Содержание
Введение 3
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования эмоциональных компетенций студентов-психологов 9
1.1. Компетентностный подход как ключевая парадигма в подготовке
студентов высших учебных заведений 9
1.2. Эмоциональные компетенции: понятие, подходы к изучению в
отечественной и мировой психологии 22
1.3. Современное состояние изучения проблемы эмоциональных
компетенций студентов-психологов 35
Выводы по первой главе 44
Глава II. Экспериментальное исследование эмоциональных компетенций студентов-психологов 47
2.1. Модель, методы и методики исследования эмоциональных компетенций
студентов-психологов 47
2.2. Анализ результатов исследования 56
Выводы по второй главе 73
Глава III. Психологическая программа формирования эмоциональных компетенций студентов-психологов 77
3.1. Теоретико-методологические основы формирования профессиональных
компетенций студентов высших учебных заведений 77
3.2. Организация и содержание формирующего эксперимента 81
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 88
Выводы по третьей главе 109
Заключение 113
Библиография 119
Приложение 131
Актуальность исследования. В настоящее время происходит реформирование системы современного образования, разработка и внедрение новых теоретико-методологических подходов и стандартов подготовки обучающихся в рамках компетентностно-ориентированной парадигмы. И ключевой задачей процесса обучения в высшем учебном заведении становится формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, как следствие появления новых требований и запросов общества к будущим специалистам различных областей, в том числе и психологов. Возникает необходимость в профессионалах, умеющих добывать необходимые знания и применять их на практике, умеющих быстро адаптироваться к окружающей среде.
На современном этапе, вследствие трансформации образовательной парадигмы, личность будущего психолога рассматривается в рамках компетентностного подхода. Психологу, как специалисту помогающей профессии, требуется не только владеть теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, но и уникальными компетенциями, которые позволят ему успешно и эффективно выполнять различные виды психологической деятельности. Специфика деятельности психолога заключается в постоянном психоэмоциональном напряжении, необходимости постоянного взаимодействия в различными людьми и т.п. Деятельность психолога повышает риск профессиональной деформации и выгорания.
При всей важности когнитивного развития личности , гармоничное и целостное становление и существование невозможно без эмоционального отношения к окружающей действительности. Эмоции регулируют поведение человека, помогая сделать выбор, решить в каком направлении действовать, побуждают к определенным действиям. Следовательно, развитие эмоциональной сферы должно являться важным компонентом будущей профессиональной деятельности психолога.
Актуальность темы на научном уровне определяется недостаточной изученностью проблемы исследования эмоциональных компетенций студентов-психологов. На данный момент не разработано четких и единых определений понятий «эмоциональная компетенция» и «эмоциональная компетентность», остается актуальной проблема дифференциации данных терминов. Достаточно часто эмоциональную компетентность связывают с понятием «эмоциональный интеллект» или сводят к нему. Д. Гоулман (1998) утверждает, что эмоциональные компетенции — это приобретенные способности, основанные на эмоциональном интеллекте, которые являются причиной высокоэффективной работы...
Целью нашего исследования стало теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка эффективности программы формирования эмоциональных компетенций студентов-психологов.
Теоретический анализ проблемы исследования позволил сформулировать следующие выводы:
В современном мире происходит трансформация системы образования, его целей, содержания, направленности, оценки результатов в рамках компетентностно-ориентированной парадигмы. Следствием данной реформации становится изучение и рассмотрение личности будущего специалиста, в рамках компетентностного подхода.
Эмоциональные компетенции в рамках данного исследования рассматриваются как способности к пониманию собственных эмоциональных состояний, а также к пониманию эмоциональных состояний других людей, способности к эмоциональной саморегуляции и регуляции эмоций других людей, способности к эмпатии и к конструктивному экспрессивному выражению.
Мы выдвинули предположение о том, что уровень развития эмоциональных компетенций студентов-психологов возможно улучшить при условии использования разработанной нами программы.
Для подтверждения нашей гипотезы был проведен констатирующий эксперимент на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева». Выборку составили студенты института социально-гуманитарных технологий, обучающиеся по направлению 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) образовательной программы Специальная психология в образовательной и медицинской практике в количестве 41 человек (39 девушек и 2 юношей) в возрасте от 18 до 22 лет, средний возраст - 19,05 (±1,02).
В результате проведенного теоретического анализа для достижения цели исследования и решения поставленных задач нами была разработана модель эмоциональной компетентности студентов-психологов, которая включает три основных компонента: когнитивный (понимание собственных эмоциональных состояний; понимание эмоциональных состояний других людей), поведенческий (саморегуляция и регуляция эмоций других людей), коммуникативный (эмпатия и экспрессия).
Психологическое исследование было реализовано с помощью следующих методов: теоретические методы (анализ научной
психологической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования); эмпирические методы: наблюдение; экспериментальные методы: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент; психодиагностический метод реализован с помощью вербально-коммуникативного метода (беседа) и с помощью следующих психодиагностических методик: тест эмоционального интеллекта (Опросник ЭмИн) Д.В. Люсина для изучения когнитивного, поведенческого и коммуникативного компонентов; опросник эмоциональной эмпатии А. Мехрабиана и М. Эпштейна (адаптация Ю.М. Орлова и Ю.Н. Емельянова) для изучения коммуникативного компонента; методика изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга (адаптация Н.В. Тарабриной) для изучения коммуникативного компонента; методы количественного и качественного анализа: метод описательной статистики (процентное соотношение), интерпретационные методы...