Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Теоретико-методологические основы формирования навыка пересказа у дошкольников с общим недоразвитием речи (Алалия. Афазия, Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №43501

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

логопедия

Объем работы37
Год сдачи2019
Стоимость550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
517
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования: МБДОУ «Детский сад №105» компенсирующего вида (г. Барнаул).
Выборка. Экспериментальная выборка составила 12 детей старшего дошкольного возраста: 6 мальчиков и 6 девочек. Возраст испытуемых – 5-6 лет. У 5 детей согласно заключению логопеда афазия, у 7 дошкольников диагностирована алалия.
В приложениях результаты диагностики.
Если поменять название базы исследования на нужное, то данная работа подойдет для любого города или вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПЕРЕСКАЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Сущность понятия «пересказ». Виды пересказа 6
1.2 Особенности обучения пересказу детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием 10
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 14
ГЛАВА 2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕСКАЗУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 15
2.1 Особенности пересказа текстов старших дошкольников с общим недоразвитием речи 15
2.2 Методические основы обучения старших дошкольников с общим недоразвитием речи пересказу 18
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 22
ГЛАВА 3 ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ ПЕРЕСКАЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 23
3.1 Процедура и методика исследования 23
3.2 Анализ результатов исследования 25
3.3 Рекомендации по формированию навыков пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 30
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 38

Актуальность исследования. Одной из задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение, но и научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной. Значительные трудности в овладении навыками пересказа у детей с общим недоразвитием речи (далее – ОНР) обусловлены недоразвитием различных компонентов языковой системы: фонетико-фонематического, лексического, грамматического. Вторичные отклонения в развитии психических процессов создают дополнительные трудности. У детей с ОНР отмечаются трудности при планировании пересказа и отборе соответствующих языковых средств. Для их высказываний характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, лексические затруднения, низкий уровень фразовой речи, большое число грамматических и синтаксических ошибок. Поэтому выбранная тема исследования относится к числу актуальных проблем современной дошкольной логопедии.
В настоящее время можно выделить ряд противоречий:
- между необходимостью формирования навыков пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и отсутствием специальных методик по организации обучения пересказу дошкольников с ОНР;
- между требованиями ФГОС ДО к уровню сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста и отсутствием в работе логопедов определенной системы в формировании навыков пересказа у старших дошкольников с ОНР.
Проблема исследования: как формировать навыки пересказа у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Цель исследования – изучить особенности коррекционно-логопедической работы обучения пересказу детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Задачи исследования:
1. Раскрыть закономерности обучения пересказу старших дошкольников с нормальным речевым развитием
2. Определить особенности коррекционно-логопедической работы по обучению пересказу старших дошкольников с ОНР.
3. Проанализировать методические основы обучения старших дошкольников с ОНР пересказу.
4. Выявить состояние умения у старших дошкольников с ОНР пересказывать в экспериментальном исследовании.
Гипотеза исследования: у детей старшего дошкольного возраста с ОНР пересказ характеризуется непроизвольностью, сжатостью, отсутствием выразительных средств, значительными лексико-грамматическими нарушениями.
Объект исследования – процесс обучение пересказу детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования – условия коррекционно-логопедической работы обучения пересказу детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Методы исследования: теоретические – изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; эмпирические – тестирование, качественный и количественный анализ экспериментальных данных.
Методики исследования: методика В. П. Глухова «Пересказ текста русской народной сказки «Теремок».
Теоретико-методологическую основу исследования составили научные труды О. А. Бизиковой, Л. С. Выготского, В. П. Глухова и др. Л. С. Выготский, С. Н. Самсонова, Н. А. Стародубова, Е. И. Юдина и др. раскрыли закономерности обучения пересказу детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием. У. М. Сидорова, О. Г. Хабарова и др. проанализировали особенности пересказа текстов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. В. П. Глухов, О. А. Козырева, Е. А. Коровко и др. выявили методические особенности коррекционно-логопедической работы по обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР пересказу.
