ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Лингвистические основы обучения произношению русских звуков в 6 - 7 классах с родным (тувинским) языком обучения 6
1.1. Понятие о методах обучения и их классификация 6
1.2. Некоторые особенности фонетической синтагматики тувинского
и русского языков на примерах консонантных сочетаний в сопоставительном аспекте 14
1.3. Интерферентные явления при произношении слов со стечением
согласных в русском языке 19
Выводы 23
ГЛАВА 2. Методические основы обучения произношению русских звуков в 6 - 7 классах с родным (тувинским) языком обучения 24
2.1 Анализ орфоэпического материала в учебниках 6-7 классов 24
2.2 Методические основы обучения произношению стечений согласных 27
2.3. Опытно-экспериментальная работа по выявлению степени
усвоенности стечений согласных в русском языке 36
2.4. Формирующий этап эксперимента: серия упражнений по
предотвращению ошибок в словах со стечением согласных при написании слов со стечением согласных 38
2.5. Контрольный этап эксперимента: проверка эффективности работы по предупреждению ошибок при написании слов со стечением согласных 44
Выводы 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
Одной из важнейших проблем теории и методики преподавания русского языка в школах с родным языком обучения является развитие орфоэпически правильной речи детей. Это значит, что необходимо совершенствовать произносительно-слуховую культуру учащихся, формировать хорошую дикцию, развивать выразительность речи, повышать культуру живого слова.
Обучение русскому языку произношению детей с родным тувинским языком требует от учителя серьезной лингводидактической подготовки, в частности свободного владения звуковой системой тувинского и русского языков, понимания и осознания всех функций речевого аппарата. Необходимо также располагать данными сопоставительного анализа русского и родного (тувинского) языков учащихся, знать и соблюдать орфоэпические нормы русского языка. Важно уметь заметить ошибки и выявить причины, вызвавшие их.
Данная проблема применительно к тувинской национальной школе остается мало исследованной, поэтому очень актуальна и имеет теоретическое и практическое значение.
Исходя из этого актуальность темы исследования определяется ее недостаточной разработанностью применительно к условиям тувинско-русского двуязычия.
Объектом исследования является процесс обучения произношению на уроках русского языка учащихся в национальной школе.
Предметом исследования - методы и приемы обучения произношению русских звуков в 6-7 классах с родным (тувинским) языком обучения.
Цель работы - выявить наиболее эффективные методы и приемы обучения произношению на уроках русского языка в 6-7 классах школ с родным (тувинским) языком обучения.
В связи с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
1) показать на данном материале типичные фонетические особенности систем согласных в данных языках;
2) идентификация состава согласных фонем в условиях действия фонетической интерференции.
3) разработать упражнения по формированию произносительных навыков учащихся.
Научная новизна данного исследования состоит, в том, что в нем сделана попытка выявления и описания особенностей работы методов и приемов обучения произношению русских звуков в 6-7 классах национальной школы с родным (тувинским) языком обучения.
Поставленные в работе задачи решаются при помощи следующих методов:теоретический (анализ лингвистической, методической литературы по теме исследования), сопоставительный анализ фонетической системы русского и тувинского языков, эксперимент, эмпирический (наблюдение).
Теоретической и методологической базой исследования по данной проблеме послужили труды Р.И. Аванесова, Л.В. Щербы, А.М. Щербака, М.И. Матусевича, М.В. Панова, Л.Л. Буланина, Л.Г. Зубкова, В.В. Шеворошкина, В.М. Наделяева, Д.А. Монгуша, С.Ф. Сегленмея, Ф.М. Бартана.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования могут быть внедрены в практику обучения русскому языку в школах с национальным составом учащихся, при совершенствовании программ и учебников для 6-7 классов тувинской национальной школы, разработке методических пособий.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, приложения и библиографического списка.
Во введении обосновывается актуальность исследования, определяется цель и задачи работы, раскрываются ее новизна, теоретическая значимость, возможность ее практического применения и методика исследования.
В первой главе рассматриваются теоретические основы обучения сочетаний согласных в русском языке, интерферентные явления при произношении слов со стечением согласных и анализ орфоэпического материала в учебниках 6-7 классах.
Вторая глава содержит методические основы обучения произношению стечений согласных и сопоставительный анализ этих систем с выявлением наибольших трудностей в произношении.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования, намечаются возможности их практического применения и перспектива дальнейшего изучения проблемы.
