Введение 3
Глава 1. Теоретический обзор психолого-педагогической и логопедической литературы по проблеме исследования
1.1. Связная монологическая речь нормотипичных детей в онтогенезе 9
1.2. Причинная обусловленность нарушений монологической речи у
дошкольников с общим недоразвитием речи II-III уровня 17
1.3. Обзор существующих подходов к диагностике и коррекции
монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи II-III уровня 23
Выводы по первой главе 36
Глава 2. Исследование сформированности монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи II-III уровня
2.1. Организация и методика экспериментального исследования 38
2.2. Анализ результатов констатирующего экспериментального исследования
47 Вывод по второй главе 61
Глава 3. Коррекционно-логопедическая работа по развитию связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи II-III уровня
3.1. Теоретические основы и организация эксперимента 64
3.2. Содержание логопедической работы по развитию связной
монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи II-III
уровня средствами народных сказок 71
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 77
Вывод по третьей главе 83
Заключение 84
Библиография 89
Приложения 98
Актуальность исследования. В настоящее время проблема развития связной монологической речи продолжает оставаться актуальной из-за неуклонного роста числа детей дошкольного возраста с различными нарушениями речевого развития, а именно с общим недоразвитием речи. В связи с этим особую важность приобретают разные методики и технологии логопедической работы с детьми, являющиеся эффективными и направленными на преодоление речевого дефекта, связанного с недоразвитием связной монологической речи.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены требования к структуре программы, к ее объему в образовательной области относительно речевого развития дошкольников. Акцент смещен на важность овладения речью, как одним из средств человеческой культуры, а также на развитие связной речи и речевого творчества. Для дошкольников с общим недоразвитием речи проблема нарушения связности речи остается актуальной, так как это является одной из важных основ дальнейшего успешного обучения данной группы дошкольников в школе и будет существенно сказываться на становлении психического развития ребенка. Кроме того, уровень сформированности связной монологической речи влияет на социальную адаптацию дошкольников с общим недоразвитием речи, так как остается не реализованной коммуникативная функция языка и речи в целом.
В современных образовательных условиях сам процесс развития монологической речи - часть повседневной жизни любого человека. Однако модели речевого общения становятся более разнообразными.
В сравнении с диалогической речью монологическая является более сложной, так как важное значение приобретает внутренняя работа над речью и внимание обращается на форму высказывания, что свидетельствует о достаточно сложной лингвистической работе.
Очень часто монологическая речь используется для описания событий, выражения собственных мыслей. Начальный этап становления монологической речи подразумевает умение связно высказываться. Речь характеризуется развернутостью, умением грамотно и лексически верной оформлять ее. Также требуется учет синтаксических связей между всеми словами, позволяющими сделать предложение логичным, что свидетельствует о ценности навыка овладения монологической речью. Данная форма речи позволяет дошкольнику понять законы и нормы языка, уточнить языковой материал, логически, фонетически и лексически верно и связно передать сверстникам и взрослым мысли, переживания, практический опыт. В связи с этим важной задачей является обучение дошкольника полному и логически верному выражению мыслей.
На современном этапе становления логопедической науки ряд ученых выражают мнение о необходимости развития монологической речи с использованием наглядных средств, что позволяет дошкольнику яснее и полнее выражать свои мысли (Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Т.А. Ткаченко) [77]. В настоящий момент недостаточно специальных систематизированных методических материалов, позволяющих подготовить дошкольников к овладению монологической речью и существует дефицит комплексных занятий, специальных разработок, связанных с возможностью овладения монологической речью. На наш взгляд решением данного вопроса может быть использование в работе с детьми народных сказок, как эффективного средства для развития связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи, так как отсутствуют либо недостаточно разработаны систематизированные методические подходы при рассмотрении данного подхода в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [77; 94].
Проблемой развития монологической речи занимались ученые в области психологии (Д.Б. Эльконин), лингвистики (Л.Н. Гвоздев [16]; Н.А. Пленкин), педагоги (Ф.А. Сохин [73], Е.М. Струнина, А.П. Усова и др.). Плодотворно изучением становления связной монологической речи занимались В.П. Глухов, Н.С. Жукова [34; 35]. Р.Е. Левина [46], Н.А. Никашина, О.С. Ушакова [83; 85]. Т.Б, Филичева, которые указывали на важность использования картинного материала при обучении дошкольников умению рассказывать и осуществлять пересказ [90; 95]. Однако в настоящее время недостаточно систематизированных сведений в области специальных разработок, комплексов занятий, дидактических и методических материалов, нацеленных на подготовку к овладению связной монологической речи через использование народных сказок на этапе дошкольного детства [19; 20].
