Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие познавательного интереса обучающихся средней школы во внеурочной предметной деятельности по технологии

Работа №167930

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы68
Год сдачи2022
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА 8
1.1. Сущность понятия «познавательный интерес» 8
1.2. Особенности формирования познавательного интереса обучающихся в
средней школе 13
1.3. Влияние внеурочной предметной деятельности по технологии на
развитие познавательного интереса обучающихся в средней школе 17
Выводы по главе 1 21
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОБ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕХНОЛОГИИ НА БАЗЕ МБОУ СШ№99 23
2.1. Исследование уровня развития познавательного интереса обучающихся
средней школы во внеурочной предметной деятельности по технологии 23
2.2. Реализация педагогических условий по развитию познавательного интереса обучающихся средней школы во внеурочной предметной деятельности «технология» в рамках программы «Дизайнерская игрушка» . 35
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования по итогам реализации программы внеурочной предметной деятельности «Дизайнерская игрушка»
44
Выводы по главе 2 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
Приложение А 62
Приложение Б 63
Приложение В 65
Приложение Г 66

В современном мире, в связи с модернизацией в системе образования, важное место в комплексе задач обучения занимает проблема развития познавательного интереса. В период школьного обучения большинство обучающихся испытывают определённые трудности, которые имеют непосредственную взаимосвязь с познавательным интересом. Ученики не углубляются в учебный процесс, наблюдается повсеместное отсутствие интереса к изучаемым предметам, также отсутствует мотивация к приобретению новых знаний, школьники не понимают пользы обучения и каким образом изучаемые предметы пригодятся им в будущей жизни. Прежде всего, это актуально для обучающихся средней школы, именно в этот период вводятся новые предметы, программа обучения постепенно усложняется, в то же время именно средний школьный возраст характеризуется пубертатным периодом, во время которого происходят психологические и личностные изменения обучающихся. В данный период особенно важно мотивировать учеников на изучение предмета, формировать у них интерес к получению новых знаний, тем самым стимулируя познавательную активность.
«Технология» является одним из школьных предметов, которая позволяет обучающимся применять в практической деятельности полученные образовательные знания и навыки, осваивая общие принципы жизнедеятельности человека в процессе создания продуктов и услуг. Посредством приобретения знаний по «Технологии» происходит решение ключевых задач воспитания, так как технологическое образование способствует развитию у обучающихся когнитивных, информационных, коммуникативных и социальных навыков, также происходит приобретение базовых навыков работы с современным технологичным оборудованием, освоение современных технологий, знакомство с миром профессий, самоопределение и ориентация обучающихся.
Организация внеурочной деятельности по технологии, как и по любому учебному предмету, занимает важное место в образовательном процессе современной школы и направлена на решение таких задач, как расширение и углубление знаний учеников по предмету, привитие интереса к изучаемому, развитие творческих способностей обучающихся.
Проблеме формирования познавательного интереса у обучающихся средней школы уделяли внимание многие отечественные учёные. Вопросы изучения познавательной активности, познавательного интереса освещены в работах М.Ф. Беляева, А.Р. Аблитарова, Э.А. Барановой, Л.А. Венгер, А.К. Марковой.
Познавательный интерес в качестве стимула развития волевых качеств рассматривали в работах Л.С. Выготский, Н.Г. Морозова, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн.
Л.А. Гордон, А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, Г.И. Щукина рассматривали познавательный интерес с точки зрения эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, которые активизируют сознание и деятельность.
Критерии и показатели познавательного интереса подробно представлены в работах Н.И. Болдырева, Б.Г. Ананьева, Г.И. Щукиной, Н.Е. Елфимовой, Е.А. Кувалдиной. В то же время, отмечено, что в научной литературе вопросы развития познавательного интереса обучающихся в средней школе во внеурочной предметной деятельности по технологии освещены недостаточно, что обусловило актуальность выбранной темы.
Объектом исследования является образовательный процесс внеурочной предметной деятельности в средней образовательной школе.
Предметом исследования является развитие познавательного интереса обучающихся средней школы во внеурочной предметной деятельности по технологии.
Цель исследования - выявить и теоретически обосновать педагогические условия, способствующие развитию познавательного интереса у обучающихся средней школы во внеурочной предметной деятельности по технологии.