Выработка навыков произношения неродной речи - дело нелегкое. Известно, что артикуляционный аппарат каждого человека с детства привыкает к определенным движениям, характерным для звуков родного языка, его фонематической системы в целом. Следовательно, ребенок звуковую систему русского языка начинает усваивать, имея уже твердо сложившиеся навыки восприятия и произношения звуков речи родного языка.
Специфика методики обучения фонетике русского языка в национальной школе обусловлена взаимовлиянием русского и тувинского языков, которые имеют сходства и различия, что является причиной произносительных ошибок в русской речи учащихся.
Изучение слов со стечением согласных имеет большое значение при дальнейшем обучении русскому языку.
При работе над произношением выделяются следующие методы:
1) имитативный;
2) акустико-артикуляционный;
3) сопоставительный.
В работе над произношением учащихся рекомендуется использовать такие эффективные приемы как:
1. Осознанная имитация на основе объяснения учащимся артикуляции звука.
2. Имитация, основанная на осознании различий в произнесении звуков.
3. Дифференциация звуков на слух.
4. Произнесение звуков, звукосочетаний, слов, словосочетаний за учителем или за диктором.
5. Чтение букв, буквосочетаний, слов, словосочетаний, предложений, текста по образцу (за учителем и за диктором)
6. Использование при чтении транскрипции (сначала частичной, потом полной)
7. Произнесение скороговорок, пословиц и поговорок за учителем или за диктором.
8. Использование стихотворений.
На основе эффективных приемов разработаны различные упражнения по формированию произносительных навыков, которые апробированы на уроках в 6-7 классах.
Оно проводилось в три этапа: констатирующий (подэтап подготовка эксперимента), формирующий и контрольный этапы.
Задачи на начальном этапе эксперимента:
1. Выяснить, насколько дети грамотно употребляют в речи слова со стечениями согласных русского языка.
2. Определить эффективность данного исследования.
В ходе работы выяснилось, что ребята тувинских классов с трудом усваивают стечения согласных русского языка.
Сравнивая данные, полученные в ходе констатирующего и контрольного экспериментов, можно увидеть, что процентные соотношения учащихся по уровню усвоения правописания слов со стечением согласных изменилось: качество и успеваемость выросли. Из чего можно сделать вывод о том, что наша экспериментальная работа подтвердила свою эффективность.
Особое внимание уделяется говорению как основе постановки, коррекции, совершенствования русского литературного произношения в речи учащихся национальной школы.
Таким образом, главная цель данной работы достигнута: исследован уровень грамотности учащихся, организована работа по выявлению трудностей при написании слов со стечением согласных и выявлены типы уроков и упражнений, позволяющих максимально эффективно вести работу по грамотности.
Отсюда можно сделать вывод, что гипотеза, выдвинутая нами в работе, подтвердилась, то есть изучение особенностей восприятия и воспроизведения сочетаний согласных русского и тувинского языков, требуют особого внимания, и только используя специальную систему упражнений, можно добиться правильного произношения и грамотного письма.
1. Аванесов, P.P. Фонетика современного русского литературного языка. - М.: 1956.
2. Арутюнова,Н.Д. О понятии системы словообразования. -Филологические науки, 1960. - № 2.
3. Балыхина, Т.М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового) : учеб. пособ. / Т.М. Балыхина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: РУДН, 2010. - 188 с.
4. Баранов, М. Т, Кулибаба И.И. Русский язык 5-6 классы. - М.: «Просвещение» 1987.
5. Баранов, М.Т., Ипполитова, Н.А., ЛаДыженская, Т.А., Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / Под ред. Баранова М.Т. - М.: Изд. Центр «Академия», 2000.
6. БархуДаров, С. Г., Крючков, С. Е., Максимов, Л. Ю. Русский язык. 9 класс. - М.: «Просвещение» 2005, 2006 годы.
7. Бартан, Ф.М. Работа над произношением слов со стечением согласных на уроках русского языка в тувинской школе // Башкы. - Кызыл: 2001, № 2, С. 24-25.
8. БонДарко, Л.В., Вербицкая, Л.А., Гордина, М.В. Основы общей фонетики: Учебное пособие для студ. Филол. И лингв. Фак. Высш. Учеб. Заведений. - 4¬е изд., испр. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Изд.центр «Академия», 2004. - 160 с.
9. Бенвенист, Э. Уровни лингвистического анализа // Общая лингвистика. - М.: 1974.
