Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологические механизмы произвольной регуляции поведения школьников с нарушениями интеллектуального развития

Работа №168123

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы136
Год сдачи2020
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Состояние проблемы произвольной регуляции у детей с нарушениями интеллектуального развития 12
1.1. Проблема саморегуляции в отечественной и зарубежной психологии.. 12
1.2. Особенности формирования произвольности у здоровых школьников.. 23
1.3. Развитие произвольного поведения у школьников с интеллектуальными
нарушениями 30
Глава II. Исследование механизмов произвольной регуляции у
школьников с нарушениями интеллектуального развития 44
2.1. Организация констатирующего эксперимента 44
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 49
2.3. Психологические механизмы произвольной регуляции поведения
школьников с нарушениями интеллектуальной деятельности 63
Глава III. Методические рекомендации по коррекции произвольной регуляции поведения школьников с нарушениями интеллектуального развития 75
3.1. Научно-теоретические основы организации процесса психокоррекции
произвольного поведения учащихся с нарушением интеллекта 75
3.2. Психокоррекционная программа по развитию произвольности
учащихся с нарушениями интеллектуального развития 86
Заключение 116
Список литературы 120
Приложения 136


Актуальность исследования. Изучение проблемы развития процессов саморегуляции у детей имеет важное теоретическое и практическое значение. Саморегуляция деятельности является частным видом произвольного управления и характеризуется использованием значительных волевых усилий, направленных на преодоление препятствий и трудностей. Сегодня одной из тенденций в исследованиях саморегуляции учебной и внеучебной деятельности у детей является изучение ее во взаимосвязи со становлением личности в онтогенезе. Л.И. Божович (1969), А.В. Запорожец (1960), В.А. Иванников (1991), В.К. Котырло (1974) отмечали, что психологические предпосылки формирования личности включают в себя развитие способностей овладения собственным поведением, умение регулировать его и преодолевать трудности в разных видах деятельности. Л.С. Выготский (1983) отметил, что личность характеризует единство поведения, которое отличается признаком овладения собственным поведением, и, соответственно, развитие личности есть становление способности владеть собой и своими психическими процессами. В свою очередь, решение вопроса формирования саморегуляции деятельности у детей обусловливает необходимость поиска и разработки содержания, средств, методов и приемов (Т.И. Шульга, 1993; R. May, 1974).
Особенно затруднителен процесс развития саморегуляции деятельности у детей с проблемами в развитии (Л.С. Выготский, 2000; Б.В. Зейгарник, 2000), в частности у детей с интеллектуальными нарушениями (В.И. Лубовский, 1978; С.Л. Мирский, 1994; М.С. Певзнер, 1963; В.Г. Петрова, 2000; Б.И. Пинский, 1985; С.Я. Рубинштейн, 1986 и др.).
Развитие саморегуляции учебной и внеучебной деятельности у детей с умственной отсталостью - сложный и длительный процесс, требующий специально организованного подхода, направленного на формирование прежде всего целенаправленной деятельности. Это объясняется тем, что все психические функции и процессы, с которыми связана волевая регуляция, у умственно отсталых школьников имеют ряд нарушений. Проблема саморегуляции учебной и внеучебной деятельности у умственно отсталых учащихся привлекала внимание ученых в разные периоды становления специальной педагогики и психологии (Д.Н. Азбукин, 1936; Л.С. Выготский, 1982; А.Н. Граборов, 1929; А.А. Дмитриев, 2002; Г.М. Дульнев, 1969; С.Д. Забрамная, Л.В. Занков, 1935; И.П. Лаужикас, 1967; В.И. Лубовский, 1978; М. Монтессори, 1920; М.С. Певзнер, 1958; В.Г. Петрова, 1995; Б.И. Пинский, 1985; Э. Сеген, 1903; И.М. Соловьев, 1935; Г.Я. Трошин, 1913; М.Г. Царцидзе, 1985 и др.)...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретический анализ проблемы исследования показал, что вопросами становления процессов саморегуляции учебной и внеучебной деятельности у умственно отсталых детей занимались ученые в разное время развития специальной педагогики и психологии. На основе специфики развития саморегуляции в онтогенезе у детей с нормальным ходом развития и у детей с нарушенным интеллектом мы выделили особенности развития произвольной регуляции учащихся 5-6-х классов.
В целом можно отметить, что волевая деятельность умственно отсталых детей выражается в устойчивых и неадекватных проявлениях поведенческой деятельности, неумении ставить цель и планировать деятельность, доводить начатое дело до конца, слабо развитой регуляции поведения. Ученые указывают на то, что при совершении волевого действия у детей с нарушенным интеллектом отсутствует этап борьбы мотивов, на сниженную мотивацию в деятельности, на выбор мотива более легкого и доступного (при встрече с трудностями в деятельности учащиеся идут по линии наименьшего сопротивления). Это говорит о неразвитости структурных компонентов саморегуляции деятельности у рассматриваемого контингента учащихся, что влияет на социально-трудовую адаптацию. Но слабоволие ребенка проявляется не всегда. При выполнении действия более желаемого (получение материального поощрения за выполненное действие или поступок) умственно отсталые учащиеся проявляют значительные волевые усилия, изобретательность и смекалку. Такие полярные проявления в процессах саморегуляции учебной и внеучебной деятельности у учащихся с нарушенным интеллектом значительно влияют на успешное становление личности в целом.
Результаты констатирующего эксперимента, направленного на выявление специфических особенностей в проявлениях саморегуляции учебной и внеучебной деятельности учащихся 5-6-х классов школ для детей с нарушенным интеллектом, позволили обозначить общие закономерности в проявлениях саморегуляции поведения испытуемых, выделить половые различия и определить типологические закономерности. Исследование компонентов саморегуляции учебной и внеучебной деятельности у испытуемых мы проводили с позиций нейродинамических, психомоторных и интеллектуальных особенностей проявлений. С этим учетом были подобраны специальные методики.
На основе сочетания теоретических, эмпирических, организационных и методов статистической обработки полученных материалов нами выделены следующие типологические группы проявлений саморегуляции учебной и внеучебной деятельности у изучаемого контингента учащихся:
I группа - слабый (инертный) тип с пониженным уровнем саморегуляции деятельности;
II группа - слабый (инертный) тип с умеренно развитым уровнем саморегуляции деятельности;
III группа - сильный (подвижный) тип с пониженным уровнем саморегуляции деятельности;
IV группа - сильный (подвижный) тип с умеренно развитым уровнем саморегуляции деятельности.
В первую типологическую группу вошло 18% испытуемых (8% мальчиков и 10% девочек); во вторую - 30% испытуемых (17% девочек и 13% мальчиков); в третью - 38% испытуемых (20% мальчиков и 18% девочек); в четвертую - 14% испытуемых (6% девочек и 8% мальчиков)...


