Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С ЭЛЕКТРОННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ

Работа №167637

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2023
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭЛЕКТРОННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В БИБЛИОТЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Понятие, характеристика и формы электронных образовательных
ресурсов в библиотеке 7
1.2. Характеристика методов, применяемых при исследовании организации 13
1.3. Методы работы с электронными образовательными ресурсами в
библиотеке 21
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО АПРОБАЦИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С ЭЛЕКТРОННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ 31
2.1. Характеристика МАУ «ЦБС им. Горького», Городской библиотеки -
филиала №12 им. В. Белинского 31
2.2. Анализ использования электронных образовательных ресурсов в
библиотечной деятельности 38
2.3. Апробация модели совершенствования системы работы с электронными
образовательными ресурсами и анализ результатов 48
Выводы по главе 2 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 72

В Национальной программе поддержки и развития чтения говорится о том, что «в обществе нарастают представления и мнения о том, что роль книги, библиотек в обществе уменьшается в сравнении с Интернетом и вообще сойдет на нет при полном развитии его возможностей» [43]. При этом возможности библиотек стараются расширять свои границы, прислушиваясь к потребностям пользователей.
Деятельность библиотек, в современном мире, не ограничивается только лишь библиографическим обслуживанием, но имеет множество граней в качестве дополнительного образования и досугово­просветительской сфере и электронные образовательные ресурсы не последний пункт развития библиотечной деятельности.
Анализ различных библиотек и их работы с электронными образовательными ресурсами показал то, что нет единой системы работы с такими ресурсами. Каждая библиотека выбирает для себя более актуальные формы работы или придерживается устоявшихся принципов библиотечной деятельности, в меньшей степени уделяя внимание расширению арсенала информационно-коммуникационных технологий.
Согласно правительственной стратегии развития библиотечного дела до 2030г и национальной программе поддержки и развития чтения, библиотекам необходимо расширять свой арсенал использования электронных образовательных ресурсов для повышения имиджа учреждений, выполнения заявленных стратегий и привлечению большего количества пользователей не только информационными фондами, но и посещения мероприятий.
В таком случае, система работы с электронными образовательными ресурсами должна идти в ногу со временем в таких организациях как библиотеки.
Актуальность выбранной темы исследования заключается в развитии такой системы работы с электронными образовательными ресурсами, которая сможет обеспечить нормальное функционирование библиотечной организации с учетом целей деятельности специалистов, а также повышать эффективность и результативность использования электронных
образовательных ресурсов.
Целью исследования является совершенствование системы работы с электронными образовательными ресурсами, в рамках культурной организации.
Объектом исследования являются электронные образовательные ресурсы.
Предметом исследования являются условия совершенствования системы работы с электронными образовательными ресурсами.
Предлагаемым решением поставленной цели является
совершенствование системы работы с электронными образовательными ресурсами с помощью создания каталога электронных образовательных ресурсов, а также его квалификационное сопровождение.
Задачи исследования состоят в изучении основ управления культурной организации, описании сферы профессиональной деятельности, определении противоречий в управлении, а именно:
1. Провести научно-методологический анализ понятия
«электронный образовательный ресурс».
2. Провести обзор наиболее эффективных систем использования электронных образовательных ресурсов.
3. Разработать и апробировать каталог электронных образовательных ресурсов и его квалификационное сопровождение.
4. Провести анализ результатов апробированного решения исследования.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме, анализ документов, SWOT-анализ, анкетирование и эксперимент.
Практическая значимость содержания данной работы состоит в возможности применения выводов и результатов исследования в деятельности руководителей библиотечных организаций при разработке и совершенствовании систем взаимодействия с электронными
образовательными ресурсами.
Исследование проводилось в 2022-2023 г.г., на базе Муниципального автономного учреждения «ЦБС им. Горького», городской библиотеки- филиала №12 им В.Белинского, г. Красноярска. В исследовании также приняли участие сотрудники других филиалов МАУ «ЦБС им. Горького».
В рамках исследовательской работы были опубликованы статьи:
