Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ СРЕДСТВАМИ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ МЕЖПРЕДМЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯ (ФИЗИКА И ЛИТЕРАТУРА) В 7-9 КЛАССАХ

Работа №73796

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2020
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
186
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ 7
1.1. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ, СУЩНОСТЬ И
СОДЕРЖАНИЕ 7
1.2. ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
СРЕДСТВАМИ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИКИ 18
ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 25
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАДАЧ МЕЖПРЕДМЕТНОГО
СОДЕРЖАНИЯ 27
2.1. РОЛЬ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В ФОРМИРОВАНИИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ 27
2.2. ПРИМЕНЕНИЕ ЗАДАЧ МЕЖПРЕДМЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯ (ФИЗИКА
И ЛИТЕРАТУРА) В ФОРМИРОВАНИИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ 33
ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 58
ПРИЛОЖЕНИЯ

Современная система образования формирует определенные требования, предъявляемые к выпускнику в условиях социально-технического прогресса.
В ходе процесса обучения в школе учителя должны формировать у учащихся способность к постоянному и непрерывному увеличению профессиональных знаний и умений, расширению кругозора, обобщению, систематизации, закреплению пройденного материала, совершенствованию приобретенных знаний, умений и навыков, что в свою очередь положительно влияет на успешную социализацию.
Согласно ФГОС ООО [ФГОС ООО, с. 25], задачей образования становится обеспечение развития метапредметных результатов обучения.
Метапредметные результаты обучения определяются как «...способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов» [ФГОС ООО, с. 28].
Психолого-педагогическое осмысление этой проблемы проводилось в работах А.Г Асмолова, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Ю.В. Громыко исследователями проблемно-диалогического, развивающего обучения, основанного на системно-деятельностном подходе к обучению, лежащему в основе построения ФГОС ООО. Согласно данному подходу, обучение не сводится к задачам традиционной передачи и усвоения учащимися информации, а решает целый ряд задач.
Среди различных дисциплин, курс физики имеет выраженную метапредметную направленность и обладает значительным потенциалом в эффективном формировании метапредметных образовательных результатов.
Школьный курс физики является фундаментом для естественнонаучных дисциплин, таких как математика, химия, астрономия, биология, где межпредметные связи этих предметов достаточно изучены и имеют множество разработок, но метапредметные связи физики с такими предметами как литература, искусство, музыка - мало изучены.
Огромную роль в достижении обучающимися метапредметных результатов играют различные педагогические технологии, в том числе, решение различных видов задач на уроке и усвоение теоретического материала. Решение задачи повышения качества подготовки обучающихся в процессе освоения планируемых результатов осуществляется, по трем основным направлениям: первое - формирование у обучающихся физических знаний при осуществлении принципа практической направленности обучения, второе - развития практических умений на основе теоретических знаний при обучении физике и третье - формирование умения решать задачи физического содержания.
Такое разделение позволяет глубоко изучить обе стороны единого процесса подготовки обучающихся к деятельности по решению физических задач и усвоению теоретических знаний.
Однако, на сегодняшний день использование метапредметных связей физики с такими дисциплинами как, например, литература для решения физических задач и усвоения теоретических знаний до конца не раскрыты.
Поэтому проблема по созданию условий достижения учащимися метапредметных результатов обучения путем использования метапредметных связей физики и литературы средствами решения физических задач и усвоения теоретических знаний считается актуальной, с одной стороны, и мало разработанной в создании условий для достижения учащимися метапредметных результатов обучения посредством метапредметных связей - с другой.
Актуальность проблемы и выявленное противоречие, позволяет нам сформулировать проблему исследования: «Каким должен быть комплекс заданий по физике с использованием метапредметных связей физики и литературы?».
Данная работа направлена на изучение метапредметных связей в работе учителя и разработку специальных заданий на физике, направленных на формирование метапредметных результатов обучения.
Цель: на основе анализа особенностей содержания и структуры
метапредметных результатов, разработать комплекс заданий - задач межпредметного содержания, по физике на основе отрывков из художественных произведений, направленный на формирование метапредметных результатов обучения физики (на примере 7 класса по теме «Взаимодействие тел»).
Объект исследования: формирование метапредметных результатов обучения физике в 7-9 классах.
Предмет исследования: решение задач межпредметного содержания как один из способов формирования метапредметных результатов обучения.
Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа учебно -методической литературы раскрыть сущность и структуру понятия - метапредметные результаты обучения, метапредметные связи.
2. Изучить методологические особенности формирования
метапредметных связей на примере физики и литературы.
3. Показать возможности задач межпредметного содержания при
формировании метапредметных результатов обучения.
4. Разработать фрагменты уроков по формированию метапредметных результатов обучения.
5. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию метапредметных результатов обучения на примере умений работать с информацией у учащихся 7 класса при повторении главы «Взаимодействие тел».
