Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование толерантности у обучающихся шестых классов на уроках физической культуры

Работа №167575

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

физическая культура

Объем работы72
Год сдачи2022
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические предпосылки формирования толерантности у обучающихся шестых классов 9
1.1. Сущность, содержание и структура понятия «толерантность» 9
1.2. Шестиклассники как субъекты межкультурного взаимодействия 16
1.3. Уровни сформированности толерантности у обучающихся шестых
классов 24
Выводы по первой главе 31
Глава II. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по формированию толерантности у обучающихся шестых классов на уроках физической культуры 33
2.1. Обоснование программы формирования толерантности у обучающихся
шестых классов на уроках физической культуры 33
2.2. Апробация программы формирования толерантности у обучающихся
шестых классов на уроках физической культуры 39
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по формированию
толерантности у обучающихся шестых классов на уроках физической культуры 57
Выводы по второй главе 63
Заключение 65
Практические рекомендации 68
Список использованных источников 69


Актуальность. Этнически наше государство представляет собой специфическую мозаику, состоящую из множества народов. Они различны по величине и интенсивности внутренних связей, экономическим и социальным характеристикам, уровню политической организации, языку и культуре, по духовному складу и национальному характеру.
Радикальные социально-экономические преобразования в нашей стране привели к ломке прежних общественных отношений, противоречивым тенденциям их развития, кризисам во многих сферах человеческой деятельности, к росту межэтнической напряженности. Сегодня на улицах российских городов и деревень нередки проявления вражды к людям иных национальностей, расистских, неофашистских настроений в отношениях между различными этническими группами, зачастую приводящих к конфликтам на национальной почве.
Особенно велико влияние сложившейся ситуации на процесс социализации подрастающего поколения, поскольку от того, какие установки процесса общения личности с миром, окружающими людьми будут заложены в сознании подрастающего поколения, зависит её будущее. Поэтому в настоящее время одной из важнейших проблем воспитания является формирование личности человека как носителя гуманистических, толерантных идей в системе межэтнических отношений. Значительная роль в решении этой проблемы принадлежит школе как важнейшему институту социализации личности.
В последнее время в ряде государственных документов расставлены акценты на мирное решение вопросов в области межнациональных отношений. В основополагающих документах в области образования (Декларации принципов толерантности, Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Региональных концепции и программе-ориентире воспитания детей и молодёжи Красноярского края и др.) определены приоритеты отечественного и краевого образования и воспитания. Одним из таких приоритетов, нуждающихся в научной разработке и обосновании, выступает проблема формирования культуры межнационального общения и толерантности. Так, в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» акцентируется внимание на том, что современному обществу нужны высоконравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, делать выбор, отличаются мобильностью, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности [20].
Толерантность как особенность сознания или личностная черта не присуща человеку изначально и может никогда не появиться и не проявиться. Поэтому она должна быть специально воспитана, сформирована. Вместе с тем, анализ проведенных исследований (работы А.Г. Асмолова, В.В. Бойко, А. Грачева, Н. Едыгова и др.) свидетельствует о том, что процесс формирования толерантности школьников на уроках физической культуры ещё не получил должного научного обоснования.
Проблему воспитания толерантности у детей в той или иной степени затрагивали в своих научных работах и публикациях многие отечественные и зарубежные философы: P.P. Валитова, Н.К. Рерих, Ж.-Ж. Руссо, В.А. Тишков, Б. Уильямс и др.; психологи: AT. Асмолов, Е.Ю. Клепцова, И.В. Крутова, Г.У. Солдатова и др. Педагогическим аспектам решения проблемы толерантности посвящены исследования Н.В. Бордовской, Б.С. Гершунского, П.Ф. Каптерева, А.А. Реана, К.Д. Ушинского и др.; воспитание терпимости в контексте формирования культуры межнационального общения рассматривали А.Г. Абсалямова, Ю.В. Арутюнян, З.Т. Гасанов, Л.М. Дробижева и др.; технологические вопросы воспитания толерантности поднимали Н.П. Едыгова, В.А. Ситаров, О.Б. Скрябина, П.В. Степанов и др.; теории и концепции формирования физической культуры личности (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Л.И. Лубышева, П.И. Лукьяненко, В.И. Лях и др.).
Анализ научных исследований позволил выделить противоречия между:
- потребностью государства и общества в толерантной личности и недостаточной направленностью системы образования на её формирование и воспитание;
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема толерантности в педагогике сформировалась не так давно и стала следствием тенденций изменения содержания образования, которое направлено на реализацию прав человека, приобщение к общечеловеческим ценностям, развитие взаимопонимания и уважения чужих взглядов. Одним из таких приоритетов, нуждающихся в научной разработке и обосновании, выступает проблема формирования культуры межнационального общения и толерантности. В «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» акцентируется внимание на том, что современному обществу нужны высоконравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, делать выбор, отличаются мобильностью, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности.
Исходя из анализа научно-методической, психологической, философской и педагогической литературы, мы пришли к выводу, что формирование толерантности у обучающихся шестых классов на уроках физической культуры в школе мало изучена. Проблема создания условий формирования толерантности у обучающихся шестых классов не рассматривалась как отдельная теоретическая и практическая проблема. Всё это послужило основанием для определения темы нашего исследования.
Опираясь на труды отечественных и зарубежных исследователей (работы Е.В. Гаврилова, Б.С. Гершунского, В.И. Ляха, А.И. Матвеева, Н.Е. Сидорова), мы обосновали необходимость и возможность формирования толерантности у обучающихся шестых классов на уроках физической культуры, разработали и реализовали программу по формированию толерантности у обучающихся шестых классов на уроках физической культуры, включающую в себя проведение системы уроков по олимпийскому образованию (уроки образовательно-познавательной направленности); организацию и проведение на уроках физической культуры подвижных игр как эффективного средства формирования толерантности обучающихся шестых классов (уроки образовательно-предметной направленности); выполнение упражнений прикладной направленности (уроки образовательно-тренировочной направленности).
Нами была организована опытно-экспериментальная работа на базе средней школы № 24 г.Красноярска.
При диагностике сформированности толерантности у обучающихся шестых классов на уроках физической культуры нами были выделены компоненты толерантности (эмоционально-ценностный, когнитивный и поведенческо-деятельностный); определены три уровня её проявления (высокий, средний, низкий), что позволило в ходе всей опытноэкспериментальной работы проследить динамику формирования толерантности у обучающихся шестых классов на уроках физической культуры.
Так, сравнительный анализ начального и конечного уровня проявления толерантности у обучающихся в экспериментальной и контрольной группах свидетельствует, что количество шестиклассников (на конец опытноэкспериментальной работы) с высоким уровнем увеличилось в экспериментальной группе при результатах диагностики тестом «Индекс толерантности» на 12%, в контрольной группе 8%, со средним уровнем на 16%, в контрольной группе на 4%, количество обучающихся с низким уровнем уменьшилось в экспериментальной группе на 28%, а в контрольной группе только на 4%.
При проведении теста «Методика изучения толерантности детей» результаты такого показателя как «Толерантность в кругу друзей» свидетельствуют, что количество обучающихся (на конец эксперимента) с высоким уровнем увеличилось в ЭГ на 12%, в КГ 4%, со средним уровнем ЭГ на 12%, в КГ на 6%, количество учащихся с низким уровнем уменьшилось в ЭГ на 24%, а в КГ только на 8%; показателя «Толерантность и окружающий мир» с высоким уровнем: ЭГ на 8%, КГ на 4%; со средним - ЭГ на 4%, КГ на 2%; с низким ЭГ на 12%, КГ на 8%; показателя «Толерантность у себя дома», с высоким уровнем: ЭГ на 8%, КГ 4%; со средним ЭГ на 16%, КГ на 8%; с низким ЭГ на 24%, КГ 12%.
В ходе исследования были решены поставленные задачи. Была достигнута цель исследования, также полностью подтвердилась выдвинутая нами гипотеза.



1. Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию / А.Г. Асмолов. - М: Смысл, 2000. - 255 с.
2. Батрак Я. А. Развитие толерантности младших школьников. - Братск: ГИМНЦ, 2017. - 97 с.
3. Безюлева Г.В. Толерантность: взгляд, поиск, решение / Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова. - М.: Вербум-М, 2018. - 168 с.
4. Богомолова М.И. Межнациональное воспитание детей: учебное пособие. - 2-е изд., испр. - М.: ФЛИНТА, НОУ ВПО «МПСИ», 2017. - 176 с.
5. Бондырева К.С., Колесова Д.В. Толерантность: введение в проблему. - Москва МПСИ; Воронеж НПО «МОДЭ», 2018. - 240 с.
6. Варфоломеева З.С. Олимпийское образование как средство формирования этнической толерантности младших подростков в процессе обучения физической // Фундаментальные исследования. - 2017. - № 9-8. - С. 1831-1835;
7. Воспитание толерантности: хрестоматия / Авт.-сост. И.И. Барахович, В.П. Калинина. - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2012. - 214 с.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: АСТ: Астрель, 2018. - 671 с.
9. Гаврилова Е.В. Проблема толерантности и пути ее решения в школьном пространстве // Социальная педагогика. - 2017. - № 1. - С. 15.
10. Ганаева Е.Э. Психолого-педагогическое понимание сущности толерантности // Педагогика высшей школы. - 2018. - №1. - С. 25-27.
11. Гершунский Б.С. Толерантность в системе целевых приоритетов образования // Педагогика. - 2015. - № 7. - С. 3-13.
12. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М: «Просвещение», 2019. - 26 с.
13. Данилюк А.Я., Кондаков А.М. Воспитание и социализация младших школьников // Педагогика. - 2018. - № 5. - С. 7.
14. Декларация принципов толерантности. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tolerance.ru/toler-deklaraciya.php (дата обращения 10.02.2022)
15. Ипполитова Н., Стерхова Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education. - 2017. - №1. - С. 8-14.
... всего 54 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