ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОРГАНЫ ДОЗНАНИЯ КАК ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СИСТЕМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1. Понятие, виды и процессуальный статус органов дознания в системе
Министерство внутренних дел России 6
1.2. Организация и управление деятельностью органов дознания 16
1.3. Становление и развитие российских органов дознания 30
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ ДОЗНАНИЯ
В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА) 39
2.1. История создания службы дознания в Министерстве внутренних дел по
Республике Тыва 39
2.2. Проблемы правовой регламентации и пути совершенствования уголовно- процессуальной деятельности специализированных подразделений дознания органов внутренних дел 43
Заключение 60
Список использованных источников и литературы 64
Приложения 73
Актуальность темы исследования. Сегодня новая Россия встала на путь продвижения к правовому государству. Именно поэтому на первый план выдвигается именно закон и его неукоснительное соблюдение, как гарантия прогрессивного развития общества и государства на пути к социальному государству, политика которого будет направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
У простого человека зачастую правоохранительные органы ассоциируются с весьма мрачным представлением неких карательных органов государства. И это представление легко объяснимо самим фактом существования на протяжении десятилетий в нашей стране репрессивной машины и фактическим пренебрежением к закону властвующих.
В настоящее время в соответствии с Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее УПК РФ), под дознанием понимается процессуальная деятельность дознавателя (следователя), состоящая в установлении обстоятельств очевидных преступлений небольшой или средней тяжести, формировании обвинения.
Итак, в настоящее время в мире происходят постоянные изменения стратегий и методов, а так же проблематика данного исследования по- прежнему несет актуальный характер.
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме органам дознания, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.
Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
В качестве правовой базы настоящего исследования использовались положения Конституции Российской Федерации (далее - Российская Федерация), законы РФ, указы Президента РФ, постановления Конституционного Суда РФ, ведомственные нормативные акты, регламентирующие деятельность службы полиции общественной безопасности МВД России и службы дознания в ее структуре, а также иные документы, имеющие отношения к рассматриваемым проблемам.
Объектом исследования является общественные отношения уголовно - процессуальной деятельности органов дознания, действующая в пределах установленной законом компетенцией.
Предметом исследования является действующее законодательство РФ о деятельности дознания, в том числе это нормы уголовно - процессуального законодательства РФ, нормативные акты.
Целью исследования является комплексное изучение и исследование деятельности органа дознания в системе Министерства внутренних дел в производстве уголовного процесса России.
Поставленная цель определила разрешение следующих основных задач:
- определить понятие, виды и процессуальный статус органов дознания в системе Министерство внутренних дел России
- рассмотреть организацию и управление деятельностью органов дознания;
- исследовать становление и развитие российских органов дознания;
- рассмотреть историю создания службы дознания в Министерстве внутренних дел по Республике Тыва;
- определить направления по усовершенствованию уголовно-процессуальной деятельности специализированных подразделений дознания органов внутренних дел.
При проведении исследования выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы: метод научного анализа; метод научного синтеза и обобщения; метод моделирования - это моделирование на основе полученных данных в раскрытии поставленной проблематики.
Научная новизна исследования заключается в том, что оно представляет собой одну из попыток комплексного теоретико-правового анализа процессуальной деятельности органа дознания на стадии возбуждения уголовного дела как правового явления, института, присутствующего в УПК РФ.
В работе сформулированы выводы и предложения, направленные на совершенствование правового регулирования процессуальной компетенции органов дознания.
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования работы состоит в том, что содержащиеся выводы и предложения могут быть использованы в целях дальнейшего развития института дознания, совершенствования форм досудебного производства и системы органов дознания.
Теоретическая база исследования основана на работах авторов в области уголовного процесса, уголовного права, и других наук: Е.Н. Арестова, Б.Т. Безлепкин, С.И. Викторский, Н.Ф. Герасимов, Л.Н. Гребенщикова, Е.А. Доля, Ю.Д. Ларин, Т.Н. Москалькова, В.Л. Попов, А.П. Рыжаков и других авторов.