10. Буржунов, Г.Г., Пахомова, З.П., Тамбиева, Д.М. Методика преподавания русского языка в начальной национальной школе. Л.: Просвещение, 1980.
11. БонДаренко, А.А., Каленчук, М.Л. Формирование навыков литературного
произношения у младших школьников. - М.: Просвещение, 1990.52
12. Васильев, В.А. Фонетика английского языка. - М.: Высшая школа, 1980. - 240 с
13. Веселова, О.В. Адаптивная технология корректировки произносительных навыков студентов в языковом вузе: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Самара, 2004. - 20 с.
14. Виноградов, В.В. Современный русский язык. - М., Аспект-Пресс, 2002. - 378 с.
15. ВинограДов, В.В. Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии (на материале русского и родственных языков). - Избранные труды. Исследования по русской грамматике. - М.: 1975.
16. ВинограДов , В.В. Избранные труды: Исследования по русской грамматике. - М.: 1975.
17. Виноградов, В.А. Лингвистические аспекты обучения языку. Вып.1. Универсальное и ареальное при обучении произношению. - М., 1972.
18. Винокур, Г.О. Заметки по русскому словообразованию. - Избранные работы по русскому языку. - М.: 1959.
19. Винокур, Г.О. О некоторых явлениях словообразования в русской технической терминологии. - Труды Моск. Ин-та истории, философии и литературы, Т.5., 1939.
20. Винарская, Е.Н. Возрастная фонетика // Фонетика в системе языка. Тезисы III Международного симпозиума МАПРЯЛ. - М., 2002.
21. Верещагин, Е.М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизм). - М., 1969.
22. Дмитриенко, С.Н. Фонетика. Фонология // Русская грамматика. Т.1. - М.: «Наука». - 1980.
23. Земская, Е.А. Современный русский язык. Словообразование. - М., 1973.
24. 3енков, Г.С. Вопросы теории словообразования. - Фрунзе, 1969.
25. Зиндер, Л.Р. Общая фонетика. - М.: 1979. - 311 с.
26. Зубкова, Л.Г. О причинах межъязыковых различий в звуковой организации слова // Теория языка. Методы его исследования и преподавания. - Л., 1981.
27. Иванов, В.В. Фонетика и фонология современного русского языка. Синтагматика и парадигматика фонем // Русский язык в национальной школе. - 1972. - №4. - С.7.
28. Иванов, В.В. Фонетика и фонология современного русского литературного языка. I. Фонетика и фонологическая система русского языка в её определяющих чертах // Русский язык в национальной школе. - 1972, №3.
29. Исхаков, Ф.Г. Тувинский язык. Очерк по фонетике. - М.-Л., 1957.
30. Исхаков, Ф.Г., Пальмбах, А.А. Грамматика тувинского языка. - М.: 1961.- С. 9-113.
31. Дифференцированное обучение на уроках русского языка. Методическое обучение / Сост. Л.К. Иванова. - Санкт-Петербург, ЛОИРО,2000.
32. Касевич,В.Б. Слог в общей дальневосточном языкознании // Теория
языка. Методы его исследования и преподавания. - Л., 1981.
33. Катанов, Н.Ф. Опыт исследования урянхайского языка с указанием главнейших родственных отношений его к другим языкам тюркского корня.- Казань, 1903.
34. Кодзасов, С.В., Кирова О.Ф. Общая фонетика. - М., 2001.
35. Козырева, Л.М. Развитие речи. - Ярославль, 2002.
36. Крушевский, Н.В. Очерк науки о языке. - Казань, 1883.
37. Кубрякова , Е.С. Что такое словообразование? - М., 1965.
38. Кульневич, С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть I. - Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2005. - 288 с.
39. Курилович , Е. Вопросы теории слога. - В кн.: Е.Курилович. Очерки по лингвистике. - М., 1962.
40. Курилович , Е. Деривация лексическая и деривация синтаксическая. К теории частей речи. - В кн.: Е.Курилович. Очерки по лингвистике. - М., 1962.
41. Кунаа, А.Ч. Звуковая система современного тувинского языка. - Кызыл,1957. - С. 53.
42. Ладыженская, Т.А., Тростенцова Л. А., Баранов М. Т. Русский язык 5-9 классы. - М.: «Просвещение» с 2002 по 2010 годы.
43. Ладыженская, Т.А, и др. Детская риторика // Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. - М., 1996.
