ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССАХ 5
1.1. Метапредметный подход в современном процессе обучения 5
1.1. Особенности метапредметного обучения математики в 5 классах 22
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ 32
2.1. Содержание обучения математике в 5 классе, способствующее
формированию метапредметных результатов 32
2.2 Методы формирования метапредметных результатов обучения в процессе
обучения математике в 5 классе 54
2.1. Формы организации урока математики в 5 классе, способствующего
формированию метапредметных результатов обучения 62
2.2. Описание опытно-экспериментальной работы 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
Библиографический список 87
Приложение 1 89
Приложение 2 93
Приложение 3
Ориентация на результаты образования — это важнейший компонент конструкции Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. В соответствии с этим принципиальным отличием изменились структура, содержание и способы применения стандартов в образовательном процессе.
В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Объект исследования - процесс обучения математике в основной школе
Предмет исследования - метапредметные результаты в процесс обучения математике в основной школе.
Цель исследования - разработать методические рекомендации по формированию метапредметных результатов в процессе обучения математики.
Гипотеза исследования состоит в том, что формирование метапредметных результатов в рамках обучения курсу математике предполагает отбор специального содержания и методов обучения.
Исходя из цели и гипотезы, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. выявить сущность метапредметного подхода в современном процессе обучения
2. на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы выявить особенности содержания метапредметных результатов в обучении
3. описать особенности обучения математике в 5 классе;
4. выявить содержание, методы и формы организации обучения, обеспечивающие формирование метапредметных результатов обучения математике;
5. провести опытно-экспериментальную работу и подтвердить гипотезу исследования
Для достижения поставленной цели и проверки сформулированной гипотезы предполагается использовать методы теоретического анализа (изучение и систематизация педагогической, методической и научно - технической литературы по проблеме исследования; анализ образовательных стандартов, учебных программ, учебных пособий; изучение и обобщение педагогического опыта), методы эмпирического исследования (наблюдение за процессом обучения), педагогический эксперимент.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, насчитывающего 47 источника. Общий объем работы составляет 89 страниц, в том числе включает 2 таблицы и 7 рисунков.
В результаты выполнения исследования получены следующие результаты:
1. Выявлена сущность метапредметного подхода в современном процессе обучения, который заключается в том, что благодаря использованию учителем метапредметности в обучении, учащиеся смогут увидеть процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы.
2. Проанализированы и описаны особенности обучения математике в 5 классах. С учетом возможностей учебного материала курса математики 5 классов и организуемой в процессе обучения математической деятельности учащихся определены взаимосвязи изучаемых разделов с различными видами УУД.
3. Исследованы средства, методы и формы организации урока, обеспечивающие формирование метапредметных результатов обучения. Выявлены методы обучения математике классах, ориентированные на формирование различных видов УУД.
4. Выявлены особенности содержания метапредметных результатов в обучении. Представлена типология задач, которые составляют содержание обучения математике
5. Опытно-экспериментальным путем была доказана эффективность разработанных методических рекомендаций, обеспечивающих формирование метапредметных результатов.
В связи с вышесказанным мы можем утверждать, что гипотеза исследования подтвердилась, следовательно цель и задачи исследования решены.
1. Аксенова Н.И. Метапредметное содержание образовательных стандартов // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф., окт. 2011, Челябинск: Два комсомольца, 2011. - Т. I. - С. 104-111.
2. Андрианова Г.А. Целеполагание и рефлексия как метапредметные виды учебной деятельности. - М.: Аспект, 2014. - 206 с.
3. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. - М., Просвещение, 2010. - 145 с.
4. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.- М.: Просвещение,1982. - 192 с.
5. Болтаева Г.С. Возможности реализации метапредметного подхода в начальной школе // Молодой ученый. - 2013. - №12. - С. 406-409.
6. Вагина С.Г., Гливинская О.В., Михайлюк Я.В. Реализация метапредметного подхода в преподавании гуманитарного цикла предметов в общеобразовательной школе. - М.: АСТ, 2014. - 199 с.
7. Глазунова О.Н. Метапредметный подход и диагностика способностей [Электронный ресурс] // www.epistemosteka.net/index.php? option=com_content&view
8. Громыко Н.В., Половкова М.В. Метапредметный подход как ядро российского образования // Сб. статей для участников финала Всероссийского конкурса «Учитель года России - 2009». - СПб., 2009. - С. 711.
9. Громыко Н.В. Метапредмет «Знание». - М.: АСТ, 2011. - 120 с.
10. Громыко Ю.В. Век «мета»: Современные деятельностные представления о социальной практике и общественном развитии. - М.: Академия, 2014. - 506 с.
11. Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика: теоретикопрактическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства) Текст. / Ю.В. Громыко. - Минск: Технопринт, 2012. - 376 с.
12. Громыко Ю.В. Метапредмет «Проблема». - М.: Академия, 2009. - 90 с.
13. Громыко Ю.В. Метапредмет «Знак». Схематизация и построение знаков. Понимание символов. - М.: Пушкинский институт, 2011. - 101 с.
14. Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Теория обучения и воспитания. - М.: Академия, 2013. - 256 с.
15. Из опыта освоения мыследеятельностной педагогики (Опыт освоения мыследеятельностного подхода в практике педагогической работы) / Под ред. Алексеевой Л. Н., Устиловской А. А. - М.: Академия, 2012. - 132 с.
16. Имакаев В.Р. Метапредметные и личностные результаты в общем образовании: от декларации к гарантии качества // Шк. технологии. - 2013. - № 2. - С. 10-14.
17. Канаева М.В. Развитие универсальных учебных действий. - Спб.: Лань, 2013. - 201 с.
... всего 47 источников