1. Немцева Е.В. Использование электронных ресурсов в библиотечной деятельности // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. CXXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(131).
2. Немцева Е.В. Опыт создания каталога электронных образовательных ресурсов на базе библиотеки // Студенческий: электрон. научн. журн. 2023. № 40(252).
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены его цель и задачи, обозначены объект, предмет, указаны методы исследования и теоретические основы, а также научные результаты.
В первой главе «Теоретические аспекты электронных образовательных ресурсов в библиотечной деятельности» сделан анализ определений «электронные образовательные ресурсы», рассмотрены характеристики и формы электронных образовательных ресурсов. Также приведена характеристика методов анализа организации и анализ различных систем работы с электронными образовательными ресурсами.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по апробации предложений совершенствования системы работы с электронными образовательными ресурсами» приведена общая характеристика культурной организации, являющейся базой для данного исследования, проведен анализ системы работы с электронными ресурсами, определены критерии эффективности рекомендаций по совершенствованию системы работы с электронными ресурсами МАУ «ЦБС им. Горького».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Деятельность библиотек, в современном мире, не ограничивается только лишь библиографическим обслуживанием, но имеет множество граней в качестве дополнительного образования и досугово­
просветительской сфере для которой необходимо использование современных электронных образовательных ресурсов.
Грамотное использование электронных образовательных ресурсов разной формы, можно считать ведущим фактором организации самообразования, взаимодействия населения, получения знаний и информации, проведения досуга в современном мире. Библиотека, для того чтобы оставаться популярным образовательным и культурным местом, должна идти в ногу со временем.
Анализ различных библиотек и их работы с электронными образовательными ресурсами показал то, что нет единой системы работы с такими ресурсами.
Проектным решением стало совершенствование системы работы с электронными образовательными ресурсами с помощью создания каталога и его квалификационного сопровождения.
Главной целью каталога является объединение электронных образовательных ресурсов в единую систему по целевому назначению библиотечной деятельности. Для удобства обработки информации каталог был создан на базе онлайн-инструмента «Гугл-таблицы», изображенного на рисунке 9. В каталоге представлен 21 ресурс.
Также в рамках исследования для развития системы работы с электронными ресурсами были отобраны курсы повышения квалификации. Выбранные программы реализуются Государственной универсальной научной библиотекой Красноярского края.
Отобранные ресурсы являются бесплатными или условно - бесплатными, имея различные тарифные планы в зависимости от функционала. Данные электронные образовательные ресурсы направлены на создание авторского информационного продукта, при этом возможно использование различного рода шаблонов.
В связи с теоретической и практической частями работы можно сделать следующие выводы:
1. Каталог позволил оперативно, а главное уместно по форме, а следовательно, и цели библиотечной деятельности, подбирать электронный образовательный ресурс.
2. Совершенствование системы работы с электронными
образовательными ресурсами должна быть комплексной и включать в себя больше мероприятий для того, чтобы соответствовать современным тенденциям развития библиотечного дела.
По результатам апробации более 80% участников отметили увеличение количества используемых электронных ресурсов, при этом оценка каталога была в основном средней по удобству. При этом сотрудниками были отмечены и другие предложения системной работы с электронными ресурсами, такие как, создание тематических курсов, ворк-шопов и методических описаний.
Таким образом, каталог позволил сотрудникам сообразно цели культурно-просветительской библиотечной деятельности подбирать электронные ресурсы. Разработанная система на данный момент распространена в 60% библиотек города Красноярска, в дальнейшем планируется ее доработка и тиражирование на другие библиотечные системы города и края, с последующим обменом опытом с регионами и кластерами.
Таким образом, разработанные предложения по совершенствованию системы работы с электронными образовательными ресурсами, дают теоретическую и эмпирическую базу для дальнейших исследований. Опыт использования разработанных предложений показал, что, система работы с 59
электронными ресурсами должна быть комплексной и включать в себя больше мероприятий для того, чтобы соответствовать современным тенденциям развития библиотечного дела, согласно правительственной стратегии развития и национальной программе поддержки.


