Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологические механизмы ритуального поведения как дисфункциональной стратегии регуляции в ситуации неопределенности

Работа №89217

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы103
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
80
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1 Теоретико-методологический анализ по проблеме исследования ритуального поведения как дисфункциональной стратегии регуляции в ситуации неопределенности 11
1.1 О феномене неопределенности 11
1.2 Ритуальное поведение как стратегия регуляции в ситуации
неопределенности 19
1.3 Психологические механизмы формирования ритуального поведения как
дисфункциональной стратегии регуляции в ситуации неопределенности: мотивация избегания неудач, мотивация достижения успеха, социальная тревога 25
Глава 2 Анализ результатов эмпирического исследования психологических механизмов ритуального поведения как дисфункциональной стратегии регуляции в ситуации неопределенности
36
2.1 Программа и методика эмпирического исследования
36
2.2 Результаты эмпирического исследования психологических механизмов ритуального поведения как дисфункциональной стратегии регуляции в
ситуации неопределенности 40
Заключение 65
Список использованной литературы 67
Приложения 76

Актуальность. В последние годы феномен неопределенности изучается особенно активно. Многочисленные исследования данного явления можно обнаружить не только в психологии, но и в биомедицине, физике, экономике, социологии и других научных отраслях. Актуальность изучения неопределенности в психологии во многом обусловлена многочисленными социально-экономическими изменениями, происходящими в нашей стране, и их влиянием на психологическое здоровье населения. Согласно
исследованиям, существует несколько типов реагирования на ситуацию неопределенности, но все же чаще люди испытывают беспокойство, страх и тревогу [6].
В то же время отмечается возросшее число исследований, направленных на изучение тревожных расстройств, особенно это касается изучения социально-тревожного расстройства. При диагностике социальной тревоги особое внимание удаляется тому, как человек себя чувствует и ведет в ситуации оценки, например, на экзамене, при общении с руководством, на выступлении и т.п. [54]. Можно заметить, что данные ситуации также сопровождаются неопределенностью.
Наше исследование сосредоточено на изучении ритуальных действий в ситуации неопределенности. К этой теме мы обратились не случайно.
Обычно, в психологии о ритуальных действиях мы говорим в контексте изучения обсессивно-компульсивного расстройства. Ритуалы (компульсии, навязчивые действия) применяются для снижения напряжения, вызванного навязчивыми мыслями.
Однако, в последнее время исследователи уделяют внимание и другим ритуалам, например, спортивным или студенческим, что позволяет изучать ритуальные действия в контексте социальной психологии.
Известно, что при серьезных социальных, политических или экономических изменениях, очевидно, сопровождающихся
неопределенностью, возрастает спрос на услуги гадалок, магов, экстрасенсов - т.е. людей, которые «могут предсказывать грядущие события», а точнее, дать некую определенность. Среди «магических» способов освоения неопределенности также можно выделить приметы, суеверия, ритуалы, или, другими словами, пралогические образования. В нашей культуре существует огромное количество разнообразных примет или ритуалов, которые «отгоняют» беду, «привлекают» удачу, «предсказывают» будущее. Особое распространение данные образования получили среди студентов, спортсменов и деятелей культуры.
Степень изученности проблемы. Изучению феномена неопределенности и явлениям толерантности/интолерантности к неопределенности посвящен ряд работ зарубежных авторов (С. Бочнер, Э. Френкель-Брунсвик); выделяются признаки неопределенности ситуации (С. Баднер); толерантность/ интолерантность рассматривается как черта личности (Д.Л. МакЛейн, Р.Дж. Халлман), как динамическая характеристика (Д.Л. МакКоллум и др.), как метакогнитивный процесс (К. Кленк, М.С. Лейн). В отечественной психологии феномен неопределенности изучают в контексте принятия решений (Т.В. Корнилова), изучается социально-психологическое значение толерантности к неопределенности (Е.Г. Луковицкая) и др.
