Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ДЕТСКОГО КЛУБА «ЖИВОЕ СЛОВО»

Работа №167768

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы90
Год сдачи2024
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


РЕФЕРАТ 3
Report 5
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. НАУКОВЕДЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
НАПРАВЛЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ДУХОВНО -
НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ 17
1.1. Состояние проблемы формирования направленности младшего школьника на духовно-нравственные ценности в теории и образовательной
практике 18
1.2. Особенности формирования направленности младших школьников на
духовно-нравственные ценности в условиях перехода на новые
образовательные стандарты 44
1.3. Изучение и анализ сформированности направленности младших
школьников на духовно-нравственные ценности на начало опытно
экспериментальной работы 68
Выводы по 1 главе 75
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТНОЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
НАПРАВЛЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ДУХОВНОНРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ 77
2.1. Разработка программы по формированию направленности младших
школьников на духовно-нравственные ценности 77
2.2. Реализация программы по формированию направленности младших
школьников на духовно-нравственные ценности 81
2.3. Анализ данных сформированности направленности младших школьников на духовно-нравственные ценности на окончание опытноэкспериментальной работы 84
Выводы по 2 главе 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 90
ПРИЛОЖЕНИЯ 93


В современном образовании значительно изменились цели: сейчас акцент делается на формировании личности, отражающей моральные идеалы общества и способной активно участвовать в жизни общества. Школа ставит перед собой задачу развития способностей учащихся к самостоятельному принятию решений в сложных ситуациях, требующих нравственного выбора; выражению оценок о действиях с точки зрения моральных норм и ценностей; контролю над своими действиями, учету возможных последствий и взятию на себя ответственности за них. Это обусловлено несколькими принципами.
В первую очередь, в современной России происходят кардинальные изменения во многих сферах жизни общества, пересматривается система ценностных приоритетов. Современная жизнь предъявляет повышенные требования к коммуникации и сотрудничеству. Удовлетворить эти требования невозможно без формирования личностных качеств членов общества, основанных на добре, порядочности, милосердии, сострадании, толерантности - другими словами, на морали. Это подчеркивает важность моральных ценностей в повседневной жизни людей и необходимость их возрождения.
Во-вторых, важно, чтобы школьники ориентировались в ценностях своего окружения, так как они - будущее страны. Это важно и для самих детей, так как помогает им адаптироваться в обществе, понять себя и свое место в нем. Отдельную роль в образовательной системе играет начальное образование. Именно начальная школа является основой для формирования личностных универсальных учебных действий. Это связано с ее уникальной ценностью в становлении личности: дети в младшем школьном возрасте открыты для понимания человеческих отношений, могут понимать и переживать то, что происходит с другими людьми, готовы к формированию моральных основ. Кроме того, современные дети оказываются в ситуации, где материальные потребности опережают нравственные, что повышает значимость и необходимость изменений в работе учителя по формированию моральных установок не только у детей, но и в возрождении моральных идеалов российской семьи.
Проблемы развития ценностной сферы личности, формирования морального сознания изучались в работах философов, психологов и педагогов. Недавно вопросы формирования ценностных ориентаций личности широко изучаются российскими исследователями. Анализ развития педагогических знаний о формировании моральных ценностных ориентаций у младших школьников показывает, что задача остается актуальной, несмотря на множество изданных работ.
Таким образом, современная педагогика в области формирования нравственных ценностей у младших школьников сталкивается с вызовами, связанными с изменяющейся социокультурной средой и информационными технологиями. Важно разрабатывать новые педагогические подходы, которые помогут детям развивать активное и ответственное отношение к моральным вопросам и принимать осознанные решения в сложных ситуациях. Кроме того, учителям необходимо профессиональное совершенствование, чтобы успешно осуществлять процессы обучения и воспитания, направленные на формирование нравственных ценностей у школьников.
В августе 2022 года были приняты дополнения и изменения в сфере воспитания. В федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) говорится о наличии мотивации к обучению и личностному развитию «целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, формирование системы значимых ценностно-смысловых установок, антикоррупционного мировоззрения, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы;» [Приказ Министерства просвещения РФ от 12 августа 2022 г. № 732 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413"]
Российское образование, как один из социокультурных и духовных феноменов, вступило в новый этап своего развития, связанный с переменой менталитета общества и личности, изменением ценностных ориентаций не только у подрастающего поколения, но и у старшего. Поиск новых приоритетов в данном времени идет в направлении формирования традиционных российских ценностей, имеющих сверхличное значение. Отказ от западной идеологии продиктован последними событиями в мире. Попытка запада уничтожить Российскую культуру и педагогику через навязывание своих идеалов и своих ценностей внесла резонанс в общественное понимание таких вещей как интеллектуальные, материальные и духовные ценности. П.А.Сорокин считает, что «Глобальные процессы начинающейся деструкции, характерные для т.н. цивилизованных стран (упадок нравственности, дегуманизация общества, деперсонализация личности и пр.) связаны именно с кризисом ценностей».
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе проведения работы по теме исследования было выявлено, что проблема формирования направленности на духовно-нравственные ценности у детей младшего школьного возраста является актуальной.
На основании результатов исследования можно сделать следующие выводы:
Важным фактором при формировании направленности на духовнонравственные ценности младших школьников является систематическая работа, направленная на постепенное усвоение и овладение понятием нравственные ценности, материал следует изучать по степени сложности от базового уровня к повышенному, а упражнения должны быть составлены таким образом, чтобы ученик смог самостоятельно справится с ними и оказаться в ситуации успеха. На занятиях желательно использовать методы и приемы обучения, которые будут активизировать у обучающихся применение знаний духовно-нравственных ценностей при взаимодействии с одноклассниками, а также отслеживать вовлеченность всех учеников в активную работу.
Так как примером для подражания у детей младшего школьного возраста является духовно-нравственный образ учителя, ему в первую очередь необходимо придерживаться соблюдения норм и правил нравственного поведения.
В ходе проведения опытно-экспериментальной работы было установлено, что введённые в программу индивидуальные занятия, групповые и коллективные формы работы позволяют лучше усваивать нормы нравственного поведения, лучше познают понимание духовнонравственных ценностей. С помощью беседы, ролевой игры, сценок, дискуссии учащиеся осознают используемые формулы культурой речи, обогащенной нравственными понятиями. Содержание работы направлено на развитие духовно-нравственной и коммуникативной составляющих, помогает учащимся пополнить знания о правилах и нормах поведения.
Для выявления уровня сформированности направленности на духовнонравственные ценности у детей младшего школьного возраста было проведено экспериментальное исследование, которое определялось с помощью разработанных критериев (когнитивный, эмоционально-оценочный и деятельностный), показателей и диагностического комплекса.
На основе данных критериев выделяют три уровня: высокий, средний и низкий.
Основываясь на полученные низкие результаты констатирующего эксперимента, была разработана программа формирования направленности младших школьников на духовно-нравственные ценности. На контрольном этапе исследования был проведен повторный срез с целью проверки эффективности разработанной нами программы. Анализ полученных данных позволил сделать нам вывод о положительной динамике уровня сформированности духовно-нравственных ценностей. Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные нами задачи в начале работы, были решены, гипотеза подтверждена. На основе нашего исследования мы можем утверждать, что программа формирования направленности на духовнонравственные ценности у младших школьников эффективна.