Нормативную базу исследования составили: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, нормы действующего уголовно- процессуального, оперативно-розыскного, уголовного, административного и иного федерального законодательства, а также нормативные акты Президента РФ, органов законодательной и исполнительной власти (в том числе и ведомственный нормативный материал), постановления и определения Конституционного суда РФ, постановления Верховного Суда РФ, имеющие отношение к проблемам досудебного производства. В качестве источников нормативной информации были также использованы законодательные памятники в генезисе развития института дознания, проекты законов, несущие в себе информацию о процедуре дознания.
Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, объединенных в пяти параграфах, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
В заключении необходимо на наш взгляд, выделить некоторые концептуально важные моменты в выпускной квалификационной работе.
1. В настоящее время институт дознания является наиболее проблемным институтом уголовно-процессуального права. Эмпирические данные свидетельствуют о наличии устойчивой тенденции усиления кризиса дознания во всех регионах России. Формула дознания на практике оказалась неэффективной, что в свою очередь свело на нет главный замысел обособления этой формы досудебного производства: дознание не только не разгрузило следственный аппарат, а, напротив, придало ему больше работы.
2. Трудности практики дознания обусловлены, в том числе несовершенством теории, отсутствием четкой методологической концепции дознания.
3. Проблематичность дознания как понятия, составляющего частичку юридической теории, диктуется разными факторами. Не последнее место занимают терминологические нюансы. Подсознательная полисемия дознания оказала свое влияние на генезис отечественной формы досудебной подготовки, обозначенной этим словом, в частности, предопределила существование двух видов дознания.
4. Споры о соотношении дознания и ОРД касаются по общему правилу лишь дознания по делам, по которым предварительное следствие обязательно. Дознание в полном объеме выпадает из этой дискуссии. В этой связи, положения ч. 2 ст. 41 УПК РФ выглядят, вполне продуманными.
5. Деятельность органа дознания, по делам ему не подследственным, нуждается в статусном определении. Это должна быть специфическая форма досудебного производства, особый вид дознания - «первоначальное дознание».
6. Дознание специально (искусственно) упрощается в процессуальном плане лишь для того, чтобы эту форму расследования можно было вменить в обязанность именно органам
7. В дореволюционной России законодатель расценивал дознание как средство обеспечения расследования преступлений, а не как самостоятельную форму расследования. Дознание было квазипроцессуальным видом деятельности, поскольку осуществлялось в непроцессуальной форме. Придание дознанию процессуальной формы было осуществлено в советский период развития уголовного процесса.
8. Дознание в зарубежных странах по своей природе является деятельностью непроцессуальной (в том смысле, который вкладывает в это российский законодатель). Но своей генетической природе оно представляет собой расследование,заключающееся в производстве первоначальных следственных действий с целью закрепления следов преступления и установления лица, его совершившего. Зарубежный опыт в большинстве своем не содержит предпосылок, на которых могло бы основываться дознание альтернативное предварительному следствию.
9. История развития форм досудебного производства не выработала процедуры, которая бы считалась обычной генетически. Поэтому «обычная форма» устанавливается в большей мере конвенционально. Современная уголовно-процессуальная доктрина в качестве обычной формы досудебного производства рассматривает - предварительное следствие.
10. Криминалистические основания дифференциации диктуются природой познания по уголовным делам. Они основаны на информационной теории. Согласно этой теории информация имеет свойство со временем утрачивать свою ценность. Исходя из этого, процессуальная форма должна позволять получать максимальное количество информации за единицу времени. Именно криминалистические основания лежат в основе выделения такой исторически оправданной формы предварительного расследования, как дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно.
11. Проблема совершенствования досудебного производства породила
целый ряд научных подходов, которые можно сгруппировать в семь концепций:оптимизации;эффективности;
рационализации; процессуальной экономии, ускорения; упрощения.