Также можно отметить большое количество работ, посвященных изучению мотивации. Еще Л.С. Выготский писал, что личность существует, проявляется и формируется в деятельность. А.Н. Леонтьев также писал, что в основании личности лежат отношения «соподчиненности человеческих деятельностей», при этом, деятельность - это процесс «побуждаемый и направляемый мотивом» [33]. Стоит отменить, что нарушение личности также может выражаться в изменении строения мотивов, их иерархии, их смыслообразования, в нарушениях самоконтроля и саморегуляции [18]. Активное изучение мотивации достижения успеха / избегания неудач можно отметить не только у зарубежных (Г.А. Мюррей, Дж. Хекхаузен, и т.д.), но и у отечественных исследователей (Е.В. Сидоренко, В.И. Степанский и др.) [73; 64; 61].
Изучаются пралогические образования в норме и патологии (И.Я. Стоянова), особенности ритуалов у студентов (Ю.В. Саенко), возрастные особенности применения пралогических образований (Н.П. Андрюшкова). Формирование и использование ритуалов в психотерапии (А.Л. Венгер), как знаково-опосредованный способ регуляции (Т.В. Корнилова) [65; 58; 3; 11; 28].
Уделялось внимание изучению клинических форм ритуального поведения. Навязчивые действия могут формироваться как способ снижения дискомфорта от навязчивых мыслей (П. Салковскис, К.Фристон), или могут возникать случайно (С. Рэчмен). В отечественной психологии уделялось внимание нейрофизиологической основе возникновения навязчивых мыслей и действий (И.П. Павлов, М.К. Петрова, Ф.М. Майоров) [26].
При изучении социальной тревоги Дж. Биик говорит о «когнитивных схемах опасности». В концепции М. Селигманга о выученной беспомощности, можно отметить связь социальной тревоги и невозможности контроля ситуации, иначе говоря непереносимости неопределенности. О.А. Сагалакова и Д.В. Труевцев отмечают, что ситуации, провоцирующие социальную тревогу, также связаны с неопределенностью [54].
Но, несмотря на то, что существует множество исследований, изучающих неопределенность, социальную тревогу, мотивацию достижения успеха и избегания неудач, и пралогические образования, информации о взаимосвязи этих явлений почти нет. В связи с этим, мы предполагаем, что наше исследование, направленное на изучение ритуального поведения как стратегии регуляции в ситуациях, связанных с неопределенностью, является актуальным.
Цель исследования: выявление психологических механизмов
формирования и поддержания ритуального поведения как дисфункциональной стратегии регуляции в ситуации неопределенности.
Объект исследования: психологические механизмы ритуального поведения.
Предмет: психологические механизмы формирования и поддержания ритуального поведения как дисфункциональной стратегии регуляции в ситуации неопределенности.
Задачи:
1) Провести теоретико-методологический анализ литературы по проблеме психологических механизмов ритуального поведения.
2) Разработать программу эмпирического исследования по изучению
механизмов ритуального поведения в ситуации неопределенности, во взаимосвязи с социальной тревогой и особенностями мотивации деятельности (на примере студентов гуманитарных и естественно-научных
специальностей).
3) Провести первый этап исследования, направленный на изучение взаимосвязи интолерантности к неопределенности, пралогических образований и социальной тревоги, и их связи с навязчивыми мыслями и действиями. Проанализировать и описать результаты.
4) Провести второй этап исследования, направленный на изучение психологических механизмов формирования ритуального поведения как дисфункциональной стратегии регуляции в ситуации неопределенности.
5) Обобщить и интерпретировать результаты первого и второго этапов исследования. Выделить структуру психологических механизмов формирования ритуального поведения.
6) Разработать программу профилактики формирования ритуального поведения как дисфункциональной стратегии регуляции в ситуации неопределенности.
Гипотезы:
• Ритуальное поведение как компонент пралогических образований личности выступает дисфункциональной стратегией регуляции тревоги в ситуации неопределенности;
• Нарушение регуляции целенаправленной деятельности характерно при интолерантности к неопределенности и выступает
психологическим механизмом формирования
ритуального поведения;
• Разные формы ритуального поведения как
дисфункциональной стратегии регуляции в ситуации неопределенности связаны с разными составляющими социальной тревоги.
Теоретико-методологические основания: представления о
механизмах развития личности и регуляции психики в культурно- деятельностном подходе Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева; концепция о пралогических образованиях И.Я. Стояновой; представления о социально-психологическом значении толерантности к неопределенности Е.Г. Луковицкой; психологические механизмы навязчивых мыслей и действий П. Салковскиса, С. Рэчмена; положения о мотивации достижения успеха и избегания неудач Дж.Хекхаузена; патопсихологическая модель социальной тревоги О.А. Сагалаковой, Д.В. Труевцева.