Гипотеза исследования:
развитие познавательного интереса обучающихся во внеурочной предметной деятельности по технологии будет эффективным, если:
- будет разработана и реализована программа «Дизайнерская игрушка» для внеурочной предметной деятельности;
- будут использованы методы обучения, способствующие развитию познавательного интереса;
- будут разработаны методические рекомендации по выполнению тематических заданий программы «Дизайнерская игрушка» для внеурочной предметной деятельности, способствующих развитию познавательного интереса обучающихся.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы обозначены следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть понятие «познавательный интерес»;
2. Выявить особенности формирования и развития познавательного интереса школьников в средней школе;
3. Подобрать комплекс диагностических методик, выявляющие уровень развития познавательного интереса обучающихся;
4. Разработать программу «Дизайнерская игрушка» внеурочной предметной деятельности и апробировать её на базе МБОУ СШ№99;
5. Разработать методические рекомендации по выполнению тематических заданий программы «Дизайнерская игрушка» внеурочной предметной деятельности.
Методы исследования: 1) теоретические - анализ, сравнение и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, включающей научные статьи, учебные и учебно-методические пособия; 2) эмпирические - педагогический эксперимент; 3) методы статистической обработки данных (среднее арифметическое значение).
Методики исследования:
1. «Лесенка побуждений» и «Лесенка уроков» (Н.Е. Елфимова);
2. «Методика выявления уровня познавательного интереса» (Е.А. Кувалдина).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В выпускной квалификационной работе был проведён анализ и обобщение формирования познавательного интереса обучающихся в средней школе. Было определено, что познавательный интерес представляет собой психологическую активность человека, которая является общим осознанным стремлением к объекту, проникнутая отношением близости к объекту, эмоционально-насыщенная и влияющая на повышение продуктивности деятельности. В то же время познавательный интерес выступает ценным мотивом учебной деятельности, который проявляется в стремлении личности заниматься определенным видом деятельности, приносящим ему эмоциональное удовлетворение и является мощным побудителем активности индивида, под влиянием которой характер психологических процессов приобретает особую интенсивность, а деятельность становится увлекательной и продуктивной.
Особенности формирования познавательного интереса обучающихся средней школы зависят от применения педагогом методов обучения в процессе образовательной деятельности. Использование не отдельного метода, а их определённой совокупности, системы педагогических мер, включающей научно-исследовательские и проблемно-поисковые методы, построенные на основе дидактических принципов и соответствующей технологии обучения, будут способствовать эффективному формированию познавательного интереса у обучающихся средней школы.
Основными формами внеурочной деятельности по предмету «Технология» выступают лабораторная работа, проектная деятельность, экскурсии, мастер-классы, домашнее задание, позволяющие освоить материальную и информативную технологии, которые необходимы для изготовления продукта труда в проекте обучающегося, субъективно актуального на момент прохождения курса.
На основании проработки теоретического материала проведено экспериментальное исследование среди обучающихся 8 «а» и 8 «г» классов МБОУ СШ №99 г. Красноярска. В эксперименте приняли участие 25 человек в возрасте 14-15 лет. Экспериментальное исследование состояло из констатирующего, формирующего и контрольного этапа. Исследование проводилось согласно методикам Н.Е. Елфимовой «Лесенка побуждений», «Лесенка уроков» и методики определения познавательного интереса, описанной в работе Е.А. Кувалдиной. Результаты показали, что у большинства испытуемых (52%) присутствует средний уровень познавательного интереса, для которых характерно преобладание социальных мотивов над познавательными, активные действия по изучению проявляют исключительно на уроке, во внеурочное время предметом не интересуются. Предпочитают проявлять активность на уроке только в период выполнения творческих заданий, обучающиеся стараются справляться со сложными заданиями при помощи педагога, самостоятельный интерес к «Технологии» во внеурочное время проявляют слабо, в основном изучают дополнительную художественную литературу.
Обучающиеся с высоким уровнем развития познавательного интереса составили 16%, у них присутствует гармоничное сочетание социальных и познавательных мотивов, они способны по максимуму включаться во все направления учебной деятельности, приобретают дополнительные знания по предмету во внеурочное время, у них отмечена высокая степень выраженности познавательного интереса к предмету «Технология», активность проявляется в виде работы на уроке, задавании вопросов, учащимся нравится в процессе учёбы узнавать что-то новое, стараются выполнить задание во что бы то ни стало, даже если оно вызвало сложность.