12. Теоретическая модель совершенного дознания опирается на ряд методологических идей. Первая - дифференцированный подход к досудебному производству. Вторая - признание дознания неотъемлемой формой отечественного уголовного процесса. Третья методологическая идея заключается в таком структурировании уголовного процесса, когда досудебное производство выделяется в качестве самостоятельной стадии.
13. Основные формы стадии досудебного производства - досудебное следствие, первоначальное дознание и дознание очевидных преступлений. Орган дознания (дознаватель) имеет отношение ко всем формам досудебного производства.
14. Досудебное следствие по общему правилу должно проводиться следователями. Орган дознания (дознаватель) может быть допущен к производству досудебного следствия по делам, отнесенным к компетенции органов дознания, в случае, если к моменту принятия решения о возбуждении уголовного дела лицо не установлено, а также в случае появления иных обстоятельств, препятствующих установлению обстоятельств дела в процессуальной форме дознания по очевидным преступлениям. Для данного вида досудебного следствия 'возможны более короткие сроки.
15. Первоначальное дознание проводится органом дознания по делам, по которым обязательно досудебное следствие. Оно представляет собой синтез уголовно-процессуальных (следственных) и оперативно-розыскных действий. В данной форме досудебного производства в большей мере реализуется позитив интеграции уголовного процесса и оперативно- розыскной деятельности.
16. Дознание очевидных преступлений представляет собой современный вариант дознания. Оно проводится по делам, подследственным органам дознания в тех случаях, когда дело возбуждается в отношении конкретных лиц. При появлении затруднений допускается переход на режим досудебного следствия, которое производится дознавателем, осуществлявшим дознание.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017). // Российская газета, № 140, 29.06.2016.
3. Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности». // «Российская газета», № 149, 08.07.2016.
4. Федеральный закон от 03.07.2016 № 280-ФЗ «О внесении изменений в статью 32.1 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» и статью 46 Федерального закона «О связи». // «Российская газета», № 149, 08.07.2016.
5. Федеральный закон от 04.03.2013 №23-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О
внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»//Российская газета. 2013. №48. 6 марта.
6. Федеральный закон от 05.06.2007 № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017). //»Российская газета», № 122, 08.06.2007.
7. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2016). // «Российская газета», № 28, 10.02.2011.
8. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». // «Собрание законодательства РФ», 11.07.2016, № 28, ст. 4558.
9. Федеральный закон от 30.12.2015 № 440-ФЗ «О внесении изменений в
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части уточнения полномочий начальника органа дознания и дознавателя» //Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный
ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru(gaTa обращения: 30.12.2015).
10. Приказ МВД России от 07.11.2016 № 708»О внесении изменений в приказ
МВД России от 29 августа 2014 г. № 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях об административных правонарушениях о происшествиях»(Зарегистрировано в Минюсте России 01.12.2016 № 44510). // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов
исполнительной власти», № 51, 19.12.2016.
11. Приказ МВД России от 21.11.2012 № 1051 «Вопросы организации деятельности подразделений дознания (организации дознания) территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации». // КонсультантПлюс
12. Приказ МВД РФ от 15 августа 2011 г. № 941 «О внесении изменений в приказ МВД России от 19 июня 2006 года № 447». // «Российской газете» от 19 октября 2011 г. № 234
2. Научная и учебная литература
1. Агарков, А.П. Теория организации. Организация производства: Интегрированное: Учебное пособие для бакалавров / А.П. Агарков, Р.С. Голов, А.М. Голиков. - М.: Дашков и К, 2015. - 272 c.
2. Арестова Е.Н., Борбат А.В. Дознаватель и орган дознания как участники уголовного судопроизводства // Российский следователь.2015. № 24. С. 16 - 19.
3. Арестова, Е. Н. Производство органами дознания неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым обязательно
производство предварительного следствия / Е. Н. Арестова. - М. :Юристъ, 2009. - № 10.