Методы исследования:
1) Теоретический анализ литературных источников по теме исследования;
2) Метод тестирования: Опросник верований и суеверий - И.Я. Стояновой; Шкала Йеля-Брауна для обсессивно-компульсивного расстройства; Шкала толерантности к неопределенности С. Баднера (в адаптации Т.В. Корниловой); опросник «Стиль саморегуляции поведения - ССПМ» В.И. Моросановой; Интегративный тест тревожности (ИТТ) А.П. Бизюка, Л.И. Вассермана, Б.В. Иовлева; методики «Мотивация к успеху» и «Мотивация к избеганию неудач» Т. Элерса; Опросник социальной тревоги и социофобии О.А. Сагалаковой, Д.В. Труевцева;
3) Методы математико-статистической обработки: параметрический корреляционный анализ Пирсона, непараметрический корреляционный анализ Спирмена, Т-критерий Стьюдента, U-критерий Манна-Уитни Однофакторный дисперсионный анализ. Полученные данные обработаны в программе SPSS 23, Statistica 10.
Описание выборки: в исследовании участие приняли 80 испытуемых, в возрасте от 18 до 23 лет, 35% выборки составили юноши, 65% - девушки, студенты Алтайского государственного университета, представители естественно-научных - 32,5% и гуманитарных - 67,5% специальностей (физико-технический факультет, факультет психологии и педагогики, социологический факультет).
Научная новизна: новизну исследования составляет изучение психологических механизмов ритуального поведения как дисфункциональной стратегии регуляции в ситуации неопределенности. А также разработка программы профилактики риска фиксирования ритуальных форм поведения. Задачи программы научно обоснованы и базируются на выводах, полученных в результате проведенной работы.
Теоретическая значимость исследования: полученные результаты исследования позволят расширить представления о психологических механизмах ритуального поведения и особенностях их использования как стратегий регуляции в ситуации неопределенности.
Практическая значимость исследования: результаты исследования будут полезны для профилактики возникновения обсессивно-компульсивного расстройства. Разработанная программа будет полезна для развития толерантности к неопределенности.
Положения, выносимые на защиту:
1. Ритуальное поведение - компонент пралогических образований личности, проявляющееся в повторяющихся символических действиях. Выступает дисфункциональной стратегией регуляции тревоги в ситуациях неопределенности, в частности, связанных с риском негативного оценивания.
2. Нарушение регуляции целенаправленной деятельности в виде снижения общей саморегуляции и пластичности регуляторных процессов, затруднения моделирования деятельности при интолерантности к неопределенности в ситуациях риска негативного оценивания - выступают психологическими механизмами формирования и поддержания ритуальных форм поведения.
3. Невозможность конструктивной перестройки системы саморегуляции в ситуациях неопределенности, связанных с риском негативного оценивания при социальной тревоге, связано либо с избегающей, либо с парадоксальной мотивационной траекторией деятельности и выступает механизмом поддержания навязчивых мыслей и действий в структуре ритуального поведения.
Апробация работы. Результаты исследования докладывались на научных конференциях.
1) XX городская научно-практическая конференция молодых ученых «Молодежь - Барнаулу» (Барнаул, 2018 г.);
2) Международная конференция «Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и техники» (Барнаул, 2018 г.);
3) VI региональная молодежная конференция «Мой выбор - наука!» (Барнаул, 2019 г.)
Публикации по теме исследования:
1) Чигринец А.Н., Сагалакова О.А. Ритуалы: патология или норма? // Наука и образование: проблемы и перспективы [Электронное издание]: Материалы XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся (Бийск, 27 апреля 2018) / отв. ред. Т.Н. Зотова. - Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2018. С. 468-470.;
2) Чигринец А.Н. Ритуальное поведение в ситуации неопределенности [Электронный ресурс] // Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и техники: сборник научных статей международной конференции (г. Барнаул, 13-16 ноября 2018 г.) / отв. ред. Е.Д. Родионов. Барнаул: Алтайский государственный университет. 2018. С. 1561¬1562.
