СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ РКИ КАК
ОБЪЕКТ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 6
1.1. Понятие инновационных технологий обучения 6
1.2. Типология инновационных технологий обучения 10
1.3. Технологии в методике преподавания РКИ 13
2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВЕРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РКИ 21
2.1. Обучение грамматике 21
2.2. Обучение фонетике 28
2.3. Обучение аудированию 33
2.4. Обучение говорению 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 51
Список сетевых ссылок
В условиях современной глобальной интеграции языковое образование постепенно демонстрирует свою важность. С ростом частоты международных обменов владение несколькими иностранными языками стало для многих людей ключом к повышению своей конкурентоспособности. Среди многих международных языков русский стал важной частью преподавания ино-странных языков благодаря своему глубокому культурному наследию и обширному международному влиянию.
С быстрым развитием науки и техники методы обучения также постоянно совершенствуются. Это открывает беспрецедентные возможности для преподавания русского языка, ставит новые педагогические задачи. Традиционные методы преподавания русского языка часто фокусируются на изучении грамматики и лексики, игнорируя при этом практическое применение и контекстуальное понимание. Однако в современном обществе недостаточно просто овладеть грамматикой и словарным запасом, гораздо важнее уметь гибко использовать русский язык для общения в реальных ситуациях.
Поэтому особенно важно использовать современные технологии обучения для разработки методики преподавания русского языка как иностранного. Современные технологии обучения могут предоставить изучающим русский язык более богатые учебные ресурсы и учебную среду, которые способствуют самостоятельному обучению студентов, овладению методами и навыками обучения, а также совершенствованию навыков самоуправления и самоограничения с целью лучшей адаптации к будущей учебе и работе.
Объект исследования: современные педагогические технологии.
Предмет исследования: интернет-ресурсы и интернет-технологии при обучении русскому языку как иностранному.
Цель данной работы - рассмотреть возможности применения инновационных технологий обучения в методике преподавания русского языка как иностранного в группах китайских обучающихся.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по современным технологиям обучения РКИ.
2. Познакомиться с методами обучения РКИ.
3. Оценить эффективность применения современных интернет-платформ при обучении русскому языку китайских студентов.
4. Разработать задания по РКИ для китайских обучающихся с использованием интернет-платформ.
Методы исследования: метод анализа, наблюдения и моделирования процесса обучения РКИ, метод выборки.
Методологической основой исследования стали научно-методические работы по изучению РКИ (Пассов Е. И., Никитина Е. А., Щукин A. H. и др.)
Интернет-ресурсы: Rustest online.ru, Дуолинго, Яндекс-переводчик
Практическая значимость: состоит в возможности использования материалов на занятиях по практике устной речи, аудиовизуальному курсу, лингвокультурологии, межкультурной коммуникации в группах иностранных студентов, в частности - китайских обучающихся.
Апробация работы: Работа прошла апробацию на очно-дистанционной международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной филологии», которая проходила 17 апреля 2024 года в рамках форума «Молодежь и наука XXI века» в КГПУ им. В. П. Астафьева. А также на занятиях в группах китайских студентов, обучающихся на филологическом факультете КГПУ им. В.П. Астафьева, под руководством научного руководителя О.А. Гришиной.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения (таблицы, картинки и сайты).
В настоящем исследовании рассматривалось практическое применение и практическая эффективность применения интернет-технологий в изучении русского языка китайскими студентами; были проанализированы работы со-временных ученых, преподавателей-методистов РКИ, которые занимаются интернет-технологиями, приводились примеры, демонстрирующие приемы и методы использования интернет-технологий на занятиях по РКИ. Наконец, делается вывод о том, что интернет-технологии предоставляют китайским студентам большие удобства и возможности для изучения русского языка, позволяя им более эффективно и удобно овладевать знаниями по русскому языку.
Применение интернет-технологий в изучении русского языка продемонстрировало свое уникальное и богатое очарование. Появились онлайн-курсы и обучающие платформы. Благодаря огромным учебным ресурсам, гибким моделям обучения и удобным интерактивным методам они быстро завоевали расположение большинства учащихся. Эти платформы не только предоставляют разнообразные учебные ресурсы, такие как текстовые, аудио- и видео-материалы, но и используют передовые технологии, такие как искусственный интеллект и поиск данных, чтобы обеспечить учащимся захватывающий опыт изучения русского языка.
Кроме того, применение интеллектуальных вспомогательных инструментов в изучении иностранных языков также становится все более широким и углубленным. Программное обеспечение для перевода в режиме реального времени с его эффективными и точными характеристиками обеспечивает большое удобство для учащихся в процессе общения; технология распознавания речи позволяет точно анализировать произношение учащихся, предоставлять персонализированную обратную связь и рекомендации, а также помогает учащимся исправлять ошибки в произношении и улучшать уровень владения разговорным языком. Применение данных интеллектуальных ресурсов не только повышает эффективность и качество изучения иностранного языка, но и значительно повышает увлекательность и интерактивность процесса обучения.