4. Атмажитов, В.М. О законодательном регулировании оперативно-розыскной деятельности / В.М. Атмажитов. - М.: Шумилова, 2010. - 245 с.
5. Багаутдинов, Ф. А. Возбуждение уголовного дела по Уголовно - процессуальному кодексу Российской Федерации / Ф. А. Багаутдинов.
- М. : Законность. - 2010. - №7.
6. Баев О. Я., Комаров И.М. Тактические операции в досудебном производстве по уголовным делам. М. :Юрлитинформ, 2016.
7. Безлепкин, Борис Тимофеевич Краткое пособие для следователя и дознавателя / Безлепкин Борис Тимофеевич. - М.: Проспект, 2016. - 404 с.
8. Безлепкин, Борис Тимофеевич Краткое пособие для следователя и дознавателя / Безлепкин Борис Тимофеевич. - М.: Проспект, 2016. - 404 с.
9. Белавин А.А., Бочинин С.А. Проблемы сокращенной формы дознания // Российский следователь. 2016. № 13. С. 12 - 17.
10. Богдановский А. Возбуждение уголовного дела при наличии повода и основания не право, а обязанность // Российская юстиция. - 2002. - №2. - С. 35-36.
1 1 .Варпаховская, Е.М. Понятие, система и порядок производства следственных действий в российском уголовном судопроизводстве / Е.М. Варпаховская. Иркутск: Иркут.юрид. ин-т Генер. прокуратуры РФ, 2010. - 165 с.
12.Вердичевский, Ф. Ю. Взаимодействие органов следствия и дознания как организованная система / Ф. Ю. Вердичевский. - СПб. : Питер, 2010.
13. Виданов А.М. Предварительное расследование в форме дознания: проблемы законодательного регулирования // Российский судья. 201З. № 9. С. 22 - 24.
14. Волколуп, О. В. Система уголовного судопроизводства и проблемы ее совершенствования / О. В. Волколуп. - СПб. : Питер, 2011.
15. Вопросы расследования преступлений: справочное пособие / Под общ.ред. Кожевникова И.Н. - М.: Спарк, 2010. - З25 с.
16. Гирько С.И. Расследование преступлений в форме дознания в системе МВД России // Юридический консультант. 201З. № 7.
17. Горюшкин, А.А. Организация производства: Учебное пособие / Н.И. Новицкий, А.А. Горюшкин; Под ред. Н.И. Новицкий. - М.: КноРус,
2013. - 350 е.
18. Григорьев, В.Н. Предварительное расследование (понятие, задачи и формы) / В.Н.Григорьев. - М.: Право, 2011. - 271 с.
19. Гуляев, А.П. Следователь в уголовном процессе / А.П. Гуляев. - М.: Юрид. лит., 201З. - З78 с.
20. Дворянкина Т.С. Сокращает ли расследование сокращенное дознание? // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 8. С. 161 - 165.
21. Денисов, А.И. Органы государственной власти и органы государственного управления; М.: Высшая партийная школа при ЦК ВКП (б) - Москва, 2013. - 810 е.
22. Деришев, Ю.В. Уголовное досудебное производство: проблемы и пути реформирования / Ю.В.Деришев // Уголовное право. - 2012. - № 1. - С. 34 - 39.
23 . Дмитриев Ю. А., Шапкин М. А. Правоохранительные органы; Мастерство - , 2014. - 304 е.
24. Дознание в органах внутренних дел: учебное пособие / Н.А. Коновалов. - Орел :ОрЮИ МВД России имени В. В. Лукьянова, 2014. - 156 с. 2. Предварительное следствие в органах внутренних дел [Электронный ресурс] : курс лекций / [С.Р. Микаутадзе[и др.]]. - Электрон.текстовые дан. - Воронеж : Воронежский институт МВД России, 2014. - 222 с. - Режим доступа: http://mvd.stavedu.ru/.
25. Донских И.В. Особенности расследования уголовных дел,
подследственных дознавателям ФССП России // Практика исполнительного производства. 2016. № 3. С. 47 - 64.