В процессе проведенного анализа литературных источников при рассмотрении данной проблемы исследования, нами были выявлены некоторые противоречия между: несформированностью монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи и ее важностью для дальнейшей социализации детей; важностью развития связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи и недостаточной изученностью использования народных сказок в логопедической работе с данной группой детей [85].
На основе выделенных противоречий определена проблема исследования, значимость которой определяется ответом на вопрос: какова эффективность логопедической работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II-III уровня по становлению монологической речи с использованием народных сказок.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании, разработке, апробации эффективности содержания логопедической работы по формированию связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи II-III уровня с использованием народных сказок.
Объект исследования является связная монологическая речь дошкольников с общим недоразвитием речи II- III уровня.
Предметом исследования является содержание логопедической работы по развитию монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи II-III уровня.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что
1) у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II-III уровня отмечаются нарушения основных компонентов языковой системы, недоразвита эмоционально-волевая сфера, что затрудняет овладение связной монологической речью;
2) эффективность содержания логопедической работы по развитию связной монологической речи будет повышена, при условии использования в работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II¬III уровня народных сказок.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой решались следующие задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической, логопедической и научно-методической литературы по проблеме развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II-III уровня.
2. Определить особенности и уровни сформированности монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи II-III уровня.
3. Разработать содержание программы логопедической работы по развитию монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи II-III уровня.
4. Проверить экспериментальным путем эффективность предложенного содержания логопедической работы по развитию монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием народных сказок.
Теоретической и методологической основой исследования явились следующие положения, концепции и учения:
Положение о понимании речи как сложной функциональной системы (О.В. Грибова, Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина и др.) [25; 46; 95].
1) Положение о развивающей роли обучения в развитии ребенка
(В.В. Давыдов, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.) [27; 102].
2) Положение о развитии речи в процессе ручной деятельности (Н.А. Чевелева); [94].
3) Концепция об ориентированности на зону ближайшего развития
(Л.С. Выготский); [13].
4) Учение об общих закономерностях развития нормальных и аномальных детей (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова и др.) [46; 58].
В соответствии с поставленной целью и задачами исследования нами были определены методы исследования: теоретические, к которым относится анализ логопедической, психологической и педагогической литературы по рассматриваемой проблеме исследования; эмпирические - анализ медицинской и психолого-педагогической документации на ребенка, беседы с участниками образовательных отношений, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, количественно-качественный анализ данных.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе дошкольной организации г. Красноярска с детьми дошкольного возраста 5 - 6 лет, обучавшихся по адаптированной программе дошкольного образования детей с ТНР, и проходило в несколько этапов:
I этап (сентябрь 2021 - январь 2022 г.) - анализ логопедической, педагогической и психологической литературы; определение проблемы и гипотезы исследования, теоретических основ и задач исследования;
II этап (февраль 2022 - ноябрь 2022 г.) - организация и проведение исследования с целью изучения уровня и состояния сформированности связной монологической речи у дошкольников с ОНР II-III уровня;
III этап (декабрь 2022 - июнь 2023 г.) - организация и проведение формирующего этапа исследования и анализ полученных результатов;
IV этап (июль - ноябрь 2023 г.) - систематизация, обобщение, корректировка полученной информации и оформление выпускной магистерской работы).
Теоретическая значимость исследования заключается в подтверждении гипотезы исследования с использованием теоретических сведений по сформированности монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи II-III уровня. Представлено теоретическое обоснование исследования, определены основные принципы становления монологической речи на основе народных сказок.
Практическая значимость исследования направлена на определение задач, методов и принципов работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи II-III уровня с использованием в логопедической работе народных сказок с целью формирования монологической речи. Представленное содержание логопедической работы может быть использовано в работе практикующих специалистов: педагогов, логопедов, психологов и др.
Структура выпускной магистерской работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Введение содержит гипотезу исследования, объект, предмет исследования, цель и задачи работы, методы, представленные в первой главе работы. В первой главе дан анализ научной литературы по проблеме исследования. Вторая глава содержит описание констатирующего эксперимента и анализ результатов исследования. В третьей главе дается методика формирующего эксперимента и определяется эффективность. Заключение представлено выводами. Приложение содержит материалы, не представленные в основном тексте магистерской работы.
