифровизация, в том числе - как фактор становления познавательных процессов. Цифровые технологии оказывают существенное, зачастую негативное, влияние на когнитивное развитие детей. (С. Тиссерон, Р. Пацлаф, М. Шпитцер, Л.И. Эльконинова, Е.О. Смирнова, М.В. Тендрякова и др.) Эксперты считают, что компьютер становится не просто средством получения информации, а источником сенсорных впечатлений, потребление которых превращается в самостоятельный род занятий. Компьютерный экран все больше подменяет физическую активность, предметную и продуктивную деятельность, игру, общение с близкими взрослыми (Е.О. Смирнова).
В силу пластичности мозга детей избыточное использование гаджетов, цифровых технологий, влечет ограничение использования собственных умственных способностей, что может привести к очень серьезным последствиям (М. Шпитцер).
В этих условиях происходят качественные (психические, психофизиологические, личностные) изменения современного ребенка - дошкольника (снизился уровень когнитивного развития, энергичности, социальной и коммуникативной компетентности, возник дефицит произвольности, появились негативные явления в эмоциональной сфере и др.)
Кроме того, актуальность темы исследования определяется важностью когнитивного развития в дошкольном детстве. Именно в этом возрасте овладение образными формами познания создает условия для развития понятийного мышления и понимания законов логики.
В случае затруднения развития когнитивных способностей возникает необходимость искать новые формы, способы, организовывать занятия, опираясь на особенности ведущего типа деятельности, и используя главные новообразования в познавательной деятельности.
Объект исследования: Процесс развития когнитивных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: когнитивные способности детей старшего дошкольного возраста на занятиях математикой средствами наглядно-образного моделирования...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Когнитивные (познавательные) способности - это хорошо развитые свойства познавательных процессов, а также интеллекта, которые обнаруживаются и развиваются в процессе успешного разрешения проблем и задач. Познавательные (когнитивные) способности включают в себя: сенсорные, интеллектуальные и творческие.
Для развития познавательных способностей (как общих, так и специальных) дошкольное детство является сензитивным периодом.
Психологическими показателями познавательных способностей детей дошкольного возраста являются: гибкость, оригинальность мышления, воспроизведение смысловых единиц в определенной последовательности, способность действовать в плане образов, классификация и обобщения объектов, ориентация в пространстве, социальная осведомленность, выделение признаков объекта.
Познавательные способности детей дошкольного возраста наиболее эффективно развиваются при условии включения их в различные виды возрастосообразной деятельности: игровую, продуктивную (рисование, лепка, конструирование), двигательную
В случае затруднения развития когнитивных способностей возникает необходимость искать новые формы, способы, организовывать занятия, опираясь на особенности ведущего типа деятельности, и используя главные новообразования в познавательной деятельности.
Наглядное моделирование — специфическая форма опосредствования мыслительной деятельности в дошкольном детстве, которая выступает как одна из общих интеллектуальных способностей, которая обнаруживается при решении широкого круга задач.
Предложенная в диссертации психологическая модель когнитивного развития описывает содержание, структуру, логику действий по сопровождению развития на основании психологических конструктов. Предметом развития являются когнитивные способности детей.
Логика психолого-педагогического сопровождения когнитивного развития дошкольников построена на основании моделей Б.Блума и Л.Андерсона.
Модель основана на следующих принципах: субъектность, целенаправленность, интеграция действий субъектов развивающей работы, развитие.
Системообразующим компонентом в модели является краткосрочная программа «Занимательная математика», включающая в себя ряд упражнений и задач для развития тех типов умственных операций, которые нуждаются в развитии либо коррекции. Программа имеет локализованный характер, направлена на коррекцию и развитие становящихся познавательных процессов, находящихся в зоне ближайшего развития для данного возраста с одной стороны, и в точках задержки по результатам диагностики, с другой.
Диагностика познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста выявила средний с тенденцией к нижней границе уровень развития. Наиболее сформированной оказалась эрудиция и логика, наименее - математика и понимание соотношений.
Разработаны методики развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в действиях наглядно-образного моделирования.
Выбраны формы работы с дошкольниками на основе условий:
- работа в малой группе, возможность индивидуального подхода
- гибкость в процессе деятельности
- учет возрастных и индивидуально-психологические особенности, т.е. темп усвоения знаний, особенности эмоций, регуляцию поведения; формировать положительное эмоциональное отношение к любой деятельности, использовать интеграцию различных видов детской деятельности.
В процессе разработки и реализации формирующего эксперимента определены требования к заданиям наглядно-образного моделирования:
• Требования к получению завершенного результата, имеющего значение для ребенка.
• Выполнение задания требует от ребенка использования логических операций обобщения, систематизации, разработки и применения эталонов
• Возможности переноса содержания развивающих занятий в процессы жизнедеятельности ребенка.
Сформирована гипотеза о высокой значимости для познавательного развития некогнитивных особенностей личности: самооценки, учебной позиции, отношения к заданиям и т.д.



1. Абрамова Г.Р. Возрастная психология. - Екатеринбург: Радуга, 1999. - 516 с.
2. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. - 312 с.
3. Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. - М.: Форум, 2009. - 144 с.
4. Бернштейн Н.А. Природа навыка и тренировки.//Хрестоматия по курсу «Психология памяти»/ Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б и Романова В.Я. М.: ЧеРо 2000. - 354 с.
5. Бершадский М.Е. Понимание как педагогическая категория. М.: Центр «Педагогический поиск», 2004
6. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. - М.: Педагогика, 2004. - 322 с.
7. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2002. - 237 с.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: 2008. - 205 с.
9. Валлон А.А. От действия к мысли: Очерк сравнительной психологи М., 1956.- 238 с.
10. Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М.: Знание, 1973. - 96 с.
11. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология.- М.: Академия, 2008. - 336 с.
12. Венгер Л.А., Цукерман Н.К. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. - Томск, 1993. - 110 с.
13. Венгер Н.Б. Об усвоении ребенком систематизации внешних свойств предметов. - Вопр. психологии, 1970, № 4, 286 с.
14. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти томах. Том 5. Основы дефектологии. - М.: Академия, 2003. - 680 с.
15. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий.//Хрестоматия по общей психологии. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. - М.: Педагогика, 2001. - 186 с...70


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