26. Дубинский, А.Я. Исполнение процессуальных решений следователя /
А.Я. Дубинский. - Киев.: Полис, 2011. - 289 с.
27. Есина А. С., Арестова Е. Н. Уголовно-процессуальная деятельность органов внутренних дел в качестве органов дознания; КноРус - Москва, 2012. - 224 c.
28. Есина, А.С. Дознание / А.С.Есина. - М.: Издательство «Щит-М», 2014.- 321 с.
29. Есина, А.С. Дознание / А.С.Есина. - М.: Издательство «Щит-М», 2014.- 321 с.
30.Зайцев, О. Н. Дознание по УПК РФ : учебное пособие / О. Н. Зайцев, Ф.A. Абдулаев. - М. :Юрайт, 2010.
31.Захарова, С.А. Уголовно-процессальное реформирование дознания / С.А.Захарова. - Челябинск, 2012. - 139 с.
32. Кальницкий, В.В. Следственные действия: Учеб.пособие для курсантов и слушателей образоват. учреждений МВД России юрид. Профиля /
B. В.Кальницкий. - Омск: Омская акад. МВД России, 2013. - 344 с.
33. Карягина О.В. История становления института дознания в уголовном процессе.// Вестник Таганроского института управления и экономики.2016. №1 (23). С.65-67.
34. Ким Д.В. Криминалистические ситуации: понятие, структура, классификация. М., 2011.
35. Кожевников, И.Н. Упорядочить полномочия следователя / И.Н. Кожевников // Российская юстиция. - 2011. - № 12. - С. 22-24.
36. Кольчурин А. Уголовно-процессуальный статус дознавателя органа внутренних дел и роль дознания в борьбе с преступностью / Кольчурин А. // Уголовное право. - 2012. - № 2. - С.33-36.
37. Коляда, А. В. Возбуждение уголовных дел / А. В. Коляда. - М. : Адвокат, 2010.
38. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / К.А. Барышева, Ю.В. Грачева, Г.А. Есаков и др.; под ред. Г.А. Есакова. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2017. - С.567.
39. Криминалистика. Лекционный курс : учебное пособие / О.Я. Баев. — 4¬е изд., перераб. и доп. — Москва : ЮСТИЦИЯ, 2017. — 372 с. — (Бакалавриат, специалитет).
40. Крылов, И.О. Розыск, дознание, следствие: учеб, пособ / И.О. Крылов.- М.: МГУ, 2010. - 238 с.
41. Ларин, А. М. Расследование уголовного дела / А. М. Ларин. - М. :Юрайт, 2010.
42. Лившиц, Ю. Д. О сущности дознания и его субъектах / Ю. Д. Лившиц. - Омск: ВИМ, 2011.
43 .Лившиц, Ю.Д., Биятов Т.К. О сущности дознания и его субъектах // ОВД в условиях судебно-правовой реформы в России. Омск: ВИМ, 2013.
44. Магомедов М.А. Дознание в сокращенной форме: проблемы и перспективы // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. № 4. С. 81 - 83.
45. МалышеваОА Теоретико-правовые основы процессуального статуса дознавателя // Российский следователь. 2011. № 16. - С.21.
46. Масленков С.Л. Дознание в современном уголовном процессе России: проблемы совершенствования: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2008. - С.18.
47. Мичурина О.В., Химичева О.В. Предмет и пределы доказывания при производстве дознания в сокращенной форме: замысел законодателя и практический результат // Российский следователь. 2016. № 5. С. 18 - 22.
48. Осипов Д.В. Актуальные проблемы организации раскрытия и расследования преступлений небольшой и средней тяжести подследственных подразделениям дознания. - М.: ВНИИ МВД России.
49. Осипов, Д.В. Понятие дознания в науке уголовного процесса и законодательства /Проблемы предварительного следствия, дознания. М., 2009.