3) Чигринец А.Н., Сагалакова О.А. Интолерантность к неопределенности и пралогическое образование // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. 2019. С. 145-153.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В психологических исследованиях, особенно в последние годы, уделяется большое внимание феномену неопределенности. Активно исследуется проблема использования ритуалов. Не прекращаются работы по изучению мотивации достижения успехов / избегания неудач и социальной тревоги.
В первой главе нашей работы были рассмотрены признаки ситуации неопределенности и подходы к пониманию толерантности / интолерантности к неопределенности. Ритуальное поведение в современной психологии рассматривается в контексте не только клинической психологии, но и в социальной психологии личности. Определяются мотивы использования ритуальных действий. Исходя из теоретических положений, мы пришли к выводу, что психологическими механизмами формирования и поддержания ритуального поведения как дисфункциональной стратегии регуляции в ситуации неопределенности, вероятно, будут выступать мотивация избегания неудач, мотивация достижения успеха и нарушения регуляции социальной тревоги.
Во второй главе были представлены результаты проведенных исследований, исходя из которых можно сделать следующие выводы:
1. Имеется связь между явлениями социальной тревоги, интолерантностью к неопределенности, использованием пралогических образований, мотивацией к достижению успеха и избеганием неудач, особенностями саморегуляции деятельности.
2. Непереносимость неопределенности играет значимую роль в формировании социальной тревоги.
3. Приметы, суеверия и ритуалы относятся к «магическим» стратегиям регуляции в ситуации неопределенности. При непереносимости неопределенности эти стратегии играют важную роль в снижении тревоги.
4. Проявления социальной тревоги в ситуациях нахождения в центре внимания (ситуациях оценки) сопровождаются использованием пралогических образований.
5. Мотивация достижения/избегания связана со стратегией деятельности в ситуации риска (т.е. в ситуации неопределенности), использование пралогических образований, в этом случае, позволяет ощутить большую уверенность в себе, большую степень контроля над ситуацией и помогает «прогнозировать» исход событий, с помощью примет, суеверий, талисманов и ритуалов.
6. При наличии обсессий испытуемые используют пралогические образования, как способы снижения психоэмоционального напряжения. Пралогические образования и компульсии представляются схожими между собой явлениями, вполне возможно, что навязчивые действия - это следующий этап развития пралогических образований как способа снижения тревоги.
7. Парадоксальная мотивационная траектория и нарушения регуляции социальной тревоги являются механизмами поддержания ритуального поведения в ситуации неопределенности.



1. Алферова Т.А., Акбулатова Г.И., Жиенбаева Н.Б. Нарушение
мотивации достижения в структуре патологии мотивации [Электронный ресурс] // Universum: Медицина и фармакология [сайт]. [2015]. №7-8 (19). URL: http: //7 universum.com/ru/med/archive/item/2543 (дата обращения:
10.02.2019).
2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2010. 363 с.
3. Андрюшкова Н.П. Особенности выраженности суеверности и представлений на природу суеверий на разных возрастных этапах // Вестник Кемеровского государственного университета. 2018. №1. С. 85-89.
4. Бек А., Раш А., Шо Б., Эмери Г. Когнитивная терапия депрессии. СПб.: Питер, 2003. 304 с.
5. Белинская Е.П. Конструирование идентификационных структур в ситуации неопределенности / Трансформация идентификационных структур. М.: Московский общественный научный фонд, 2001. С. 30-53.
6. Белинская Е.П. Неопределенность как категория современной социальной психологии личности [Электронный ресурс] // Психологические исследования [сайт]. [2014]. № 7 (36). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 11.11.2018).
7. Белинская Е.П., Дубовская Е.М. Изменчивость и постоянство как факторы социализации личности [Электронный ресурс] // Психологические исследования [сайт]. [2009]. №5 (7). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 11.11.2018).
8. Бергис Т.А. Готовность личности к переменам и толерантность к неопределенности на этапе ранней взрослости // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, Психология. 2015. №4. С. 38-42.
9. Биик Дж.У. Тренинг преодоления социофобии: Руководство по самопомощи. М.: Изд-во института психотерапии, 2003. 226 с.
10. Булатова Т.А., Черных Е.И. Социальная тревожность в контексте психологических защит // Вестник ТГПУ. 2010. №2 (92). С. 107-112.
11. Венгер А.Л., Морозова Е.И. Культурно-историческая психотерапия // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2012. №3. С.1-19.