В перспективе, учитывая постоянные инновации и развитие интернет-технологий, мы считаем, что их применение в изучении иностранных языков будет более широким и углубленным. В будущем мы можем ожидать появления более интеллектуальных и персонализированных обучающих платформ и инструментов, которые позволят изучающим иностранный язык получать более точный и эффективный опыт обучения. В то же время мы также надеемся, что большинство изучающих иностранный язык смогут активно использовать интернет-технологии, в полной мере использовать их преимущества и постоянно совершенствовать свой уровень владения ино-странным языком и навыки межкультурного общения, чтобы заложить прочную основу для будущих международных обменов и сотрудничества.
1. Аверьянова Ю.Ю. Интерактивные методы преподавания лексики на уроке РКИ. - Москва: РУДН, 2016. - C.221-226
2. Аникушина Е.А. Инновационные образовательные технологии и активные методы обучения: Методическое пособие. - Томск: В-Спектр, 2010. - 212 с.
3. Батраева О.М. Интенсивные методы и технологии в преподавании РКИ. - Челябинск : Два комсомольца, 2011. - С. 62-64.
4. Бычкова Е.А. Инновационные методы обучения XXI века. - Братск: МБОУ СОШ№24. , 2022. - 11c.
5. Гоу Юньшэн. Проблемы онлайн-обучения и размышления о русских специальностях в контексте обучения мудрости. - Харбин: Исследовательский центр русского языка, литературы и культуры, Хэйлунцзянский университет, 2023. - 6 c.
6. Добродум С.Е. Педагогические инновации. - Самара: СГУ , 2020. - 23c.
7. Дунаева Т.В. Интернет-технологии в образовательной деятельности. - Ачинск: ФГБОУ , 2021. - 30c.
8. Дюзенли М.В. Песенная классика советского кинематографа в преподавании грамматики на уроках РКИ. - Урал: каф. русского языка для ино-странных учащихся УрФУ, 2022. - 108 с.
9. Загвязинский В.И. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - М.: Академия, 2008. - 705 с.
10. Замышляева Т.В. Инновационные методы обучения. - Кострома: МОУ Лопаревская СОШ, 2022. -15c.
11. Карпов В.А. Электронный учебник русского языка как иностранного «Русский язык». - Минск: БГУ, 2013. - 248 с.
12. Касатиков А.Д. Современные информационные технологии в педагогическом процессе технологических факультетов педагогических вузов. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014. - 67с.
13. Коверзнева И.А. Психология высшей школы. - Минск:Модульное обучение (studfile.net), 2016. - 130с.
14. Кожухова Н.Е. Инновационные технологии в РКИ. - Минск : БГУ, 2024. - 3 с.
15. Крючкова Л.С. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному. - М.: Флинта: Наука, 2009. - 480с.
16. Кулибина Н.В. Методика преподавания русского языка как иностранного. Методическое пособие к дистанционному курсу повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного. - СПб: Златоуст, 2014. - 223 с.
17. Кулибина Н.В. Методическое пособие для преподаватель русского языка как иностранного. - СПб: Златоуст, 2015. - 25 с.
18. Ли Кедонг Основ современных образовательных технологий(Новая редакция).
19. Ли Чжихэ. Современные образовательные технологии (Третье из-дание). - Пекин: Издательство университета Цинхуа, 2019. - 274c.,2019 №,274 Я
20. Матвеева Н.С. Инновационные образовательные технологии в системе высшей школы. - Новосибирск: НГПУ, 2013. - 51c.
21. Миронова С.П. Инновационные технологии в профессиональной подготовке бакалавров. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019. - 171 с.
22. Можаева Г.В. Электронное обучение в вузе: современные тенденции развития. - Томск:Гуманитарная информатика. 2013. №7. - 13 с.
23. Морозова В.Н. Использование электронных технологий на уроках РКИ. - М.:МГПУ, 2022. - 3 с.
24. Никитина Е.А. Интерактивные технологии в обучении РКИ. - М.:МГСУ, 2022. - 130 с.
25. Орлова Е.В. Интерактивные методы преподавания русского языка как иностранного. - Русский язык в политкультурном мире. Х Международная научно практическая конференция., 2016. - С. 237 - 243.
26. Пальтов А.Е. Инновационные образовательные технологии: Учебное пособие. - Владимир : Изд-во ВлГУ, 2018. - 119 с.
27. Петрусевич А.А. Лоренц В.В.,Практика современного образования: учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2012. - 300 с.
28. Рогова А.В. Реализация методологических подходов в решении проблем сетевого взаимодействия в области педагогического образования : история и современность. - Чита:Забайкальский государственный университет, 2014. - 11 с.
29. Рублева Е.В. Современные технологии в обучении русскому языку как иностранному - М.: Гос. ИРЯ им. Пушкина, 2015. - С.28-39
30. Чжан Чан. Применение мультимедийных технологий в преподавании русского языка. - Чанчунь, Школа иностранных языков, Университет Чанчуня, Журнал «Китайские научно-технические доклады за 2021». - 144 с.,2021 v.- вдштш я
31. Шабанова Т.Л. Педагогика: учебное пособие. - М.: НГПУ, 2005. - С. 49-54.
32. Щукин A.H. Методика преподавания русского языка как ино-странного : учеб. 4-е изд. - М. : ФЛИНТА, 2017. - 509 с.
33. Щукин А.Н. Современный словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М. :Русский язык Курсы. , 2018. - 496 с.
34. Ян Пэн, Исследование гибридной модели преподавания русского языка как иностранного с глобальной точки зрения. - Пекин: Пекинский объединенный университет, 2022.