РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ НАСТОЛЬНЫМ ТЕННИСОМ, ПОСРЕДСТВОМ КОМПЛЕКСА МОДИФИЦИРОВАННЫХ УПРАЖНЕНИЙ
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика координационных способностей в физическом воспитании и спорте 5
1.1. Анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного
возраста 5
1.2 . Общие понятия и классификация координационных способностей 11
1.3. Основные задачи и проблемы при развития координационных способностей у детей среднего школьного возраста, занимающихся настольным теннисом 21
Глава 2. Средства и методы развития координационных способностей при занятиях настольным теннисом детей среднего школьного возраста 24
2.1. Характеристика средств и методов развития координационных
способностей 24
2.2. Особенности тренировочного процесса детей среднего школьного
возраста, занимающихся настольным теннисом 34
Глава 3. Методика, организация и результаты исследования 45
3.1. Методика и организация исследования 45
3.2. Результаты исследования 51
Выводы 58
Практические рекомендации 59
Список используемой литературы 60
Приложения
Актуальность темы. Развитие координационных способностей является показателем двигательной активности и уровня физической подготовленности, разъясняющий его роль и значение. Что определяет уровень подготовки, выраженных физических и психических свойств и возможностей.
Актуальность темы соотносится с необходимостью гармонического развития личности, в том числе - развития у детей такого значимого качества как координационные способности. Настольный теннис выступает эффективным средством физического воспитания, особенно в развитии таких физических качеств, как координация.
Координационные способности в настольном теннисе играют одну из важных ролей, так как игрок должен быстро реагировать на все происходящее во время игры и моментально делать соответствующие выводы, быстро передвигаться на ногах, бороться за каждое очко и быть настроенным всегда на борьбу. Дети и взрослые, приобретая определенные навыки, самостоятельно и сознательно могут осуществлять постоянное физическое совершенствование, сохраняя здоровье, жизнерадостность и долголетнюю трудоспособность. Приемы и действия, с помощью которых ведется игра, позволяют начинать занятия с детьми 12-15 лет, используя для этого инвентарь и оборудование, соответствующие возрасту и уровню подготовленности ребенка. Средний школьный возраст является в этом смысле показательным, так как в этом возрасте существуют все задатки и предпосылки для развития координационных способностей в настольном теннисе.
Объект исследования: процесс физического развития детей среднего школьного возраста, занимающихся настольным теннисом.
Предмет исследования: развитие координационных способностей у детей среднего школьного возраста, занимающихся настольным теннисом.
Цель работы: повышение уровня координационных способностей у детей среднего школьного возраста, занимающихся настольным теннисом.
Задачи работы:
1. Проанализировать научно-методическую литературу.
2. Модифицировать упражнения для развития координационных способностей для учащихся среднего школьного возраста, занимающихся настольным теннисом.
3. Экспериментально проверить результативность модифицированных упражнений на практике.
Для решения поставленных задач исследования использовались следующие методы:
1. Анализ и обобщение данных научно-методической литературы;
2 .Анкетирование.
3. Педагогический эксперимент.
4. Методы математической статистики;
Научная гипотеза: мы предположили, что применение модифицированных упражнений повысит уровень координационных способности детей среднего школьного возраста, занимающихся настольным теннисом.
Научная новизна: впервые в содержание уроков физической культуры средних классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Козульская СОШ № 1» (пгт Козулька) были включены модифицированные упражнения.
Практическая значимость: применение на уроках физической культуры модифицированных упражнений положительно сказывается на уровне координационных способностей детей среднего школьного возраста.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Анализ научно-методической литературы показал, что в учебно-тренировочном процессе детей среднего школьного возраста, занимающихся настольным теннисом, большую роль играют такие физические качества, как координационные способности, что сподвигло нас на дальнейшую работу.
2. По ходу исследования успешно проведена модифицированная нами методика развития координационных способностей, включающая комплекс упражнений для развития данного качества.
3. В процессе исследования практически проверена и доказана результативность и эффективность модифицированной нами методики для развития координационных способностей у детей среднего школьного возраста, занимающихся настольным теннисом.
Результаты педагогического эксперимента позволяют утверждать, что предложенный нами комплекс модифицированных упражнений положительно влияет на динамику развития координационных способностей у детей среднего школьного возраста, занимающихся настольным теннисом. По итогам проведенного нами исследования показатели уровня развития координационных способностей у детей данного школьного возраста улучшились, это в свою очередь дает право нам сказать, что предложенная нами методика (комплекс модифицированных упражнений) подтверждает результативность и эффективность в развитие координационных способностей у детей среднего школьного возраста, занимающихся настольным теннисом.
1. Алабин В. Г. Многолетняя тренировка юных спортсменов [Текст] / В. Г. Алабин, А. В. Алабин, В. П. Бизин. - Харьков: «Основа», 1993. - 244 с.
2. Амелин А.Н. Современный настольный теннис. М.: ФиС, 2004.
3. Байгулов Ю.П. Основы настольного тенниса. М.: М.: ФиС, 2004.