Проанализировав психолого-педагогическую и логопедическую литературу, мы определили особенности сформированности связной монологической речи у дошкольников 5-6 лет с общим недоразвитием речи. Как показал анализ, дошкольники испытывают трудно сти в овладении монологической речью, так как ее освоение построено на дефектной основе, а именно: нарушаются все языковые структуры. Как известно, соединение нарушений в речевой деятельности приводит к искажению всего высказывания в целом. Поэтому нет возможности у дошкольников с ОНР находиться на одном уровне речевого развития с нормотипичными детьми того же возраста.
Важным этапом в работе с детьми дошкольного возраста с ОНР в развитии связной монологической речи является чтение и демонстрация сказки через инсценирование с последующим ее обсуждением. Сказки в работе с детьми дошкольного возраста оказывают существенное эмоционально-волевое стимулирование, что, как следствие, активизирует связную речь дошкольника. Таким образом у детей развивается и активизируется словарь по заданной им тематике, развивается творческое начало, воображение и, соответственно, фантазия. Данный подход способствует развитию просодической стороны речи детей, делает ее эмоционально насыщенной и способствует раскрытию личностных характеристик. Все это способствует улучшению речевых показателей у дошкольников с ОНР.
Нами был организован констатирующий с дошкольниками с ОНР II-III уровней в возрасте 5-6 лет, проводившийся в октябре 2022 года на базе ДОУ г. Красноярска с целью изучения и выявления особенностей сформированности монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II-III уровня.
В процессе проведения констатирующего эксперимента с учетом сформированности связной монологической речи нами обследованы дошкольники с условной речевой нормой и дошкольники с ОНР II-III уровней по ряду заданий: задание на пересказ по опорной картинке, здание- рассказ по серии сюжетных картин, задание составление рассказа на основе прочитанной и продемонстрированной сказки и задание на составление вопросов к скрытой картинке. Были сформированы 2 группы: ЭГ, куда вошли 20 дошкольников с ОНР и контрольная, в которой были 10 дошкольников с условной речевой нормой.
Как показали результаты специфическими особенностями в ЭГ являются существенные трудности при осуществлении пересказа с использованием опорной картинки и при выполнении задания на осуществление рассказа по серии картинок, нежели чем при выполнении заданий на со ставление вопросов к скрытой картинке и составление рассказа на основе прочитанной и продемонстрированной сказке. Большие трудно сти возникли при осуще ствлении грамматического и лексического оформления высказывания, а также при самостоятельном оформлении своего речевого высказывания. Несколько лучше результаты по такому критерию, как смысловая адекватность и программирование.
К группе ОНР относятся дошкольники с достаточно широкой полиморфностью по уровням сформированности связной речи. Дети, относящиеся к первой группе - с достаточно благоприятной перспективой развития с точки зрения грамматического оформления высказывания, пропускали члены предложения и некоторые смысловые звенья. При этом затруднялись в согласовании глаголов с существительными вроде и числе. Могли заменить форму настоящего времени глагола прошедшей. В отношении лексического оформления высказывания допускали близкие замены по семантике осуществляя поиск нужного слова-действия. По критерию смысловой адекватности и программированию особых трудностей у этих детей не отмечалось. Осуществляя пересказ по опорной картинке детьми допускались неточности смыслового характера, но они не искажали смысл происходящего. Относительно критерия по умению составлять вопросы к скрытой картинке, у детей данный параметр сформирован. Это возможно связано тем, что вопрос является важным и главным компонентом речевого общения и является предпосылкой для формирования монологической речи через использование диалогической.
У дошкольников второй группы, относящиеся к группе с менее благоприятной перспективой развития, выявлены те же самые сложности, однако затруднения имеют более выраженный характер. У этих детей отмечаются такие особенности как: далекие вербальные парафазии (щенок болит нос), бедность словаря глаголов и существительных. Речь этой группы дошкольников изобилует грубыми аграмматизмами, которые выражаются в несогласованности слов в роде, числе и падеже («еж шла», «дети смотрят, а дорога»). Они ошибочно использовали предлоги, могли повторять смысловые эпизоды и пропускали существенные части текста, а также искажали его смысл, нарушая связи между предложениями в процессе собственного высказывания. При ответе на уточняющие вопросы логопеда, им требовалась большая помощь в форме объяснений, но и тогда задание не всегда выполнялось верно.