1. Абульханова-Славская А.К. Деятельность и психология личности / А.К. Абульханова-Славская. - М.: Наука, 1980. - 335 с.
2. Азбукин Д.И. Клиника олигофрении / Д.И. Азбукин. - М.: Учпедгиз, 1936. - 128 с.
3. Азбукин Д.И. Физическое воспитание в специальной школе / Д.И. Азбукин //Учебно-воспитательная работа в специальных школах. - М.: Учпедгиз, 1943. - Вып.1. - С. 67-86.
4. Айрленд. Идиотизм и тупоумие: пер. с англ. / Айрленд - СПб., 1880. - 154 с.
5. Альбрехт Э.Я. Эмоционаьно-волевая сфера у подростков-олигофренов при психической декомпенсации / Э.Я. Альбрехт // Дефектология. - 1976. - №4. - С. 32-36.
6. Ананьев Б.Г. Развитие воли и характера в процессе дошкольного воспитания / Б.Г. Ананьев // Избр. психол. тр. Т.2. - М., 1980. - 354 с.
7. Анохин П.К. Проблемы принятия решения в психологии и физиологии / Б.Г. Ананьев //Вопросы психологии. - 1974. - № 4. - С. 21-29.
8. Аргентов Н.А. Взаимосвязь воли и психических состояний у старших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.А. Аргентов. - Рязань, 1972.
- 24 с.
9. Асеев В.Г. Мотивация и формирование личности / В.Г. Асеев. - М.: Мысль, 1976. - 158 с.
10. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы
общепсихологического анализа / А.Г. Асмолов. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.
11. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения / Ю.К. Бабанский.
- М., 1977. - 243 с.
12. Бабенкова Р.Д. Внеклассная работа по физическому воспитанию во вспомогательной школе / Р.Д. Бабенкова. - М., 1977. - 72 с.
13. Баканов Е.Н. Исследование генезиса волевого действия: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е.Н. Баканов. - М., 1979. - 24 с.
14. Баканов Е.Н. О природе побуждений / Е.Н. Баканов, В.А. Иванников //Вопросы психологии. - 1983. - №4. - С. 146-154.
15. Басов М.Я. Воля как предмет функциональной психологии / М.Я. Басов. - Пг., 1922. - 238 с...193


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