Низкий уровень отмечен у 32% испытуемых. Для данной группы школьников характерно слабо выраженное проявление познавательного интереса к предмету, включение в образовательный процесс носит периодический характер, в случае возникновения трудностей в выполнении
заданий, данная группа не пытаются найти поиска решений, а отказываются от выполнения заданий, во внеурочное время предметом не интересуются.
Согласно полученным результатам, на основании анализа образовательной программы по предметной деятельности «Технология», представленной В.М. Казакевич, была разработана и реализована учебная программа внеурочной деятельности «Дизайнерская игрушка», направленная на развитие мотивационной активности и познавательного интереса обучающихся к предмету «Технология». Программа состояла из теоретической и практической части, занятия проводились 2 раза в неделю, продолжительность одного занятий составляла 1 час, общая продолжительность программы - 32 часа.
После реализации данной программы был проведён контрольный эксперимент, результаты которого показали положительную динамику: у 44% обучающихся был отмечен высокий уровень развития познавательного интереса к предмету «Технология», количество обучающихся со средним уровнем сократилось до 40%, низкий уровень развития познавательного интереса сократился до 16%, что свидетельствует об эффективности программы.
Таким образом, гипотеза исследования о том, что успешное развитие познавательного интереса обучающихся во внеурочной предметной деятельности «технология» эффективно, если: 1) будет разработана и реализована программа внеурочной предметной деятельности «Дизайнерская игрушка»; 2) будут использованы методы обучения, способствующие развитию познавательного интереса; 3) будут разработаны методические рекомендации по выполнению тематических заданий программы внеурочной предметной деятельности «Дизайнерская игрушка», способствующих развитию познавательного интереса обучающихся подтверждена, цель исследования достигнута.
Использование педагогами данной программы во внеурочной деятельности будет способствовать развитию познавательного интереса у обучающихся к предмету «Технология», а также поможет учителям в формировании у обучающихся системы научных знаний, учебных умений и навыков, необходимых в их дальнейшем социальном развитии. Работа в творческих мастерских в рамках предложенной программы внеурочной деятельности позволит учителю обеспечить условия необходимые для социализации личности обучающихся через выявление и развитие их индивидуальных способностей, творческого мышления и формирования дизайнерских навыков.



1. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы / Б.Г. Ананьев. - Л.: Нева, 2009. - 157 с.
2. Андреев В.И. Педагогика / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.
3. Березовин Н.А. Воспитание у школьников интереса к учению / Н.А. Березовин // Педагогика. -2011. - № 3 - С. 10-11.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2007. - 400 с.
5. Божович Л.И. Формирование отношения к учению и развитие познавательных интересов / Л.И. Божович // Личность и её формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2002. - С. 247-253.
6. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В.Б. Бондаревский. - М.: Просвещение, 2005. - 513 с.
7. Гордон Л.А. Психология и педагогика интереса / Л.А. Гордон // Радяньска школа. - 2019. - №11. - С. 33-37
8. Гребенникова О.А. Педагогические возможности проектной деятельности как средства развития познавательных интересов обучающихся // Вестник НовГУ, 2019. - №5 (88). - С.30-33.
9. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Современное написание / В.И. Даль. - М.: АСТ, 2018. - 921 с.
10. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения / А.Ю. Дейкина. - М.: Просвещение, 2002. - 235 с.
11. Додонов Б.И. О сущности интересов и подходе к их исследованию / Б.И. Додонов // Педагогика. - 2021. - № 9 - С. 72 - 81
12. Дусавицкий А.Г. Воспитывая интерес / А.Г. Дусавицкий. - М.: Знание, 2018. - 80 с.
13. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь / М.И. Еникеев. - М.: Проспект, 2019. - 560 с.
14. Ермизина Ю. А. Пути развития познавательного интереса у подростков // Ю.А. Ермизина. - Молодой ученый. - 2019. - №9. - С. 1107¬1113
15. Есипов Б.П. Самостоятельная работа обучающихся на уроке / Б.П. Есипов. - М.: Просвещение, 2009. - 285 с.