Деление дошкольников на вышеуказанные группы необходимо для определения содержания логопедической работы на этапе формирующего эксперимента.
По итогам анализа литературных источников и полученных результатов на этапе констатирующего эксперимента нами определены направления коррекционно-логопедической работы, а также определены задачи, являющиеся дифференцированными для двух групп дошкольников с ОНР с относительно благоприятной и менее благоприятной перспективой развития связной монологической речи, из чего вытекал объем информации и характер оказываемой помощи дошкольникам.
Для развития связной монологической речи нами было разработано содержание коррекционно-логопедической работы по развитию связной монологической речи у дошкольников 5-6 лет с ОНР II-III уровней является результативным. Были определены основные задачи, которые предусматривали дифференциацию для двух групп дошкольников с ОНР, а именно для детей с относительно благоприятной и менее благоприятной перспективой сформированности связной монологической речи. Учитывался объем и характер подачи информации, а также объем логопедической помощи дошкольникам. Содержание коррекционно-логопедической работы по формированию связной монологической речи у дошкольников 5 - 6 лет с ОНР II-III уровней предусматривало уточнение, активизацию словаря; формирование грамматического и лексического оформления высказывания; программирование, а также возможности самостоятельного высказывания и создания сюжетной линии сказки.
Нами, с целью подготовки дошкольников с ОНР II-III уровней к развитию связной монологической речи, проводились занятия, которые имели определенную последовательность. Подготовительное занятие - прочтение и демонстрация сказки; следующее занятие - составление вопросов к скрытой картинке, на которой изображен герой продемонстрированной ребенку сказки; затем - занятие, направленное на составление рассказа по серии сюжетных картинок. Вся логопедическая работа строилась специалистом в рамках коррекционного курса «Развитие речи».
Полученные на этапе контрольного эксперимента результаты показали положительную динамику уровня сформированности связной монологической речи у дошкольников с ОНР. Однако динамика в ЭГ являлась более выраженной, нежели в КГ, что свидетельствует об эффективности разработанного содержания коррекционно-логопедической работы.
Таким образом, полученные количественные и качественные результаты до и после формирующего эксперимента подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что эффективность содержания логопедической работы по развитию связной монологической речи будет повышена, при условии использования в работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II-III уровня народных сказок, которая нашла свое подтверждение.
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений - 3 - е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «академия», 2000. - 400 с.
2. Ахунджанова С. Формирование диалогической речи дошкольников в продуктивных видах деятельности / Дошкольное воспитание, 1983. № 6. - 126 с.
3. Баряева Л.Б., Вечканова И.Г. театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе. - М.: Каро, 2007. С. 6 - 43.
4. Белякова О.С., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
5. Бородч А.М. Методика развития речи детей. Курс лекций для студентов пед. ин-тов по специальности «Дошкольная педагогика и психология». - М.: Просвещение, 1974. - 288 с
6. Вершинина О.М. Совместная работа логопеда и воспитателя в условиях дошкольного образовательного учреждения / О.М. Вершинина. - М.: Изд-во МПСИ, 2003. - 336 с.
7. Веселовская Л.В. Обучение рассказу дошкольников с общим недоразвитием речи // Логопед в детском саду, 2005, № 4. - С. 11 - 18.
8. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы
дефектологии: периодика раннего развития. Эмоциональные
предпосылки освоения языка. - М.: Просвещение, 1987. - 159 с.
9. Власенко И.Т. Проблемы логопедии и принципы анализа речевых и неречевых процессов у детей с недоразвитием речи // Дефектология: научно-методический журнал / под ред. В.И. Лубовского. - 1988. № 4. - С. 3 - 11.
10. Волкова Л.С. Логопедия / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховскоой. - 5¬е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманитар. изд. ВЛАДОС, 2006. - 703 с
11. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системными нарушениями речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. - М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. - 231 с.
12. Выготский Л.С. Избранные сочинения: в 6-ти томах. - Т 3. Проблема развития психики / Под ред. А.М. Матюшина. - М.: педагог, 2000. - 368 с.
13. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.