12. Виндикер О.С. Взаимосвязь мотивации достижения с показателями оптимизма - пессимизма // Известия Уральского государственного университета. 2009. №4 (68). С. 119-125.
13. Вотинцева Т.С., Петренко В.Р. Взаимосвязь уровня толерантности к неопределенности и психологического благополучия личности // Педагогика и психология образования. 2016. №4. С. 145-149.
14. Гальперин П.Я. Лекции по психологии: уч. п. для студ. вузов. М.: Книжный дом «Университет», 2002. 400 с.
15. Голубинов В.В. Личностные факторы контроля критериев оптимальности решения психофизических задач человеком-наблюдателем // Современная психофизика / под ред. Барабанщикова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. С. 487-509.
16. Денисова Т.Н. Особенности представлений о времени у школьников и студентов с различной выраженностью мотивации достижения // Вестник Московского университета. Сер.14. Психология. 2013. №1. С. 111 - 122.
17. Духарева А.В., Майоров А.А. Обсессивно-компульсивное расстройство: как проявляются ритуалы? // Новый взгляд. Международный научный вестник. 2013. №1. С. 69-74.
18. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М.: Издательство Московского университета, 1986. 287 с.
19. Зинченко В.П. Толерантность к неопределенности: новость или психологическая традиция? // Вопросы психологии. 2007. №6. С. 3-20.
20. Зинченко Я.Г. Место суеверий в студенческой среде // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2016. №2. С. 16-22.
21. Злобина М.В., Первушина О.Н. Интолерантность к неопределенности и депрессия // Reflexio. 2017. Т. 10. №2. С. 126-141.
22. Зотова Е.Ю. Современные исследования толерантности к неопределенности в зарубежной психологии // Вестник НГУ. Серия: Психология. 2009. Т.3. №1. С. 147-155.
23. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2011. 512 с.
24. Канеман Д., Тверски А. Принятие решений в неопределенности: Правила и предубеждения. Харьков: Гуманитарный центр, 2005. 632 с.
25. Клиническое руководство по психическим расстройствам / под ред. Д. Барлоу. СПб.: Питер, 2008. 912 с.
26. Комер Р. Патопсихология поведения: нарушения и патология психики: пер. с англ. М.: ОЛМА-пресс, 2005. 638 с.
27. Кондрашихина О.А. Вопрос как средство преодоления неопределенности // Известия Саратовского университета. Серия: Философия, Психология, Педагогика. 2015. Т.15. №1. С. 94-97.
28. Корнилова Т.В. Психология риска и принятия решений: уч. п. для вузов. М.: Аспект Пресс, 2003. 286 с.
29. Котов С.В. Мотивация «на успех» и мотивация «на избегание неудач» в контексте позитивной психологии // Историческая и социально - образовательная мысль. 2012. №2 (12). С. 173-174.
30. Краснова В.В., Холмогорова А.Б. Социальная тревожность и студенческая дезадаптация // Психологическая наука и образование. 2011. №1. С. 1-15.
31. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление // хрестоматия по общей психологии / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петуховой. М.: Изд-во Московского университета, 1981. С. 130-140.
32. Леонов И.Н. Толерантность психологический феномен: история становления конструкта // Вестник Удмуртского университета. 2014. №4. С. 43-52.
33. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. - 130 с.
34. Леонтьев Д.А. Вызов неопределенности как центральная проблема психологии личности [Электронный ресурс] // Психологические исследования [сайт]. [2015]. Т. 8, № 40. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 15.10.2018).
35. Лешкевич Т.Г. Неопределенность в мире и мир неопределенности. Ростов н/Д.: Издательство Ростовского университета, 1994. 232 с.
36. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. СПб.: Питер, 2019. 304 с.
37. Луковицкая Е.Г. Социально-психологическое значение толерантности к неопределенности: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1998. 172 с.
38. Львова Е.Н., Митина О.В., Шлягина Е.И. Личностные предикторы совладающего поведения в ситуации неопределенности [Электронный ресурс] // Психологические исследования [сайт]. [2015]. №40. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 29.11.2018).
39. Матушанская А.Г., Алишев Б.С. Толерантность к неопределенности и смежные психологические конструкты когнитивной психологии // Ученые записки Казанского университета. 2011. Т. 153. кн. 5. С. 25-33.
40. Моросанова В.И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ): Руководство. М.: Когито-Центр, 2004. 44 с.
