ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Психологические основы готовности детей к школе детей старшего
дошкольного возраста 7
1.2. Возрастные особенности детей 6-7 лет 12
1.3. Психолого-педагогические условия формирования мотивационной
готовности детей старшего дошкольного возраста к школе 21
Выводы по главе 1 26
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ 28
2.1. Организация исследования мотивационной готовности к школе детей 6-7
лет 28
2.2. Результаты диагностики мотивационной готовности к школе детей 6-7
лет 30
2.3. Выявление эффективности психолого-педагогических условий
формирования мотивационного компонента готовности к школе детей 6-7 лет 36
Выводы по главе 2 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
Процесс перехода ребёнка к школьному обучению является важным этапом в жизни как самого ребёнка, так и взрослых, окружающих его. Кроме того, данный этап сопровождается наступлением возрастного кризиса и является предметом изучения многих отечественных ученых, таких как: Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Л.С. Славина и др., так и зарубежные учёные: П. Экман, Ч. Форд, Э. Берн, Л. Колберг, Ж Пиаже и др.
Актуальность исследования готовности к школе детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что до сих пор ведутся споры на тему возраста, оптимального для начала школьного обучения [48;49], но при этом мало внимания уделяется такому компоненту готовности детей к школе, как мотивационный компонент, входящий в личностную готовность детей к школьному обучению. В основном все усилия при подготовке к школе направлены на развитие интеллектуального компонента готовности детей к школе.
Современное образование сталкивается с проблемой недостаточной мотивационной готовности детей к школе. Несмотря на наличие научных и практических работ, посвященных данной теме, исследования мотивационного аспекта готовности к школе у детей дошкольного возраста и формирования мотивационной готовности к школе остаются недостаточно исследованными. Следовательно, необходима разработка и организация комплексной работы по формированию мотивационной готовности к школе у детей 6-7 лет.
Родители, стремясь к тому, чтобы их дети уже до поступления в школу умели писать, читать и считать, часто организуют специальную подготовку. Однако, часто дети проявляют явное нежелание идти в школу и учиться, несмотря на наличие необходимых знаний, навыков и высокий уровень интеллектуального развития. Это говорит о том, что без мотивационной готовности ребенка адаптироваться в школьной среде будет сложно, даже при наличии необходимых навыков и интеллектуального потенциала. Следовательно, мотивационная готовность играет важную роль в общей подготовке к школе и должна учитываться при подготовке детей старшего дошкольного возраста к систематическому обучению в школе [6;14;19;20]...
Для каждого ребенка начало обучения в школе представляет собой важный жизненный вех, на который влияют разнообразные факторы. Старт школьного пути связан не только с учебными задачами, но и с масштабными изменениями в повседневной жизни детей, формированием новых взаимоотношений и освоением образовательной среды. Однако, немало первоклассников сталкиваются с неподготовленностью к этой перестройке, что затрудняет процесс адаптации и обучения в школьной среде. В связи с этим весьма актуальной становится проблема подготовки дошкольников к школьной жизни. Проводимые исследования по готовности ребенка к школе указывают на неравномерность развития мотивационной и интеллектуальной подготовки у детей.
В рамках теоретического анализа психолого-педагогической литературы выделен ряд проблем: несмотря на обилие научных работ и практических программ по данной проблеме, наблюдается недостаток материалов, посвященных исследованию мотивационной сферы дошкольников и формированию мотивационной готовности к школьному обучению, проблема преемственности между школой и ДОО, поскольку современная школа предъявляет к детям, поступающим на обучение, достаточно высокие требования, отсутствие желания учиться может привести к дезадаптации в школе.
В первой главе были рассмотрены основные подходы к психологической готовности детей к школе детей старшего дошкольного возраста, что позволило систематизировать и обобщить информацию по мотивационному компоненту готовности. Проанализировав данные источники, был сделан вывод о том, что мотивационная готовность - один из обязательных компонентов в структуре готовности к школе...
1. Божова А.А. Готовность детей к обучению в школе с точки зрения различных подходов // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. 2023. № 2. С. 124-128. URL: https://clek.ru/3BGKdq (дата обращения: 10.12.2023).
2. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: сб. ст. / под ред. А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца. М.: Международный образовательный и психологический колледж, 1995. 144 с.
3. Бузарова Е.А., Четыз Т.Н. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2007. №3. URL: https://clck.ru/3BGLBx (дата обращения: 10.01.2024).
4. Вербианова О.М. Психология ребёнка: младенчество, ранний и дошкольный возраст: учебное пособие. Красноярск: Краснояр. гос. пед ун-т им. В.П. Астафьева, 2017. 140 с.
5. Власова В.А. Роль педагога-психолога в организации психолого-педагогического сопровождения детей 6-7 лет при подготовке к школе / В. А. Власова // Региональное образование: современные тенденции. 2017.№ 2(32). C.65-70.URL: https://clck.ru/3BGgNL (дата обращения: 08.04.2024)
6. Волков Б.С. Готовим ребёнка к школе. СПб.: Питер, 2008. 192 с.
7. Газизова Ф.С. Сотрудничество ДОО с семьей в подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста / Ф. С. Газизова, Р. Ф. Миннуллина, А. Р. Нуриева // Проблемы современного педагогического образования. 2024. № 82-1. С. 119-122. URL: https://clck.ru/3BJ2pD (дата обращения: 02.04.2024).
8. Газизова Р.Р. Формирование мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста // Наукосфера. 2020. № 11-1. С. 93-96. URL: https://clck.ru/3BGKmH (дата обращения: 12.12.2023).
9. Герасимов А.В. Использование иммерсивных технологий для формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе // Педагогический журнал. 2023. Т. 13. № 10-1. С. 73-78. URL: https:ZZclck.ru/3BGnk5 (дата обращения: 01.04.2024).
10. Гербрант А.В. Развитие мотивационной готовности к обучению в школе// Вопросы дошкольной педагогики. 2017. №2.1(8.1). С.6-7. URL: https://moluch.ru/th/1Zarchive/54/2186/ (дата обращения: 11.01.2024).
11. Гогоберидзе А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. СПб.: Питер, 2013. 464 с.
12. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. М.: МГППУ, 2002. 68 с.
13. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. СПб.: Питер, 2004. 208 с.
14. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. М.: Владос-Пресс, 2005. 264 с.
15. Демина Т.М. Использование игр и упражнений для подготовки
детей к школе // Стратегии развития дошкольного и начального образования в эпоху модернизации: Материалы Национальной (Всероссийской) научно¬практической конференции, Нижний Тагил, 18 февраля 2022 года / Ответственный редактор Ю.В. Скоробогатова. Нижний Тагил - Екатеринбург: [б.и.].2023. С.70-75. URL: https://clck.ru/3BJ297 (дата
обращения: 01.06.2024)...50