14. Выготский Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. - СПб: Лань,
2003. - С. 665 - 670
15. Гальперин П.Я. Организация умственной деятельности и эффективность учения / П.Я. Гальперин // Возрастная педагогическая психология. Пермь, 1974. С. 90 - 103
16. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - СПб: Детство-Пресс, 2007. - 470 с.
17. Геринг М.Г. Воспитание у дошкольников правильной речи / М.Г. Геринг, М.Г. Герман. - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1976. - 156 с.
18. Гвоздев А.И. Вопросы изучения детской речи. - М.: Просвещение, 1961.
- 189 с.
19. Глухов В.П. Изучение особенностей формирования навыков связных высказываний у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология, 2014. С. 89
- 97.
20. Глухов В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи. - М.: В. Секачев, 2012. - 262 с.
21. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. - М.: АСТ: Астрель, 2005. - 351 с.
22. Глухов В.П. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - М.: АРКТИ, 2004. - 211 с.
23. Гончарова О.В. и др. театральная политра: Программа художественно-эстетического воспитания. -М.: ТЦ Сфера, 2010.
24. Горохова Е.А. Особенности смысловой организации текстовых сообщений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня / Е.А. Горохова, А.В. Мамаева // Современные технологии коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: материалы науч. конф. - Красноярск, 2020. - С. 15 - 16
25. Грибова О.В. Технологии организации логопедического обследования. Методическое пособие. - М.: Издательство АРКТИ, 2017. - 80 с
26. Гуськова А.А. Развитие монологической речи детей 6 - 7 лет: занятия на основе сказок / А.А. Гуськова. - Волгоград: Учитель, 2011. - 151 с.
27. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996. - 544 с
28. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /
Эльконин Д.Б.; ред.-сост. Д.Б. Эльконин. - 4-е изд., стур. - М.:
Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с.
29. Диагностика речевого развития дошкольников: научно-методическое пособие / Под ред. О.С. Ушаковой. - М., 1997.
30. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: дети с общим недоразвитием речи. Книга для логопедов. - М.: Просвещение, 1985. - 198 с.
31. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. - 378 с.
32. Жукова Н.С. Логопедия. Основы теории и практики / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: Эксмо, 2011. - 343 с.
33. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление недоразвития речи у детей. - М.: Педагог, 2004. - 248 с.
34. Жукова Н.С. Преодоление ОНР у дошкольников / Н.С. Жукова. - М.: Союз, 2008. - 142 с.
35. Жукова Н.С. Формирование устной речи. - М.: Соц.-полит. журн., 1994.
- 96 с.
36. Жулина Е.В., Шамов А.Н. Внешняя речь и ее влияние на становление психики ребенка / Вестник Минского университета. 2017. № 2 (19). - С. 12.
37. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 432 с.
38. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. - 480 с.
39. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5
- 7 лет. Пособие для логопедов / О.Б. Иншакова. - М.: Владос, 2019. - С. 22 - 24.
40. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. - М.: «Сов. Россия», 1973. - 219 с.
41. Корниенко М.А. Лингвофилософия Наома Хоского: от картезианской традиции к генеративной грамматике. - М.: Владос, 2018. - 215 с.
42. Короткова Л.Д. Сказкотерапия в школе. Методические рекомендации. - М.: ЦГЛ, 2006. - 144 с
43. Курдваловская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5 - 7 лет / Н.В. Курдваловская. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 128 с.
44. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. - М., 2004. - 72 с.
45. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М., 2009. - 365 с.
46. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии: учебное пособие / под ред. Р.Е. Левиной. - Репр. воспроизведение изд. М.: АльянС, 2013. - 367
с.
47. Левина Р.Е. Характеристика ОНР у дошкольников / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина // Основы теории и практики логопедии. - М.: Просвещение, 1968. - С. 67 - 85.
48. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Красанд, 2010. - 216 с.
49. Леушина А.М. О своеобразии образов в речи маленьких детей / А.М. Леушина // Психология дошкольника: Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. - М., 2002. - 187 с.
50. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольников // Хрестоматия по теории методике развития речи детей дошкольного возраста / А.М. Леушина. - М.: Академия, 2009. - С. 358 - 369
51. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения: монография / М.И. Лисина. - М.: Педагогика, 1986. - 144 с.
52. Ломакина О.С. Значение театрализованной деятельности в коррекции речи у дошкольников с общим недоразвитием речи / О.С. Ломакина, Е.В. Жулина // Проблемы современной науки и образования. - 2016. - № 40(82). - С. 94 - 97.