4. Бакшеев К.С. Соревновательная нагрузка сильнейших игроков в настольный теннис. М.: Изд-во РГУФК, 2005. - 37 с.
5. Барчукова Г.В., Воробьев В.А. Настольный теннис: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ. М.: Советский спорт, 2010.
6. Барчукова, Г. В. Настольный теннис / Г.В. Барчукова, А.Н. Мизин. - М.: Дивизион, 2008. - 188.
7. Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии [Текст] / Н. А. Бернштейн. - М.: Физкультура и спорт, 1991.
8. Бернштейн Н. А. О построении движений / Н. А. Бернштейн; Центр.
9. Вайнбаум Я.С., Коваль В.И., Родионова Т.А. Гигиена физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 240.
10. Варинов В. В., Коновалова Н. Г. Особенности технико-тактической
подготовленности юных теннисистов с различными типами вегетативной регуляции // СМЖ. 2007. №2. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/osobennosti-tehniko-takticheskoy- podgotovlennosti-yunyh-tennisistov-s-razlichnymi-tipami-vegetativnoy- regulyatsii(дата обращения: 24.01.2019).
11. Волков, И.П. Основы теории и методики спортивной тренировки: пособие для высших и средних учебных заведений физической культуры[Текст]/ И.П. Волков. - Минск: Тесей, 2011. - 168с.
12. Волков, В. М. Тренеру о подростке / В.М. Волков. - 2-е изд., доп. - Москва: Физкультура и спорт, 2002. - 483с.
13. Галимова А. Г., Цинкер В. М. Координационные способности как
фактор повышения кондиций человека // Вестник БГУ. 2014. №13-1. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/koordinatsionnye-sposobnosti-kak-
faktor-povysheniya-konditsiy-cheloveka (дата обращения: 24.01.2019).
14. Гераськин А.А., Родионов А.В., Шумаков В.В Психологические аспекты изучения деятельности спортсмена при выполнении стандартных игровых ситуаций // Спортивный психолог. 2005. - №1. - С.27-34.
15. Гогунов E.H., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и
спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.:
Издательский цент «Академия», 2000. - 288 с.
16. Голенко В.А., Скородумова А.П., Тарпищев Ш.А. Азбука тенниса. - М., 2003. - 324 с.
17. Дмитров А.А. Программирование тактической подготовки юных теннисистов в условиях специализированной спортивной школы: автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2005. - 24 с.
18. Дюбина Т. В., Завьялов А. И. Технология оценки уровня
подготовленности юных теннисистов // Сибирский педагогический журнал. 2010. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-
otsenki-urovnya-podgotovlennosti-yunyh-tennisistov (дата обращения: 24.01.2019).
19. Володина В.С., Савчук А.Н. Теория и методика физического воспитания школьников: учебное пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - 432с.
20. Журавлева А.Ю. Игры и упражнения при обучении детей основам тенниса/ А.Ю. Журавлева// Теннис. Теория и практика. Научно-методический сборник. - М.: 2012.
21. Журавлева А. Ю. Большие возможности маленькой ракетки/ А. Ю. Журавлева// Спорт в школе. - 2012. - № 3.
22. Журавлева А. Ю. С ракеткой и без нее. Уроки тенниса в начальной школе. / А. Ю. Журавлева// Спорт в школе. - 2012. - № 4.
23. Захаров Г.С. Настольный теннис: Теоретические основы. Ярославль, Верхневолжское книжное издательство, 2005.
24. Ильин, Е. П. Координационные способности: определение понятия, классификации форм проявления [Текст]/ Е. П. Ильин [и др.]//Ученые записки университета П.Ф. Лесгафта. - Санкт-Петербург, 2008. - Вып. 1 (35) - с. 35-38.
25. Климович, Л.С. 100 уроков тенниса / Л.С. Климович. - М.: АСТ, 2010. - 590 с.
26. Козак А. М. Методика формирования комплексной системы оценки
координационных способностей теннисистов 5-6 лет // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2015. №4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-formirovaniya-kompleksnoy- sistemy-otsenki-koordinatsionnyh-sposobnostey-tennisistov-5-6-let (дата обращения: 24.01.2019).
27. Коломиец Ольга Ивановна Исследование вегетативной реактивности
юношей-игроков в настольный теннис с различным стилем игры // Ученые записки университета Лесгафта. 2013. №7 (101). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-vegetativnoy-reaktivnosti- yunoshey-igrokov-v-nastolnyy-tennis-s-razlichnym-stilem-igry (дата обращения: 24.01.2019).
28. Кострюков Андрей Всеволодович, Скачков К. С. Коммуникативные
умения как средство развития спортивных достижений молодежи в настольном теннисе // Вестник ОГУ. 2012. №4 (140). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnye-umeniya-kak-sredstvo- razvitiya-sportivnyh-dostizheniy-molodezhi-v-nastolnom-tennise (дата обращения: 24.01.2019).
29. Курамшин Ю. Ф. Теория и методика физической культуры [Текст]: учебник / Под ред. Проф. Ю. Ф. Курамшин. - М.: Советский спорт, 2004.