Этапы исследования:
На первом этапе – поисково-теоретическом (октябрь – ноябрь 2018 г.), на котором изучались и анализировались психолого-педагогические исследования. Были определены методология и методика исследования, проблема, предмет, задачи, методы и гипотеза исследования.
На втором этапе – опытно-экспериментальном (декабрь 2018 г.) этапе осуществлялся констатирующий эксперимент, систематизировался полученный материал, осуществлялся анализ результатов исследования, качественная и количественная обработка полученных данных.
На третьем этапе – итогово-аналитическом (январь 2019 г.) осуществлялась систематизация и обобщение результатов экспериментальной работы, уточнению выводов, формированию результатов исследования, оформлялись результаты исследования.
База исследования: МБДОУ «Детский сад №105» компенсирующего вида (г. Барнаул).
Выборка. Экспериментальная выборка составила 12 детей старшего дошкольного возраста: 6 мальчиков и 6 девочек. Возраст испытуемых – 5-6 лет. У 5 детей согласно заключению логопеда афазия, у 7 дошкольников диагностирована алалия.
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованных источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема формирования связной речи, в частности, обучения пересказу, у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является одной из актуальных проблем коррекционной педагогики. Выбор данной темы обусловлен исключительной актуальностью этой проблемы, как с теоретической, так и с практической точки зрения.
В ходе исследования был успешно решен ряд теоретических и эмпирических задач. Был проведен теоретический анализ научной литературы по проблеме формирования пересказа у старших дошкольников с ОНР, рассмотрены определения общего недоразвития речи, пересказа; выбран диагностический материал, проведено экспериментальное исследование особенностей пересказа у дошкольников с ОНР; интерпретированы полученные результаты. Также в исследовании рассмотрен процесс становления навыка пересказа детей с нормальным развитием, представлена характеристика особенностей пересказа у дошкольников с ОНР, описана работа по обучению детей с речевым недоразвитием пересказу.
По результатам экспериментального исследования был сформулирован вывод о том, что дети старшего дошкольного возраста с ОНР мало заинтересованы в предложенных им заданиях, отмечается нарушение планирования пересказа, малая инициативность, дети не самостоятельны и инертны. Пересказ непроизволен, не проявляется осознанность в построении развернутого монологического высказывания. Для построения пересказа дети старшего дошкольного возраста с ОНР не используют выразительные средства, при этом присутствуют значительные лексико-грамматические нарушения. Выявленные недостатки в развитии навыка пересказа обнаруживают необходимость целенаправленной коррекционно-логопедической работы в данном направлении.
Итак, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Барменкова, Т. Д. Обучение пересказу текста детей с ОНР на подгрупповых занятиях [Текст] / Т. Д. Барменкова // Логопедия сегодня. – 2018. – № 3 (июль-сентябрь). – С. 57-66.
2. Бизикова, О. А. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О. А. Бизикова. – Нижневартовск, 2014. – 235 с.
3. Валуева, Я. В. Развитие связной речи дошкольников с ОНР с использованием методических приемов [Текст] / Я. В. Валуева // Логопед. – 2017. – № 1. – С. 102-112.
4. Воробьева, Т. А. Составляем рассказ по серии сюжетных картинок : пособие по развитию речи детей 4-6 лет для родителей, педагогов и логопедов [Текст] / Т. А. Воробьева. – Санкт-Петербург : Литера, 2016. – 96 с.
5. Выготский, Л. С. Проблемы общей психологии [Текст] / Л. С. Выготский. – Санкт-Петербург : Питер, 2012. – 874 с.
6. Глухов, В. П. Изучение особенностей формирования навыков связных высказываний у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / В. П. Глухов. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2015. – С. 89-97.
7. Глухов, В. П. Комплексный подход к формированию связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого и познавательного развития [Текст] / В. П. Глухов. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Москва : В. Секачев, 2014. – 265 с.