41. Никитина И.В., Холмогорова А.Б. Социальная тревога: содержание понятия и основные направления изучения. Часть 1 // Социальная и клиническая психиатрия. 2010. Т.20. №1. С. 80-85.
42. Никитина И.В., Холмогорова А.Б. Социальная тревога: содержание понятия и основные направления изучения. Часть 2 // Социальная и клиническая психиатрия. 2011. Т.21. №1. С. 60-67.
43. Ольшанский Д.В. Психология масс. СПб.: Питер, 2002. 368 с.
44. Первичко Е.И., Бабаев Ю.А. Мотивация достижения и структура перфекционизма у пациентов с тревожными расстройствами // Национальный психологический журнал. 2018. №4 (32). С. 86-95.
45. Поддъяков А.Н. Неопределенность в решении комплексных проблем // Человек в ситуации неопределенности / под ред. А.К. Болотова. М.: ТЕИС, 2007. С. 177-193.
46. Поддъяков А.Н. Преднамеренное создание трудностей и совладание с ними [Электронный ресурс] // Психологические исследования [сайт]. [2008]. №1(1). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 03.11.2018).
47. Рожков Е.М. Мотивация достижения успеха и избегания неудач в работах отечественных и зарубежных ученых // Современная наука. 2014. №3. С. 44-46.
48. Романюк О.В. Теоретический аспект определения и трактовки
термина «Толерантность к неопределенности» // Материалы XII Международной научно-практической конференции молодых
исследователей, г. Барановичи, 19-20 мая 2016. Барановичи, 2016. С. 179-180.
49. Сагалакова О.А. Социальная фобия: психосемантический анализ устойчивых алгоритмов реагирования на социальные ситуации // Сибирский психологический журнал. 2004. №19. С. 62-69.
50. Сагалакова О.А., Стоянова И.Я. Когнитивно-перцептивная избирательность и регуляция социальной тревоги в ситуациях оценивания // Известия Алтайского государственного университета. 2015. Т.1. №3 (87). С. 75-80.
51. Сагалакова О.А., Труевцев Д.В. Метакогнитивная модель социального тревожного расстройства // Известия Алтайского государственного университета.2012. Т.2. №2 (74). С. 59-63.
52. Сагалакова О.А., Труевцев Д.В. Опросник социальной тревоги и
социофобии [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн [сайт]. [2012]. № 4 (15). URL: http://medpsy.ru (дата
обращения: 10.09.2018).
53. Сагалакова О.А., Труевцев Д.В. Самоконцентрация внимания при социофобии и социальном тревожном расстройстве // Известия Алтайского государственного университета. 2010. Т.2. №1 (66). С. 67-69.
54. Сагалакова О.А., Труевцев Д.В. Социальные страхи и социофобии. Томск: Издательство Томского университета, 2007. 210 с.
55. Сагалакова О.А., Труевцев Д.В., Подолкина Е.А. Страх оценивания как патогенетический механизм социального тревожного расстройства и коморбидных расстройств [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. [сайт]. [2018]. T. 10. № 6(53). URL: http://mprj.ru (дата обращения: 10.02.2019).
56. Саенко Ю.В. Психологические аспекты суеверий и суеверности // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. 2005. №6. С. 86-95.
57. Саенко Ю.В. Психология и суеверия [Электронный ресурс] // Научные материалы международного форума и школы молодых ученых ИП РАН [сайт]. [2015]. URL: http://www.ipras.ru (дата обращения: 02.11.2018).
58. Саенко Ю.В. Суеверия современных студентов // Вопросы психологии. 2004. №4. С.122-130.
59. Сараева Е.В., Николаев С.Г. Связь толерантности к неопределенности и мотивации достижения // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2014. №7. С. 129-134.
60. Сивицкий В.Г., Родионов В.А. Эффективная система управления психическими состояниями в спорте // Системная психология и социология. 2011. №4. С. 155-122.
61. Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг. М.: Речь, 2005. 240 с.
62. Сиротюк М.В. Исследования толерантности - интолерантности к неопределенности в зарубежной и отечественной психологии // Развитие человека в современном мире: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Новосибирск, 14-16 апреля 2015 г.): в 2 ч. / под ред. Н.Я. Большуновой, О.А. Шамшиковой; Мин- во образования и науки РФ, Новосиб. Гос. пед. ун-т. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. Ч.1. С. 228-235.