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической, научно-методической, учебной литературы, материалов научно-практических конференций и Inernet по теме исследования;
- анализ учебно-методической документации (учебных программ, планов, нормативных документов, методических руководств);
- педагогические измерения (анкетирование, беседы, проведение наблюдений);
- качественный и количественный анализ результатов исследования.
База исследования: Богандинская средняя общеобразовательная школа №2.
Этапы исследования:
1. Постановочный этап (май-октябрь 2019 г.) - изучение и анализ
художественной литературы, выявление противоречий, объекта, предмета исследования, постановка проблемы, цели, задач, формулирование гипотезы, разработка этапов исследования и структуры работы.
2. Исследовательский этап (ноябрь 2019-февраль 2020 г.) - проведение теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы, была выдвинута гипотеза, что литературные отрывки с физическими явлениями или задачами помогают эффективнее обучить учащихся.
3. Интерпретационно-оформительский этап (март-май 2020 г.) - количественная и качественная обработка полученных результатов, формулировка выводов исследования и оформление выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость исследования заключается в разработке материалов, которые могут использоваться в работе школьных учителей на уроках физики, во внеурочной деятельности, а также в ходе педагогической практики студентов.
Апробация исследования проводилась на конференциях и представлена следующими работами:
1. «Физические явления в произведениях М.Ю. Лермонтова», межвузовский сборник научно-методических статей «XI Кирилло- Мефодиевские чтения».
2. «Творчество Николая Васильевича Гоголя на занятиях по физике при создании проблемных ситуаций (на примере произведения «Вечера на хуторе близ Диканьки»)», межвузовский сборник научно-методических статей «XI Кирилло-Мефодиевские чтения».
3. «Литературные произведения как средство патриотического воспитания в процессе обучения физике», межвузовский сборник научно-методических статей «VI рождественские чтения «Великая Победа: наследие и наследники»».
4. «Физика в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова», научно-методический электронный журнал «Концепт».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Формирование метапредметных связей с использованием задач межпредметного содержания актуальна в связи с изменениями в системе образования, так ФГОС должен быть направлен на достижение главной цели образования - социализации личности, а в основе этого лежит метапредметный результат обучения.
Метапредметные результаты обучения предполагают, что у учеников будут развиты:
1. Уверенная ориентация в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин философских и общепредметных;
2. Владение основными общеучебными умениями организации собственной учебной деятельности;
3. Контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.
Межпредметные связи позволяют обеспечить понимание и применение учеником связей между разными учебными предметами в формировании метапредметных результатов обучения.
При обучении учащихся метапредметные связи физики с другими предметами призваны решать следующие задачи:
- служить основой для формирования научного миропонимания;
- прививать интерес к изучению предметов естественно -математического и гуманитарного циклов;
- готовить учащихся к жизни, общественно полезному труду, развивать логическое мышление;
- формировать основы естественнонаучной картины мира и показать место человека в ней;
- знакомить с применением физических законов в практической деятельности человека с целью ускорения научно -технического прогресса.
Формирование метапредметных связей физики с использованием задач межпредметного содержания хорошо изучена в смежных с ней дисциплинах, но связь физики с дисциплинами гуманитарного цикла не имеет практически ничего общего.
В результате была выдвинута гипотеза, что существуют такие художественные произведения, где описываются физические явления, которые помогут учащимся лучше освоить данную дисциплину, и вызовут познавательный интерес.
Специально разработанный нами комплекс заданий, где в художественных произведениях содержатся задачи или вопросы теоретического направления по главе: «Взаимодействие тел» был реализован на базе Богандинской средней общеобразовательной школы № 2 в 7 классе.
Для проведения опытно-экспериментальной работы были созданы экспериментальная и контрольная группы, где в результате было выявлено, что вычисленное значение критерия Фишера оказалось выше табличного, для числа степеней свободы (24;24), которое составило 1,98. Этот факт говорит о том, что данная методика обучения в экспериментальном классе оказалась эффективной. Таким образом, цель исследования достигнута, задачи исследования решены.



1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Москва: Просвещение, 2011. 117 с.
2. Баханова А.А., Гурьянова Н.А. Физические явления в произведениях М.Ю. Лермонтова // Х1 Кирилло-Мефодиевские чтения: сборник научных статей / под ред. Г.В. Сильченко. Ишим: Изд-во ИПИ им. П.П. Ершова (филиал) ТюмГУ, 2019. 246 с.
3. Беликов Б.С. Решение задач по физике. Общие методы. Москва: Высшая школа, 1986. 256 с.
4. Блок А.А. Стихотворения. Том второй (1904-1908). Москва: Издательство «Слово», 1922. 440 с.
5. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 1999. 168 с.
6. Гаршин В.М. Лягушка-путешественница. Москва: Советская Россия, 1979. 8 с.
7. Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки. Сорочинская ярмарка. Москва: «Русская книга», 1994. 250 с.
8. Горячева Т.В. Метапредметный подход в обучении физике // ТГОР:
[сайт]. 2015. URL:
https://tgor.ucoz.ru/publ/metapredmetnyj podkhod v obuchenii fizike/1-1-0-19 (дата обращения: 19.01.2020).