16. Запорожченко Л.И. Педагогическая модель развития познавательной активности / Л.И. Запорожченко // Социально-экономические явления и процессы. - 2017. - № 8 - С. 241-246.
17. Зотов Ю.Б. Организация современного урока / Ю.Б. Зотов. - М.: Просвещение, 2007. - 144 с.
18. Каратаева Е.В. Типы учебной активности: педагогическая тактика и стратегия / Е.В. Каратаева // Директор школы. - 2020. - №9. - С.75¬79.
19. Каратаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Е.В. Коротаева. - М.: Просвещение, 2018. - 237 с.
20. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспирова. - М.: Академия, 2000. - 176 с.
21. Кувалдина Е.А. Исследование познавательных интересов кировских школьников / Е.А. Кувалдина // Вестник ВятГГУ. 2007. - №19. - С.127-132.
22. Кузьмина В.Г. Активизация познавательной деятельности / В.Г. Кузьмина // Начальная школа. - 2018. - №4. - С. 181-183.
23. Курышева И.В. Классификация интерактивных методов обучения в контексте самореализации личности обучающихся / И.В. Курышева // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2019. - №112. - С.160-164.
24. А.Н. Лентьев Детская психология / А.Н. Леонтьев. - М.: Юрайт. 2019. - 245 с.
25. Марков А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. - М.: Юрайт, 2018. - 355 с.
26. Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 2020. - №4. - С. 5-17.
27. Михайловская Е.Г. Активизация познавательной деятельности обучающихся / Е.Г. Михайловская // Начальная школа. - 2017. - №9. - С. 45¬50.
28. Морозова Н.Г. Формирование интересов у обучающихся в условиях нормального и аномального развития / Н.Г. Морозова. - М.: Наука, 2007. - 213 с.
29. Новейший психолого-педагогический словарь / Под ред. А.П. Астахова. - Минск: Современная школа, 2010 - 928 с.
30. Новейший психологический словарь / Под ред. В.Б. Шапаря. - Ростов н/Д : Феникс, 2006 - 808 с.
31. Ожегов Т.И. Толковый словарь русского языка / Т.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: ООО «ИПИ Технологии», 2003. - 944 с.
32. Пегушина Л.П. Проектная деятельность обучающихся как способ формирования ключевых компетенций на уроках технологии Л.П. Пегушина // Концепт. - 2019. - №3. - С.32-36.
33. Педагогический энциклопедический словарь / Под М.М.
Безруких, В.А. Болотова, Л.С. Глебовой. - М.: Большая Российская
энциклопедия, 2003. - 528 с.
34. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. Педагогическое общество России, 2005. - 640 с.
35. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Школьная Пресса, 2002. - 336 с.
36. Педагогический словарь / Под ред. В.И. Загвязинского. - М.: Академия, 2008. - 352 с.
37. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим- Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др.- М.: Большая
Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.
38. Петрусинский В.В. Игры для интенсивного обучения / В.В. Петрусинский.- М.: Прометей, 2019. - 285 с.
39. Рубинштейн С.И. Основы общей психологии С.И. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
40. Савельева О.П. Активизация познавательной деятельности школьников в процессе изучения / О.П. Савельева. - М.: Просвещение 2017. - 133 с.
41. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2000. - 687 с.
42. Столяренко Л.Д. Основы психологии / Л.Л. Столяренко - Ростов- н/Д: Феникс, 2007. - 671 с.
43. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности обучающихся / Н.Ф. Талызина. - М.: Просвещение, 2003. - 93 с.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт. Основное общее образование. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://classinform.rU/fgos/1.3-osnovnoe-obshchee-obrazovanie-5-9-class.html
45. Харламов И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - М.: Юрист, 2019. - 512 с.
46. Шамова Г.И. Активизация учения школьников / Г.И. Шамова. - М.: Педагогика, 2019. - 355 с.
47. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности обучающихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 2007. - 221 с.
48. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса психологии / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 2006. - 382 с.
49. Якимова, М.С. Развитие познавательного интереса школьников во внеурочной деятельности / М.С. Якимова // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2020 - № 4 - С. 122-124.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