53. Лопатина Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Ю.А. Серебрякова, Н.С. Муроходжаева // Известия института педагогики и психологии. - Москва, 2020. - № 3. - С. 47 - 52.
54. Лурия А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия. - СПб.: Питер, 2019. - 336 с.
55. Лурия А.Р. Язык и сознание / под ред. Е.Д. Хомской. - М.: МГУ, 1979. - 320 с.
56. Львов М.Р. Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед.
учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 248 с.
57. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Школа для детей с тяжелыми нарушениям речи / Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 1961. - 59 - 70]
58. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом: книга для логопеда. - М.: Просвещение, 1985. - 192 с.
59. Махнева М.Д. театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2001. - С. 9 - 16, С. 76 - 121.
60. Микляева Ю.В. Активизация работы с родителями детей с общим недоразвитием речи / Ю.В. Микляева // Дефектология. - Москва. - 2001. - № 4. - С. 54 - 59.
61. Михачева М.Д. театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М.: Сфера, 2001. - 128 с.
62. Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи / О.А. Нечаева. - Улан-Уде: Бурятское кн. изд-во, 1974. - 94 с.
63. Нищева Н.В. Развивающие сказки / Н.В. Нищева. - СПб.: Детство- Пресс, 2004. - 139 с.
64. Носкова Л.П. Методика развития речи дошкольников. - М.: Владос, 2004. - 244 с.
65. Парамонова Л.Г. Воспитание связной речи у детей: методическое пособие / Л.Г. Парамонова. - СПб.: Детство-Пресс, 2011. - 176 с.
66. Парфенова Е.В. Развитие речи детей с общим недоразвитием речи в театрализованной деятельности / Е.В. Парфенова. - М.: Творческий Центр Сфера, 2013. - 64 с.
67. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. - М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002. - 256 с.
68. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2011. - 705 с.
69. Сазанова Е.О. Развиие речи дошкольников с общим недоразвитием речи / Е.О. Созонова. - М.: 2002. - 190 с.
70. Серебрякова Н.В. Развитие лексики у дошкольников со стертой дизартрией: методическое пособие. - СПб.: КАРО, 2009. - 224 с.
71. Сечко Роль театрализованной игры в развитии связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи / Традиции и новации в дошкольном образовании. - 2017. - № 2(2). - 39 - 41 с.
72. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции / Е.Ф. Соботович. - М.: Классик стиль, 2003. - 400 с.
73. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. - М.: Просвещение, 2005. - 224 с.
74. Стародубова Н.А. теория и методика развития речи дошкольника: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.А. Стародубова. - 5 - е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 256 с.
75. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1986. - 414 с.
76. Тихеева Н.И. Развитие речи детей / Н.И. Тихеева. - М.: Просвещение, 1981. - 159 с.]
77. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. - СПб.: Эксмо-детство, 2017. - 96 с.
78. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. - М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2003. - 112 с.
79. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4 - 6 лет / Т.А. Ткаченко. - М.: Ювента, 2007. - 24 с
80. Троякова Н.В. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средствами театрализованных игр // Аллея науки: электрон. науч. журн. - 2021. - Т 2, № 6(57). - С. 846 - 849.
81. Урунтаева Г.А. Детская психология: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Г.А. Урунтаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 336 с.
82. Ушакова О.С. Развитие речи детей 4 - 7 лет // Дошкольное воспитание. 1995. № 1. - С. 59 - 66
83. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. - М.: Издательство института психотерапии, 2001. - 256 с.
84. Ушакова О.С. Развитие речи детей 6 - 7 лет. Подготовительная к школе группа. - М.: Сфера, 2020. - 336 с.
85. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Владос, 2004. - 288 с.
86. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 октября 2013 г.
87. Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста: пособие для учащихся дошк. пед. училищ / Л.П. Федоренко. - М.: Просвещение, 1977. - 239 с.
88. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие для учащихся дошкольных педагогических училищ. - М.: Просвещение, 1997. - 240 с.
89. Филимонова О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх / О.Ю. Филимонова. - СПб.: Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. - 128 с.
90. Филичева Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи: Воспитание и обучение. - М.: РГБ, 2004. - 128 с.
91. Филичева Т.Б., Орлова О.С., Туманова ТВ. Основы дошкольной логопедии. - М.: Эксмо, 2015. - 320 с.