9. Громыко Н.В. Метапредмет «Знание». Москва: Пушкинский
институт, 2001. 539 с.
10. Громыко Ю.В. Метапредмет «Знак». Москва: Пушкинский институт, 2001. 288 с.
11. Громыко Ю.В. Метапредмет «Проблема». Москва: Институт учебника «Пайдейя», 1998. 382 с.
12. Ермакова Е. В., Баханова А. А., Наумчик Н. С., Васи С. А. Физика в
творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2018. № V9. С. 32-39. URL: http://e-
koncept.ru/2018/186084.htm. (дата обращения 16.04.2002).
13. Ермакова Е.В., Баханова А.А., Гурьянова Н.В. Творчество Николая Васильевича Гоголя на занятиях по физике при создании проблемных ситуаций (на примере произведения «Вечера на хуторе близ Диканьки» // XI Кирилло- Мефодиевские чтения: сборник научных статей / под ред. Г.В. Сильченко. Ишим: Изд-во ИПИ им. П.П. Ершова (филиал) ТюмГУ, 2019. 246 с.
14. Ермакова Е.В., Воронина Е.В., Баханова А.А. Литературные произведения как средство патриотического воспитания в процессе обучения физике // VI Рождественские чтения: межвузовский сборник научно - методических статей / под ред. Г.В. Сильченко. Ишим: Изд-во ИПИ им. П.П. Ершова (филиал) ТюмГУ, 2019. 123 с.
15. Ильиф И.А., Петров Е.П. Золотой теленок. Москва: «Детская литература», 2017. 390 с.
16. Кирсанов И.Н. Технологии оценивания предметных и
метапредметных результатов обучения в соответствии с требованиями ФГОС // ТОИПКРО: [сайт]. URL: https://fcprotmb.68edu.ru/conference/wp-
content/uploads/2016/09/3 Kirsanov.pdf (дата обращения: 27.12.2019).
17. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика. Москва: Издательский центр «Академия», 2008. 352 с.
18. Кузнецов Б. Г. Эйнштейн. Жизнь. Смерть. Бессмертие //
Библиотекарь.ru [сайт]. 2010. URL: http://www.bibliotekar.ru/albert-
eynshteyn/36.htm (дата обращения 16.02.2020).
19. Кузнецов Ю.П. Русский узел. Стихотворения и поэмы. Москва: «Наука», 2010. 156 с.
20. Ланина И.Я., Глазкова К.Р. Использование художественной литературы на занятиях по физике. Санкт - Петербург: «Образование», 1993. 91 с.
21. Осинцева Н.В. Организация педагогического эксперимента и математическая обработка его результатов. Ишим: Изд. ИГПИ, 200 5. 47 с.
22. Осинцева Н.В., Баханова А.А. К вопросу о метапредметной связи физики и изобразительного искусства // Проблемы и перспективы технологического образования в России и за рубежом: сборник материалов II Международной научно-практической конференции (9-10 апреля 2020 г.) / отв. Ред. Л.В. Козуб. Ишим: Изд-во ИПИ им. П.П. Ершова (филиал) ТюмГУ, 2020. 237 с.
23. Перышкин А.В. Физика 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Москва: Дрофа, 2013. 223 с.
24. Пришвин М.М. Собрание сочинений в 8-ми томах. Том 5. Ленинград: «Художественная литература», 1983. 150 с.
25. Пушкин А.С. Евгений Онегин. Москва: АСТ: Аристотель, 2008. С. 191.
26. Пушкин А.С. Сказка о попе и о работнике его Балде. Москва: «Детская литература», 2015. 4 с.
27. Пушкин А.С. Стихотворения. Москва: «Детская литература», 2012. С. 124.
28. Скрипкина Ю.В. Метапредметный подход в новых образовательных с тандарта: вопросы реализации // Интернет-журнал «Эйдос». 2011. № 4. URL: http://www.eidos.ru/journal/ 2011/0425-10.htm (дата обращения: 10.10.2019).
29. Тургенев И.С. Записки охотника. Санкт-Петербург: Лениздат, 2014. 420 с.
30. Устиловская А.А. Метапредмет «Задача». Москва: Пушкинский институт, 2011. 269 с.
31. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт: официальный сайт. Москва. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 15.09.2019).
32. Федорец Г.В. Межпредметные связи в процессе обучения: Учебное пособие. Липецк: Липецкий педагогический государственный институт, 1983. 88 с.
33. Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении: Научно-методическое пособие. Москва: Издательство «Эйдос», 2012. 73 с.
34. Чехов А.П. Вишневый сад. Москва: Дрофа, 2001. 119 с.
35. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти томах. Сочинения. Том 1. Москва: «Наука», 1983. 240 с.
36. Чехов. А.П. Дама с собачкой. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти томах. Сочинения. Том 10. Москва: «Наука», 1986. 158 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