30. Левин B.C. Интегральная адаптация в процессе спортивно-игровой деятельности: автореф. диск. доктора пед. наук. Малаховка, 2008. -48с.
31. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие [Текст]/ И.В. Лях. - Москва: ТВТ Дивизион, 2006. - 290с.
32. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - СПб: Лань, 2004. - 160 с.
33. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры (Общие
основы теории и методики физического воспитания: теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры) [Текст]: учебник / Л. П. Матвеев. - М.:
Физкультура и спорт, 1991.
34. Назаренко Л.Д. Средства и методы развития двигательных координаций. М.: Изд. «Теория и практика физической культуры», 2003. - 259.
35. Наумов Р. О. Особенности технической подготовленности юных теннисистов 6-8 лет // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2008. №7. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/osobennosti-tehnicheskoy- podgotovlennosti-yunyh-tennisistov-6-8-let(дата обращения: 24.01.2019).
36. Никитин А. А., Закревская Н. Г., Дмитриева Е. С. Психологический
контроль подготовленности игроков в настольный теннис (девушки 11 - 13 лет) // Ученые записки университета Лесгафта. 2015. №6 (124). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/psihologicheskiy-kontrol-podgotovlennosti- igrokov-v-nastolnyy-tennis-devushki-11-13-let (дата обращения:
24.01.2019).
37. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера / Н.Г Озолин. - М.: Астрель, 2006. - 863 с.
38. Программа для системы дополнительного образования детей. Настольный теннис / сост. В. Н. Буянов. - Ульяновск: УлГТУ, 2009. - 20 с.
39. Решетников Н., Кислицин Ю. Физическая культура: уч. пос. для СПО. - М.: Академия, 2007. - 176 с.
40. Романенко В.А. Диагностика двигательных способностей. Учебное пособие Донецк: Изд-во ДонГУ, 2005, — 290с.
41. Рябинина С.К. Обучение технике настольного тенниса: Учебно-методические разработки. Красноярск, КГТУ, 2002. - 40 с.
42. Рябинина С.К., Кулиев В.Н. Настольный теннис в вузе: Учебное пособие. - Красноярск, КГТУ, 2003. 100 с.
43. Серова Лидия Константиновна, Воронов Антон Александрович
Зависимость индивидуального стиля деятельности в настольном теннисе от типологических свойств личности спортсменов // Ученые записки университета Лесгафта. 2013. №1 (95). URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/zavisimost-individualnogo-stilya- deyatelnosti-v-nastolnom-tennise-ot-tipologicheskih-svoystv-lichnosti- sportsmenov(дата обращения: 24.01.2019).
44. Скородумова А.П., Баранов И.С., Кузнецова О.В., Тошович С.Д., Трухачёв А.А. Показатели скоростных способностей и их взаимосвязь у теннисистов 6-14 лет на этапе начальной подготовки и тренировочном этапе // Вестник спортивной науки. 2016. №4. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/pokazateli-skorostnyh-sposobnostey-i-ih- vzaimosvyaz-u-tennisistov-6-14-let-na-etape-nachalnoy-podgotovki-i- trenirovochnom-etape-1(дата обращения: 24.01.2019).
45. Ургапов А. В., Миронов Д. Л. Основные подходы к формированию
целевой точности передвижения и ударов у юных теннисистов // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2013. №1. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/osnovnye-podhody-k-formirovaniyu-
tselevoy-tochnosti-peredvizheniya-i-udarov-u-yunyh-tennisistov (дата
обращения: 24.01.2019).
46. Фримерман Э. Я. Настольный теннис. Краткая энциклопедия / Сост. серии ВЛ. Штейнбах / Э.Я. Фримерман. — М., 2005.
47. Харисов, Ф.Ф. Образование и здоровье / Ф.Ф. Харисов. - М.: Весь мир, 2003 - 83 с.
48. Холодов Ж.К. Кузнецов В.С., Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Академия, 2003. - 141с.
49. Худец, Р. Настольный теннис. Техника с В. Самсоновым [Текст] /пер. с англ. Белозеров О. / Р. Худец. -М.: Виста Спорт, 2005. - 312 с. 72.
50. Чермит. К.Д. Теория и методика физической культуры[Текст] / К.Д. Чермит. - М.: Советский спорт, 2005. - 458 с.
51. Шестеренкин О.Н. Методика технической подготовки игроков в настольный теннис. Диссертация, РГАФК, М.:160с., 2000.
52. Шестаков М. П., Щенникова Т. В., Аль Халили Муханед Контроль и
развитие координационных способностей теннисистов // Известия ЮФУ. Технические науки. 2008. №6. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/kontrol-i-razvitie-koordinatsionnyh- sposobnostey-tennisistov(дата обращения: 24.01.2019).
53. Энциклопедия физической подготовки. Методические основы развития физических качеств [Текст]/ под общей ред. А.В. Карасева. - Москва: Лептос, 2004. - 368с.
54. Янчук В.Н. Теннис. Простые истины мастерства. М., 2001. - 216 с.