63. Соколова Е.Т. Клиническая психология утраты Я. М.: Смысл, 2015. 895 с.
64. Степанский В.И. Влияние мотивации достижения успеха и
избегания неудачи на регуляцию деятельности [Электронный ресурс] // Вопросы психологии [сайт]. [1981]. URL: http://www.voppsy.ru (дата
обращения: 15.01.2019).
65. Стоянова И.Я. Пралогические образования в норме и патологии: дис. ...д-р психол. наук. Томск, 2007. 303 с.
66. Тапалова О.Б., Негай Н.А. Психодиагностика мотивации достижения при обсессивно-компульсивных расстройствах // Международная научно-практическая конференция «Вопросы психологии, педагогики и образования: интеграция науки и практики»: сборник научных докладов. М.: Издательский дом «Научное обозрение», 2014. С. 108-116.
67. Толерантность к неопределенности как составляющая личностного потенциала // Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. С. 300-330.
68. Труевцев Д.В., Сагалакова О.А. Руминации в контексте метакогниций, неадаптивных схем и психической ригидности // Известия Алтайского государственного университета. 2011. Т.2. №2 (70). С. 69-72.
69. Труевцев Д.В., Сагалакова О.А., Сагалаков А.М. Тревога оценивания и страх осмеяния в контексте формирования антивитальных установок и нарушения психологической безопасности в подростковом и юношеском возрасте // Вектор науки ТГУ. Сер. Педагогика, психология. 2014. №3 (18). С. 203-208.
70. Ульянченко А.Л. Изучение проблематики суеверий у студенчества
и молодежи в работах русских и зарубежных исследователей в XX-XXI веке [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем [сайт]. [2013]. №1 (21). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/izuchenie-
problematiki-sueveriy-u-studenchestva-i-molodezhi-v-rabotah-russkih-i- zarubezhnyh-issledovateley-v-xx-xxi-vv (дата обращения: 02.04.2019).
71. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990. 272 с.
72. Харитонов С.В. Руководство по когнитивно-поведенческой
психотерапии. М.: Психотерапия, 2009. 176 с.
73. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М.: Смысл, 2003. 860 с.
74. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. СПб.: Речь,
2001. 256 с.
75. Чагова М.А. История и современное развитие проблемы толерантности к неопределенности в психологической науке // Scienttific e-journal. PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2014. №1. С. 77-87.
76. Чигринец А.Н., Сагалакова О.А. Ритуалы: патология или норма? // Наука и образование: проблемы и перспективы [Электронное издание]: Материалы XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся (Бийск, 27 апреля 2018) / отв. ред. Т.Н. Зотова. Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2018. С. 468-470.
77. Чигринова И.А., Новикова М.А. Связи ригидности, толерантности к неопределенности и уровней нравственного самосознания личности с академической успеваемостью студентов // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». 2014. №2. С. 78-83.
78. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. СПб.: Речь,
2002. 480 с.
79. Юртаева М.Н. Исследование когнитивных и личностных особенностей толерантности к неопределенности // Образование и наука. 2010. №8 (76). С. 71-79.
80. Юртаева М.Н., Глуханюк Н.С. Потенциал исследования конструкта «толерантность к неопределенности» в современной психологии // Известия Уральского федерального университета. Серия: Проблемы образования, науки и культуры. 2017. Т.23. №1 (159). С. 74-80.
81. Юрьева Л.Н. Кризисные состояния. Днепропетровск: Арт-Пресс, 1998. 155 С.
82. Norton R.W. Measure of ambiguity tolerance // Journal of Personality Assessment. 1975. Vol. 39 (6). P. 607-619.
83. Stoycheva K. Intolerance, Uncertainty, and Individual Behaviour in
Ambiguous Situations [Электронный ресурс] // Institute for Population and Human Studies [сайт]. [2011]. URL:
https://www.researchgate.net/profile/Katya Stoycheva3 (дата обращения:
10.12.2018).
84. Stoycheva K. Tolerance for ambiguity, creativity, and personality [Электронный ресурс] // Institute for Population and Human Studies [сайт]. [2009]. URL: https: //www. researchgate. net/pro fil e/Katya Stoycheva3 (дата обращения: 10.12.2018).



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