Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты формирования интереса младших школьников к литературному чтению 6
1.1. Интерес к чтению как педагогическая проблема 6
1.2. Семья и ее роль в развитии чтения младших школьников 10
1.3. Библиотечная выставка в младших классах 18
1.3.1. Понятие библиотечной выставки и виды выставок 18.
1.3.2. Алгоритм создания библиотечной выставки 22.
Вывод по 1 главе 25
Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности библиотечной выставки в процессе формирования интереса младшего школьника к литературному чтению 28
2.1 .Исследование уровня развития интереса младших школьников к чтению 28
2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента 37
2.3. Анализ результатов исследования 45
Вывод по главе 2 47
Заключение 49
Список литературы 51
Приложение 56
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Слова эти сказаны великим французским мыслителем Дени Дидро. Актуальны они и сейчас, так как разработка проблемы развития интереса к чтению младших школьников решает ряд воспитательных, образовательных и развивающих задач.
В век научно-технического прогресса многие понятия и вещи теряют свою прежнюю ценность, приобретают новый смысл. В наше время, чтобы получить сведения по какому-нибудь вопросу, люди не сидят часами в библиотеках, прорабатывая литературу, а находят ответы на все вопросы в интернете. Дети в настоящее время овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Мы постоянно задаем себе вопросы: как заинтересовать ребёнка книгой? Как научить ребёнка любить книгу? Ведь современные дети не любят читать, они читают мало и с неохотой. Именно эти факты свидетельствуют об актуальности поставленной в исследовании проблемы.
Великие мыслители говорили:
- «Книга играет большую роль в духовной жизни детей » (В.А.
Сухомлинский).
- «Книги рождают мечту, вызывают ее к жизни, заставляют размышлять, воспитывать самостоятельность суждений» (С.Г. Струмилин).
- « Привить ребенку вкус к чтению -лучший подарок, который мы можем ему сделать» (Сессиль Лупан).
- «Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание - великое дело, им решается участь человека.» (В. Г. Белинский).
Наличие интереса к чтению - не просто познавательная направленность детей на книгу как объект, который вызывает у них эмоции, - и как следствие
- желание с ним действовать: рассматривать его, листать, читать. Наличие факта свидетельствует о развитии у детей интереса к чтению. Однако не каждая книга будет интересна младшему школьнику, ведь интерес к чтению - интерес избирательный, направленный на книги определенного рода, так как считает их более подходящими для себя. Непременным условием возникновения, а потом расширения и углубления читательских интересов у младших школьников является достаточно широкий уровень личной начитанности, в соответствии с этой целью читатели, ориентируются на рекомендованный список, должны научиться самостоятельно отбирать и читать к уроку то, что от них требуется, то есть рассказы или книжки данного писателя или именно произведения данной конкретной темы. После выбора определенного произведения ребенок должен читать не только то, что ему интересно, но и над чем он будет размышлять, и о чем он может рассказать на уроке...
В исследовании на тему «Библиотечная выставка как средство развития интереса младших школьников к чтению» были рассмотрены теоретические основы семейного чтения и разработаны рекомендации родителям по организации семейного чтения, которые, на наш взгляд способствуют развитие интереса к чтению и книге.
Возможности библиотечной выставки как средство развития интереса к чтению младших школьников высоки. Использование выставки, в учебно¬воспитательном процессе начальной школы повышает уровень развития интереса к чтению, особенно такие критерии как: устойчивость и глубину чтения, а также избирательность литературы.
Изучив и обобщив педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования, мы выявили, что существует ряд терминов, обозначающих интерес: «отношение», «познавательная потребность», «направленность». Каждый автор по своему трактует это понятие.
Говоря о библиотечной выставке, следует, прежде всего учитывать возрастную норму, алгоритм создания выставки, а также ее виды.
Экспериментальная часть работы была организована с целью исследования влияния библиотечной выставки на развитие интереса младших школьников. Для этого на формирующем этапе исследования был подобран и реализован:
- анализ формуляров;
- анализ анкет учащихся;
- анализ анкет родителей.
С целью проверки гипотезы было поведено сравнение результатов анкет на констатирующем и контрольном этапе. Полученные данные были подвергнуты количественной и качественной обработке, уровень развития интереса учащихся стал выше, что подтвердило выдвинутую гипотезу.
Таким образом, организация и проведение библиотечной выставки в учебно-воспитательном процессе в начальных классах способствует развитию интереса к чтению, если используется на уроках литературного чтения и во внеклассной работе.
1. Педагогика детства. К. Д. Ушинский. Воспитание человека: Избранное / сост.: вступ. статья С. Ф. Егорова. - М.: Карапуз, 2000. №11. - С. 4 - 6
2. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика: педагогика любви и свободы.- М.: Просвещение, 1993.605 C.
3. Аникина, С.А., Золотарева И.В. В помощь школьному учителю.- М.: «Вако», 2003.368 C.
4. Береснева, Л. О роли чтения / Л. Береснева // Домашнее воспитание. - 2002. - № 6. - С.15 - 17
5. Библиотечная энциклопедия / Рос. гос. биб-ка. - М.: Пашков Дом, 2007.
- 1300 C.
6. Бочкарёва, Н.И. Как воспитать талантливого читателя / Н. И. Бочкарёва // Детская библиотека. - 1999. - №3. - С.75 - 82
7. Бугрименко Б.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения.- М.: Просвещение, 1993.80 C.
8. Ванеев А.Н., Минкина В.А.. Краткий справочник школьного библиотекаря / Ванеев А.Н., Минкина В.А..-2005-448 С.
9. Генезис и развитие структуры целей воспитания в педагогической концепции И.Ф. Гербарта [Электронный ресурс: http://www.superinf.ru].
10. Гобова Е. С. Понимать детей - дело интересное/ Е. С. Гобова. - М.: Аграф, 1997. - 240 с.
11. Гребешков И.В. Школа и семья.- М.: Просвещение, 1991
12. Денисова С. А. Родители о детском чтении и роли библиотек / С. А. Денисова // Родительское собрание по детскому чтению. - 2008. - С. 30
- 32
13. Дети и чтение на рубеже XXI века: Литературные пристрастия современных подростков: итоги исследования /Волгоградская обл. детская библиотека; сост. О.И. Харитонова. - Волгоград, 2001. - 19с. (Режим доступа в сети: http://www. rgdb. ru ).
14. Егорова Н. С. Проблемы детского чтения глазами теоретиков и практиков / Н. С. Егорова // Начальная школа. - 1998. - № 9. - С. 11 - 16
15. Збаровская Н.В. Выставочная деятельность, 2004 год...56