1. Аврамова, Е. В. Публичная библиотека в системе непрерывного библиотечно-информационного образования: специальность 05.25.03 «Библиотековедение,
библиографоведение и книговедение»: диссертация на соискание
ученой степени кандидата педагогических наук / Аврамова Елена Викторовна; Санкт-Петербургский государственный институт культуры. — Санкт-Петербург, 2017. — 361 с.
2. Анищенко, Л. Н. Формирование и развитие системы электронных образовательных и научных ресурсов вузовской библиотеки / Л. Н. Анищенко // Научные и технические библиотеки. - 2016. - № 2. - С. 25-32. - EDN VMHIAV.
3. Антопольский, А.Б. Вопросы мониторинга развития информационного общества в сфере культуры / А.Б. Антопольский // Информ. ресурсы России. - 2009. - № 1. - С. 2-7.
4. Барышева, Е. А. В помощь школе: электронные образовательные ресурсы зарубежных библиотек / Е. А. Барышева // Труды ГПНТБ СО РАН. - 2023. - № 1(17). - С. 46-54. - DOI 10.20913/2618-7515-2023-1­46-54. - EDN CNFKAE.
5. Башкова, Н. Г. Информационно- коммуникационные технологии (ИКТ)
в библиотеках ЦБС: ближайшие перспективы и направления развития. / Н. Г. Башкова. — Текст: электронный // МАУ Новозыбковская ЦБС: [сайт]. — URL: http://nowbibl.ru/2015/04/informatsionno-
kommunikatsionny-e-tehnologii-ikt-v-bibliotekah-tsbs-blizhajshie- perspektivy-i-napravleniya-razvitiya/ (дата обращения: 15.04.2022).
6. Бейлина, Е. Н. ЭБС в библиотеках - 2020: новые приоритеты и потребности / Е. Н. Бейлина, Р. Е. Каплин // Университетская книга. -
2020. - № 10. - С. 24-31. - EDN GCSQOB.
7. Библиотека Non-Ffiction: электронная библиотека: сайт. - Москва, 2001
• . - URL: https://lib.biblioclub.ru/ (дата обращения: 14.12.2022). -
Текст: электронный.
8. Библиотекарю в практику работы: сборник. Выпуск 61 / Пермская государственная краевая универсальная библиотека имени А. М. Горького; составитель А. М. Шаврина. - Пермь: [б. и.], 2020. - 127 c. - Текст: электронный // Пермская электронная библиотека: [сайт]. - URL:
https://www.gorkilib.ru/activity/publishing activities/methodicals edition/bi bliotekary u-v-praktiku-raboty-vyp-61 -2020-g/ (дата обращения: 16.12.2022).
9. Болдырев, П. А. Научно-образовательная открытая электронная
библиотека Оренбуржья как часть национального информационного ресурса / П. А. Болдырев, С. Н. Ряховских, С. В. Мызина // Научные и технические библиотеки. - 2019. - № 5. - С. 67-77. - DOI
10.33186/1027-3689-2019-5-67-77. - EDN RBSELC.
10. Валуева А.А. К вопросу о классификации электронных
образовательных ресурсов /А.А. Валуева // Проблемы и перспективы развития индустрии гостеприимства Калининградской области глазами молодых ученых, 2019. С. 102-104.
11. Васькова, Н. И. Проблемы организации работы вузовских библиотек с удалёнными электронными образовательными ресурсами / Н. И. Васькова, Н. Б. Зиновьева // Научные и технические библиотеки. -
2021. - № 11. - С. 105-114. - DOI 10.33186/1027-3689-2021-11-105-114.
• EDN EXHBNQ.
12. Головина, Г. В. Деловая культура руководителя: учебно-методическое
пособие / Г. В. Головина, А. А. Прокопчук ; Г. В. Головина, А. А. Прокопчук. - Москва: Литера, 2010. - 160 с. - (Современная
библиотека: серия). - ISBN 978-5-91670-048-0. - EDN QXDQGP.
13. ГОСТ 7.0-99. Система стандартов по информации, библиотечному и
издательскому делу. Информационно-библиотечная деятельность,
библиография. Термины и определения. - Минск: ИПК Изд-во стандартов, 1999. -28 с.
14. Грошева, С. Ф. Электронные ресурсы центральных (универсальных научных) библиотек Приволжского федерального округа РФ / С. Ф. Грошева // Культура & инновации: Интернет-журнал МГПУ. - 2006. - № 2. - С. 32.
15. Елизарова Р. У. Информационные технологии произвели революционный переворот в библиотечной сфере // Информационное общество. 2012. № 4. С. 411...64


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