50. Панокин А.М. Дознание в сокращенной форме // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 5. С. 914 - 918.
51. Правоохранительные органы; Дашков и Ко - Москва, 2014. - 448 е.
52. Практическое руководство для судебных следователей. - М.: Книга по Требованию, 2016. - 811 е
53. Проблемы предварительного следствия и дознания: сборник науч. трудов./ Отв. ред. Щерба С.П. - М.: ВНИИ МВД, 2011. - 2З4 с.
54. Рыжаков А.П. Допрос: основания и порядок производства // СПС КонсультантПлюс. 201З.
55. Селезнев, М. Взаимодействие следователей и органов дознания / М. Селезнев. - М.: Дрофа, 2011. - 415 с.
56. Семилетников Н. А. Органы внешних связей государства. В 2 частях. Часть 1. Центральные органы внешних связей государства; Академия управления при Президенте Республики Беларусь - Москва, 2012. - 136 е.
57. Сергеев А.Б. Дознание в ОВД: учебное пособие. Челябинск, 2009. -С.14.
58. Соловьев, А. Соотношение дознания и предварительного следствия по УПК РФ / А.Соловьев // Уголовное право. - 2013. - № З. - С. 2З - 29.
59. Соловьев, А. Соотношение дознания и предварительного следствия по
60. Топориков М.Л. Надзор за расследованием преступлений в форме дознания следователями Следственного комитета Российской Федерации // Военно-юридический журнал. 2015. № 8. С. 15 - 18.
61. Уголовный процесс / Под ред. О.И. Андреевой, А.Д. Назарова, Н.Г. Стойко, А.Г. Тузова. - Ростов на/Д: Феникс, 2015. - 446 с.
62. Уголовный процесс / Под ред. О.И. Андреевой, А.Д. Назарова, Н.Г. Стойко, А.Г. Тузова. - Ростов на/Д: Феникс, 2015. - 446 с.
63. Уголовный процесс: учебник / В. К. Бобров и др. - Москва: Юрайт,2014. - С.412.
64. Химичева, Г.П. Досудебное производство по уголовным делам: концепция совершенствования уголовно-процессуальной деятельности / Г..Химичева. - М.: Издательство «Экзамен», 2013. - 2З7 с.
65 . Цоколова, О.И. Проблемы предварительного следствия и дознания: Сб. науч. тр. М-во внутренних дел Рос. Федерации / О.И.Цоколова. - М.: Всерос. науч.-исслед. ин-т МВД России, 201З. - 221 с.
66.Чельцов-Бебутов МА.Курс советского уголовно- процессуального права. М., 1956. - С.21.
67. Якимович, Ю.К. Досудебное производство по УПК Российской Федерации (участники досудебного производства, доказательства и доказывание, возбуждение уголовного дела, дознание и предварительное следствие) / Ю.К.Якимович. - СПб.: Астель, 201З. - 254 с.
68. Якубович, Н.А. Теоретические основы предварительного следствия / Н.А.Якубович. - М.: Юристъ, 2012. - З22 с.
69. Якупов, Р. Х. Уголовный процесс: учебник / Р. Х. Якупов. - М. : Зерцало, 2010.
3. Интернет - ресурсы
70. Официальный сайт Министерства внутренних дел - Ы^://17.мвд.рф
7 1 . Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации -
https://мвg.рф/mvd/structure1/Upravle№ija/Upravle№ie_po_orga№izacii_d oz№a№ija/Polozhe№ie_ob_upravle№ii_po_orga№izacii
72 . Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации -
https://мвд.рф/mvd/structure1/Upravle№ija/Upravle№ie_po_orga№izacii_d oz№a№ija/Polozhe№ie_ob_upravle№ii_po_orga№izacii
73 . Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации -
https://мвд.рф/mvd/structure1/Upravle№ija/Upravle№ie_po_orga№izacii_d oz№a№ija/Polozhe№ie_ob_upravle№ii_po_orga№izacii