1. Азбука нравственного взросления: методический материал / В.И. Петрова [и др.].- СПб.:Питер.2007. - 304 с.
2. Андрушкевич А.А. Духовно-нравственное и нервно-психическое здоровье: медико-психологические аспекты диагностики, восстановления и формирования. Н. Новгород, 2001. - 176 с.
3. Ассаджиоли Р. "Психосинтез: теория и практика". М.,1994 - 286 с.
4. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2007. - 672с.
5. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Духовность / С.К. Бондырева и др. М.: Изд - во Московского психолого-социального института, 2007. - 186 с.
6. Братусь Б. С. Психология. Нравственность. Культура. М.: Менеджер, Роспедагенство, 1994. - 60 с.
7. Братусь Б.С. Двойное бытие души и возможность христианской психологии // Вопросы психологии. 1998, № 4, с. 78.
8. Брушлинский A.B. Проблема субъекта в психологической науке // ПНС. Т.6,№6, 1991. С. 6-10.
9. Варламова Е.П. К человеческому в человеке // Психологические проблемы, самореализация личности. Вып. 2. Спб; 1998. - 264 с.
10. Духовно-нравственное воспитание школьников: методический материал // Начальная школа. - 2006. - № 11. - с.45-57.
11. Духовно-нравственное воспитание школьников // Начальная школа: плюс до и после. - 2007. - № 11. - с.3-10, 37-40. Содержание: Методы и механизмы духовно-нравственного воспитания младших школьников: Духовно-нравственное воспитание средствами авторской сказки: Нравственное воспитание младших школьников с использованием компьютерной поддержки.
12. Зинченко В.П. Алексей Алексеевич Ухтомский и психология (к 125 - летию со дня рождения). //Вопросы психологии, 2000, № 4. С. 79-97
13. Знаков В. В. Психология понимания: Проблемы и перспективы. - М.: Изд- во «Институт психологии РАН», 2005. - 448 с.
14. Знаков В.В. Духовность в зеркале психологического знания и веры // Вопросы психологии. 1998, №3. С. 104-114.
15. Ильичева И. М. Психология духовности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2003.
... всего 41 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