44. Левковская, К.А. Словообразвоание. - М., 1954.
45. Лопатин, В.В. Русская словообразовательная морфемика. Проблемы и принципы описания. - М., 1977.
46. Луначарский, А.В. О воспитании и образовании. - М., 1976.
47. Лыков, А.Г. Современная русская лексикология (русское окказиональное слово). - М., 1976.
48. Львов, М.Р. Основы развития речи младших школьников // Начальная школа. - 1981. - №7. - С. 9.
49. Матусеевич, М.И. Современный русский язык. Фонетика. - М.: 1976. - 121 с.
50. Монгуш , Д.А. Закономерности сочетаемости согласных в тувинском языке // Ученые записи ТНИИЯЛИ. Вып. Х. - Кызыл, 1963.
51. Наделяев, В.М. Проект универсальной унифицированной фонетической транскрипции (УУФТ). - М.-Л., 1960.
52. Наделяев, В.М. Выступление на координационном совещании «Методы изучения тюркских языков». - Ашхабад, 1961. - В кн.: Вопросы методов изучения истории тюркских языков. - Ашхабад, 1961. - 196 с.
53. Наделяев, В.М. Выступление // Развитие литературных языков народов Сибири в советскую эпоху. - Улан-Удэ, 1965.
54. Немченко, В.Н. Словообразовательная структура имен прилагательных в современном русском языке. - Горький, 1973.
55. Русский язык: учебник для 6 классов общеобразовательных учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред Н.М. Шанский]. - 28-е изд. - М.: Просвещение, 2006. - 239 с.
56. Русский язык: учебник для 7 классов общеобразовательных учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. - 27-е изд. - М.: Просвещение, 2005. - 221 с.
57. ПоДласый, И.П. Педагогика. Учебник для вузов. - М.: Просвещение. Г уманитарный издательский цент ВЛАДОС, 1996 - 432с.
58. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. - М.: «Просвещение» 2008. - С.8.
59. Подготовка учителя русского языка для национальной школы: лингводидактический аспект / под ред. Н.М. Шанского, Г.Г. Городиловой. - М.: Педагогика, 1989. - 200 с. - (Образование. Педагогические науки).
60. Сат, Ш.Ч. Формирование и развитие тувинского национального литературного языка. - Кызыл, 1973. - С. 87.
61. Сат, Ш.Ч., Салзынмаа, Е.Б. Современный тувинский литературный язык. - Кызыл, 1980.
62. Сегленмей, С.Ф. Инвентарь согласных фонем современного тувинского языка // Исследование звуковых систем сибирских языков. - Новосибирск, 1979. - С. 90-109.
63. Сегленмей, С.Ф. Чередование согласных фонем тувинского языка // Исследование звуковых систем сибирских языков. - Новосибирск, 1979. - С. 69 - 72.
64. Сегленмей, С.Ф. Некоторые особенности фонетической синтагматики тувинского и русского языков на примерах консонантных сочетаний. // Тувинская письменность и вопросы исследования письменности и письменных памятников России и Центрально-Азиатского региона // Материалы Международной научной конференции посвященной 80- летию Тувинской письменности. (1 по 4 июля 2010 г.). - С.153-158.
65. Трубецкой, Н.С. Основы фонологии. - М., 1960 - С.59.
66. Тростенцова, Л. А., ЛаДыженская, Т.А., Дейкина, А. Д. Русский язык 8,
9 классы. - М.: «Просвещение», 2010.
67. Универсальный словарь русского языка (все словари в одном). - Санкт- Петербург, издательская группа «Весь». - 2010. - 832 с.
68. Филиппова, Л.А. Сложный путь от традиционного обучения к проблемному (организация методической работы в начальных классах) // Начальная школа плюс До и После. - 2002. - № 8.
69. Фомичёва, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М.: Просвещение, 1981.
70. Шипулна, И.А. Базовая модель урока, направленная на развитие творческих способностей учащихся // Начальная школа плюс До и После. - 2002. - №8.
71. Щерба, Л.В. К вопросу о двуязычии // Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. - М.: Наука, 1974.
72. Щерба, Л.В. Субъективные и объективные методы в фонетике: Избранные работы по языкознанию и фонетике. - Л., 1985. - С.113.
73. Щерба, Л.В. Фонетика французского языка: очерк французского произношения в сравнении с русским. М., 1963.
74. Щербак, А.М.Сравнительная фонетика тюркских языков. - Л., 1970.