8. Евсюткина, П. А. Формирование навыка пересказа прочитанного [Текст] / П. А. Евсюткина // Молодой учёный. – 2017. – № 19 (78). – С. 531-533.
9. Игошина, Л. И. Особенности пересказа дошкольников [Текст] / Л. И. Игошина // Детский сад от А до Я. – 2017. – №3. – С. 17-24.
10. Климкина, Е. А. Особенности овладения связным высказыванием старших дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Е. А. Климкина // Культура. Наука. Интеграция. – 2017. – № 10. – С. 20-22.
11. Козырева, О. А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи. Пособие для логопеда [Текст] / О. А. Козырева, Н. Б. Борисова. – Москва : Владос, 2016. – 120 c.
12. Кондратьева, С. Ю. Обучение пересказу детей с общим недоразвитием речи [Текст] / С. Ю. Кондратьева, А. С. Волкова // Дошкольная педагогика. – 2018. – № 4. – С. 38-40.
13. Коровко, Е. А. Исследование логико-смысловой организации высказывания у старших дошкольников при нарушениях лексико-грамматического строя речи [Текст] / Е. А. Коровко // Специальное образование. – 2015. – № 1. – С. 22-33.
14. Кривощапова, Л. О. Пути формирования навыков связной речи у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Л. О. Кривощапова // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2016. – Т. 2. – № 10. – С. 124-131.
15. Минеева, Ю. В. Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников [Текст] / Ю. В. Минеева, З. Салихова, Н. И. Левшина // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 7. – С. 35-37.
16. Самсонова, С. Н. Коррекция связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе пересказа русских народных сказок [Текст] / С. Н. Самсонова, Е. И. Юдина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 8-3. – С. 45-47.
17. Сергеева, О. А. Формирование связной речи у детей с ОНР [Текст] / О. А. Сергеева, Г.К. Сергеева // Вопросы дошкольной педагогики. – 2015. –№ 3. – С. 86-88.
18. Сидорова, У. М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР [Текст] / У. М. Сидорова. – Москва : ТЦ Сфера, 2016. – 64 с.
19. Скитская, Л. В. Формы коррекционной работы в дошкольном учреждении, обеспечивающие улучшение коммуникативного общения детей [Текст] / Л. В. Скитская // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. – 2017. – № 1. – С. 36-41.
20. Смольникова, Н .Г. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. Г. Смольникова. – Москва : Педагогика, 2016 – 250 с.
21. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников школьников с ОНР [Текст] / Н. А. Стародубова. – Москва : Академия, 2017. – 412 с.
22. Теремкова, Н. Э. Пересказ – действенное средство развития связной речи у дошкольников [Текст] / Н. Э. Теремкова // Дошкольная педагогика. – 2015. – № 4. – С. 13-15.
23. Ткаченко, Т. А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам [Текст] / Т. А. Ткаченко. – Москва : ТЦ Сфера, 2018. – 48 с.
24. Туманова, Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение [Текст] / Т. В. Туманова. – Москва : Гном-Пресс, 2016. – 460 с.
25. Хабарова, О. Г. Использование современных педагогических технологий как условие эффективного развития связной монологической речи у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня (методическая разработка) [Текст] / О. Г. Хабарова // Материалы VI международной научной конференции. – Москва : Буки-Веди, 2015. – С. 151-160.
26. Халилова, Л. Б. Детская речь : особенности речевых расстройств [Текст] / Л. Б. Халилова. – Ростов на Дону : Феникс, 2016. – 410 с.
27. Цейтлин, С. Н. Усвоение языка [Текст] / С. Н. Цейтлин. – Москва : АСТ, 2016. – 526 с.
28. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст] / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательский центр «Академия», 2014. – 256 с.
29. Яцекова, Г. Л. Дети с нарушениями речи [Текст] / Г. Л. Яцекова. – Нижний Новгород : ООО «Цветной бульвар», 2017. – 423 с.
30. Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей [Текст] / В. И. Яшина, М. М. Алексеева. – Москва : Академия, 2014. – 369 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